Спасская церковь

Спаська церква. У 1704 р. поблизу Курилівської брами Полтавської фортеці згоріла Преображенська церква. У 1706 р. настоятель І. Світайло за допомогою І. Іскри спорудив на її місці невелику тимчасову Спаську церкву, а з матеріалу розібраного Здвиженського собору Полтавського Хрестоздвиженського монастиря планував спорудити нову Преображенську. Невдовзі І. Світайла, який проходив у справі страчених В. Кочубея та І. Іскри, було заслано на Соловки, звідки він повернувся у 1710 р. За цей час Спаська церква набула меморіального значення. За переказами, після Полтавської битви тут відбувся молебень, на якому був присутній Петро І, на площі біля церкви у 1709 р. поховали загиблих захисників фортеці. Поруч з Спаською церквою спорудили нову Преображенську. В 1811 р. останню розібрали, а начиння перенесли до Спаської церкви. У 1837 р. Полтаву відвідав Олександр II. На гроші, які він пожертвував на збереження пам'ятки, та ті, що було зібрано шляхом підписки, у 1845 за проектом харківського архітектора А. Тона над дерев'яною церквою звели мурований футляр у вигляді однобанної церкви. У 1847 р. перед західним входом спорудили муровану двох'ярусну дзвіницю. У 1890 р. територію обведено огорожею з мурованими стовпчиками і кованими гратками. У Спаській церкві зберігалися старовинні книжки, зокрема, євангелія 1644 р. і 1698 р. друку; "Анфологіон..." львівського видання 1651 р. та ін. Серед ікон було сім, написаних у 1676 р. іконописцем Герасимом Німим.

У 30-х рр. 20 ст. Спаська церква закрита, розібрана дзвіниця. Відновила діяльність у 1945 р. Спаська церква розташована на вул. Жовтневій № 10.

Дивись: Рудинський М. Я. Архітектурне обличчя Полтави; Вайнгорт Л.С. "Записки провинциального архитектора"

Джерело:

Полтавщина: Енциклопедичний довідник (За ред. А.В. Кудрицького.- К.: УЕ, 1992). Стор. 886-887

 

СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ.

К памятникам Петровской эпохи в Полтаве принадлежит низенькая, стоящая на северо-восточной стороне старого города, близ памятника Императора Петра I, древняя церковь во имя Спаса Нерукотворенного Образа (16 августа), бывшая в те времена внутри города и существовавшей во время Полтавской битвы крепости. Она и в настоящее время среди же города, на небольшой открытой площадке **), между Александровской и Дворянской улицами (где ныне Приютская улица), близ обрыва ***), невдалеке от того места, где в старину находились вторые или Куриловские ворота, уничтоженные в 1802 году вместе с крепостным валом, по распоряжению бывшего Малороссийского генерал-губернатора А. Б. Куракина.

**) Около 1800 кв. саж.

***) Обрыв этот называется вторым раскатом.

Время построения Спасской церкви в точности неизвестно. Известно только, что она была придельной некогда бывшей здесь деревянной церкви во имя Преображения Господня, построенной в конце XVII века, по всей вероятности, после бывшего набега татар на Полтаву в 1695 году. Церковь эта, как записано в оставшемся от нее Трифологе, о котором сказано ниже, сгорела в 1705 году, 6 сентября, и вскоре затем была возобновлена усердием известного в истории Малороссии священника Иоанна Светайла (12), а в 1810 или 1811 г.г., по ветхости, разобрана, и вся утварь и иконы перенесены из нее в сохранившийся придел, составляющий теперь саму церковь Спаса, в которой служение продолжалось до 1830 годов.

12) В 1708 году Светайло, за участие в доносе Кочубея на гетмана Мазепу, сослан был в Соловецкий монастырь, а в 1712 году, по ходатайству Рязанского митрополита Стефана Яворского, возвращен из ссылки. В 1718 г., 17 декабря, по универсалу гетмана Скоропадского "за понесенное Полтавским священником Иваном Светайлом, при нашествии шведской армии на полк Полтавский, разоренье и за усердную его у престола Божьего молитву", пожалована ему часть села Яковец (в 4 вер. от Полтавы), называемая Патлаевкой. (Сообщено мне потомком Светайла — коллежским секретарем Степаном Акимовичем Светайло).

Highslide JS
Спасская церковь до ее возобновления в 1845 году.

На том месте, где был главный престол Преображения, положен большой камень. Он находится по правую сторону нынешней церкви, на расстоянии 13 1/2 арш. от ее стены и на 16 — от престола.

Бывшая Преображенская церковь замечательна тем, что в ней, по преданию, в 1709 году, заключенные жители, изнемогающие и усталые от голода, узнавши о прибытии в армию (4 июня) Петра Великого, поклялись не сдаваться осаждающим Полтаву шведам и определили казнь тому, как изменнику, кто осмелится предложить о сдаче города. И сбылось это роковое определение: 22 июня, отразивши отчаянный приступ решительного неприятеля, мужественные полтавцы собрались в этот храм и пред лицом Бога подтвердили клятву: "умереть, но не сдаваться". Один же из них решился здесь сказать, что гибель их ожидает и не лучше ли, для спасения своего, сдаться и просить пощады. "Смерть изменнику!" возопил народ. Напрасно просили пощады несчастному. Он едва испросил позволения причаститься св. тайн, был извлечен из храма и побита каменьями.

В этой же самой церкви, как говорит другое утвердившееся народное предание, Петр Великий, одержав победу над шведами, 27 июня, и вошедши на другой день в Полтаву, служил благодарственный молебен за спасение города. Предание это основано на том, что подле церкви Спаса был дом Магденка, в котором во все время Полтавской битвы жил полковник И. С. Келлин, и у него, на другой день битвы, Петр Великий, по выражению И. И. Голикова, "изволил, чем Бог послал, откушать".

Тот же Голиков говорит, что Петр Великий после победы молился в соборном храме, которым тогда в Полтаве был деревянный Успенский *), разобранный в 1776 году, по ветхости, и перенесенный в с. Ивашки, Полтавткого уезда; вместо него, в 1770 году, выстроен ныне существующий каменный собор. Но это не может служить противоречием вышеприведенному преданию и не исключает возможности, что Петр Великий молился также и в Преображенской церкви, придел которой составляла Спасская церковь, получившая, таким образом, историческую известность.

*) Это видно из надписи на колоколе "Кизикермене", сооруженном в 1695 году.

Но вот соображение, которое при одном изыскании является несколько несогласным с этим преданием. Из числа старопечатных церковных книг, оставшихся от бывшей Преображенской церкви, любопытна одна, заглавие которой, украшенное ликом святых, таково: "Анфологион, сиречь Цветослов, или Триволог, составленный от святых отец, изображенных зде, Всесильного Бога во Тройце благодатью, благословением четверопрестольных восточных святейших патриарх, тщанием же и иждивением братства, при храме Успения Пресвятыя Богоматере, в типографии их всесовершенне четвертое уже издадеся в Львове, в лето бытия мира 7159, от воплощения же Господня 1651". На этой же книге, по листам, внизу, есть позднейшая приписка, из которой видно, что она существовала в 1704 году при церкви Преображения Господня. Значит эта церковь бала до Полтавской битвы. Выпишем кстати эту приписку: "Сию книгу, глаголемую Трифологион, от любве своея ко Богу" даровал пан Василий Федорович Нежинец, за спасение свое, за позволением родича своего пана Федора Нежинца, за спасение всех родичов своих, живых и мертвых, а особливо за спасение преставившейся матки своея Евдокии до храму Преображения Господня Полтавского, в року 1705, ноевмрия 28. Иоанн Светайло писал. Презвитер Свято-Преображенский Полтавский рукою власною. Книга же сия куплена в Крыму за шесть левов в мирное царство Благочестиваго Царя Нашего и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея России Самодержца, со турским царем мир имеяху, в року 1704". На этой же книге, против 6 сентября, на пятнадцатом листе, находится приписка печатными уставными буквами следующего содержания: "1705 года. Сего дня (значить 6 сентября), по с. литургии, в среду, церковь сгорела Преображения Господня Полтавская." (13). А другая надпись на "Апостолгь" говорит следующее: "Сию книгу, глаголемую Апостол, по пожеже до новосооруженной прежде малой церкви на пепелище Преображения Господня, даровал вечное за спасение свое Тимофей Гродзенко, которая и от великой церкви, егда соорудится не отдаленно, вечно при оной зоставать будет. А даровал сию книгу року 1705, генваря 28, в царство Благочестивейшего Государя Нашего Великаго Князя Петра Алексеевича, правящу престолом митрополий киевской преосвященному митрополиту кир Варлааму Ясинскому, содержащу регимент малой отчизны ясневельможному и обоих сторон Днипра гетману Иоанну Степановичу Мазепе и кавалеру святаго апостола Андрея Первозваннаго чину. За полковника Полтавскаго Иоанна Прокофиевича Левенця, за протопопство в Полтави Иосифа Нащинского, священно-иерея Свято-Николаевскаго Мазуровскаго" *).

13) В настоящее время книги этой при церкви нет; она взята П. И. Бодянским († в 1867 г.) и не была им возвращена. О ней упоминает Г. П. Данилевский в статье своей: "Полтавская старина в отношении ко времени Петра Великого" (Журнал мин. народ. просв. 1856 г., февраль, отд. II, стр. 142) и Бодянский в "Памятной книжки Полтавской губ. за 1865 год" (стр. 91 и 92).

*) Книги этой при церкви нет: ее взял П. И. Бодянский и не возвратил.

Надпись эта противоречить надписи на книге "Трифологион", которая гласить о бывшем пожаре Преображенского храма в сентябре 1705 года. По неимению других сведений, трудно примирить такое развноречие. Быть может, Преображенский храм сгорел и ранее 1705 года, а при новом сооружении придел его прежде был готов, к которому Гродзенко и пожертвовал книгу "Апостол", а "егда соорудится великая церковь, то при оной зоставать будет". Во всяком случае нет оснований опровергать предание, считающее нынешнюю церковь Спаса современною Петру Великому; за это говорит ее архитектура и еще более известная стойкость южных построек из дубового леса.

В Бозе почивший Император Александр II, в 1837 г., 10 октября, тогда еще Наследник Цесаревич, при посещении Своем Полтавы, осматривал Спасскую церковь и, видя, что столь замечательный исторический памятник приходит в довольно значительную ветхость, пожертвовал, для ее сохранения и устройства сверх нее каменного футляра, 2000 р. и 5000 р. для беднейших жителей города. Дворянство Полтавской губернии, в свою очередь, также сочувственно отнеслось к этому делу и пожертвовало для этой цели 10000 руб., о чем было донесено в Бозе почившему Императору Николаю I-му. Затем, по ходатайству бывшего тогда генерал-губернатора Малороссийского края графа А. Г. Строгонова, была открыта на один год подписка по всей России (14). Собранная таким образом сумма составила до 25000 рублей.

14) По поводу сбора пожертвований в пределах Полтавской губ. "на поддержание церкви Спаса" бывшим гражданским губернатором П. И. Могилевским († в 1840 г.) было сделано следующее циркулярное распоряжение *): "Исправляющий должность Черниговского, Полтавского и Харьковского генерал-губернатора, генерал-адъютант граф Строгонов, представлял г. министру внутренних дел об открытии подписки для сбора суммы на сохранение находящейся в Полтаве древней церкви Спаса Нерукотворенного Образа, в которой Петр Великий принес Богу первую благодарственную молитву за дарованную Ему победу над Карлом XII.

------------------

*) От 5 февраля 1838 года.

О сем ходатайстве его высокопревосходительство имел счастье предоставлять Государю Императору и Его Императорское Величество, между прочим, Высочайше повелеть соизволил: "Для составления капитала, потребного на каменную обстройку этого храма и сделании решетки около оного, открыть через местные начальства подписку во всей России, назначив для оной годовой срок".

Г. министр внутренних дел, сообщив об этой Высочайшей Государя Императора воле всем начальникам губерний и областей, поручил им приступить немедленно к открытию означенных подписок и, по мере получения сумм, имеющих поступить на сей предмет, отсылать оные безотлагательства ко мне; по истечении же вышепоказанного срока, со времени открытия подписки, доставить в министерство внутренних дел краткую ведомость о количестве всего сбора по каждой губернии. С тем вместе его высокопревосходительство возложил это и на меня, для исполнения по вверенной мне губернии, будучи совершенно уверен, что предприятие, сохранить означенный храм для потомства, увенчается желаемым успехом, — ибо каждому просвещенному русскому приятно будет участвовать в сохранении этой церкви, как драгоценного по воспоминанию памятника торжества и смирения Царя-Победителя за дарованную ему, решительную для судьбы Империи над шведами, победу.

О вышеозначенном Высочайшем повелении с моей стороны сообщая всем г.г. уездным предводителям дворянства, полицмейстерам, городничим, городским головам, а также и земским судам, я первых прошу, а последним предписываю немедленно распорядиться открыть подписки в городах и уездах на пожертвования суммы для означенного предмета между всеми сословиями обитателей губернии, и по мере поступления оной, доставлять ко мне неукоснительно; по окончании же годового срока, который считать с 10 сего февраля, т. е. со времени получения на местах предложений, представить мне общую ведомость о количестве всей поступившей суммы с подлинными подписными листами.

Благоговея к священной воле Монарха и быв проникнут чувством патриотизма и любви к прошедшему, ознаменовавшему наш губернский город приятными воспоминаниями великого события, увенчавшего доблестной славой всю Россию, каждый из жителей здешней губернии, я твердо уповаю, с радостью окажет пожертвование от своих достояний на поддержание в Полтаве древней церкви Спаса Нерукотвореннного Образа, в которой Царь-Победитель приносил благодарственные Богу— Спасителю молитвы за дарованную над шведами победу, упрочившую бессмертную славу для России.

Впрочем, приятно мне надеяться, что г.г. предводители дворянства и все прочие чиновники и должностные лица, к коим сии предложения относятся, не оставят сами принять в этом живейшее участие и всемерно будут споспешествовать к увеличение сбора пожертвований".

Другой циркуляр (от 16 декабря 1838 года): "Циркуляром от 5 февраля текущего года сообщил я всем г.г. уездным предводителям дворянства, полицмейстерам и городничим, градским главам и земским судам Высочайшее Его Императорского Величества повеление, о повсеместном в России открытии подписок для сбора суммы, на сохранение находящейся в Полтаве древней церкви Спаса Нерукотворенного Образа, в коей Петр Великий принес Богу первую благодарственную молитву за дарованную ему победу над шведским королем Карлом XII, — поручив им немедленно распорядиться об открытии подписки в городах и уездах на пожертвование суммы для означенного предмета между всеми сословиями жителей Полтавской губернии, и по мери поступления оной, доставлять ко мне неукоснительно.

До сего времени поступление пожертвований на этот предмет из вверенной управлению моему губернии было весьма слабое и, почти можно сказать, в незначащем количестве, тогда как из других губерний получены и беспрерывно получаются значительные суммы.

Имея в виду, что годичный срок для подписок уже сближается, — я долгом поставляю вновь обратиться к г.г. уездным предводителям дворянства, полицмейстерам и городничим, градским главам и земским судам, прося первых и предписывая последним, усугубит приглашения свои к пожертвованиям на поддержание упомянутого храма Божия, и я совершенно уверен, что, при действительном приглашении, подписка пойдет успешно и от патриотического чувства и от христианского усердия жертвователей.

Собранные уже по подписке деньги поспешить доставить ко мне, как равно не замедлить присылкой могущих поступать вновь; по окончании же годичного срока, определенного на открытие подписок, доставить оные вместе с остальными пожертвованными деньгами в самом непродолжительном времени". (Архивные дела Полтавской Городской Полиции, 1838 г., № 79).

Highslide JS
Спасская церковь после ее возобновления в 1845 году.

В 1845 году каменная одежда, имеющая вид шатра, была устроена, иконостас подновлен, с сохранением прежнего во всех частях, и, для поддержания стен церковного здания, внутри выведены четыре каменные столба, — два в церкви и два в алтаре, — одним словом, существование достопамятного храма упрочено надолго, и 27 июня 1845 г., в годовщину Полтавской битвы, церковь вновь была освящена бывшим Полтавским архиепископом Гедеоном Вишневским (15). На остатки пожертвованной суммы, в 1847 году, вновь построена и освящена того же года, 4 сентября, каменная колокольня, простою архитектурою гармонирующая с церковью, вместо прежней старой, состоявшей из четырех деревянных столбов с перекладинами и крышей, находящаяся на расстоянии 5 саж. от храма, и новый монумент из бронзы в 1849 году. Оставшаяся от построек сумма, в количестве 3,077 руб., по Высочайшему повелению, обращена в пользу церкви с тем, чтобы причитающиеся на эту сумму проценты были употреблены на ее ремонт, и непрерывно доходный билет за № 4162 на означенный капитал хранится в денежном сундуке Полтавского кафедрального собора, к которому Спасская церковь состоит приписною.

15) Постройка произведена по проекту, составленному Харьковским городовым архитектором Тоном, одобренном главным управлением путей сообщения; исчислена она по смете в 94,347 р. 40 коп. ассигнациями (серебром 6956 руб. 40 коп.) и отдана с подряда Кременчугскому купцу Пацу за 5600 руб.

В настоящее время церковь Спаса представляет по наружному виду небольшой каменный храм об одной главе, служащий покровом древней церкви деревянной *), приспособленный к наружной ее архитектуре, так что деревянная церковь в нем помещена и оставлен вокруг нее свободный ход.

*) Построена в старинном русском стиле, чем и отличается от прочих старинных церквей в Полтавской губ , которые почти все греческой архитектуры.

По объему Спасская церковь очень не велика: в вышину с крестом она имеет 9 2/3 саж.; основание ее составляет продольный четырехугольник, длиною 10 3/4 и шириною 4 3/4 саж. (в середине), об одном престоле во имя Спаса Нерукотворенного Образа. Выстроена она из крепкого дубового леса, почему и уцелела до настоящего времени; крыша на древнем храме из гонта **). В ней три наружных двери и девять окон. Внутренность церкви разделена на шесть частей: небольшие сенцы, за ними притвор, далее церковь и алтарь, а направо от входа в синцы небольшой придел, назначенный для склада церковных вещей, а за ним, рядом с алтарем, ризница. Внутренний вид церкви и расположение остались прежние, как были до возобновления.

**) Гонт — деревянные (сосновые) пластинки, употребляются для покрытия крыш.

Иконостас представляет три яруса. В нижнем, подле царских врат, хорошей живописи местные образа в киотах старинной разнообразной резной работы. Иконы Спасителя и Божьей Матери в вызолоченных венцах. Киоты окрашены голубой краской, каждый с двумя разными колонками, украшенными золотыми продольными полосками. У боковых дверей: с левой стороны такой же киот, только поменьше, находится у образа Божьей Матери; образ этот, судя по размеру и живописи, совершенно согласный с местным образом Спасителя, вероятно, стоял прежде подле царских врат, но впоследствии заменен другим, в золоченой раме, довольно хорошей живописи; а с правой стороны храмовый образ Нерукотворенного Спаса, с серебряным венцом вокруг главы. Во втором ярусе: посредине над царскими вратами находится большая икона Распятия, по золотому полю, внизу которой помещена небольшая икона Божьей Матери, а по обеим сторонам довольно большие образа Спасителя и Божьей Матери, по золотому, барельефами украшенному полю, а вокруг них, в виде двойных рам, изображены в кружках, двунадесятые праздники; в углах изображение пророка Даниила с левой стороны, а Иоанна Крестителя — с правой. В верхнем ярусе, по обеим сторонам небольшого образа положения Христа во гробе, находится шесть изображений пророков, а выше всего — икона Воскресения Христова. Такое расположение состава иконостаса, и в особенности киоты местных икон, ясно указывают, что внутреннее убранство церкви было сборным и составлено из разных частей другой большой церкви *).

*) В 1902 г., с разрешения св. синода (указ от 27 ноября 1901 г. за № 8300), будет приступлено к внутреннему капитальному ремонту Спасской церкви, на что уже собрано более 1000 руб.

Из архивных сведений консистории видно, что с 1811 года Спасская церковь была приписною к собору; затем с 1848 года, 4 сентября самостоятельной; с 1852 года — приписною; с 1862 года, 6 октября — опять самостоятельной; с 1865 года, 31 декабря — опять приписною. В 1875 году, по указу Полтавской духовной консистории, от 17 ноября за № 10024, Спасская церковь была предоставлена для богослужения священнику 33 пехотного Елецкого полка, квартирующего и поныне в Полтаве, который, 20 декабря 1898 года, перешел в домовую церковь, устроенную для полка в здании купца С. А. Панасенка.

Внутренность церкви замечательна изображениями семи вселенских соборов, ниже купола, вокруг всей стены, в деревянных вызолоченных рамах, большого размера, писанных на холсте в 1676 году каким-то Герасимом Немым, с надписями о времени и месте их возникновения. На одной из этих картин, именно в притворе с правой стороны, выставлен 1777 год — их обновления. Картины эти очень замечательны по древности и прочности живописи.

Кроме вселенских соборов, замечателен более всего по своей древности, за клиросом, с правой стороны возле арки, образ святителя Афанасия, патриарха Константинопольскаого, мощи которого почивают в Лубенском Мгарском монастыре (Полтавской губ.) в сидячем положении. Образ этот писан (как видно из надписи на нем) в 1655 году, в марте месяце, через год после кончины святителя († 5 апреля 1654 года), и поновлен в 1813 году, в мае месяце, старанием бывшего настоятеля этой церкви протоиерея Самойловича († в 1831 году), жены его Марии и Марка Чалеевского. Живопись очень грубой кисти; внизу нарисован Лубенский монастырь, без соблюдения всяких правил архитектуры и перспективы; имеет в длину 1 3/4 и в ширину — 1 1/2 арш. Внизу образа находится следующая надпись: "Сей святитель Афанасий, родом бе Критяний, Пателарий, патриарх Константинограда, в Лубенском монастыре почи сидящ 1654 года, апреля 5 дня, идеже нетления его мощи всем, с верою приходящим, неоскудно подают исцеление".

В притворе по обеим сторонам устроены киоты: в правом — помещается икона Казанской Божьей Матери, в левом — икона святителя Николая, как видно, очень древняя.

Над дверью, ведущей из притвора в саму церковь, находится образ, замечательный по оригинальности живописи, в старинном католическом стиле, изображающий снятие Спасителя с креста, на коленях у Скорбящей Божьей Матери, грудь Которой пронзена мечем; вдали видны Голгофа и крест. Каким образом он был поставлен в этой церкви — неизвестно. Внизу же образа находится следующая надпись из 8-ми силлабических стихов:

"О болезнь, о жалость! Сын зрится пробожденный,
Язвляет меч утробу Девы изощренный.
Зри затворены очи, неимущи света,
Жаждный язык в крови, недающ ответа.
Зри кровь и воду, текущи от святаго боку,
Язву, створену широко, глубоку.
Виждь всего уязвленна, пробитыя нозе;
Руце, сотворши вся, пробитыя гвоздьми сквозе".

Длина образа 1 арш. 15 вер., ширина 1 арш. 5 1/2 вер. Священных сосудов, одежд, книг и вещей, исторически замечательных, нет в Спасской церкви; по всей вероятности, они истреблены пожаром, уничтожившим в 1705 году главный храм. Есть, впрочем, два евангелия, довольно древние: 1) Виленской печати 1644 года, отделанное в черный бархат, с накладным серебряным на лицевой стороне изображением Воскресения Христова. На его посеребренной бляхе вырезаны, на одной, накрест кости и череп, с надписью: "кости и знак смерти, зрак зрит всяк, будет так"; а на другой — благословляющий Спаситель и в ногах падший и с умилением взирающий на него человек, под которым вырезаны слова "Петр". Это дает повод догадываться, что евангелие подарено Государем и, вероятно, после Полтавской битвы. 2) Московской печати 1698 года, со сплошными с обеих сторон серебряными вызолоченными досками, безпробного серебра. На лицевой стороне его посредине — литое изображение распятия Христова, по углам изображения четырех евангелистов. На оборотной стороне посредине изображение Преображения Господне, сверху — Нерукотворенного Образа. На нижней доске вырезана надпись:

"Старанием и прикладом Петра Яковлевича в Божию славу,
До церкви Преображения Господня во град Полтаву,
1703 року, егда воплотися Бог Слово,
Месяца марта в 7-й день совершися готово.
Зроблено сие евангелие в царствующем Москве граде,
Коштом Андрея ктитора, спасения своего ради.
Сребра фунтов 12 стало в работе,
Червоных золотых 20 пошло в позолоте".

Таким образом евангелие это, как видно из вышеприведенной надписи, принадлежало сгоревшей Преображенской церкви. В настоящее время оно хранится в соборной церкви.

Дарохранительница имеет форму церкви и, надо полагать, современна храму, с вырезанным на ней изображением Нерукотворенного Образа, серебряная, низкой пробы.

Замечательна также серебряная вызолоченная чаша, очень хорошей работы и чекана; на ней вырезана надпись: "Року 1706, марта 1, сей келех наддал раб Божий Иоанн Красноперов судья полтавский, до храму св. Спаса, с сыном своим Даниилом, за отпущение грехов своих". Она хранится в соборной церкви.

По словам Вадима Пассека *), в Спасской церкви, кроме описанных, находились следующие, заслуживающие внимания по своей древности, книги:

*) "Очерки России", стр. 224.

1) Ключ разумения, печатанный в 1665 году ве Львове.

2) Четья-минея, печатанная по повелению Петра Великого.

3) Толкование в кратче на псалмы Давыдовы, собранное от многих богодухновенных учителей церкви.

Теперь их нет и где находятся — неизвестно.

В 1890 году Спасская церковь и колокольня, стоявшие до того на открытой площадке, обнесены на средства города деревянной оградой, а погост засажен деревьями (16).

16) О ней статьи: "Очерки России, издаваемые Вадимом Пассеком", Спб., 1838 г., кн. 1, стр. 219—225. "Картины России и быт разноплеменных ее народов, из путешествий II. П. Свиньина", в статье: "Полтава и шведская могила на Полтавском поле", Спб., 1839 г., ч. I, стр. 293—294. "Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений", 1841 г., т. 31, кн. 123, стр. 326—333. "Освящение церкви Спаса Нерукотворенного Образа в Полтаве" в "Полтавских Губернских Ведомостях", 1845 г., № 26, стр. 242 и "Херсонских Губернских Ведомостях", 1846 г., прибавл. к № 13, стр. 106—110. "Поучение при обновлении храма, в котором Петр I-й приносил Господу Богу благодарение за дарованную победу над шведами, говоренное Гедеоном, архиепископом Полтавским и Переяславским" в "Полтавских Губернских Ведомомостях", 1845 г. № 26, стр. 243—244 и "Христианском Чтении" ,1848 г., ч. 2, стр. 34—39. "Северная Пчела", 1846 г., № 38, статья Н. М. Сементовского. "Полтавские Губернские Ведомости", 1850 г., № 35, стр. 305—308. "Полное собрание исторических сведений о монастырях и церквях в России" Александра Ратшина, Москва, 1852 г., стр. 445. "Записки о Полтавской губ." Н. И. Арандаренка, ч. III, стр. 31—33. "Журнал Мин. Нар. Просвещения", 1856 г., февраль, стр. 140—143, ст. Г. П. Данилевского. "Иллюстрация", 1859 г., т. 3, № 60, стр. 148. "Памятная книжка Полтавской губ. за 1865 гол" П. И. Бодянского, стр. 87—94. "Воскресный Досуг", 1869 г., № 329, стр. 55. "Полтавские Епархиальные Ведомости", 1870 г., ч. н., № 8, стр. 312—322, статья И. Мазанова. "Сияние", 1872 г., т. II, № 32, стр. 99 и брошюра П. Мазанова: "Полтавская Спаса Нерукотворенного Образа церковь, священно-исторический памятник 27 июня 1709 года", издание 1891 года. Мои статьи: " Луч", 1880 г., № 4. "Благовесть", 1885 г., № 7. "Полтавские Губернские Ведомости", 1890 г., №№ 17 и 18; тоже, 1893 г., №№ 73 и 74 и отдельная брошюра. "Журнал для всех", 1897 г., № 9, столбцы 523—532.

СТИХИ
на освящение храма во имя Спаса в Полтаве *).
(Посвящается кадетам-воинам).

*) "Полтавские Губернские Ведомости" 1845 года, ч. н., № 26, стр. 245. Автор стихов неизвестен.

Кто сон нормана разрушает,
Давно сокрытого землей,
Могильну насыпь потрясает
Своей воинственной стопой?
Еще ли бой? Потеря ль славы
Холодной Швеции сынов?
Они бегут ли от Полтавы,
Добычей русских став штыков? —
О, нет! Спешат орлы младые
Не в пламень сечи грозных битв,
Туда, где гимн отцы святые,
Воспевши с теплотой молитв,
Храм Божий Спаса освящают,
И испросив небес покров,
Святыней твердо укрепляют
Сей памятник в скрижаль веков.
От милосердья Николая,
Воспитанники юных лет!
Возгласу сердца вы внимая,
Запечатлейте мой совет:
Вам к славе легкая дорога,
К Великому душой горя,
Молите со слезами Бога
За здравье Мудрого Царя!

Источник:

Бучневич В. Е. Записки о Полтаве и ее памятниках. 2-е изд. Исправл. и дополн. Полтава. 1902 г. Стр. 171-183

 

Highslide JS
Спаська церква
Видання паперового магазину Лоповок і Кайдановський

Highslide JS
Спаська церква з пам'ятником Петру І
Видання Паперового маг. І. А. Дохмана

Highslide JS
Спаська церква і пам'ятник на місці відпочинку Петра І після перемоги.
Ліворуч - Воскрксенська церква

Highslide JS
Пам'ятник на місці відпочинку Петра І і Спаська церква

Highslide JS
Спаська церква і пам'ятник на місці відпочинку Петра І після перемоги.
Ліворуч - Воскрксенська церква

Highslide JS
Спаська церква і пам'ятник на місці відпочинку Петра І

Highslide JS
Спаська церква і пам'ятник на місці відпочинку Петра І

Highslide JS
Спаська церква і пам'ятник на місці відпочинку Петра І після перемоги.
Ліворуч - Воскрксенська церква

Ссылки на эту страницу


1 Академик Орест Иванович Левицкий
[Академік Орест Іванович Левицький († 9 травня (26 квітня) 1922 року) - Василенко М. П. // К. : Юридична думка. Т. 2 - 2006. - 560 с. Стор. 169-214.
2 Батурин, Виктор Николаевич
[Батурін, Віктор Миколайович] (1937,Полтава—1993), художник, експозиционер музеев, заслуженный художник УССР
3 В зеркале памяти. Часть 1. На берегах реки детства (Полтава: до 1939 г.)
[У дзеркалі пам'яті. Частина 1. На берегах ріки дитинства (Полтава: до 1939 р.)]. Илья Розенфельд
4 Вайнгортовские чтения - 2002
[Вайнгортівські читання] - материалы первой научной конференции
5 Воинственный вандализм как принцип отношения к архитектурным памятникам Полтавы
[Войовничий вандалізм як принцип ставлення до архітектурних пам’яток Полтави]. Трегубов В. А., Белявская О. Ю.
6 Воскресенская церковь
[Воскресенська церква]
7 Воспоминания о Полтавской битве, открытие памятника Петру Великому, в 1849 году, и Шведская могила в Полтаве
[Спогади про Полтавську битву, відкриття пам'ятника Петру Великому, в 1849 році, та Шведська могила у Полтаві] - П. И. Бодянский // Полтава. Типография Губернского Правления. 1849
8 Выдающиеся личности изобразительного искусства Полтавского края периода ХIIIV-ХХ столетий
[Видатні постаті образотворчого життя Полтавського краю періоду ХVІІІ-ХХ сторіч] - Курчакова Ольга, Бочарова Светлана
9 Город Полтава в Румянцевской описи Малороссии 1765-1769 гг.
Місто Полтава в Румянцевському описі Малоросії 1765-1769 pp. / упоряд., вступ, ст. і ком. Ю. Волошина. — К.: Наш час, 2012. — 576 с.
10 Достопримечательности Полтавы
[Визначні пам‘ятки Полтави]. Бодянский П. И. // Типография Губернского Правления. Полтава. 1850. (Спасская церковь и Петровский Полтавский кадетский корпус)
11 Жуковский, Василий Андреевич
[Жуковський, Василь Андрійович] (1783—1852), русский поэт-романтик
12 Жуковского В. А. дневники
Жуковского В. А. дневники
13 Записки о Полтаве и ее памятниках
[Записки про Полтаву та її пам`ятники]. Бучневич Василий Евстафиевич. Полтава. 1902
14 Записки провинциального архитектора
[Записки провінційного архітектора]. Вайнгорт Ария-Леон Семенович
15 Исторические этапы церковного строительства Полтавы
[Історичні етапи церковного будівництва Полтави]. Валерий Трегубов, кандидат архитектуры // Полтавские епархиальные ведомости. - № 7. - 2001. С.44-53
16 Исторический очерк Петровского Полтавского кадетского корпуса ( 1)
[Історичний нарис Петровського Полтавського кадетського корпусу] - Павловский Иван Францевич. Полтава. 1890
17 История и современные "обломы" полтавской архитектурной классики
[Історія і сучасні "обломи" полтавської архітектурної класики] - Трегубов В. А. // Полтавское региональное отделение Всеукраинского фонда воссоздания выдающихся памятников историко-архитектурного наследия им. Олеся Гончара, Полтава, 2006.
18 История одной школы (воспоминания)
[Історія однієї школи (спогади)] - Г. Ващенко // Визвольний шлях. Суспільно-політичний і науково-літературний місячник. Лондон. 1957-1958
19 Кадетский корпус
[Кадетський корпус] – Микола Бутович // "Вестник". Нью-Йорк. Год XIII. Ч. 5 (127). Май 1959. Стор. 24-29; Ч. 6 (128). Июнь 1959. Стор. 19-22; Ч. 7-8 (129-130). Июль-август 1959. Стор. 19-23
20 Кийков, Марк Васильевич
[Кійков, Марко Васильович] (1796-1860) – священнослужитель
21 Кириенко-Волошин, Михаил Афанасьевич
[Кириєнко-Волошин, Михайло Опанасович] (1875-1903) – священнослужитель
22 Концепция формирования национального заповедника "Поле полтавской битвы"
[Концепція формування національного заповідника "Поле полтавської битви"] – Трегубов Валерий Александрович
23 Кочубей, Василий Леонтьевич
[Кочубей, Василь Леонтійович] (1640—1708), государственный деятель, генеральный писарь, генеральный судья
24 Кулик, Константин Амплиевич
[Кулик, Костянтин Амплійович] (1891-1986) – священнослужитель
25 Монумент славы
Монумент славы
26 Немой, Герасим
[Німий, Герасим] иконописец, жил в XVII ст.
27 Орлика Филиппа улица
[Вулиця Пилипа Орлика] (бывшая Дворянская, с 1919 г. — Заливчего, с 1923 г. – Парижской Коммуны; Шевченковскийр-н)
28 Открытие памятника И. Котляревскому в публикациях "Полтавского вестника"
[Відкриття пам'ятника І. Котляревському в публікаціях "Полтавського вісника"] // Газета "Полтавский вестник", Типография Полтавского Губернского Правления, арендуемая Д. Подземским. Редактор-Издатель Д. Иваненко. Полтава: № 207 - 24.08(06.09).1903, стр. 1-3; № 208 - 26.08(08.09).1903, стр. 1-2; № 209 - 27.08(09.09).1903, стр. 1, 2, 4; № 210 - 28.08(10.09).1903, стр. 1, 2, 4; № 211 - 29.08(11.09).1903, стр. 1, 3, 4; № 212 - 30.08(12.09).1903, стр. 1-4; № 213 - 31.08(13.09).1903, стр. 1-4; № 214 - 02(15).09.1903, стр. 1-4; № 215 - 03(16).09.1903, стр. 1-4; № 216 - 04(17).09.1903, стр. 1-4; № 217 - 05(18).09.1903, стр. 1, 2, 4; № 218 - 06(19).09.1903, стр. 1-4; № 219 - 07(20).09.1903, стр. 3, 4.
29 Отчет об осмотре старинных храмов в г. Полтаве и в мм. Богачке и Шишаках, Миргородского уезда
[Звіт про огляд старовинних храмів в м.Полтаві і в мм. Багачці і Шишаках, Миргородського повіту] Левицкий Орест Иванович. Отчет об осмотре старинных храмов в г. Полтаве и в мм. Богачке и Шишаках, Миргородского уезда // "Чтения в Историческом Обществе Нестора-летописца", кн. XVII, в. II, отд. V. Стр. 15-43
30 Памятник на месте отдыха Петра І
Памятник на месте отдыха Петра І
31 Памятники Полтавской битвы
[Пам'ятники Полтавської битви] - пункт меню
32 Памятники Полтавы
Памятники Полтавы - фотоальбом
33 Первый памятник Полтавской битвы
Первый памятник Полтавской битвы
34 Полтава (Из живописного путешествия по России Издателя О. З.)
[Полтава (З мальовничої подорожі по Росії Видавця О. З.)] // Отечественные записки. Часть XLII. Апрель, 1830. № 120
35 Полтава. Историческая справка
Полтава. Историческая справка
36 Полтавская (Словянская) семинария
Полтавская (Словянская) семинария
37 Полтавская битва и её памятники
[Полтавська битва і її пам'ятники] - пункт меню
38 Полтавская битва и ее памятники
[Полтавська битва та її пам'ятники] - фотоальбом
39 Религиозные сооружения
[Релігійні споруди] - пункт меню
40 Религиозные сооружения
Религиозные сооружения - фотоальбом
41 Спасская улица
Спасская улица (бывшая Приютская, Спасская, Дзержинского; Октябрьский р-н)
42 Судиенко, Иосиф Степанович
[Судієнко, Йосиф Степанович] (?—1811), тайный советник, благотворитель
43 Творчество мастеров русского монументального искусства в Полтаве в начале XIX в.
[Творчість майстрів російського монументального мистецтва в Полтаві на початку XIX ст.] Николай Ефимович Онищенко. Творчество мастеров русского монументального искусства в Полтаве в начале XIX в. // Зодчество Украины [Текст] : сборник 1654 - 1954. - К. : Академия архитектуры УССР, Институт истории и теории архитектуры, 1954. - 295 с.
44 Тон, Андрей Андреевич
[Тон, Андрій Андрійович] (1800-1858) - архитектор
45 Трипольский, Владимир Иванович
[Трипольський, Владимир Иванович] 1876-1933) историк, священнослужитель
46 Труды Полтавского церковного историко-археологического комитета. Выпуск первый
[Праці Полтавського церковного історико-археологічного комітету. Випуск перший] / Полтава. 1908
47 Улицы и общие виды Полтавы
[Вулиці та загальні види Полтави] - фотоальбом

Поддержать сайт
Карта ПриватБанка:

4149 4390 0512 1235