Живокини, Василий Игнатьевич

Highslide JS

Живокини (наст. фам. и имя Ламмона Джиованнио; сценич. псевд. Живокини 1-й) Василий Игнатьевич, 30.12.1808 (в нек-рых источ. 30.12.1801 или 29.10.1807), Москва — 18(30).1.1874, там же — арт. драмы, оперы (тенор) и вокальный педагог. Отец Ж. — Иоахим де Ламмона, итальянец, жил в России с 1791, мать — Пелагея Васильевна Азаревичева, балерина. В 1817—25 обучался балетному искусству, игре на скрипке и драм. искусству в Моск. театр. уч-ще. В 1822 увидев игру известного актера И. И. Сосницкого, решил стать драм. актером. 18 авг. 1824 дебютировал на моск. сцене (т-р в доме Пашкова на Моховой) в роли Глуп-Добридора в комедии "Глухой, или Полный трактир" Дефоржа. С 14 окт. того же года был зачислен в труппу моск. Малого т-ра, где играл до конца жизни. В начале сцен. деят-сти выступал в драмах, играл на скрипке в оркестре (до 1827), водевилях, операх (с 1827 на сцене моск. Большого т-ра), танцевал в балетах (исп. роль Амура в "Амуре и Психее" К. Кавоса). Позднее проявил себя как выдающийся водевильный актер, комик-буфф. Гастролировал в Н. Новгороде (1829; в 1838 купил местный т-р, где по его инициативе гастролировали М. С. Щепкин, П. С. Мочалов; здесь при нем была поставлена опера "Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста" Л. Герольда; в 1840 передал свои права на этот театр своему брату, художнику М. И. Живокини), Полтаве, Казани (1844), Харькове (1851), Одессе и Киеве (1853) и др. городах.

Обладал природной музыкальностью, выразительной мимикой, чувством юмора, превосходно владел искусством сцен. движения и импровизации, однако певческим голосом не обладал.

1-й исп. партий: Медопивова ("Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль" А. Алябьева, 1827), Бертрама ("Пять лет в два часа, или Как дороги утки" А. Верстовского, 1828), Поэта ("Несколько часов царствования Нурмагалы" Музыка разных авторов, 1828), Пьетро Дандини ("Чудные приключения и удивительное морское путешествие Пьетро Дандини" М. Самареца, 1830), 2-го лешего ("Иван-царевич" А. П. Полякова, 1830), Луки ("Братья-матросы, или Отец поневоле" Соч. Ф. А. Кони, 1831), де Боклера ("Назовите, как хотите" И. Фельцмана, 1832), Фрелафа ("Аскольдова могила" А. Верстовского, 1835), Грипона ("Скряги в тисках". Музыка аранжирована и сочинена П. М. Щепиным, 1836), Хмуркина ("Ещё чудные встречи, или Суматоха в Сокольниках" Н. Изуара, 1836), Льва Гурыча Синичкина ("Лев Гурыч Синичкин" водевиль Д. Т. Ленского, музыка А. Н. Верстовского, 1839), Россиньоля ("Немой поневоле" С. И. Штуцмана, 1841), Маглуара ("Вот так пилюли! Что в рот, то спасибо" С. И. Штуцмана, 1842), Грицко ("Казак-стихотворец" К. Кавоса, 1847), Абдулы-Гассана ("Багдадские пирожники, или Волшебная лампа" Григорьева 2-го, 1861), Густомысла ("Богатыри" А. Бородина, 1867), Бермяты ("Снегурочка", музыка П. Чайковского к весенней сказке А. Н. Островского, 1873);

в моск. Большом т-ре — Доминика ("Жоко, бразильская обезьяна" Габриеля и Э. Рошфора, 1827), Бальи ("Фанфан-Тюльпан, или Давно пора бы догадаться" П. Турика, 1827), Петра ("Чёртов мост, или Наказанное злодеяние Торальди" И. А. Ленгарда, 1828), Жокриса ("Обезьяна-воровка, или Жертва злобы и ослепления". Музыка из оперы Дж. Россини "Сорока-воровка", 1829), Бальи ("Новый Парис" А. Верстовского и Л. Маурера, 1829 или 1830), Беппо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д. Обера, 1831), Жоржа ("Женни" М. Э. Карафы, 1831), Шумского ("Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской" А. Верстовского и Л. Маурера, 1832), Клиникуса ("Карантин" А. Верстовского и Л. Маурера, 1832), Миловзора ("Оборотни, или Спорь до слез, а об заклад не бейся" Музыка разных авторов, 1833); Томаса ("Лейчестер и Елизавета, или Замок Кенильворт" Д. Обера, 1834), Дулькамара ("Любовный напиток" Г. Доницетти, 1842), Грицко ("Казак-стихотворец" К. Кавоса, 1847);

на рус. сцене — Кокильяра ("Невинный в вине, или Судейский приговор" Н. Изуара, 1829), Карилла ("Две ночи" Ф. Буальдьё, 1831), Дандоло ("Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста" Л. Герольда, 1833), Барона ("Эмма, или Безрассудные обещания" Д. Обера, 1834), Сципиона ("Людовик, или Ненависть и любовь" Л. Герольда, 1834), Кантарелли ("Тайный брак, или Поединок в Пре о’Клер" Л. Герольда, 1834), Креспо ("Леокадия" Д. Обера, 1835), Павла ("Мельница в горах, или Союзные войска во Франции 1814 года" К. Рейсигера, 1835), Юпитера ("Орфей в аду" Ж. Оффенбаха, 1865), Сормиенто ("Болтуны" Ж. Оффенбаха, 1867), Оглу Меджида ("Грузинки, или Женский бунт" Ж. Оффенбаха, 1867), Какатуа XXII (оперетта "Остров Тюлипатан" Ж. Оффенбаха, 1871).

Среди др. партий: Лепорелло ("Дон Жуан" В. А. Моцарта, 1835).

Партнёры: А. О. Бантышев, К. Н. Божановский, П. А. Булахов, М. В. Величкин, Н. В. Лавров, Д. Т. Ленский, М. К. Леонова, Н. В. Репина, Е. А. Семёнова, П. М. Щепин, М. С. Щепкин. Пел п/у И. И. Иоганниса, Э. Н. Мертена, И. Фельцмана, Ф. Е. Шольца, И. О. Шрамека.

Талант Ж. высоко ценили В. Белинский, А. Баженов, Н. Гоголь, Ф. Кони, А. Фет. С 1865 входил в Артистический кружок, созданный по инициативе А. Островского, Н. Рубинштейна и В. Одоевского. Его членами были также поэт А. Плещеев и актер П. Садовский. Кружок часто посещал П. Чайковский.

С 1846 вёл педагогич. деят-сть в Моск. театр. уч-ще.

Среди учеников — Д. В. Живокини (его сын), Н. М. Медведева, Г. Н. Федотова.

Соч.: Из моих воспоминаний // Театральные афиши. 1864. 2, 9, 28 янв., 3 февр. и 12 марта;

То же // Библиотека Театра и искусства. — СПб., 1914. февр. кн. 2. С. 3—31.

Лит.: Кони Ф. В. И. Живокини на петербургской сцене // Репертуар и Пантеон театров. — СПб., 1847. Т. 4. С. 10—16;

В. И. Живокини. (Некролог) // Иллюстрация. 1874. № 5;

Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Очерк. — Л., 1959. С. 630—632;

Дмитриев Ю. А. Московского Малого театра артист Живокини // Театр. 1960. № 9;

Дмитриев Ю. А. Василий Живокини. — М., 1988; Архивные материалы Ж. в Государственном театральном музее им. А. Бахрушина (фонд № 101).

Источник:

Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008. - http://slovari.yandex.ru

Ссылки на эту страницу


1 Личности - Ж
[Особистості - Ж] - пункт меню
2 Музыканты и музыковеды
[Музиканти та музикознавці] - пункт меню
3 Педагоги. Деятели образования
[Педагоги. Діячі освіти] - пункт меню
4 Театральные деятели, актёры
[Театральні діячі, актори] - пункт меню

Если Вы хотите поддержать сайт

Карта ПриватБанка:
5168 7556 1759 9598

WebMoney:

UAH

U424759725951

RUB

R595618315667

USD

Z159829102497

EUR

E256443352919