Острова памяти
- Подробности
- Просмотров: 7753
Вашему вниманию предлагаются воспоминания
Владимира Александровича Криницкого
(1901–1992) «Острова памяти»,
посвящённые героическому труду жителей Полтавы в
первые годы после освобождения
города от гитлеровцев и об огромном вкладе работников
Полтавского СУ-405 треста
«Южэлектромонтаж» в восстановление энергоснабжения
многих регионов Украины.
«Жестокими и кровавыми были бои за город. Освобождённая Полтава являла собой страшное зрелище.
В бешеной злобе фашисты трое суток взрывали и сжигали город. Особенно долго чёрный дым стоял над зданием Краеведческого музея. В центре Полтавы чудом уцелело лишь одно здание по улице Октябрьской, 25 (напротив нынешнего строения ЦУМа: до войны – банк, сейчас это жилой дом с магазинами на первом этаже).
После освобождения от оккупантов город оставался без воды, хлеба и света.
Городскую электростанцию гитлеровцы уничтожали с особым усердием – взрывая каждый агрегат отдельно.
Государственная комиссия, прибывшая в Полтаву, после осмотра страшных разрушений, дала заключение: восстанавливать электростанцию нет смысла, надо строить новую ГЭС на новом месте. Но группа энтузиастов – сотрудников довоенного участка «Электропром-Южэлектромонтаж» – решила восстановить сердце города.
Этот довоенный участок выполнял все электро- и тепломонтажные работы по строительству Полтавской прядильной фабрики, зданию обкома партии по ул. Октябрьской (сейчас – гостиница «Театральная»), а с конца 1940 г. – работы на авиазаводе №456 (теперь – Турбомеханический завод). На этом участке работал и я.
Для немедленной помощи фронту и городу начались работы по восстановлению водопровода (водонапорная башня на углу улиц Парижской коммуны и Панянка была взорвана) и хлебозавода.
На территории областной больницы, в частично уцелевших одноэтажных помещениях разместился военный госпиталь.
Возле наружной стены взорванной котельной больницы, под временным навесом, был восстановлен нефтяной двигатель и генератор постоянного тока – 5,5 кВт, и уже 29 сентября 1943 г. в операционную и палаты госпиталя был подан свет.
28 сентября 1943 года – день рождения нашей организации. Был подписан приказ по тресту «Южэлектромонтаж» о создании строительно-монтажного управления широкого профиля по восстановлению и строительству Полтавской ГЭС; начались работы по разборке сотен тысяч тонн завалов, извлечение из руин оборудования и материалов.
Наша организация стала своего рода преемником довоенного республиканского треста «Укркоммунэнергострой», занимавшегося строительством электростанций. Трест осуществлял весь комплекс работ по их проектированию и своим персоналом выполнял все общестроительные, тепломонтажные, электротехнические и другие специальные работы, включая пусконаладочные.
До войны возводилась и Полтавская электростанция, начальником строительства которой был Семён Лазаревич Эйчис. В сентябре 1941 г. участок был эвакуирован в Башкирию, а в конце декабря 1943 г. Эйчис С.Л. и бухгалтер участка Литвинец Т.С. вернулись в Полтаву.
Семён Лазаревич был организатором всего строительства, добивался финансирования, лично проверял работу строителей и всегда доводил до конца начатое дело. В проектной конторе треста до войны работал начальником теплотехнического отдела инженер-механик Божко А.К., который после демобилизации из армии стал нашим начальником ПТО (производственно-технического отдела) управления. Таким образом, Эйчису и Божко довелось строить Полтавскую электростанцию дважды.
Трудились мы по 12-14 часов без выходных дней. Работы выполнялись в октябре-декабре 1943 г. под руководством и.о. начальника строительства Мирошника А.Г., а с конца декабря – под руководством вернувшегося из эвакуации Эйчиса С.Л. Главный инженер – Павлов В.С. (инженер-строитель), начальники участков: турбинного – Баранников В.П., электротехнического – Криницкий В.А., котельного – Иванов К.И.
Хлеб работающим на ГЭС и их семьям выдавали по карточкам непосредственно на строительстве. Была организована временная столовая. Для разборки завалов ежедневно приходили рабочие разных предприятий города, проводились «воскресники». На последнем «воскреснике» 9 апреля 1944 года со своим инструментом работали более тысячи человек, в основном железнодорожники.
Единственным «своим» транспортом СУ-405 был возчик Михаил Лапа с лошадью и грабаркой, и лишь в начале 1946 г. Белохвост П.А., уволенный из армии в запас, собрал, почти из утиля, первую полуторку ГАЗ-АА.
Для работы по восстановлению ГЭС была необходима электроэнергия – а в городе всё уничтожено…
Помогла изобретательность. В машинном отделении Малобудищанского завода (МБЗ) по изготовлению кирпича удалось восстановить старую паровую машину. Работая в машинном отделении завода, мы были свидетелями того, как механики предприятия монтировали мелкие детали паровой машины, ранее спрятанные в разных местах.
Рядом с паровой машиной на фундаменте стоял статор динамо-машины «Сименс-Шуккерт» для аварийного освещения завода (якорь возбудителя «Сименс-Шуккерт» был закопан на поселковом кладбище), но генератора не было.
По нашему предложению, вместо генератора был установлен извлечённый из руин зольного отделения ГЭС электродвигатель мощностью 75 кВт, напряжением 400/230 В с фазным ротором с посторонним возбуждением, и 6 ноября 1943 г. от машзала кирпичного завода через ТП-100 кВА 0,4/6,3 кВ по «шведскому» фидеру было подано напряжение на ЦРП и ГЭС.
В начале октября на склад нашей организации (ул. Будённого, 24) были по акту сданы спрятанные от фашистов перед оккупацией города электроизмерительные лабораторные прецизионные приборы, с помощью которых в дальнейшем и выполнялись пусконаладочные работы на всех монтажных объектах.
8 ноября 1943 г. на территории ГЭС в условиях полной светомаскировки работали два электросварочных аппарата, кузница, токарный и сверлильный станки.
Из развалин маслозавода № 10 по ул. Октябрьской был извлечён генератор 300 кВт 6,3 кВ 250 оборотов в минуту. Генератор был отремонтирован и установлен в помещении станции «Депо – Полтава сортировочная».
В качестве первичного двигателя на специальном железобетонном фундаменте железнодорожники установили паровоз серии «ОВ».
16 марта 1944 г. от временной электростанции «Депо – Полтава сортировочная» было подано напряжение 6,3 кВ Паровозоремонтному заводу и узлу «Полтава-Южная».
15 апреля 1944 г. были закончены работы по восстановлению первой очереди ГЭС. Турбогенератор (очень старый) 1500 кВт 3,3 кВ в блоке с двумя трансформаторами 3,3/6,3 кВ по 1000 кВА был доставлен из Кременчуга, отремонтирован и установлен в машинном зале под временным навесом. Трансформаторы по 1000 кВА были размещены в отдельных камерах. Паровой котёл 450 кв.м был укомплектован и восстановлен в здании котельной под временным перекрытием.
Временное РУ 6,3 кВ в объёме 10 камер было смонтировано в помещении бывшего гаража с установкой в шести камерах масляных выключателей, в седьмой – трансформаторы напряжения, три камеры – резерв.
Всё необходимое оборудование и материалы для временного РУ 6,3 кВ станции были извлечены из руин и восстановлены (из трёх разбитых масляных выключателей – комплектовался один). Из 2,8 км демонтированных кабелей разных марок и сечений оказались годными и были проложены 1,9 км кабелей.
Были изготовлены пульт управления, панели защиты, сигнализации, учёта и прочее оборудование, сооружены временная насосная станция на берегу реки, система углеподачи и другие объекты для обслуживания собственных нужд станции.
Все общестроительные работы выполнялись своим персоналом. Электроэнергия от эрзац-генератора Малобудищанского завода была единственным источником электроэнергии и в значительной степени сократила срок выполнения работ по первой очереди ГЭС.
Наличие ряда электроизмерительных лабораторных прецизионных приборов обеспечивало выполнение контрольно-измерительных и пусконаладочных работ на всех объектах.
Включение электроэнергии в городскую сеть явилось мощным импульсом для возрождения Полтавы. Разрушенный и сожжённый город, как тяжело больной после кризиса, начал восстанавливать жизненно важные объекты.
В условиях строгой светомаскировки была включена центральная насосная Водоканала (по ул. Наримановской). Хлебозавод перешёл на механизированную выпечку хлеба, заработал Щемиловский кирпичный завод. Столярные мастерские начали изготавливать оконные рамы и двери. В уцелевших домах появился свет, и заговорило радио.
6 ноября 1944 г. в восстановленном и достроенном здании школы № 3 (в котором временно размещался театр имени Н.В. Гоголя) совместно с командованием американской авиационной части было проведено торжественное собрание, посвящённое 27-й годовщине Октябрьской революции. Электромонтажные работы там выполняла бригада Добряка П.А.
Союзники-американцы оказывали весомую помощь в восстановлении города. Прибывший из Владивостока энергопоезд «Дженерал Электрик» в составе шести вагонов, временно снабжавший город электроэнергией, был установлен на территории Полтавской ГЭС на обычном железнодорожном пути. Первые два вагона – котлы, третий вагон – градирня, четвёртый – машинный зал, с турбогенератором мощностью 3000 кВт, напряжение – 6,3 кВ, частота вращения – 3000 об/минуту, со всем вспомогательным оборудованием, пятый вагон – электрооборудование (в полном объёме), шестой вагон – для персонала.
Выводы от турбогенератора к РУ (распределительному устройству) – 6,3 кВ – каждая фаза в отдельном высоковольтном гибком кабеле. Первичная коммутация РУ – 6,3 кВ – медные шины на деревянных изоляторах, соединениях, в большинстве на зажимах. Масляные выключатели имели механическую блокировку с разъединителями. Защита турбогенератора – схемы (реле) максимальной, дифференциальной и земляной защит. Наружный контур заземления – восемь трёхметровых медных электродов диаметром 16 мм и медные шины, все соединения на зажимах.
Наши электрики провели расконсервацию, ревизию, сушку турбогенератора и всего электрооборудования. До сушки изоляция обмоток статора генератора была 2100 ОМ.
После проведения пусконаладочных работ 21 октября 1945 г. от энергопоезда через временное РУ 6,3 кВ было подано напряжение 6,3 кВ на ЦРП-1 города.
Многие строители и монтажники неоднократно получали денежные премии, многим объявлялась благодарность с занесением в трудовые книжки. Особенно добросовестно работали: Богомолов Н.И., Крамарь Н.Я., Грачук П.Н., Добряк П.А., Яковенко И.С., Бондаренко Н.Т., Крошенко Я.К., Гедзь Е.Д., Садовой Г.П., Шеин А.Н., Гера С.М., Юхимец Н.П., Бойко Н.А., Головлёв С.В., Скляр К.К., Ходис И.Я., Скорык С.В., Усик, Коломиец К.Е., Яворская М.В., Янко Ф.А., Ваценко В.Д., Коваленко И.В., Епифанов Н.Ф., Пятак А.А., Литвинец Т.С., Панченко О.Г., Файнгольд Х.Ш.
Приказом по управлению от 22 сентября 1945 г., ко второй годовщине освобождения Полтавы от фашистских захватчиков, пять человек были премированы кожаными ботинками, десять – телогрейками, двое – денежными премиями, восьми объявлена благодарность с занесением в личное дело. 5 ноября 1945 года к 28-й годовщине Октября были премированы 33 монтажника.
Позднее Указом Президиума Верховного Совета СССР группа строителей и монтажников была награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», а за выполнение заданий правительства по вводу в действие металлургического завода «Запорожсталь» Указом Президиума Верховного Совета СССР трест «Южэлектромонтаж» награждён орденом Ленина.
С апреля 1944 г., после успешного выполнения работ по первой очереди Полтавской ГЭС, зона деятельности СУ-405 треста «Южэлектромонтаж» была расширена: оно стало «Межобластным специализированным управлением», которому было поручено выполнение работ, в первую очередь, на электростанциях, по ряду областей. В каждой области были организованы монтажные участки. Таким образом, небольшая группа энтузиастов, в основном – работников довоенного Полтавского участка треста «Южэлектромонтаж», – стала родоначальником межобластного управления, выполнявшего работы в нескольких областях Украины: Полтавской, Кировоградской, Черниговской, Донецкой, Сумской и Харьковской, а впоследствии – и в Черкасской области.
С 1946 г. по 1947 г. в должности начальника ПТО (производственно-технического отдела) работал демобилизованный из армии инженер-механик Божко А.К. В январе 1948 г. он стал главным инженером управления, а меня назначили на его место начальником ПТО.
Для комплексного выполнения всех строительных и специальных работ в Полтаве был создан областной трест (особая строительная монтажная часть), в будущем – генподрядчик – «Облстройтрест».
Первоочередным объектом его строительства стала Полтавская электростанция.
Были построены новые капитальные здания – котельной, машинного зала со служебными и бытовыми помещениями, двухэтажное здание РУ-6,3 кВ с залом пультов управления и панелями защиты, насосная станция, здания столовой, механическая мастерская, административный корпус с «красным уголком» и другие строения.
Наша организация как субподрядчик выполняла все электротехнические и тепломонтажные работы.
Были смонтированы и включены в работу ещё три котлоагрегата, три турбогенератора, монтаж нового РУ с залом пультов управления, где были установлены пульты и щиты для четырёх генераторов, изготовленные Ленинградским заводом «Электропульт».
На ГЭС работали лучшие бригады (руководители – Крамарь Н.Я., Уманец А.П., Диденко С.А., Гера С.М., Юхимец Н.Г., Добряк П.А. и др.).
Все работы по вторичной коммутации для четырёх генераторов, проверку всех схем и перевод действующих генераторов с временного распределительного устройства на новое РУ выполняли бригады Погорелова В.Н. и Ваценко В.Д.
Весной 1946 года произошла трагедия: при сильном разливе и ледоходе на Ворскле, когда сапёры разбивали лёд гранатами у временного деревянного моста, по нелепой случайности погиб майор Ярковский, отец нашего работника Бориса Ярковского.
В городе в первую очередь восстанавливались и достраивались школа №10, кинотеатр имени И.П. Котляревского, здание «Партпроса» по Первомайскому проспекту, школы №4, №25, №27, пединститут и другие здания.
Из промышленных объектов: система водоснабжения, временный молокозавод, мелькомбинат №27, обувная фабрика, прядильная фабрика со своей ТЭЦ (где до войны мы монтировали три турбогенератора, а после войны – два, турбогенератор 2200 кВт был доставлен из Ярославля), завод «Металл», объекты собственного строительства, ОСМГ-306, литейно-механический завод и другие объекты.
Для выполнения работ по промышленности от заказчиков мы в основном получали необходимое оборудование и материалы, для выполнения работ по объектам «Соцкультбыта» – только установочные провода (в большинстве ПРД).
Сейчас в это трудно поверить, но в то время даже ролики РШ-4, Р-25 мы изготавливали из дерева на токарном станке, а потом проваривали их в трансформаторном масле.
В системе нашего треста и Министерства в то время не было заводов по изготовлению металлоконструкций, и мы вынуждены были всё необходимое делать сами.
В апреле 1944 г. по ул. Будённого, 24 (рядом с нашим складом) в сарае были установлены «свои» токарный и сверлильный станки, и токарь Бадулин Г.И. изготавливал деревянные ролики, розетки, кулачковые предохранители и др. изделия.
Наши снабженцы почти всегда были в командировках, подключались инженеры ПТО и в оперативном порядке необходимые материалы сдавались на склад. В отдельных трудных случаях я получал в облисполкоме соответствующее письмо, лично ездил в Госплан Украины и наши просьбы всегда выполнялись.
Порой в условиях нехватки материалов и оборудования приходилось проявлять чудеса смекалки. Например, на маслозаводе была смонтирована локальная установка с генератором 95 кВт – всё готово к пуску, а металла для изготовления дымовой трубы не было. Тогда наши рационализаторы под руководством прораба Скляра К.К. изготовили дымовую трубу из трофейных металлических бочек.
В городе была сформирована военизированная команда, которая работала в Германии по демонтажу разного оборудования и материалов для восстановления Полтавской и Кременчугской электростанций. Команда состояла в основном из персонала электростанции, под руководством начальника ПТО станции майора Тихенко Б.В., начальника турбинного цеха Мисюры З.К., начальника Горсети Герасименко и других лиц. От нас в этой команде был старший сержант Пятак А.А.
Располагаясь на небольшой площади в приспособленном строении по улице Пролетарской, СУ-405 собственными силами вело работы по восстановлению разрушенного здания по ул. Шевченко, 62, под руководством начальника управления Эйчиса С.Л. На собственном строительстве работали многие монтажники, а группа военнопленных немцев производила уборку завалов сгоревшей и разрушенной «коробки» этого двухэтажного здания.
В конце 1945 г. произошёл инцидент с военнопленными. Часовой, ст. сержант, стоял у здания по ул. Шевченко, а второй часовой, молодой солдат небольшого роста, находился у здания со двора, и вдруг – выстрел, потом – ещё два. Оказалось, что немец хотел вырвать у молодого часового винтовку, но часовой успел выстрелить, прибежали ст. лейтенант и ст. сержант, и военнопленный был убит.
После демобилизации этот ст. лейтенант Якунин С.И. работал в нашей организации.
Весной 1948 г. в двух помещениях первого этажа здания СУ работали мастерские, а на втором этаже находилась контора управления. Номенклатура изделий мастерской была разнообразной: от коробок для скрытой электропроводки до пультов управления и шестнадцати панельных щитов ТЭЦ сахарных заводов.
Изготовленные в наших мастерских камеры КСО-S и щиты 0,4/0,25 кВ были установлены на многих ТП города, камеры КСО-2У – на насосных «Водоканала», силовые сборки и панели щитов – на многих предприятиях. Электроконструкции мастерских были установлены на всех объектах «Соцкультбыта» и жилых домах Полтавской и частично Кировоградской областей, в ТП и в здании Полтавского областного музыкально-драматического театра (открыт в ноябре 1958 г.).
Выполнялись и работы по ремонту и ревизии трансформаторов до 560 кВА, ремонт и перемотка обмоток электродвигателей до 100 кВт, изготовление инструментов, заготовка газовых труб и многие другие работы.
Мастерская являлась базой для всех монтажных участков и в большой степени обеспечивала выполнение работ на объектах.
Персонал мастерской: Остапенко П.Ф., Тимощук Н.Г., Редько Б., Чижмак Б.М., Бадулин Г.И., Дурманенко А.И., Петренко П.М., Мурас Е.П., Юхимець Н.Г., Пинчук В.А., Тищенко А.П., Богородский В.Л., несколько позже – Шеффер Н.Н. и другие – работали оперативно и успешно. Была оборудована своя ТП с двусторонним питанием.
Территория мастерских дважды расширялась, были построены новые здания и цеха. В связи с увеличением объёмов работ и невозможностью дальнейшего расширения существующей территории, на новом участке по ул. Зеньковской, были построены и оборудованы большие цеха, вспомогательные помещения, и мастерские (теперь уже «Завод по изготовлению электроконструкций») перебазировались на ул. Зеньковскую.
В помещениях бывшей мастерской был организован центральный заготовительный участок.
В конце 1947 г. мы выполняли пусконаладочные работы на «Энергопоезде» 1000 кВт, установленном на территории завода «Металл».
Коллектив управления пополнялся, в основном, бывшими воинами, уволенными в запас, и выпускниками ремесленного и техучилищ. Перспективная, динамическая и разнообразная работа электромонтажника расширяла кругозор каждого, люди становились высококвалифицированными специалистами и учителями молодых. Отслужив положенный срок в Советской Армии, ребята всегда возвращались в «свою» организацию. Многие из этих мальчишек имели «золотые руки» и потом работали в управлении по 35–40 лет, стали его основными кадрами, его патриотами.
Расскажу немного детальнее о нашей работе в Полтаве и за её пределами.
В Кременчуге электростанция, все промышленные предприятия, мост через Днепр и центр города были уничтожены. Нашей организацией успешно были выполнены работы по частичному восстановлению первой очереди Кременчугской ГЭС, но для полного восстановления отсутствовал ряд необходимого оборудования, в частности, лишь только в 1953 г. Кременчугу был передан котёл, демонтированный в Ленинграде. Центр города и ряд заводов строились по новому проекту.
Одним из этих новых предприятий стал небольшой завод по производству сельскохозяйственных кос. Для него было построено одноэтажное капитальное здание, и, под руководством специалистов из России, произведена установка специальных прессов (каждый – на отдельном железобетонном фундаменте) и другого технологического оборудования (прораб – Шкурков Т.Т.).
В февральские морозы начались проверки по работе оборудования и изготовление первых кос. Всё шло штатно, но два пресса, установленные у наружной стены и угла здания, работали не совсем нормально – так, как будто были установлены на амортизаторах. На вторые сутки на наружной стене и углу здания появились большие трещины. Выяснилось, что когда-то на этом месте была маслобойка, а под углом строения и под фундаментами двух прессов был обнаружен котлован, заполненный лузгой и отходами маслобойки. Неполадки были устранены, и завод начал отправлять готовую продукцию, в основном, в Китайскую Народную Республику.
В Кировограде, при поспешном отступлении, гитлеровцы взорвали городскую электростанцию и железнодорожный вокзал и сожгли здание военного училища. Ревизию и монтаж турбогенератора выполняла бригада Бойко Н.А., монтаж нового РУ – 6,3 кВ – бригада Пятака А.А. Прораб участка – Яковов А.П., позже – Скляр К.К.
В Чернигове силами Полтавского СУ-405 треста «Южэлектромонтаж» восстанавливалась и расширялась ГЭС (прораб – Прейс К.Е.).
В Донецкой области был полностью уничтожен город Сталино (с 1961 г. – Донецк). Строительство нового города по новой планировке велось ускоренными темпами.
В Сумской области работы велись в Сумах, Шостке, Ахтырке.
В Харьковской области осуществлялось строительство ТЭЦ в г. Купянске и ТЭЦ сахарозавода в селе Кегичёвке (прораб – Скляр К.К.).
В 1954 г., к 300-летию воссоединения Украины с Россией, была создана Черкасская область.
Первым объектом строительства в ней стало новое двухэтажное здание в г. Чигирин.
А на основе тихого районного центра Черкассы, где на главной улице паслись козы, в кратчайшие сроки нужно было построить новый административный областной центр, ряд новых промышленных предприятий и многоквартирные дома (работы вели прораб Медведев В.И., позже – Рутковский Д.К.).
С 1946 г. выполнялись работы почти по всем сахарным заводам Полтавской области и по Краснозвёздному сахзаводу Харьковской области. На Октябрьском, Артёмовском и Ланновском сахзаводах были выполнены все тепло- и электромонтажные работы по ТЭЦ и электротехнические работы по всем объектам заводов.
На ТЭЦ Октябрьского сахзавода в 1948 г. был смонтирован турбогенератор фирмы «Юнгстрем» – турбина 1500 кВт с двумя генераторами по 750 кВт с одним возбудителем.
Были выполнены пусконаладочные работы и включение всех агрегатов в работу в течение двух суток.
Ревизию и монтаж турбогенератора выполняла бригада Бойко Н.А., электромонтажные работы – бригады под руководством Шпаковского А.П., Уманца А.П., Погорелова В.Н., Диденко С.А., Пурыка А.А., Добряка П.А., Кривенко И.В., Шамрая В.Ф., Канатова А.Б. (прораб – Скляр К.К.).
При расширении Лохвицкого сахзавода и строительстве новых Кобелякского и Яреськовского сахзаводов работы велись под руководством Канатова А.Б.
Весной 1948 г. от начальника южных железных дорог мы получили письменную благодарность за выполнение работ по строительству вокзала «Полтава-Южная» и просьбу выполнить работы по железнодорожному клубу.
Нами выполнялись работы по многим промышленным предприятиям, в том числе на заводах: мясного оборудования, «Электромотор», п/я 20, п/я 22, «Тарный», «Автоагрегатный», «Масложиркомбинат» (со своей электростанцией) в Полтаве, мясокомбинате в Полтаве и Кременчуге, заводам железобетонных изделий в Полтаве, Лубнах и Кременчуге, хлебозаводе в Полтаве и Миргороде, заводе «Коммунар» в Лубнах, на объектах службы «Водоканала». Были восстановлены прядильная фабрика и турбомеханический завод, построены новые ЦРП-2 и ЦРП-3.
Вели строительство ЛЭП-110 кВ; выполнялись работы по совхозам и колхозам.
Осуществлён монтаж водонапорной башни Шухова с баком ёмкостью 800 м3 (ул. Маршала Бирюзова). Башня была демонтирована в Харькове, а бак изготовлен на месте (прораб – Шеин А.Н.).
В Полтаве и Полтавской области выполнялись работы по строительству новых воздушных и кабельных линий, по капитальному ремонту сетей. Было осуществлено электроосвещение парков и улиц города.
Бригады Янко Ф.А., Ваценко В.Д., Погорелова В.Н., Добряка П.А., Диденко С.А. и Степаненко Г.В. выполняли работы по дворцам или домам культуры, клубам, драмтеатру, кинотеатру.
Бригада Бурьяна Л.И. – по школам, больницам, музеям, кинотеатру, институтам, жилым домам и многим другим объектам.
Бригада Погорелова В.Н. – по восстановлению и внутренней перепланировке здания бывшего облисполкома (сейчас – горисполком) – памятника архитектуры – и других организаций.
Бригада Шамрая В.Ф. вела ряд объектов торговли, включая ЦУМ (прораб многих объектов – Богомолов Н.И.).
При строительстве многих зданий скрытая электропроводка выполнялась в стеклянных трубках (провода ППВ, АПВ и другие начали получать только с 1955 г.).
К годовщинам освобождения города с 1948 по 1953 гг. в Полтаве организовывались выставки достижений сельского хозяйства и промышленности области. В течение десяти дней электрики монтировали временные ТП, обеспечивали электроосвещение павильонов территории выставки и осуществляли круглосуточные дежурства.
Руины автодорожного техникума (Александровского реального
училища)
К 1958 г. в Полтаве уже были восстановлены разрушенные или построены новые здания «Соцкультбыта» и лишь одно полуразрушенное, сгоревшее, чёрное здание бывшего автодорожного техникума (ул. Пушкина, 83, – во дворе) напоминало о тяжёлом прошлом, а для кинооператоров являлось площадкой для «документального кадра».
В 1960 г. работники СУ-405 принимали участие в сооружении памятника В.И. Ленину в Полтаве.
После больших подготовительных работ был запущен троллейбус первой очереди: по ул. Ленина произведён демонтаж и перенос всех действующих кабелей, ранее проложенных в траншеях, и прокладка новых кабелей в общем кабельном канале под тротуаром (по чётной стороне улицы), установка железобетонных опор, прокладка контактной сети.
По основным магистралям города велось строительство новых воздушных электросетей по территории дворов, демонтаж и перенос сетей с улиц на территорию дворов и другие работы. Работу проводили бригады Добряка П.А., Коваленко И.В., Диденко С.А., Степаненко Г.В., Кривенко И.В., Шамрая В.Ф., Черненко В.А.
Бригады Ваценко В.Д. и Коваленко И.В. работали в Киеве на строительстве первого высотного здания на Крещатике и объектов «Выставки достижений народного хозяйства» республики (прораб – Богомолов Н.И.).
В 1953 г. сварщик Пошивайло Т.Ф. работал на сооружении цельнометаллического моста имени Е.О. Патона через Днепр.
В Карловке осуществлён монтаж телевизионной вышки-ретранслятора (прораб – Скляр К.К.).
Построена новая ТЭЦ в г. Миргороде по ул. Гоголя (прораб – Скляр К.К.).
По старой традиции, электрики являлись инициаторами и организаторами социалистического соревнования между бригадами, участками и управлениями. Были подписаны договора на соцсоревнование с Киевским управлением, строительными управлениями, Харьковским СУ-403, Московским «Мосэлектрмонтаж №1» и другими организациями.
Москвичи приезжали в Полтаву, наша делегация трижды посещала столицу, мы были на строительстве «Черёмушек», спортивного комплекса «Лужники», ознакомились со сложным подземным хозяйством «Дворца спорта» и др. объектов, были на ВДНХ, в музеях столицы.
В нашем «красном уголке» неоднократно были установлены переходящие Красные знамёна победителей соцсоревнования – от Городского комитета партии, горисполкома, управления, треста и Министерства. «Красный уголок» был оборудован киноустановкой, у СУ-405 был свой технический кабинет и даже духовой оркестр.
Все годы особое внимание уделялось подбору и закреплению кадров. Многие закончили институты, техникумы, имели по 25 и больше лет рабочего стажа, ведущие кадры управления пользовались всеобщим уважением коллектива.
Удачная планировка помещений конторы управления создавала хорошие условия для плодотворной работы. Следует вспомнить и добросовестную труженицу, техработницу Новичкову Т.С. На протяжении долгих лет она одна содержала все помещения в идеальной чистоте.
В связи с увеличением объёмов работ и специализацией СУ-405 стало родоначальником ряда новых организаций. В 1956 г. бригада наших радиофикаторов была передана вновь организованному Полтавскому участку Харьковского СУ-402. В 1957 г. на базе нашего санитарно-технического участка было организовано СУ-545. В 1958 г. наша автобаза передана организованному при тресте «Управление механизации» СУ-409; в 1959 г. на базе нашего Кременчугского участка создано СУ-410; в 1969 г. наши монтажники-теплотехники переведены в Киевское, а позже – в Харьковское СУ-504.
С 1943 г. управление имело своё общежитие и квартиры для семейных (ул. Пролетарская, 6).
Впоследствии были построены пять многоквартирных домов, жильё получали и от генподрядчиков (долевое участие), почти все кадровые работники жили в благоустроенных квартирах.
По ул. Матросова, 2, были построены гаражи, помещения автобазы, здания центрального склада управления.
Многих участников событий тех лет уже нет, но годы совместной дружной работы вспоминаю с особой теплотой и благодарностью. Коллектив выполнял порой трудную, но почётную работу в условиях взаимного уважения и доброжелательства.
Признателен и благодарен за годы совместной работы ИТР и персоналу управления, среди которых: Божко А.К., Варич А.Д., Герман Э.М., Рутковский Д.К., Комраз Б.И., Логвиненко А.В., Любченко Д.Г., Богомолов Н.И., Янко Ф.А., Погорелов В.Н., Ваценко В.Д., Коваленко И.В., Канатов А.Б., Кенигстул И.С., Скляр К.К., Шеин А.Н., Гусев В.А., Ямполец А.Н., Арнаутов В.П., Лось Ф.Г., Пинчук М.В., Панченко О.Г., Файнгольд Х.Ш., Бессараб В.А., Коваленко С.Ф., Котлярова А.Г.»
1979 г., 1983 г.
Ссылки на эту страницу
1 | Воспоминания полтавчан
[Спогади полтавців] - пункт меню |
2 | Криницкий, Владимир Александрович
[Криницький, Володимир Олександрович] - пункт меню |
3 | Криницкий, Владимир Александрович
[Криницький, Володимир Олександрович] (1901-1992), воспитанник ППКК (1919) |