Новый дом Полтавского губернского земства

А. Сластионов. Новый дом Полтавского губернского земства.

Джерело: Василь Григорович Кричевський : хрестоматія. Том І. 1891–1943 рр. / передм. І. О. Ходак ; упорядн. тому О. О. Савчук. — Харків : Видавець Савчук О. О., 2016. — 532 с., 472 іл. — Серія «Слобожанський світ». Випуск 10. Стор. 81 — http://savchook.com.

Друкується за виданням: Сластионов А. Новый дом Полтавского губернского земства / А. Сластионов // Археологическая летопись Южной России. — 1903. — №6. — С. 374–376.

Новый дом Полтавского губернского земства

Табл. XX.
А. Сластионова.

Помещенный рисунок представляет новое, уже строящееся в Полтаве, здание полтавской губернской земской управы. Проект здания составлен в южно-русском стиле и принадлежит молодому харьковскому художнику-архитектору В. Г. Кричевскому. В. Кричевский победил своих конкурентов кроме наличности таланта еще и оригинальностью трактовки и новизной задачи, он отвернулся от рутинного способа позаимствования с готовых образцов и потому, смотря на его проект, вы никого здесь не узнаете, — это собственное лицо художника. Строительная комиссия, собранная 23-го июня 1903 г. для окончательного решения вопроса о выборе того или другого проекта для постройки, в начале своего заседания отнеслась к проекту г. Кричевского несколько даже враждебно — так этот проект не подходил под общий тип подобного рода построек, но потом новизна, оригинальность и свежесть заинтересовали судей, а талант незаметно покорил сердца их, и проект, не смотря на то, что был представлен лишь в эскизе, принят большинством голосов. Этот случай как нельзя лучше доказал, что архитектуре также начинает предъявляться требование самостоятельного творчества. Очевидно, всем давно уже приелся тот шаблонный ренессанс, в котором г.г. конкуренты г. Кричевского и представили свои проекты. О неподвижности, о шаблонности и позаимствовании с чужих зданий давно укоряют не только наших, но и вообще европейских художников 1):

1) "Иск. и Худ промышл." 1901 г. № 11.

«как это ни странно, но ни в ком из всего художественного мира не замечается столько рутины, сколько ее видно у архитекторов, и не у нас только, но почти во всем свете 1). Посмотрите на всяких других специалистов, — у всех у них видно стремление к усовершенствованию по роду их деятельности: лишь у одних архитекторов постоянно встречаешь одно и то же... но зато они, в противоположность большинству художников, имеют возможность возводить за раз по нескольку зданий в самых противоположных концах света, по прочно выработанным шаблонам, пользуясь для этого, конечно, чужим трудом, а себя сторицею вознаграждая за некогда усвоенные от школы знания. Но зато они могут, сверх всего остального, занимать еще по несколько мест сразу в самых разнообразных учреждениях, где в качестве председателя, где члена правления, где агента, — тут ведь законы о несовместимости должностей не играют решительно никакой роли», и т.д.

Highslide JS

Появление проекта земского дома в южно-русском стиле, а засим и принятие его строительной комиссией, вызвало много толков и наконец, целую полемику в газетах, отголоски которой появились не только в южных газетах, но даже и в столичных. Интересующихся отсылаем к статье, помещенной в нашем журнале, — «К возрождению украинского архитектурного стиля»[2]). Здесь же можем лишь прибавить, что не смотря на то, что художник был несколько связан в своей композиции тем, что передний фасад здания надо было ставить на имеющийся фундамент старого здания управы, не смотря на то, что по желанию комиссии он должен был многое переделать в своем проекте, творчество его почти не пострадало. Имея под руками массу материалов, художник сумел выйти с честью из представившейся ему задачи: каждая архитектурная часть, каждая деталь у него взята с какого-либо исторического архитектурного памятника и может быть документально доказана, но вместе с тем, эти части, эти детали, будучи переработаны любящей рукой талантливого художника, представляют нечто гармонично-целое. Представленный рисунок, к сожалению, весьма мал, и по нему очень трудно судить о красоте и разнообразии фасада; к тому же, в натуре будет кое-что еще изменено, впрочем, на сей раз по желанию самого художника. А крыша здания и стены будут богато украшены майоликой, а башни его будут покрыты разноцветной черепицей, в общем, здание обещает быть действительно эффектным. Что касается внутренней отделки, то и она предполагается по возможности в южно-русском вкусе и также будет состоять из цветных изразцов, плиток, майолики и т. под. Работы этого рода предполагаются в Миргородской художественно-промышленной школе, где только что состоялся конкурс на камин в южнорусском вкусе, сейчас объявлен второй на плиточные полы. Засим, вероятно будет объявлен конкурс на фризы, панно, вставки и так далее.

Проект г. Кричевского в оконченном виде был выставлен в минувшем Губернском Земском Собрании, которое, вопреки ожиданиям, без всяких прений и приняло его окончательно. Постройка, за исключением среднего фасада, возведена уже местами под второй этаж. Пожелаем же талантливому художнику счастливого окончания первого значительного общественного здания в украинском стиле и пожелаем также, чтобы он, кроме того, непременно принял участие в новом конкурсе на постройку большого, национального театра во Львове, стоимость постройки которого предполагается в I миллион крон. Здесь, на этом новом конкурсе, художник может развернуться во всю ширь своего дарования и воссоздать также огромное общественное здание, но уже имеющее совершенно особое, исключительное значение для всего края, и долженствующее быть по самому существу своему, национальным и, безусловно, красивым.

1) Американцы в этом отношении стоят впереди.

2) «Арх. Лет. Южн. России», 1903 г. № 3-4.

 

Ссылки на эту страницу


1 Административные здания
[Адміністративні будинки] - пункт меню

Если Вы хотите поддержать сайт

Карта ПриватБанка:
5168 7556 1759 9598

WebMoney:

UAH

U424759725951

RUB

R595618315667

USD

Z159829102497

EUR

E256443352919