Феофан (Быстров, Василий Дмитриевич)
- Подробности
- Просмотров: 57783
Феофан, епископ Полтавский. Уроженец С.-Петербургской епархии, с. Подмошья, сын священника (в миру Василий Быстров), родился в 1873 году. Окончил С.-Петербургскую духовную семинарию и в 1896 г. С.-Петербургскую Духовную Академию кандидатом богословия. Оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1897 г. назначен и. д. доцента Академии. В 1898 г. принял монашество. В 1901 г. возведен в сан архимандрита и определен и. д. инспектора академии. В 1905 г. удостоен степени магистра богословия и экстраординарный профессор академии. Его диссертация: "Тетрограмма" или ветхозаветное божественное имя Иегова серьезный вклад в богословскую литературу. В 1909 г. 4 февраля назначен ректором С.-Петербургской Академии и епископом Ямбургским, четвертым викарием С.-Петербургской епархии; 30 декабря 1909 г. переименован в третьего викария. 19 ноября 1910 г. назначен епископом Таврическим. 25 июня 1912 г. — епископ Астраханский, а с 8 марта 1913 г. епископ Полтавский.
Источник:
Павловский И. Ф. Полтавцы: Иерархи, государственные и общественные деятели и благотворители. Полтава, 1914. Стр.21-22
Феофан (Бистров, Василь Дмитрович) (31.12.1872/13.01.1873, с. Підмош’є Лузького пов. С.-Петербурзької губ., Росія – 06/19.02.1940, м. Лімере, Франція, за ін. версією – г. Афон) – церковний діяч, архієпископ.
Закінчив духовне училище при Олександро-Невській лаврі, С.-Петербурзьку духовну семінарію, С.-Петербурзьку духовну академію (1896). Канд. (1896), магістр (1905) богослов’я. Був залишений в академії професорським стипендіатом, з 1897 – в. о. доц. на кафедрі біблейської історії. 1898 пострижений у чернецтво і рукопокладений в ієромонаха. 1901 уведений у сан архімандрита і призначений в. о. інспектора С.-Петербурзької духовної академії, з 1905 – її екстраординарний проф. і інспектор, з 04.02.1909 – ректор. Із 22.02.1909 – єпископ Ямбурзький, вікарій С.-Петербурзької єпархії, духівник царської сім’ї, виступав за усунення Г. Распутіна від царського двору. З 19.12.1910 – єпископ Таврійський і Сімферопольський, з 25.06.1912 – єпископ Астраханський, з 08.03.1913 – єпископ Полтавський і Переяславський (з 07.04.1917 – архієпископ). Із 1919 перебував на еміграції. Жив у Константинополі, Сербії, Болгарії (з 1925), Франції (з 1931). До 1926 був членом закордонного Синоду, потім порвав із ним. Почесний член С.-Петербурзької духовної академії (1910). Не визнавав філософії у богослов’ї, оскільки «Свята Церква відкрила для нас все, що необхідно знати для спасіння, тому й не потрібно ніяких домислювань».
Літ.: Павловский, 1914. – С. 21-22; Бэттс Ф., Марченко В. Духовник Царской Семьи: Святитель Феофан Полтавский (1874–1940). – М., 1994; Несвіцький О.О. Полтава у дні революції та в період смути. 1917–1922. – Полтава: Гротеск, 1995. – С. 62, 66, 78-81, 117, 139, 187, 188, 219, 239, 243.
О. А. Білоусько, Т. П. Пустовіт.
Джерело:
Полтавіка. Полтавська енциклопедія. Том 12. Релігія і Церква.— Полтава: «Полтавський літератор», 2009 - http://history-poltava.org.ua
Фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/Феофан_(Быстров)
Феофан (Быстров, Василий Дмитриевич) (31.12.1872/13.01.1873-6/19.02.1940). Русская Православная Церковь, Русская Православная Церковь Заграницей, архиепископ.
Родился 31 декабря 1872 / 13 января 1873 года в семье священника с. Подмошья, Петербургской епархии, Лужского уезда.
Закончил духовное училище при Александро-Невской Лавре и С.-Петербургскую духовную семинарию.
В 1896 году окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен при академии профессорским стипендиатом.
С 1897 года - и.д. доцента академии по кафедре Библейской истории.
В 1898 году пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха.
В 1901 году возведен в сан архимандрита и назначен и.д. инспектора СПБ духовной академии.
В 1905 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию "Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя Иеговы", возведен в звание экстраординарного профессора и утвержден инспектором академии.
С 4 февраля 1909 года - ректор СПБ духовной академии.
22 февраля 1909 года хиротонисан во епископа Ямбургского, вик. С.-Петербургской епархии. Хиротония совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры с СПБ митрополитом СПБ и Ладожским Антонием и другими иерархами.
Духовник царской семьи.
С 19 декабря 1910 года - епископ Таврический и Симферопольский.
С этого же года - почетный член СПБ духовной академии.
С 25 июня 1912 года - епископ Астраханский. Причиной перевода послужило убеждение епископа Феофана, что Григорий Распутин должен быть удален от царского двора.
С 8 марта 1913 года - епископ Полтавский и Переяславский.
В конце 1918 года возведен в сан архиепископа.
В 1919 году эмигрировал за границу. Жил в Константинополе, затем в Сербии. В 1925 г. переехал в Болгарию. Член Заграничного Синода до 1926 г., когда разорвал с ним всякие отношения, признав толкование, которое давал митрополит Антоний (Храповицкий) догмату об Искуплении, еретическим.
16/31 апреля 1931 г. переехал во Францию. Жил жизнью затворника.
Скончался 6/19 февраля 1940 г. Погребен на общественном кладбище на окраине Лимерэ. [Мануил ошибочно приписывает смерть на Афоне].
Известен своим необычайным смирением и чисто иноческим житием.
Труды:
"Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя Иеговы". (Магистерская диссертация).
V pamjat' svjatych otec sesti Vselenskich Soborov, in: ЖМП 1981, 7, 36-40.
O Troice, in: ЖМП, 1983, 6, 44f.
Источник:
Благотворительный фонд "Русское Православие" - http://www.ortho-rus.ru
Фото: http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=5341
Феофан Полтавский (Быстров) (1874 - 1940), духовник императора Николая II и его семьи. В 1911 году ставший к тому времени епископом владыка Феофан назначается сначала на кафедру в Крым, где видится с царской семьей лишь в летние месяцы, а затем, после объяснения с императрицей Александрой Феодоровной осенью 1911 года о Г. Е. Распутине, перемещается на Астраханскую кафедру. Позднее, вплоть до отстранения от власти государя Николая II владыка Феофан был архиепископом Полтавским.
Обычный день у владыки Феофана в Полтаве распределялся так. Вставал он от сна во второй половине ночи и совершал свое молитвенное правило. Утром, по колокольному звону он шел в домовую церковь, где очередной иеромонах совершал утреннюю службу и Божественную литургию. После Литургии, Владыка пил кофе и удалялся в свой кабинет, где занимался епархиальными делами, а затем переходил к излюбленному чтению святых Отцов. Много писал. По полудни — обед. Если позволяла погода, выходил кратко в сад и, гуляя, совершал непрестанную молитву Иисусову. Затем снова удалялся в кабинет.
По звону к Вечерне шел в церковь. После Вечерни — прием посетителей. Посетителей бывало так много, что Владыка очень уставал.
Обстановка его кабинета была самая простая. В углу стояла железная кровать с досками вместо матраца, на которой Владыка иногда немного спал. Было много икон, Владыка молился пред ними подолгу, со свечой в руке, несмотря на зажженные лампады. Трапеза его была самой простой, и ел он очень мало. Изредка выходил в сад подышать свежим воздухом. Когда сильно переутомлялся, изнемогши от приемов, уединялся на несколько дней в Лубненский Спасо-Преображенский монастырь. Отдохнув немного, снова принимался за тот же труд.
В июле 1914 года началась война с Германией и ее союзниками. ...По призыву Полтавского Архипастыря Полтава с готовностью открыла военные госпитали для раненных. И сам архиепископ Феофан перешел жить в семинарию, а свой дом, переоборудовав, передал под военный госпиталь.
Как епархиальный Архиерей архиепископ Феофан был членом Поместного Собора Всероссийской Православной Церкви 1917-1918 годов.
После Собора, вернувшись в Полтаву, владыке Феофану пришлось пережить большие неприятности при столкновении с украинскими самостийниками, петлюровцами. Захватив власть в Киеве в свои руки, Петлюра и его сторонники потребовали от Полтавского Архиерея совершить торжественную панихиду по бывшем гетмане Украины Иване Мазепе, любимце Царя Петра, но в Полтавском бою, предательски изменившему Царю и перешедшему на сторону врагов — шведов и за это преданному Российской Православной Церковью анафеме.
За этот мужественный отказ совершить противозаконное и антиканоничное деяние самостийники заключили архиепископа Феофана в тюрьму. И он вышел из тюрьмы только тогда, когда самостийные власти сбежали из Полтавы при наступлении Добровольческой белой армии.
В 1919 году архиепископ Феофан, спасаясь от преследований большевиков, выехал в Крым, а затем в Константинополь, и, таким образом, оказался в эмиграции.
Владыка Феофан Полтавский навсегда остался во Франции. Он жил как отшельник, почти в затворе, отошел от церковных дел и вскоре был забыт. Скончался во время немецкой оккупации.
Источник:
Ссылки на эту страницу
1 | Александр (Петровский, Александр Феофилович)
[Олександр (Петровський, Олександр Феофілович)] (1851—1940), архиепископ, Священномученик |
2 | Василий (Зеленцов, Василий Иванович)
[Василь (Зеленцов, Василь Іванович)] (1870—1930), епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии |
3 | Из былого. Том ІІ. От Гетмана до Директории
[З минулого. Від Гетьмана до Директорії]. Андриевский Виктор // Издательство "Украинское Слово", Берлин, 1923. |
4 | Личности - Б
[Особистості - Б] - пункт меню |
5 | Личности - Ф
[Особистості - Ф] - пункт меню |
6 | Ломиковский, Алексей Андреевич
[Ломиковський, Олексій Андрійович] (1885-?), военный священник, воспитанник ППКК (1904) |
7 | Олимпиада ІІ (Вербецкая, Елена Константиновна)
[Олімпіада ІІ (Вербецька, Олена Костянтинівна)] () – преподобномученица |
8 | Полтава в дни революции и в период смуты 1917-1922 гг.
[Полтава у дні революції та в період смути 1917-1922 рр.] - Несвицкий А. А. Дневник. 1917-1922 г. |
9 | Полтавцы: Иерархи, государственные и общественные деятели и благотворители
[Полтавці: Ієрархи, державні і громадські діячі і благодійники] - Павловский Иван Францевич // Полтава: Т-во Печатн. Дела (тип. бывш. Дохмана), 1914 |
10 | Религиозные деятели
[Релігійні діячі] - пункт меню |