Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Отказ Святейшего Синода соорудить храм на месте убиения Князя Бориса

Иван Павловский. Отказ Святейшего Синода соорудить храм на месте убиения Князя Бориса.

Публикуется по изданию: И. Ф. Павловский. Отказ Святейшего Синода соорудить храм на месте убиения Князя Бориса. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. — 1918. — № 15. — С. 447-454.

Перевод в html-формат и адаптация к современному языку - Борис Тристанов.

— 447 —

Отказ Святейшего Синода соорудить храм на месте
убиения Князя Бориса
1)

С давнего времени, ежегодно 2 мая совершается крестный ход из города Переяслава на берег р. Альты,

1) Арх. Д. К. 1823 г. № 115 (по Переясл. уезду).

— 448 —

на место убиения кн. Бориса. На этом месте, отстоящем от города в четырех верстах, совершается молебствие с водоосвящением. На этом месте, с давних пор, была устроена деревянная каплица, к которой и направлялся крестный ход из Вознесенского Переяславского монастыря. После закрытия этого монастыря и перевода монашествующих в Саратов, крестный ход направлялся из Вознесенского собора. Каплица эта построена в 1664 году Переяславским протопопом Гавриилом Бутовичем. Из надписи, на каменном кресте, сооруженном градоначальником Стрелецкого головы в Переяславе Семеоном Кирилловичем Беловым, находящимся в этой каплице, видно что это место было в распоряжении переаславских священнослужителей. Но в начале прошлого века, эта каплица была в ведении причта села Демьянец. За день до крестного хода, командировался епархиальной властью иеромонах для совершения молебствий. Причт Переяславского собора, исходя из того, что эта каплица в прежнее время была в распоряжении переяславского духовенства, в Сентября 1823 года обратилась с ходатайством к преосвященному Мефодию о причислении этой каплицы к собору. «Поелику, пишет причт собора, все вышеизложенные обстоятельства (т. е. крестный ход совершается из собора, что каплица была в распоряжении духовенства) служат неопровержимыми свидетельствами, доказывающими, что место, где совершается каждогодно мая 2 числа на р. Альте освящение воды и по самому положению своему, яко в городской дистанции и на городских землях состоящее, было в заведывании и распоряжении из давних времен переяславского городского духовенства, то собор, по соображению всего вышеписанного, а наиболее, чтобы дать столь знаменитому месту тому, где многочисленне множество, увеличивающееся от времена до времени стечение народа, благоприличнейший вид и тем сохранить и вяще увеличить и увековечить благоговение к почитаемым церковью священномученикам Борису и Глебу, докладывая на архипастырское благорассмотрение, испрашивает благоуважительной резолюции, не повелено ли будет выше

— 449 —

прописанное место и капличку причислить к Переяславскому Кафедральному Вознесенскому собору и для большого благоукрашения оного и вящего почитания Богу угодивших страдальцев, сооружить на место нынешней обветшалой каплички, придельную к сему собору новую каменную церковь, во имя Страстотерпцев князей российских Бориса с Глеба и для вспоможения в сем великоважном и богоугодном деле, открыть в епархии Вашего Преосвященства добровольное пожертвование, на предмет чего, снабдить сей собор сборною, за подписанием Вашего Преосвященства, книгою».

Это прошение было подписано протоиреем И. Козачковским, ключарем Стронским, двумя священниками, протодьяконом и дьяконом. Епископ Мефодий предписал Консистории рассмотреть и доложить с мнением. Консистория представила свой доклад только в Ноябре 1824 г. Консистория, где первоприсутствующим был протоиерей И. Козачковский, членом протоиерей Стронский, подписавшие просьбу причта, рассматривала это прошение и отнеслась очень сочувственно, а главным образом, к проекту соорудить храм.

«Сия Консистория таково оного собора предположение приемлет с удовольствием и одобрением и потому для испрошения на такову постройку каменной церкви в здешней епархии пожертвования, снабдить понадлежащему просительною книгою оный кафедральный собор, сроком на пять лет». Консистория порешила еще обратиться к святейшему синоду о разрешении сооружения храма и чтобы не встретилось о месте какого-либо со стороны гражданского начальства препятствия, учинить предварительно от лица его преосвященства к г. полтавскому губернатору и просить о удалении кому следует предписания, дабы не было чинимо в том никакого ни от кого препятствия.

Существующую каплицу или как Консистория называет ее палаткой, «зараз причислить к кафедральному собору». Все сборы за свечи, за молебны и т. п. должны поступать в собор и вести им счет и получаемые средства должны поступить на постройку храма.

Епископ Мефодий не был доволен этим решением

— 450 —

и написал такую резолюцию: «1824 г. февраля 26 дня. Дело не полное, следует дополнить, а одно одобрение не может быть оному основою и увенчать успехам желаемым». Дело затянулось, так как в этом году епископ Мефодий был переведен 27 Июня архиепископом Астраханским.

Преемником еп. Мефодия был епископ Георгий. Консистория сделала ему подробный доклад, где изложила просьбу соборного причта и решение Консистории. Епископ согласился и на другой же день по получении доклада, написал: «1825 года, Апреля 2 дня. Поступить по сему». Епископ лично осмотрел это место, каплицу и обратился с просьбой к генерал-губернатору кн. Н. Г. Репнину командировать чиновника для обмежевания и снятия плана земли, состоящей ныне под каплицей и в окружности ее, простирающейся до реки Альты.

Епископ Георгий обратился с воззванием к пастве Полтавской, приглашая ее пожертвовать на храм. Ему был поднесен проект такого воззвания, но он его изменил, многое добавил и в таком виде это воззвание дошло до нас.

«Находя во вверенной мне епархии, писал епископ, достопамятное и достословное, близ города Переяслава, на берегу реки Альты место, освященное страдальческою кровию прободенного на нем святого, кроткого, целомудренного, незлобивого и невинного благоверного великого князя Бориса, нареченного в священном крещении Романа положившего душу свою за други своя в предотвращение кровопролитной брани противу старейшего брата своего Святополка, по хищному властолюбию возсвирепевшего каиновым убийством на всех братий своих, которую брань готовы были сынове Российские подъять в защищение возлюбленного своего князя Бориса, в память коего каждогодно, по вере к Богу преславляющему Благодатиею своею оного угодника своего, коего ходатайствам при освящении воды, требующие исцеление, которое священное место в древние времена по усердию ревнителей благочестия ознаменовано было сооружением каменной церкви во имя Страстотерпцев

— 451 —

Российских Бориса и Глеба. Взирая с великим прискорбием души и сердца не только всех сынов Российских и в особенности для Малороссов, на сие драгоценное место, остающееся ныне в крайнем запустении.

Примерною любовью Святого Страстотерпца Великого князя Бориса, нареченного во святом крещении Романа и дарованною ему от Бога благодатию исцелений, верой к предстательству Его прибегающих и пролитою Порфиродною знаменитою и Богом прославленною кровью сего закланного, подобно Христу, невинного агнца, возлюбленного Сына Равноапостольного Великого Всероссийского князя Владимира, просветившего Россию во Христа Спасителя мира и сродника Возлюбленного и Благословенного Благочестивейшего и самодержавнейшего великого Государя нашего Императора Александра Павловича всея России, воспламеняясь о ревности к Славе Великого Чудотворца Бога «восставать из глубины души моей на развалинах бывшего древле на сем месте Храма Божия. Сынове Российские! Сие только священное для нас место и до селе пусто! нет на месте сем воздвигнутого Храма Дивному Богу во святых своих! ниже памятника обретается, достойный толикого Угодника Божий!... Помогите в моем о Господе намерении воздвигнуть вновь каменный Храм Божий в память первоисточника духовного плода Христианского российского благочестия. Засвидетельствуйте христианских предков своих ревность по благочестию посильным и пожертвованием во славу Бога в прославление великих угодников Его Бориса и Глеба, которое составит для Вас незабвенный памятник на земле и пребогатое в блаженной вечности воздаяние. Бог прославляющих Его прославить».

Епископ Георгий предполагал построить храм-памятник. Епископ Георгий просил генерал-губернатора кн. Н. Г. Репнина командировать чиновника для снятия точного плана местности, находящейся под каплицей и в ее окружности, что и сделал кн. Репнин. Он предписал Пирятинскому поветовому землемеру Тарасову отправиться на место и снять план. Тарасову, согласно его просьбе,

— 452 —

были выданы прогоны от Пирятина до Переяслава, в оба пути, по 86 верст — 26 р. 80 к. считая на три лошади и с уплатой за каждую по 5 к. Тарасов исполнил данное ему поручение, измерил местность, которая была ограждена — древним окопом и никому из частных лиц не принадлежала а, оставшись свободной после упразднения киевомежигорского монастыря, прихвачена помещиком титулярным советником Кондратьевым. Всей земли прихвачено им 840 саженей и на ней был поселен крестьянин этого же Кондратьева. Прихожане села Демьянец подали преосвященному Георгию прошение, где указывают, что земля, которую считает своей собственностью помещик Кондратьев, никогда ему не принадлежала, и что владельцем ее состоит церковь в этом селе. Прихожане заявляли, что они изъявляют желание на сооружение храма «богоугодного здания» как писали они, в «надеянии что от получения доходов не будет оставляема церковь наша, которая наиболее получила от того места как кошельковой суммы, так равно и из разных подаяний поддержание». В мае месяце 1826 года помещик Кондратьев подал заявление преосвященному Георгию, что он жертвует на вечные времена от «своего жилого грунта в поперек сорок четыре, а в длину по р. Альте 50 трехаршинных саженей. Он просил преосвященного, чтобы он «начатый по сему предмету по начальствам духовному и гражданскому переписка, как бесполезным по последствиям в таком богоугодном дели, оставлены и прекращены были». Консистория рассматривала заявления села Демьянец и помещика Кондратьева порешила просить преосвященного о командировании губернского архитектора для освидетельствования на месте при депутате от духовного ведомства, местоположения и грунта земли под постройку предполагаемого каменного храма. Что касается заявления прихожан села Демьянец, то консистория нашла, что входит ей в разбирательство, кому издревле принадлежала та земля, надобности нет, она считала, что самим просителям

— 453 —

прихожанам предоставлено «право доносить, куда следует и доказывать, куда следует».

Епископ Георгий предполагал на месте убиения соорудить храм-памятник. Посещая церкви епархии, он заметил храм в д. Стариковке, Константиноградского уезда, в имении Михаила Старицкого, который ему, видимо, понравился и он предписал доставить ему план этого храма. Возможно, что он думал соорудить такой же храм в Борисовке, на месте убиения князя Бориса. Он потребовал еще «списки на холсте» с икон, находящихся в Троицком храме села Диканьки и села Яковец, в Богородицкой церкви.

За разрешением соорудить храм, надо было ходатайствовать перед Святейшим Синодом. Святейший Синод рассматривал это дело 29 Октября 1826 года. Он отнесся слишком формально к этому ходатайству епископа Георгия и отказал в сооружении храма. Он руководствовался Указом Синода от 24 Сентября 1800 года, по которому строить бесприходные церкви, по примеру домовых и считать их при других приходах придельными, строго воспрещалось. Поэтому, каплицу Св. Синод предписал отдать по-прежнему в полное заведывание священника села Демьянец. Спор о прихваченной земле помещиком Кондратьевым, Св. Синод предписал прекратить. Что же касается собранных на предполагаемый храм денег (5340 р. — 97 к.), то Синод просил преосвященного указать, на что бы он считал полезным обратить эти средства.

Консистория высказалась о необходимости исправить или лучше сказать, вновь соорудить иконостас в кафедральном соборе, на что уже помещица Прилукского повета Вера Войтепкова пожертвовала 5000 тыс. А иконостас был очень ветх, сооружен он был в 1700 году. Возможно, что Св. Синод разрешил соорудить на эти средства иконостас, хотя в архивном деле решения Синода нет 1).

1) Собор не имел средств, у него было, с 1801 г. 6500 р. хранившиеся в разнице, в 1827 году было всего 1050 p. (Арх. Д. К. 1832 г. № 191.

— 454 —

В настоящее время на месте убиения поселок Борисовка и там храм, сооруженный при епископе полтавском Гедеоне, в 1839 году.

И. Ф. Павловский.

 

Ссылки на эту страницу


1 Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського]
2 Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654