Об иллюстрациях Полтавской битвы
- Подробности
- Просмотров: 14319
Павловский И. Ф. Об иллюстрациях Полтавской битвы.
Источник: "Киевская старина", т. LXXV, 1901 г., декабрь, стр. 162-166 (Документы, известия и заметки).
Перевод в html-формат: Артем и Борис Тристановы.
Номера страниц указаны перед началом страницы.
— 162 —
Об иллюстрациях Полтавской битвы. В 1895 г. мы выпустили в свет вторым изданием нашу работу: "Полтавская битва и ее памятники", в которой поместили и несколько рисунков. С того времени, интересуясь всем, что относится в этому событию, имевшему столь громадное историческое значение, мы собирали гравюры как самой битвы, так и всего, что может относиться к ней.
— 163 —
Таким образом, составилась у нас коллекция в сто слишком гравюр, включая сюда портреты полководцев, воинов вообще, снимки с медалей, памятников и т. п. Достаточное количество собранных гравюр дает возможность определить, какие именно моменты битвы возможно иллюстрировать, что мы и постараемся сделать в настоящей заметке. С другой стороны, заметка эта будет и просьбой ко всем, кто имеет что-либо относящееся до полтавской битвы, поделиться с нами, что особенно интересно в виду приближающегося двухсотлетия полтавской битвы.
Полтавскому сражению, как известно, предшествовала почти трехмесячная осада города. Гарнизон и жители Полтавы, предводимые славным своим комендантом Келлиным, храбро выдерживали натиски шведов. К сожалению, мы не знаем гравюры, изображающей хотя бы один момент этой славной осады, кроме плохого рисунка, помещенного в истории Петра В. — Ламбина (издана в сороковых годах). Также нет портрета и Келлина, и все наши поиски оказались тщетными. Нет ли его портрета где либо в Азове, куда Келлин был назначен тотчас после полтавской битвы, так как Петр В. предвидел, в силу бегства Карла ХII в Турцию, войну с последней? Гравюр же, изображающих полтавское сражение, достаточно. Но прежде упомянем о двух гравюрах, изображающих двух славных противников перед боем. Одна рисует Петра В. объезжающим войска свои перед сражением, когда он убеждал постоять за славу родины: "А о Петре ведайте, что ему жизнь недорога... etc. (есть и народная картинка), а другая Карла, убеждающего ничего не готовить: "все припасено у москвитян"... Гравюры, изображающие самое сражение, возможно подразделить на три категорий: 1) гравюры современные, 2) гравюры художников и, наконец, 3) гравюры живописцев или просто маляров, сильно распространенные в XVIII столетии. Из современных гравюр укажем прежде всего на гравюру Петра Дени младшего, сделанную по заказу самого Петра. Она имеет такую надпись: "Изображение преславной баталии между войск российских и свейских в присутствии высокой команды над Российскими войсками Его Царского Величества Всероссийского Петра Первого, над свейскими Его Королевского Величества Карла XII, учинившейся неподалеку от
— 164 —
Полтавы, июня в 27 день, 1709 года". Эта гравюра и послужила образцом для работ многих других художников, и ее можно встретить под названиями: "Полтавская битва, начало сражения", или просто: "Полтавская битва". Ее скопировал и художник конца XVIII стол. Балабин и, по просьбе полтавского обывателя Руденка, награвировал ее на меди, но прибавил только вверху молящегося св. Самсона Странноприимца, празднуемого, как известно, 27 июня, т. е. в день полтавской битвы. Картина эта была вставлена в первый, по времени, памятник полтавской битвы, сооруженный тем же Руденком и служивший с конца XVIII в. единственным "трофеем и украшением Полтавы", как выражались путешественники того времени. Когда памятник быль разрушен, то картину эту поставили в Воскресенском храме в Полтаве, сооруженном тем же Руденком, где она находится и ныне. Другая современная картина, где резко выделяется Петр на своем коне, Лизетте, принадлежит известному граверу Пикару. Долго думали, что ее гравировал Шхонебек, но еще Ровинский заметил, что Шхонебек не мог ее гравировать, так как он скончался в 1705 году. Эти две картины и представляют собой два типа современных картин, послуживших образцами для других. Ими отчасти воспользовался знаменитый французский художник Натье (р. 1685 + 1776), который и начинает собой ряд художников, бравших сюжетом Полтавскую битву. Это и будет вторая категория картин Полтавской битвы. Следя хронологически, второй картиной будет известная мозаичная картина Ломоносова, законченная им незадолго до своей кончины, в 1764 г. Картина эта долго хранилась в Академии художеств, но ныне, в реставрированном виде, помещена в Императорском Обществе поощрения художеств. Как Ломоносов, так за ним Шебуев, профессор и ректор Академии художеств (р. 1777 + 1855) изобразили не общий вид сражения, а, главным образом, Петра В. Картина Шебуева написана в 1807 г. В 1844 г. она принесена в дар Императором Николаем I Полтавскому кадетскому корпусу, где находится и в настоящее время. Если к перечисленным картинам прибавим сцены из Полтавской битвы Каразина (всех 4) и большую картину художника, известного баталиста, Коцебу (+ 1889), то этим и исчерпываются все картины, принадлежащие кисти художников. Последняя картина, надо прибавить, изображает последний момент сражения.
— 165 —
Остаются еще картины, принадлежащие не художникам, а просто живописцам. Они относятся к XVIII веку. Первой по времени будет картина, поднесенная Феофаном Прокоповичем Петру Великому при проезде последнего, вскоре после Полтавской битвы, через Киев. Картину эту или, быть может, копию ее несколько лет назад нашли в рухлядной Тихвинского монастыря, Новгородской епархии. Найдена она в разорванном виде; ее кое-как склеили, и настоятель этого монастыря принес ее в дар городу Полтаве (хранится в городской думе). Кто рисовал ее, неизвестно. Другая картина находится в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Внизу этой картины надпись:
Се образ начертан премудрого героя
Что ради подданных лишил себя покоя
К утехе Россов всех; но кто он Был таков,
Гласит народ и флот, художества и войски
Гражданские труды и подвиги геройски.
Картина эта хранится в покоях настоятеля, в так наз. Екатерининском зале. Зал этот украшен многими картинами, что было сделано к приезду в Полтаву Императрицы Екатерины II, в 1787 г., отчего он и назван Екатерининским.
Эти две картины резко отличаются по исполнению от картин художников. На них изображен Петр В., попирающий, что было в обычае того времени, непременно льва. Кто писал эту картину, точно неизвестно. Можно предполагать, что работа эта принадлежит иконописцу села Борисовки, Курской губ. Петр В., возвращаясь после Полтавской битвы в Петербург, заехал в имение своего славного сподвижника Б. П. Шереметева, Борисовку, которому подарил образ Тихвинской божьей Матери, во имя коей был основан женский монастырь. При монастыре, по мысли Петра, основана была школа живописи, которой занимались сначала монахини, а затем и жители села. Работы их были сильно распространены в конце XVIII в. на юге России, и возможно, что эта картина и принадлежит кисти художника из с. Борисовки. Все перечисленные нами картины рисуют нам полтавское сражение или самого Петра, как главного его участника. Но в коллекции нашей есть картины, изображающие другие моменты боя. Так, есть прекрасный снимок с картины, полученный нами из Стокгольмского королевского му-
— 166 —
зея, рисующий тот момент, когда русская кавалерия загнала неприятеля в лес, где действовал, главным образом, Меньшиков. Из того же музея мы имеем снимок Карла XII, когда под ним разбиты носилки и окружающие убеждают его сесть на лошадь и спасаться... Тот же решающий сражение момент, когда Петр ринулся в битву со своими преображенцами, также изображен художником, но кем, неизвестно. Таковы главные гравюры, рисующая сражение 1709 г.
После битвы Петр В., упоенный победой, как известно, не сразу начал преследование бежавшего с поля битвы Карла XII. Только к вечеру отправлены были отряды в погоню за неприятелем. Сам же Петр, после сражения, принес благодарственное молебствие за дарованную победу, что и изображено на картине Животовского. А затем Петр объезжал войска, благодарил их за верную службу. Сюжет этот взял для своей картины Коран д'Аш (псевдоним). Изображению же отдыха Петра В. после боя и обеда в шатре, подаренном ему персидским шахом, посвятили картины три художника, изобразившие, впрочем, различные моменты. Одна из них, помещенная во французском издании 1813 г., изображает Петра, сидящим за столом и беседующим с Реншильдом. Но гравюра эта мало удачна: ни Петр, ни Реншильд не отличаются сходством с оригиналами, да и костюмы и лица не те — все напоминает немецкое, чужеземное... Другая гравюра изображает Петра В., вручающего шпагу Реншильду, а третья — Петр подымает бокал за своих учителей — шведов. Последняя гравюра принадлежит Н. А. Кошелеву.
И. Фр. Павловский.
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |
3 | Полтава в публикациях журнала "Киевская старина"
[Полтава в публікаціях журналу "Київська старовина"] |
4 | Указатель книг и статей по названиям
[Покажчик за назвами] - пункт меню |