Творчество мастеров русского монументального искусства в Полтаве в начале XIX в.
- Подробности
- Просмотров: 1610
Николай Ефимович Онищенко. Творчество мастеров русского монументального искусства в Полтаве в начале XIX в.
Публикуется по изданию: Николай Ефимович Онищенко. Творчество мастеров русского монументального искусства в Полтаве в начале XIX в. // Зодчество Украины [Текст] : сборник 1654 - 1954. - К. : Академия архитектуры УССР, Институт истории и теории архитектуры, 1954. - 295 с.
Выражаю благодарность Полтавской областной универсальной научной библиотеке им. И. Котляревского за помощь в подготовке публикации.
Перевод в html-формат — Борис Тристанов. Нумерация примечаний изменена на сквозную.
— 213 —
Н. Е. ОНИЩЕНКО
ТВОРЧЕСТВО МАСТЕРОВ РУССКОГО МОНУМЕНТАЛЬНОГО
ИСКУССТВА В ПОЛТАВЕ В НАЧАЛЕ XIX в.
Одной из ярких страниц истории совместной борьбы русского и украинского народов против иноземных поработителей были события, происшедшие под Полтавой в 1709 г. Русская армия с участием военных частей, сформированных из украинцев, и при единодушной поддержке трудового украинского народа в сражении под Полтавой наголову разгромила шведских захватчиков и вышла победительницей в знаменитой Полтавской битве.
Строительство памятников в честь этого исторического события отражает развитие монументального искусства Украины XVIII и XIX вв., которое формировалось под благотворным влиянием и при непосредственном участии выдающихся деятелей русской культуры.
Первой попыткой увековечить победу под Полтавой было намерение самого Петра I, который, оценивая величие и значение одержанной победы, в том же 1709 г. указывал малороссийскому приказу: "...на могиле соорудить пирамид каменный с изображением на ней персоны его государевой в совершенном возрасте на коне, вылитую из меди желтой и под ней бой самым добрым художеством; а по сторонам той пирамиды на досках медных же учинить подпись с объяснением всех действий от вступления в Украину короля шведского с получением сей баталии" 1. Был ли составлен и послан для исполнения при этом проект и в связи с чем его реализация была отложена — неизвестно.
В 1723 г. Петр вторично выражает пожелание: "...в память на полях полтавских в пристойном месте, где та баталия была, сделать пирамид каменный из доходов Малороссийской коллегии и для того тее коллегию, при указе рисунок послать" 2. Известным скульптором Карло Растрелли (отцом) в 1724 г. изготовляется модель конной статуи Петра для этого монумента.
Но и это пожелание Петра остается неосуществленным. При его жизни на поле битвы сооружается небольшой обелиск с рельефными изображениями Полтавской баталии на фусте, который продолжает существовать до 80-х годов XVIII в.
В 1778 г. вместо него и "по его подобию" у Воскресенского храма на площади старого города, "по своей доброй воле", кошевым атаманом и полковником Павлом Руденко (Рудым) сооружается другой обелиск-колонна, который и остается долгое время единственным памятником, воздвигнутым в честь победы. Основание монумента украшали изображения Полтавской битвы, выгравированные на меди в Академии художеств гравером Петрикием Балабиным.
Следующая попытка соорудить монумент в честь Полтавской победы относится к 80-м годам XVIII в. 3. По указу Екатерины II принимаются меры к отправке в Полтаву изготовленной Растрелли конной статуи Петра. Торжественная установка ее приурочивается к путеше-
1 Полное собрание законов Российской империи, т. IV, стр. 2236.
2 Полное собрание законов Российской империи, т. IV, стр. 3728.
3 ЦГИАЛ, ф. 470, Спб. Академии художеств, оп. 103/537, 1782 г., дело №16, "Об отправлении князю Потемкину статуи Петра В. для установки в Полтаве".
— 214 —
Первый памятник в честь Полтавской
победы на площади старого города в
Полтаве.
ствию Екатерины в Таврию 4. Но и на этот раз ход событий меняется. Посетив Полтаву в 1787 г. и полюбовавшись инсценированной копией Полтавского сражения, Екатерина оставляет намерение воздвигнуть монумент на поле битвы. В 1799 г. Павел I устанавливает конную статую Петра с надписью "Правнук — прадеду" перед Михайловским замком в Петербурге. Сохраняя идею Петра I о "рельефах с боков самым добрым художеством", на постаменте памятника устанавливают рельефы сражений под Полтавой и при Гангуте.
В XIX в. вновь возрождается мысль увековечить победу русского оружия, воздвигнув памят-
Проект памятника над могилой русских воинов на поле Полтавской битвы.
1811 г. Архитектор В. Стасов. План основания и план церкви.
4 В Совете Академии художеств от 6 февраля 1800 г. разработка постамента для памятника поручается Мартосу, Гордееву, Волкову и Козловскому. Рельефы исполняются учениками Теребеньевым, Моисеевым, Демут-Малиновским. Петров. Сборник материалов к истории Спб. Академии художеств, т. I, стр. 110, 112, 114.
— 215 —
Проект памятника над могилой русских воинов на поле Полтавской битвы.
1811 г. Архитектор В. Стасов. Фасад.
ник на месте Полтавской битвы. Славное прошлое России служит источником народной гордости, способствует подъему духа патриотизма. С приближением столетия Полтавской битвы события 1709 г. приобретают особое значение.
Граждане Полтавы возбуждают хлопоты о пересылке в Полтаву конной статуи Петра. Но осуществить это не удается. Недавно установленный монумент, по распоряжению Александра I, остается на своем месте. Существовавший памятник, воздвигнутый Руденко, сносится в связи с перепланировкой города, а вместо него на новой площади города в столетие победы сооружается монумент Славы.
Поле битвы и древний курган — могила храбрых русских воинов — по-прежнему остаются забытыми. Желание достойно увековечить Полтавскую битву не угасает и продолжает оставаться поводом для творческих дерзаний многих архитекторов на протяжении почти полувека.
Решение, каким должен быть храм, принимается на месте в Полтаве. Разработанный губернским архитектором М. Амвросимовым проект в 1809 г. пересылается в Петербург вместе с просьбой генерал-губернатора Лобанова-Ростовского
— 216 —
Проект мавзолея над могилой русских воинов на поле Полтавской битвы.
1811 г. Архитектор Т. Томон. Фасад.
— 217 —
о разрешении строительства 5. Рисунок Амвросимова не сохранился. Как видно из переписки, он представлял собой сооружение в виде четырех арок над могилой и храма. Царь соглашается на строительство, а проекты — "каждому особо повелевает сделать архитекторам Стасову, Воронихину, Руска и Томону" 6.
Проекты составляют Стасов, Воронихин, Руска, Томон, архитекторский помощник Пятницкий, добровольно принявший участие в конкурсе, и снова Амвросимов. Лучшим и наиболее соответствующим признается предложение В. П. Стасова 7. Проект утверждается к строительству, а автору присваивается почетное звание академика.
По принятому проекту над курганом — могилой русских воинов должен был быть установлен величественный монумент-надгробие, состоявший, как и в проекте Амвросимова, из вспарушенного арочного основания на четырех устоях и храма, возвышавшегося над ним. Над могилой образовывался как бы огромный шатер с высокой торжественной ротондой. Четыре лестницы, расположенные в устоях арок, вели в храм и на верхнюю видовую террасу, окружавшую его. С восточной и западной сторон у основания устоев размещались скульптурные композиции из рыцарских доспехов и военных трофеев, с двух других, на далеко отстоящих пьедесталах — 4 дарохранительницы, в верхней части по углам основания — жертвенники; фронтоны основания украшались рельефами летящих гениев с венками. Лаконичная надпись гласила: "Верным сынам благодарное отечество".
Абсолютные размеры монумента значительны. Достаточно сказать, что ширина квадрата осно-
Проект мавзолея над могилой русских воинов на поле Полтавской битвы.
1811 г. Архитектор Т. Томон. План.
5 ЦГИАЛ, ф. 1293, оп. 74, д. 316, "О построении храма на могиле русских воинов в Полтаве", л. 1.
6 ЦГИАЛ, ф. 1293, оп. 74, л. 20, дело состоит из 547 л. В нем содержится переписка по вопросу о проектировании храма и 3 варианта проектов на 9 листах, два из которых подписаны "Архит. Стасов, чертил К. Тон" и третий — без подписи.
7 Там же, л. 53.
— 218 —
вания достигала почти 40 м. Такой же должна была быть и высота сооружения. Если иметь в виду, что высота крупнейших зданий того времени, как, например, здания Зимнего Дворца или Академии художеств в Петербурге равна всего лишь немногим больше 20 м, здания биржи — 25 м, что высота Александровской колонны равна 40 м — грандиозность сооружения становится очевидной. Малозначительными в сравнении с ним кажутся и другие аналогичные сооружения: небольшая часовенка на Бородинском поле и символическая пирамида около Казани.
Как писал сам зодчий, "монумент должен был стоять над священной могилой верных сынов, принесших себя в жертву к спасению отечества, знаменуя признательность народную, ознаменованную сооружением сего храма, памятника прародительской славы, к возбуждению настоящих и будущих поколений к победным подвигам" 8. В этом состояла основная идея монумента, этим обусловливалось своеобразие композиции и широкий эпический характер его образа. Ясность замысла, суровая простота форм и глубокое эмоциональное содержание монумента, а также тесная связь с окружением составляли высокие достоинства проекта, в которых находили проявление лучшие достижения зодчества русской классической школы начала XIX в.
Однако величественный замысел гениального зодчего так и остался неосуществленным.
По второму проекту, разработанному архитектором Тома де Томоном, памятник решался в виде 35-метрового круглого мавзолея, состоявшего из целлы, покрытой куполом, и периптера из мощных дорических колонн 9. Внутри мавзолея находилось "святилище для божественной службы". В толще стены, окружавшей его, устраивались 4 полуциркульные помещения, в двух из которых находились лестницы, ведущие на хоры. Экседра восточной части имела назначение алтаря. В полу храма находилось отверстие, а внизу — склеп, названный Томоном "местом, где покоятся усопшие". На открытом восточном плато полукольцом размещались 12 саркофагов. На них, сообщал автор, "путники могли читать о событиях и именах героев, павших на священном поле брани, осеняемых этим памятником скорби" 10. С западной стороны к зданию примыкала высокая подпорная стена с входом в склеп и две расходившиеся вправо и влево широкие лестницы для подъема на верхнюю террасу.
В отличие от проекта Стасова, по замыслу Томона, как о том писал зодчий, возведение монумента предусматривалось "на самом месте погребения погибших героев". Взамен братской могилы-кургана возводился грандиозный мавзолей-усыпальница.
Размеры сооружения, как и в предыдущем проекте, были огромны. Достаточно сказать, что диаметр колонн, например, был немногим меньше сажени (2 м) и почти вдвое больше диаметра колонн Ленинградской биржи; толщина стены целлы, внутри которой находились лестницы и другие помещения, равнялась 8 м.
Проект мавзолея для Полтавы был последней крупнейшей работой Тома де Томона.
Как решал третий выдающийся зодчий А. Воронихин 11 поставленную задачу, пока никаких данных нет. Известно, что год спустя он разрабатывал серию проектов аналогичного храма-памятника героям Отечественной войны 1812 г. для Москвы. Так как участие Воронихина в проектировании монумента для Полтавы до настоящего времени оставалось неизвестным, вполне возможно, что сохранившиеся листы (а уж эскизы непременно) причислены к этой серии и до сих пор аннотируются как варианты проекта для памятников в Москве. Среди неаннотированных его работ имеется ряд чертежей, на которых изображены сооружения, по своему характеру близкие к сооружениям мемориального назначения 12. Были они составлены для Полтавы или их возникновение связано с каким-либо другим событием покажут дальнейшие исследования.
Проекты академика Л. И. Руска и архитектора П. Г. Пятницкого, как можно предполагать, со-
8 Стасов В. П., Юбилейный сборник статей под ред. А. В. Щусева. АА СССР, 1950, стр. 6.
9 Чертеж хранится в музее истории развития г. Ленинграда. Опубликован в книге "Историческая архитектуры 1911 г.", как проект мавзолея неизвестного назначения.
10 Выдержки взяты из пояснительных надписей на проекте плана мавзолея, хранящемся в отделе графики Госэрмитажа № 23453.
11 "... Г. Г. Руска и Воронихин уже ко мне таковые проекты давно представили, равным образом и Томон". ЦГИАЛ, ф. 1293, оп. 74, д. 316, д. 19.
12 Фасады и разрез церкви-ротонды № Р. 1, 1959, 1970 140, в Музее архитектуры АА СССР; план мавзолея № 102/108, в Музее архитектуры института им. Репина в Ленинграде. Оба чертежа являются вариантами проекта храма-мавзолея. Об этом его назначении свидетельствует отсутствие помещения для богослужения, круглая форма, наличие обелисков, склепа с наружным входом, отсутствие креста над зданием и довольно значительные размеры сооружения (диаметр ротонды — 20 м; общий размер с портиками — 30 м).
— 219 —
Проект мавзолея над могилой русских воинов на поле Полтавской битвы.
1811 г. Архитектор П. Пятницкий. Фасад и разрез.
— 220 —
Проект мавзолея над могилой русских воинов на поле Полтавской битвы. 1811 г. Архитектор П. Пятницкий. Планы верхнего и нижнего ярусов.
хранились. Вместе с копией утвержденного проекта В. П. Стасова помещены два проекта в известном альбоме без названия, хранящемся в научной библиотеке Института инженеров железнодорожного транспорта в Ленинграде (№ 2666).
По одному из них (лист 53) сооружение должно было состоять из целого комплекса архитектурных объемов: четырех пирамид и мавзолея. Основанием композиции служила обширная площадка. По периметру ее на взаимно перпендикулярных осях располагались пирамиды, в центре возвышался мавзолей в виде цилиндрического объема с куполом и четырьмя шестиколонными портиками.
Широта разработки темы, своеобразие композиции, искренность и патетичность, которыми проникнут образ произведения, делают его близким по духу лучшим произведениям выдающихся зодчих русской классической школы начала XIX в., роднят его с первым утвержденным проектом В. П. Стасова. Однако чрезмерная обширность замысла, граничащая с фантазией, не могли сравниться с содержательным, глубоко осмысленным и вполне реальным предложением Стасова.
Проект дошел до нас в копии. Подпись автора на нем отсутствует. По всей вероятности, проект являлся предложением молодого архитектора Пятницкого, принимавшего участие в конкурсе 13.
Второй проект из этого же альбома, как нам кажется, принадлежит творчеству Л. И. Руска 14. Это допущение подтверждается рядом обстоятельств. Несомненно, прежде всего, что проект разработан для сооружения над братской могилой воинов, погибших в каком-то важном сражении. Не случайно также то, что чертежи помещены в альбоме наряду с другими выдающимися проектами и, в первую очередь, рядом с таким же проектом Стасова. Наконец третьим и наиболее веским аргументом служит близость его архитектуры творческому почерку Руска 15.
Композиция сооружения основана на сочетании традиционной египетской пирамиды и крестооб-
13 Пятницкий Петр Гаврилович, воспитанник Академии художеств. Окончил с золотой медалью в 1809 г. Кондаков С. Н. Список русских художников. П. 1914.
14 Руска Луиз Иванович, 1758-1822, с 1803 г. академик Спб. Академии художеств, автор многих построек в России и на Украине. Кондаков С. Н., Список русских художников, т. II. Чертежи хранятся в альбоме без названия в научной библиотеке ЛИИЖТа № 2666, стр. 43.
15 Материалы о творчестве Руска собраны в альбоме его работ, находящемся в той же библиотеке ЛИИЖТа и в Музее архитектуры института им. Репина в Ленинграде.
— 221 —
Проект мавзолея над могилой русских воинов на поле Полтавской битвы.
1811 г. Архитектор Л. Руска. Западный фасад и план.
разного объема с четырехколонными портиками с двух сторон. Устанавливался мавзолей на широком основании, по четырем углам которого располагались триумфальные колонны с урнами. Внутри сооружения образовывалось перекрытое куполом крестообразное помещение с колонными порталами по сторонам центрального квадрата. В нишах боковых полукружий размещались урны; под сооружением также находился склеп-усыпальница.
Отличаясь сравнительно малыми размерами, некоторой "камерностью" и во многом уступая другим по замыслу, сооружение все же не лишено известного своеобразия и эмоциональной выразительности.
Среди материалов, представленных министром внутренних дел царю, находились и "некоторые местные соображения и чертежи предположения удобного исполнения на месте сражения", разработанные губернским архитектором Амвросимовым. На них было изображено "достаточно пространством вокруг могилы ограждение, у коего на наружном фасаде на каждой стороне по одному зданию: для церкви и для инвалидного дома" 16.
Чертежи этого проекта пока не найдены.
Какова была архитектура церкви и комплекса в целом — неизвестно. На основе этого проекта, на месте сражения было решено устроить большой инвалидный дом 17.
В начале XIX в. составляются новые проекты монумента на поле полтавской битвы. Два из них были, по-видимому, разработаны в связи с конкур-
16 Из препроводительного письма генерал-губернатора Лобанова-Ростовского министру вн. дел А. Б. Куракину. Архив Губернского правления, оп. 402, цит. по Павловскому "Битва под Полтавой и ее памятники", 1909, стр. 226-227.
17 Вместо устройства инвалидных домов в Петербурге, Москве, Киеве, Смоленске, Чернигове и Курске царь решил устроить один большой в Полтаве у кургана. Отсутствие средств заставило правительство отложить постройку этого дома до времени, пока "финансы то дозволить могут". Так проект и остался неосуществленным.
— 222 —
Проект мавзолея на поле Полтавской битвы.
1811 г. Архитектор Д. Кваренги. Западный фасад и план.
сом 1810 г., другие два — в связи с переработкой утвержденного проекта В. П. Стасова.
Основой композиции первых двух проектов служил довольно обширный открытый двор, своего рода форум, окруженный глухой стеной, с внутренней стороны которого находились галереи, и посередине небольшой храм-усыпальница. По одному из проектов двор был круглой формы. Такой же формы был мавзолей 18. С западной стороны по оси разрыва галерей храм имел далеко отстоящий шестиколонный портик. Во втором проекте аналогичный двор образовывался ограждением шестигранной формы, с тем же разрывом с запада. В отличие от первого проекта сооружение в центре состояло из шестигранной целлы, к каждой из сторон которой примыкали три полукруглых абсиды и три четырехколонных портика 19.
Общность замысла, сходство с решением плана и внешней архитектуры указывают на то, что оба проекта являлись двумя вариантами сооружения одного и того же назначения. Внимательное сличение проектов подтверждает принадлежность обоих творчеству одного и того же зодчего. При сравнении последних с оригиналами чертежей различных зодчих XIX в., хранящимися в Государ-
18 Музей истории развития города Ленинграда, Отдел фондов. Портфель Д. Кваренги, чертежи № 227, 228, 572, 573.
19 Ленинградский Институт инженеров жел.-дор. транспорта, научная библиотека № 2666, д. 57.
— 223 —
Проект мавзолея на поле Полтавской битвы.
1811 г. Архитектор Д. Кваренги. Западный фасад, общий вид и план.
ственном Эрмитаже и других музеях страны, становится бесспорным также и то, что чертежи созданы выдающимся зодчим того времени Д. Кваренги 20.
Сооружения на обоих проектах имеют мемориальный характер и связаны с увековечением военной победы на месте массового захоронения. Об этом свидетельствует вся композиция, состоящая из небольшого мавзолея в центре и крытых галерей-колоннад, образующих двор, некультовый характер самих сооружений мавзолея, наличие большого количества урн и скульптур в нишах внутри них и открытых галереях, наличие склепа — "усыпальницы героев" с отверстием в полу и многое другое.
Если иметь в виду, что в конце XVIII и в начале XIX вв., к которым от-
20 Автором одного из рассматриваемых проектов (формы круга), хранящегося в фондах Музея истории развития города Ленинграда, доктор искусствоведения, проф. Г. Г. Гримм также называет Кваренги.
— 224 —
Проект памятника над могилой русских воинов на поле Полтавской битвы.
1811 г. Архитектор Д. Кваренги. Фасад и план основания.
носятся чертежи, другого повода для их возникновения, кроме событий, связанных с чествованием победы 1709 г., не было — есть основание предполагать, что приведенные проекты разработаны Кваренги в связи с увековечением Полтавской битвы. Официально разработка проекта ему поручена не была. Однако на рассмотрение совета Академии были представлены проекты, доставленные от малороссийского генерал-губернатора Лобанова-Ростовского и заказанные им в порядке личной инициативы. Не исключена возможность, что среди них мог находиться проект, добровольно или по просьбе последнего разработанный Кваренги. Подтверждается это предположение, в известной мере, и тем, как складывались обстоятельства с утвержденным проектом.
Шли годы. Проект Стасова не осуществлялся, строительный комитет бездействовал. Зная, видимо, о малых размерах храма, предусмотренных по проекту Кваренги, и, стремясь "поправить ошибку" с утвержденным проектом, генерал-губернатор Лобанов-Ростовский добивается разрешения царя об "испытании на сей счет мысли Кваренги" 21. Свои соображения и проект Кваренги представляет лишь в 1816 г. Таким образом, появляется еще один, последний из этой группы — проект Кваренги 22.
Как явствует из чертежей, представленный проект явился повторением, всего лишь плохой редакцией проекта В. П. Стасова. Простота, эпически-монументальный, триумфальный характер стасовского проекта были потеряны. Однако, рассмотрев их, царь все же "повелевает Стасову привести свою апробованную мысль в размер проекта Кваренги" 23.
Болезненно восприняв это предложение, только в 1821 г. Стасов перерабатывает свой проект 24. Строительство по его переработанному проекту тем не менее вновь откладывается.
История монументального увековечения славной Полтавской победы на этом не кончается. Так, к 110-летию битвы по рисунку местного архитектора Тарасова "собственным иждивением горожан" возводится обелиск на месте, где отдыхал Петр I после победы. Этот обелиск существовал до 1849 г. [см. стр. 226].
В следующем десятилетии вновь возникает вопрос о строительстве храма на могиле. Проявлявший равнодушие и упорствовавший в осуществлении этого мероприятия новый генерал-губернатор Репнин теперь открыто заявляет о своем нежелании осуществить строительство.
21 Мин. вн. дел Козодавлев требовал от Лобанова-Ростовского "сведений о причине, по коей вы считали нужным знать мысли Кваренги и сообщить мне Ваше мнение, нужно ли непременно ожидать или вновь требовать от Кваренги отзыва, или можно будет начать строение согласно высочайше опробованному плану и фасаду". ЦГИАЛ, ф. 1293, оп. 74, 1810 г., д. 316, л. 57.
22 ЦГИАЛ, ф. 1293, оп. 74, 1810 г., д. 316, л. 125; л. 126. Колесников В. В., Неопубліковані проекти Стасова і Кваренгі "Вісник Академії архітектури УРСР", 1950, № 4.
23 ЦГИАЛ. ф. 1293, оп. 74, д. 316. л. 87.
24 ЦГИАЛ, ф. 1293. оп. 74. 1810 г., д. 316, л. 121. "План вновь переделанному основанию памятника" и л. 122, "Фасад, а также копия его", ЛИИЖТ, научн. библиотека, № 2666, ст. Онищенка М. Ю., Проект кенотафа на могилі героїв битви під Полтавою, "Вісник Академії архітектури УРСР", 1950, № 3.
— 225 —
Причиной этого было якобы несоответствие имевшихся сумм тем, которые требовались для строительства. Вновь ставится вопрос о сокращении размеров сооружения. Новые проекты разрабатываются архитекторами Мельниковым и К. Тоном 25. Но и они также остаются не реализованными.
Проект памятника на поле Полтавской битвы.
1839 г. Архитектор А. Мельников. Западный фасад и план.
В 1841 г. большой группой архитекторов, в третий раз за четверть века, разрабатывается новая серия проектов храма-памятника. В конкурсе принимают участие: профессора архитектуры — Брюллов, Тон, Майер, академики — Гальберг, Аннерт, Паскель, Ветлужский, Рихтер, Горностаев, Реймерс и Беретти сын 26.
Один из 12 проектов утверждается к строительству, чертеж пересылается в Полтаву, организуется строительный комитет.
Одновременно с этим в городе к 1839 г. на пожертвованные деньги, по проекту А. Тона, сооружается каменный футляр над небольшой деревянной Спасской церковью, где по преданию молился Петр после битвы 27. На оставшуюся сумму каменный обелиск у этой церкви в 1849 г. заменяется бронзовым монументом, отлитым в Петербурге по проекту архитектора А. Брюллова [см. стр. 226].
Проходит еще одно десятилетие, и на могиле, наконец, в 50-х годах сооружается небольшая часовня скромной архитектуры в "старорусском стиле". Но в 1895 г. и она заменяется другой, еще более низкого качества "ропетовского направления", а над срытым курганом устанавливается склеп с крестом, свидетель полного творческого и духовного оскудения архитектуры конца XIX в. 28.
В начале XIX в. возникает еще ряд памятников в городе, в частности, коменданту Полтавской крепости полковнику Келину по проекту архитектора Ширшова [см. стр. 227].
* * *
Огромную художественную ценность представляет собой воздвигнутый в Полтаве монумент Славы.
К столетию Полтавской битвы в 1809 г. решено было соорудить два монумента: громадную пирамиду из обломков скалы на поле битвы и обелиск в городе 29. В 1804 г. вместе с просьбой о разрешении строительства в Петербург направляются чертежи "обелиска", разработанные местным архитектором Амвросимовым. По плану 1803 г. было предусмотрено установить его на квадратной площади нового города; 27 июля 1804 г. там и была произведена его торжественная закладка.
По предложенному Амвросимовым проекту 30 монумент представлял собой сооружение в виде триумфальной колонны и пьедестала, установлен-
25 ЦГИАЛ, ф. 1488, б. оп. (Полтава), б. д. д. 17, л. 2, 6, 7. "Планы, фасады и профили на построение церкви на поле полтавского сражения при кургане".
26 Петров. Сборник материалов к истории Спб. Академии художеств, т. II, стр. 413.
27 Оригинал проекта хранится в ЦГИАЛ, ф. 1488, д. 16, л. 1, 2, 3.
28 Первая церковь в 50-х годах сооружается по проекту архитектора Шарлеманя, вторая в 1895 г. по проекту синодального архитектора Никонова. По его проекту в том же 1895 г. строится склеп на могиле и устанавливается гранитный крест. ЦГИАЛ, ф. 1293, оп. 354, 202, л. 1, 2, 3. 4, 5.
29 Реймерс Е. П., Русский художественный архив, Спб, 1883.
30 ЦГИАЛ, ф. 1488, оп. Полтава, д. 42, л. 6, "Проект монумента Полтавской баталии". На подлинном надпись: "архитектор Амвросимов".
— 226 —
|
|
ных на неширокой площадке-подиуме. У подножья колонны помещалось изображение трофеев, на стержне колонны — рельефные изображения баталии; завершением композиции служил парящий орел. По идее и композиции монумент должен был напоминать колонну, установленную еще по распоряжению Петра I на поле сражения. Предложение автора о рельефах из алебастра на стержне колонны в силу сложности выполнения и "по причине недолговечности" не находит одобрения. Тогда, опять же на месте, в Полтаве, составляется второй более простой вариант проекта 31, который пересылается на повторное утверждение в Петербург.
Дальнейшая судьба монумента становится предметом забот большей части выдающихся деятелей культуры того времени. В работу над его созданием включается ряд крупнейших мастеров зодчества и скульптуры, Академия художеств.
Вместо присланного из Полтавы второго проекта, 9 мая 1805 г. утверждается к строительству третий проект, разработанный в Петербурге архитектором Т. Томоном, а строительство его переносится на новую большую круглую городскую площадь. Повторяя идею предыдущих проектов, зодчий дополняет композицию новыми элементами в виде скульптурных украшений на стволе колонны и пьедестале, развивает идею основания в виде крепости, сообщает замыслу выразительность, композиции — цельность и совершенство.
Выполнение всех скульптурных работ поручается Академии художеств, расход принимается на счет государства. Все это облегчает задачу
31 ЦГИАЛ, ф. 1488. оп. Полтава, б/д, д. 42, № 5.
— 227 —
Памятник коменданту Полтавской крепости полковнику Келину в Полтаве.
1814 г. Архитектор Ширшов.
создания монумента, делает реальной возможность осуществления его строительства.
Желание создать достойный монумент находит в Академии художеств — центре художественной культуры России того времени горячий и искренний отклик. Считая выполнение работ по монументу большой честью для Академии, ее Совет решает, что "оные не должны уступать качеству произведениям, идущим в собор Казанской богоматери" 32. "Не менее того почиталось нужным, дабы работа сия была выполнена искусным мастером академиком Федосом Ф. Щедриным, а господа ректор Гордеев и адьюнкт-ректор Мартос с обыкновенным их усердием к пользе и чести Академии взяли на себя труд содействовать и надзирать за совершением сей работы" 33. В соответствии с этим решением, утвержденной сметой и установленным сроком, "труд сей обще с помощником Угрюмовым и литейных дел мастером Екимовым принимает на себя профессор Щедрин" 34.
По периметру основания монумента предусматривалась установка 18 пушек. Десять из них были найдены на бастионах Полтавской крепости, остальные — перевезены из Переволочны 35, где они были брошены неприятелем 100 лет тому назад.
Общая сумма затрат на сооружение монумента равнялась 156 тыс. руб. и состояла из пожертвований, займов, различных статей городских доходов и т. п. 36.
Монумент осуществлен в натуре в основном таким, каким он был предусмотрен проектом. Несоответствие между проектом и натурой наблюдается, главным образом, в скульптуре памятника. Заметны различия между рисунками элементов на стержне колонны, резко отличается от проекта трактовка орла и особенно трофеев у пьедестала. Довольно банальный по формам орел в проекте при осуществлении становится реалистическим, высокохудожественным произведением. Иными по рисунку, органически увязанными и более масштабными по отношению к формам монумента становятся рельефы трофеев, уточняются и приобретают сочность элементы остова колонны и т. д.
Эти изменения, как и художественные достоинства памятника в целом в значительной степени явились следствием участия в его создании таких выдающихся мастеров монументального искусства, как Мартос, Гордеев, Щедрин, Екимов, а также во многом зависели от умелого руководства работами на месте, которое "задавая шаблоны, показывая порядок дела и разрабатывая чертежи недостающих частей" осуществлял местный архитектор Амвросимов 37.
32 Из решения Совета Академии от 7 февраля 1806 г. ЦГИАЛ, ф. Спб. Академии художеств, д. 23, за 1805 г., л. 12. Важнейшей работой Академии художеств в это время было исполнение художественных произведений для строившегося тогда по проекту архитектора А. Воронихина Казанского собора.
33 ЦГИАЛ, ф. Спб. Академии художеств, д. 23, л. 12.
34 ЦГИАЛ, ф. Спб. Академии художеств, д. 23, л. 18.
35 Персволочна — селение у переправы на Днепре, где армией Шереметьева были уничтожены остатки бежавшей шведской армии.
36 Арх. П. Губ. Пр., ф. 140 за 1808 г., л. 72, 73; полное собрание законов Российской империи, т. 28, стр. 509, № 21448 — об отчислении доходов города на строительство монумента.
37 Арх. П. Губ. Пр. за 1809 г. № 182, л. 30 и др. в ЦГИАЛ (дело о строительстве монумента в Полтаве) имеется ряд чертежей Амвросимова, составленных им в порядке дальнейшей разработки проекта.
— 228 —
Проект монумента Славы в Полтаве.
1804 г. Архитектор М. Амвросимов. Фасад (первый и второй варианты).
Недаром "высокие достоинства скульптуры монумента и труд, понесенный при делании ее академиком Щедриным и литейных дел мастером Екимовым", а также участие Амвросимова были отмечены именными указами, подарками и повышением жалования художникам 38.
Наброски, эскизы, рисунки, макеты, на которых с полнотой могли быть прослежены творческие поиски мастеров при создании скульптуры, к сожалению, исчезли или не разысканы. Скудные сведения, проступающие между строк официальных бумаг — переписки, решений Советов, актов приемки и пр. — почти не восполняют общую картину творческого процесса. Известно только, что изготовлению того или иного скульптурного элемента предшествовало эскизирование — поиски размера, формы, рисунка композиции, характерных черт, которые проводились под руководством комиссии в составе Гордеева и Мартоса. Только после согласования с ними создавались восковые макеты в десятую натуральной величины, утверждавшиеся в Совете Академии. Для создания моделей в натуральную величину изготовлялись части сооружения. Затем следовала выработка форм, приготовление бронзы, отливка и внимательная ювелирная чеканка. Законченную работу также принимала комиссия и Совет Академии. Эти далеко неполные данные убедительно говорят о том, какие высокие требования предъявлялись ко всем произведениям, создававшимся в стенах Академии, каким вниманием окружался труд исполнителей.
Памятник не был окончен к столетию битвы. Торжественное открытие его состоялось 27 июня 1811 г. и сопровождалось, по рассказам современников, "крестным ходом и пушечной пальбой; к вечеру все здания, окружавшие площадь, были
38 Ленинград, Музей русского искусства, архив Щедриных.
— 229 —
освещены наилучшим образом и сожжен большой фейерверк" 39.
Проект монумента Славы в Полтаве.
1805 г. Архитектор Т. Томон. Фасад.
С того времени прошло полтора столетия. Монумент дошел до нас в хорошем состоянии и почти полностью сохранил свой первоначальный облик. В 1952 г. осуществлена тщательная реставрация памятника, проведены обмеры и всесторонняя фиксация его архитектурно-художественного убранства.
Возникновение монумента совпадает с периодом значительных работ по перепланировке и застройке города. К этому времени Полтава становится административным центром двух губерний — Полтавской и Черниговской, резиденцией генерал-губернатора, главным городом Левобережной Украины. В основе идеи переустройства города лежит стремление в память об исторической победе 1709 г. "сделать здесь в малом виде Петербург".
Разрабатывается и в короткий срок осуще-
39 Газета "Северная почта" № 57 за 19 июля 1811 г.
— 230 —
Генеральный план Круглой площади в Полтаве.
Реконструкция архитектора Н. Онищенко.
ствляется новый регулярный план города, планировочным центром которого становится новая круглая административная площадь. Здесь, посередине ее и должен был находиться монумент в честь победы. Главная магистраль, соединявшая старый город с новым центром, прокладывалась вдоль по равнине от древней крепости. Перпендикулярно и по диагонали к этой магистрали в центре сходились радиальные улицы. Каждая из них прокладывалась в направлении какого-либо крупного сооружения или группы зданий. Образовывалось новое планировочное ядро города с восьмью радиусами, замыкавшимися в перспективе каким-либо сооружением. В одном случае им был холм — могила русских воинов на поле битвы, в другом — комплекс монастыря с колокольней на отдаленном взгорье, в третьем — соборная церковь с колокольней на площади старого города и различные другие культовые и гражданские здания. Оси всех восьми улиц пересекались в центре площади. Им замыкались перспективы улиц.
Во всей этой архитектурно-пространственной взаимосвязи заключалась основная идея планировочной организации города и площади.
Восемь секторов, окружавших площадь, застраивались зданиями различного назначения. В трех кварталах были сооружены дома генерал-губернатора, губернатора и вице-губернатора, в четвертом и пятом — размещались здания губернских и уездных присутственных мест, в шестом квартале — почтамт, в седьмом — дом дворянского собрания, в восьмом — кадетский корпус.
Все здания, кроме последнего, имели одинаковую высоту в 2,5 этажа и отличались одним и тем же характером архитектуры.
Таково окружение, в котором должен был находиться монумент, и условия, определявшие характер композиции, размер и формы сооружения.
Монумент в Полтаве состоит из двух основных частей — колонны и основания. Высотным элементом сооружения и основой его композиции является триумфальная колонна, установленная на прямоугольном пьедестале, основанием — невысокий квадратный стилобат, решенный в виде крепостного бастиона, для подъема на который с востока и запада служат две расходящиеся в стороны лестницы. Такой вид монументального увековечения важных исторических событий встречается не впервые. Особенно часто строительство триумфальных колонн наблюдается в России в конце XVIII и начале XIX вв. Наиболее выдающимся произведением такого рода в мировом зодчестве являлась Александровская триумфальная колонна, сооруженная в 1834 г. по проекту архитектора Монферрана на Дворцовой площади в Петербурге.
Абсолютные размеры и соотношения двух составных частей сооружения зависели от реальных условий, в которых должен был находиться монумент. В отличие от официальной торжественной представительности столичных городов с их обширными площадями и многоэтажной застройкой "сплошной фасадой", для площади Полтавы и для города в целом характерной была лишь частично двухэтажная, а преимущественно одноэтажная разреженная застройка и наличие большого количества зелени. Этой спецификой провинциального города определялись сравнительно небольшие размеры сооружения, его интимность и даже несколько камерный характер его архитектурно-художественной разработки.
— 231 —
Монумент Славы в Полтаве. 1805-1811 гг. Архитектор Т. Томон, скульптор Ф. Щедрин.
Вид с северо-запада.
— 232 —
Монумент Славы в Полтаве. Основание монумента.
— 233 —
Монумент Славы в Полтаве. Пьедестал.
— 234 —
Монумент Славы в Полтаве. Южное и северное горельефные панно. Обмер Н. Онищенко.
— 235 —
Если, например, для Александровской колонны характерна стройность, подтянутость, Полтавскому монументу, напротив, свойственна некоторая свобода композиции. Колонна вследствие этого устанавливается не на уровне площади, а на широком основании, она как бы воздвигается над несрытым старым бастионом. Александровская колонна рассчитана на восприятие, главным образом, с больших расстояний, монумент Славы в полной мере и лучше всего воспринимается вблизи. На площадку можно подняться, обойти вокруг памятника и ближе осмотреть все его части. Площадка могла служить (и, по сведениям современников, служила) для размещения оркестров, хора во время празднеств.
Таким образом, композиционные особенности монумента, его масштаб и абсолютные размеры не произвольны. Они являются результатом вдумчивого изучения зодчим специфики небольшого города и масштаба его застройки.
Построение масс и соразмерность частей, в свою очередь, свидетельствуют о стремлении к законченности и совершенству композиции. Формы монумента вписаны в пространственный равнобедренный треугольник, где началом наклонов обоих бедер у основания являются уступы бастиона, а вершиной — полусфера колонны или подножье орла. Соразмерность их выражена в соотношениях 12:15,3 м, что соответствует совершенным соотношениям, как 1:1,33. Такое построение сделало композицию собранной и статически устойчивой.
Монумент Славы в Полтаве. Конструктивная схема.
Для достижения монументальности и в силу особых условий, в которых она должна была находиться, канонизированные пропорциональные соотношения колонны были резко изменены. В полтора раза, например, увеличивается ее толщина. Против соотношений в коринфском ордере, равных 1:10, соотношения диаметра колонны монумента к ее высоте принимаются 1:6,5. Размеры базы и особенно капители, напротив, уменьшаются против обычных размеров, высота базы — на одну треть, высота капители — в три раза. Вследствие этого колонна становится более грузной и из элемента поддерживающего превращается в самостоятельно стоящий элемент. Меняется и второй элемент ордера — пьедестал. Решен он в виде простого куба. Вследствие увеличения его ширины вдвое против нормы, он из вертикального элемента композиции становится горизонтальным; исчезают обязательные принадлежности пьедестала в ордере — карнизы. Вся эта высотная часть сооружения устанавливается на неширокой площадке, являющейся основанием монумента. Так, обыкновенный, отдельно взятый элемент ордера — колонна, в сочетании с основанием, становится самостоятельной, законченной, хотя пока еще и отвлеченной архитектурной композицией.
Эта схема дополняется различными скульптурными элементами. Остов базы и капитель колонны по древнему обычаю украшаются венками из лавра, дубовых и пальмовых веток, с двух сторон пьедестала помещаются рельефные композиции военных трофеев, две другие его стороны украшаются кольцами из змей с надписями о событиях и ликторскими связками с боков. Основание решается уступами в виде крепостного бастиона с восемнадцатью пушками, врытыми у подножья, а образующаяся площадка оформляется ограждениями из богатырских мечей, поставленных на острие.
— 236 —
Монумент Славы в Полтаве. Общий вид северного горельефного панно.
Решающая роль среди скульптурных элементов памятника в выявлении и конкретизации образа сооружения принадлежит двум горельефным панно, расположенным у северной и южной сторон пьедестала. Они представляют собой композиции из военного оружия, щитов, трофеев, боевых знамен, ядер, колчанов, бунчука, как бы сложенных после битвы у подножья памятника воинской доблести на вечные времена. Центрами одной и другой композиции являются возвышающиеся над всем доспехи победителей — отважных русских воинов. Венчают композицию покоящиеся над доспехами боевые шлемы. Наконец, весь монумент завершается обращенной к могиле героев мужественной фигурой орла с лавровым венком в клюве и разящими громовыми стрелами в когтях.
Дополненная этими скульптурными элементами, архитектурная композиция приобретала ярко выраженное идейно-художественное содержание. В ее образе были воплощены патриотизм и воинская доблесть, проявленные русскими воинами, одержавшими блестящую победу в сражении, сыгравшем громадную историческую роль для нашей Родины.
В создании образа памятника скульптуре принадлежало значительное место. Тем не менее в общей композиции монумента ей отводилась зависимая, подчиненная архитектуре роль. Особенностью скульптуры является также сочетание в ней условной геральдики с глубоко реалистической трактовкой ее отдельных элементов, а также исключительно высокое мастерство исполнения. Металл разной выделки в доспехах и оружии, кожа, ткань знамен, тончайшие прожилки на листьях дуба и лавра и орнаменты на эфесах мечей и колчанах,— все имеет свою натуральную фактуру, доведенную ювелирной чеканкой до поразительного совершенства. Сочетание суровой простоты архитектурных форм и тонкого бронзового литья способствует увеличению монументальности сооружения и является одним из важных художественных достоинств произведения. Размеры, рисунок, местоположение и трактовка
— 237 —
Монумент Славы в Полтаве. Деталь южного горельефного панно.
— 238 —
скульптуры находятся в строгой закономерной связи с общим замыслом.
Характер замысла памятника и средства, привлеченные художниками для выражения идеи прославления важного исторического события, — своеобразны. В них нашли яркое отражение специфические особенности зодчества и скульптуры, характерные для искусства России и Украины начала XIX в.
Выдающийся памятник культуры прошлого бережно охраняется государством и любовно оберегается советским народом.