Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Дерюгин, Михаил Евсеевич

Михаил Евсеевич Дерюгин один из старейших питомцев Петровского Полтавского кадетского корпуса, выпуска 1855 г.

Генерал от инфантерии М. Е. Дерюгин, бывший директор 2 го Оренбургского, а затем — Одесского кад. корпуса, принадлежал к плеяде старых военных педагогов.

Имена: Даниловича, Носовича, Макарова, Алексеева, Самоцвета, Дерюгина горели яркими звездами и теперь — увы! — сошли с педагогического горизонта, оставив нам, современникам, богатое, и еще почти неиспользованное наследие.

Всю свою 46-летнюю службу Михаил Евсеевич провел в военно-учебном ведомстве, с которым он так сжился, что не мог представить себя оторванным от родного педагогического дела.

По окончании Артиллерийской Академии, Михаил Евсеевич поступил репетитором в Новгородский корпус; с переходом корпуса в Нижний Новгород и переименованием его в Нижегородскую военную гимназию, Михаил Евсеевич был назначен лазаретным воспитателем, заведующим библиотекой и преподавателем физики и космографии. Как преподаватель, Михаил Евсеевич оставил по себе отличную память в признательных сердцах своих многочисленных учеников: он излагал ясно, просто и умел добиться путем наглядности того, что отвлеченные понятия легко усваивали себе даже слабые ученики. Назначенный Инспектором классов Оренбургского кад. корпуса и затем переведенный во 2-й Петербургский кад. корпус, Михаил Евсеевич пробыл на этой должности 14 лет.

Стоя во главе учебного дела, он явился энергичным, просвещенным и умелым его руководителем; не стесняя преподавателей мелочной регламентацией, он крепко держал в руках нити учебного дела. Не замыкаясь в узкие рамки своей специальности, он очень интересовался другими предметами, следил за новыми методами и течениями. В этот период он составил задачник по физике и учебник механики, бывший долгое время в числе обязательных руководств. Назначенный Директором 2-го Оренбургского кад. корпуса, Михаил Евсеевич получил возможность осуществить свои педагогические взгляды и применить свой обширный педагогический опыт.

Исходя из того, что в педагогическом деле, в особенности при массовом воспитании, основным условием успешности является единство во взглядах и приемах, Михаил Евсеевич особенное внимание сосредоточил на комитетах, обратившихся, под его председательством, в живой и свободный обмен мнений. Комитеты затягивались, некоторые находили их утомительными; но несомненно, что комитеты являлись лучшей школой для воспитателей и преподавателей. Не обнаруживая заранее своего мнения, чуждый какого-либо давления, Михаил Евсеевич вел их образцово, предоставляя каждому свободу слова и лишь деликатным намеком, шуткой, останавливая оратора, злоупотреблявшего, в пылу спора, вниманием слушателей. Михаил Евсеевич всегда говорил, что в нашем чрезвычайно подвижном деле стоять на месте нельзя, — непременно пойдешь назад, а поэтому надо работать, совершенствоваться, идти вперед.

Михаил Евсеевич умел возбудить, в особенности в молодых воспитателях, интерес к педагогической литературе, давал темы, указывал источники; по его мысли в корпусе началось чтение педагогических рефератов. С отрадным чувством глубокой признательности нельзя не вспомнить, сколько интереса и оживления вносили они в корпусную среду, сколько они возбуждали споров, вопросов, расширяя кругозор педагогических воззрений. Тогда это дело было совершенно новое и едва ли известное в каком-либо другом корпусе. Тем более ценно, что в глухой отдаленной провинции, в корпусе, преобразованном из прогимназии, пробуждался серьезный интерес к педагогике, зарождалась, так сказать, первоначальная клеточка теперешних педагогических курсов. Михаил Евсеевич был для всех примером самообладания, спокойствия и находчивости. Ничто его не могло смутить, озадачить, иногда, в самых затруднительных обстоятельствах, он не терялся. Но только близкие лица знали, какой ценой получалось это наружное спокойствие, так благотворно действовавшее на окружающих. Постоянная сдержанность, вынашивание тяжелых дум в самом себе направляли удары на его больное сердце. Он старался проводить в жизнь два педагогических требования, на первый взгляд находящихся между собой в непримиримом противоречии, именно строгость и мягкость. Михаилу Евсеевичу удавалось достигнуть того и другого. Он стоял к кадетам очень близко, относился к ним сердечно, по отечески, любил приходить в свободное время в класс и запросто шутить, беседовать с кадетами. Беседы эти касались жизни кадет, их будущего, переходили к науке, литературе. Эта близость не мешала Михаилу Евсеевичу в известных случаях быть непреклонным и твердым.

Он был врагом грубой прямолинейности и чисто формальной строгости, основанной на подавляющем страхе наказаний. Отрицательно относясь к наказаниям, ко всяким шаблонам, готовым формулам, он требовал от воспитателя в каждом, даже по-видимому ничтожном случае, вдумчивости, осторожности, полного знакомства со всей субъективной обстановкой данного случая. "Мало наказать кадета — говорит он — надо привести его к сознанию своей виновности". "Иногда кадета следует перехитрить: зорко следить за ним, делая вид, что вы его совсем не замечаете". Некоторые воспитатели ставили в вину Михаилу Евсеевичу его близость к кадетам, находя, что она, подрывая престиж директора, вместе с тем заслоняет их авторитет. Надо ли останавливаться на таком обвинении? Надо ли указывать на всю его поверхностность, не проникающую в существо задач воспитания? Строгость внешняя, показная, скрывающая нередко под своей грозной оболочкой духовное убожество и бессилие, — такая строгость претила душе истинного педагога.

Эта близость, мягкость не отождествлялись с попустительством, поблажками, заигрыванием: эта доброта истекала из глубокого и чистого источника любви к молодежи; она являлась потребностью сердца, легшей в основу педагогических принципов, которыми Михаил Евсеевич неизменно руководствовался в течение своей почти полувековой службы.

"Надо — постоянно твердил он — чтобы не кадеты управляли нами, а мы кадетами." И они чувствовали, что находятся в руках мягких, благодушных, но твердо ведущих их по известному направлению. Кадеты горячо любили своего директора, "добро" относившегося к ним. В их глазах он пользовался огромным авторитетом; его слово было для них законом. И мы все знали, что в решительную минуту, он выступит во всеоружии этого авторитета и разрубит гордиев узел не поддававшийся обычным усилиям.

Приведу один случай; VI класс поссорился с VII из за какого-то пустяшного повода, на почве, кажется, не признанной гегемонии последнего. С каждым днем обостряются взаимные отношения: начинаются колкости, придирки, столкновения. Увещания и угрозы воспитателей и ротного командира не успокаивают кадет; напряжение все растет и вот-вот разразится крупнейшей катастрофой...

Вмешивается Михаил Евсеевич. Он говорит с VII кл., потом — с VI, зовет представителя VI кл. в VII кл. и предлагает ему падать руку вице-фельдфебелю; подав друг другу руки, бывшие враги целуются, М. Е. целует каждого из них и этой умилительной сценой кончается ссора, готовая была завершиться трагическим финалом.

Любя кадет, он жил их жизнью, близко принимал к сердцу их интересы. Стоило кому-либо заболеть серьезно — и Михаил Евсеевич ходил сам не свой; удрученный мрачными мыслями, он лишался аппетита и сна, часто днем и ночью посещал больного. Но, когда поправлялся последний, Михаил Евсеевич был неузнаваемым: к нему возвращалось его обычное веселое настроение, шутки и остроты, на который он такой был мастер, так и лились. Исключение кадета из корпуса было его большим личным горем, не дававшим ему покоя. Отстаивая кадета, Михаил Евсеевич шел часто против большинства и даже всего комитета. Отчаянные и дерзкие шалуны, оставшиеся в корпусе только благодаря заступничеству Михаила Евсеевича, потом совсем перерождались и выходили отличными офицерами.

Как человек истинно добрый по своей природе, он относился к подчиненным очень благожелательно: для него было большим удовольствием, когда он мог кому-либо оказать содействие, какую-нибудь помощь. Отказать, сделать, хоть бы в самой деликатной форме замечание, было для него тяжелым нравственным страданием. Михаил Евсеевич с глубокой признательностью вспоминал родной Полтавский корпус, его добродушно суровый уклад жизни, отсутствие баловства, изнеженности. "Корпус приучил меня работать" говорил он, и, действительно, Михаил Евсеевич был большой и серьезный работник, но умел и любил также веселиться и повеселить других, часто, как радушный хозяин, собирая у себя гостей.

Пробыв 8 лет во 2-м Оренбургском кад. корпусе, Михаил Евсеевич в 1899 был назначен директором открывающегося Одесского корпуса. Приходилось основать корпус и строить для него новое обширное здание. Нечего говорить о том, сколько для этого требовалось энергии и труда. Став во главе строительной комиссии, Михаил Евсеевич проявил не мало хозяйственной распорядительности. В 1902-м было готово здание для нового корпуса, оборудованное по последнему слову строительной техники. В 1906 г. был первый выпуск кадет Одесского корпуса, а в след затем Михаил Евсеевич вышел в отставку.

Михаил Евсеевич с полной справедливостью мог сказать, что работа — это жизнь и жизнь — работа.

Работа его поддерживала, в ней он черпал силы для борьбы с недугом, который как бы притаился, задерживаясь в своем роковом развитии. Но не стало работы, разорвались кровные связи с родным делом, которому Михаил Евсеевич отдал все свои силы, и застарелый недуг поднял свою голову.

5 октября 1906 г., пробыв в отставке всего несколько месяцев, Михаил Евсеевич скончался в Одессе.

Е. С.

Источники:

А. Д. Ромашкевич. Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1-го октября 1912 г. по 1-е октября 1913 г. Год десятый. Полтава. 1913. Стр.101-104

 

Дерюгин, Михаил Евсеевич (1838—1906) — генерал от инфантерии, воспитанник Петровско-Полтавского и Константиновского кадетских корпусов и Михайловской артиллерийской академии.

Инспектор классов Оренбургской Неплюевской военной гимназии (1877) и 2-го кадетского корпуса (до 1891 г.), директор 2-го Оренбургского (1891—1899) и Одесского (1899—1906) кадетских корпусов. В Одессе ему пришлось организовать учебно-воспитательную часть новосозданного заведения.

Известно также совершенно нетолерантное отношение генерала к евреям. Во время одесского погрома в 90-х годах 19-го столетья, он напутствовал "И вы идете громить евреев - благословляю вас! . . Это наша святая обязанность".

Дерюгин составил книгу: "Второй Оренбургский кадетский корпус (1887—94 гг.) в ряду других военно-учебных заведений". Под его же непосредственным руководством был составлен и издан труд: "Одесский кадетский корпус за первые 7 лет его существования", где Дерюгиным написано несколько глав (2, 6 и конец 14-й). Кроме того, им была составлена книга: "Начало механики, курс средних учебных заведений", СПб., 1888

Источник:

http://oolisv.od.ua/news.php?item.193.6

 

Источник:

Список генералам по старшинству. Составлен по 1 сентября 1892 г. Стр. 843

 

Источник:

Список генералам по старшинству. Составлен по 1 мая 1893 г. Стр. 807

 

Источник:

Список генералам по старшинству. Составлен по 1 сентября 1893 г. Стр. 787

 

Источник:

Список генералам по старшинству. Составлен по 1 января 1894 г. Стр. 775

 

Источник:

Список генералам по старшинству. Составлен по 1 мая 1894 г. Стр. 765

 

Источник:

Список генералам по старшинству. Составлен по 1 сентября 1894 г. Стр. 753

 

Источник:

Список генералам по старшинству. Составлен по 1 мая 1897 г. Стр. 663

 

Источник:

Список генералам по старшинству. Составлен по 1 сентября 1897 г. Стр. 647

 

Источник:

Список генералам по старшинству. Составлен по 1 января 1898 г. Стр. 642

 

Источник:

Список генералам по старшинству. Составлен по 1 мая 1899 г. Стр. 599

 

Источник:

Список генералам по старшинству. Составлен по 1 сентября 1900 г. Стр. 531

 

Источник:

Список генералам по старшинству. Составлен по 1 сентября 1902 г. Стр. 577

 

Источник:

Список генералам по старшинству. Составлен по 1 января 1904 г. Стр. 527

 

Источник:

Список генералам по старшинству. Составлен по 1 сентября 1904 г. Стр. 493

 

Источник:

Список генералам по старшинству. Составлен по 1 мая 1905 г. Стр. 469

 

Источник:

Список генералам по старшинству. Составлен по 1 января 1905 г. Стр. 478

 

Источник:

Список генералам по старшинству. Составлен по 1 июля 1906 г. Стр.334

 

Ссылки на эту страницу


1 Воспитанники ППКК - 1855
[Вихованці ППКК - 1855] - пункт меню
2 Воспитанники ППКК - генералы
[Вихованці ППКК - генерали] - пункт меню
3 Воспитанники ППКК - Д
[Вихованці ППКК - Д] - пункт меню
4 Исторический очерк Петровского Полтавского кадетского корпуса ( 3)
[Історичний нарис Петровського Полтавського кадетського корпусу] - Павловский И. Ф. Полтава. 1890. Список кадетам, окончившим курс Петровско-Полтавского кадетского корпуса и Петровско-Полтавской военной гимназии (1851-1856)
5 Личности - Д
[Особистості - Д] - пункт меню
6 Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса ( 3)
[Матеріали до історії Петровського Полтавського кадетського корпусу] - с 1-го октября 1905 г. по 1-е октября 1906 г. Год третий. Собрал полковник А. Д. Ромашкевич. Полтава. 1906.
7 Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса (10)
[Матеріали до історії Петровського Полтавського кадетського корпусу] - с 1-го октября 1912 г. по 1-е октября 1913 г. Год десятый. Собрал полковник А. Д. Ромашкевич. Полтава. 1913.
8 Окончили Михайловскую артиллерийскую академию
[Закінчили Михайлівську артилерійську академію] - пункт меню
9 Педагоги. Деятели образования
[Педагоги. Діячі освіти] - пункт меню
10 Полтавский кадетский корпус в первые годы его существования
[Полтавський кадетський корпус у перші роки його існування] - Домонтович Михаил Алексеевич (воспитанник ППКК 1847 г.)

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654