Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Церковь св. Захария и Елисаветы в деревне Шляховой Константиноградского уезда

Иван Павловский. Церковь св. Захария и Елисаветы в деревне Шляховой Константиноградского уезда.

Публикуется по изданию: Церковь св. Захария и Елисаветы в деревне Шляховой Константиноградского уезда. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1876. – № 6. – С. 214-220.

Перевод в html-формат и адаптация к современному языку - Борис Тристанов.

214

Церковь св. Захария и Елисаветы в деревне
Шляховой Константиноградского уезда.

Примыкающий к Екатеринославской губернии Константиноградский уезд по свойству почвы, мало-количественности лесов и широко пространственности степей вполне подходит к той отечественной окраине, что зовется Новороссией. В прошлом столетии уезд в церковно административном отношении входил в состав Славенского, потом Новороссийского и затем Екатеринославского епископата; в гражданском отношении уезд составлял часть то Азовской губернии, то Екатеринославского наместничества. Колонизация той части уезда, которая тянется по ту сторону украинской линии, носит, тот же характер, что и в других местностях Новороссии. Она стала правильной и вполне обезопасенной от вредотворных влияний лишь с унич-

215

тожением Крымского ханства *). На жалованных от казны землях стали возникать поселки; с течением времени они раздвигались, разветвлялись и давали начало новым оседлым пунктам. Часть населения слагалась из великорусского элемента, однодворцев, составлявших до того пограничную; ландмилицию; другая часть жителей принадлежала к малорусским выходцам из не дальних мест, привлеченным в уезд льготами, которые предлагались владельцам земель. С закрепощением пришлого люда, землевладельцы способствовали к увеличению количества поселенных мест в уезде, обосновывая в различных пунктах своих имений хозяйственные заведения. Последние вызывали необходимость иметь при них известное количество рабочих рук. — Под влиянием таких условий возникла и деревня Шляховая. Основание ее надо отнести приблизительно к исходу XVIII столетия. Существованием своим она обязана генерал-майору Алексею Алексеевичу Алымову, который имел жительство в селе Березовке, иначе называемой Алымовке **), и поземельные владения которого, по своей относительной обширности, требовали образования в них нового оседлого жилья, с целью соблюдения экономических интересов при хлебопашестве. Название сей деревни можно выводить из слова шлях-дорога, иногда открытое, свободное для передвижки место. Шляховая, действительно, находится на покатости, открытой со всех сторон. Число дворов в деревне в начале нынешнего столетия не превыша-

*) Дьяков. Заметки о заселении земель и владении ими в Константиноградском уезде (журнал министерства государствен. имуществ, издан. 1860 года, выпуск VIII, 56-70).

**) Алымов погребен на погосте Циглеровской церкви (в 4 верстах от Березовки).

216

ло десятка. В приходском отношении Шляховая с самого основания своего принадлежала к церкви с Березовки, находясь от нее на расстоянии пятнадцати верст. С течением времени население Шляховой значительно увеличилось, так что она стала писаться уже не хутором, а деревней и представляла видную часть Березовского прихода. Но далекое пространство, отделявшее Шляховую от Березовки, представляло большие неудобства для сообщений в пору весенних и осенних распутиц по свойству почвы тучного чернозема, который растворяется в месиво непроходимое. Шляховские жители испытывали не маловажные затруднения при выполнении безотложны христианских требоисправлений под влиянием сказанных обстоятельств. Это заставляло шляховцов подумывать о сооружении в пределах своей деревни церкви, но дума осталась бы, вероятно, долго одним предположением, если бы не помогла следующая случайность: в селе Циглеровке Константиноградского уезда в 1869 году графиня Ламберт приступила к подготовлениям для постройки новой каменной церкви на том же погосте, где существовала и прежняя деревянная церковь. С этой целью в доме гр. Ламберт была устроена временная церковь, а старая предположена к съемке. Узнав про это, шляховцы обратились к гр. Ламберт, как к председательнице местного церковноприходского попечительства и своей бывшей помещице *), с заявлением, что они желают приобрести здание циглеровской церкви для переноса в

*) Шляховское имение перешло из рода Алымова к Фамилии гр. Ламберт чрез женитьбу гр. Я. О. Ламберта на дочери майора Н. А. Алымова, Софье Николаевне (по первому мужу жена генерала Бреверн), именем которой названа деревня Софиевка.

217

свою деревню. В желании сем гр. Ламберт приняла близкое участие. Графиня взнесла за шляховских жителей пятьсот рублей, следовавших с них за церковное здание по оценке оного, и присовокупила к этому денежное пожертвование в сто рублей. Крестьяне деревень Кохановки, Софиевки и других, окружающих Шляховую, испытывавшие затруднения в сношениях с Березовским причтом не в меньшей степени; что и шляховцы, присоединились к ним в вопросе об учреждении в Шляховой церкви. Для покрытия расходов по переносу и постройке церкви, помимо работ натурой, был произведен общественный денежный сбор между жителями названных деревень. Жители Шляховой ассигновали разновременно на сооружение церкви тысячу двести рублей; жители прилежащих деревень шестьсот пятьдесят рублей; двумя помещиками последних деревень пожертвовано сто рублей, сторонних пожертвований собрано до восьмидесяти рублей. Разрешенная епархиальным начальством постройка церкви длилась не долго при внимательном участии со стороны бывшего настоятеля Березовской церкви. В декабре того же 1869 года церковь в Шляховой была уже освящена; ей усвоено значение приписной Березовского прихода.

Церковь находится при въезде в Шляховую на открытой площадке. Она об одной главе, не объемистая по размерам, мало художественная по архитектуре. В одной связи с ней находится колокольня самой скромной высоты. Иконостас обошелся всего шестьсот рублей и, сравнительно с ценой, выполнен состоятельно. Утварь, напрестольные принадлежности, круг богослужебных книг пожертвованы гр. Ламберт на сумму до девятисот рублей. В признательных чувствах за бенефиции графини щляховцы посвятили свой храм

218

имени св. Захарии и Елизаветы — патронессы жертвовательницы.

Для отправления богослужения в ново построенной церкви иереи села Березовки, которых было два, сначала чередовались между собой по седмично. В 1871 году признано более пригодным, чтобы один из Березовских священников имел постоянное жительство в Шляховой при церкви. Общество шляховских крестьян не замедлило отвести землю под усадьбу для священника и построить на ней дом. В Шляховую перешел из Березовки, состоявший на дьяконском месте, священник Иаков Роговенко.

Церковная библиотека (за выключением богослужебных книг) архив Шляховской церкви пока так не сложны и мало содержательны, что их удобно понести под мышкой.

Не смотря на то, что Шляховская церковь считается приписной к Березовской, размер доходов в ней значительно выше, чем в последней, и цифра прихожан более высока. К Шляховской церкви относится несколько прилежащих деревень. — С 1872 года при церкви стали вестись особые приходо-расходные, метрические и исповедные книги, не зависящие от Березовской церкви. В 1875 году Шляховской церкви выдана и печать ее имени, для употребления в подлежащих случаях, так что зависимость церкви от Березовского настоятеля может быть названа фиктивной.

Население Шляховского прихода слагается из бывших крепостных, ныне собственников. Они не могут считаться в большинстве голутвенными; крепостничество не зашибло здесь способности к осмысленному труду. Относительная высокость заработной платы дает воз-

219

можность избегать недоимок в взносе налогов, а топографически благоприятные условия, способствующие сподручному сбыту ходкого продукта хлебной биржи — пшеницы, позволяют жить в довольстве.

В пределах Шляховского прихода в деревне Кохановке в 1866 году была заведена народная школа с сторублевым содержанием учителю и с отводом ему общественной квартиры. Школа, прожив на свете год, за переводом учителя в другое место, прекратила свое существование. Возобновлена она лишь в 1875 году, с тем же размером содержания учителю от крестьянского общества. Учителем назначен выслушавший богословский курс семинария П. Я. Роговенко. Немало затруднений выпало на долю этого педагога в Кохановке. Назначенный к месту в сентябре, он нашел школьное помещение в неупорядоченном виде; об учебных книгах и пособиях й помину не было. Застав школу в таком виде, учитель озаботился прежде всего добыть себе учеников. В этих видах он предпринял регулярное посещение деревенских хат, где находились дети, по возрасту годные для поступления в школу. В каждой хате учитель втолковывал хозяевам, что давать ему даром деньги за школу, которой нет, вовсе неразумно, выставлял нынешние преимущества грамотных солдат и т. п., — представлял осязательные доводы для крестьян о необходимости существования школы не по имени только. Результатом учительских посещений было то, что в школу собралось из небольшой деревни до тридцати мальчиков. Для устранения недостатка в учебниках учитель обратился с ходатайством в дирекцию народных школ, которая по мере возможности удовлетворила его представление. — В последнее время крестьяне подумывают об открытии

220

школы в Шляховой. Необходим толчок, воздействие из образованной среды, чтобы эта дума воплотилась. Пора.

Ив. Павловский.

 

Ссылки на эту страницу


1 Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського]
2 Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654