Абаза, Василий Константинович
- Подробности
- Просмотров: 27742
2 июля 1911 г. в Ялте скончался член Киевской судебной палаты действительный статский советник Василий Константинович Абаза 1). Сообщаем о нем краткие биографические сведения. Покойный уроженец и дворянин Екатеринославской губ., р. в январе 1845 г. и после окончания курса в Петровском Полтавском кадетском корпусе в 1863 году был зачислен корнетом в 10 гусарский Ингерманландский Вел. Герц. Саксен-Веймарского п. В 1871 г. В. К. Абаза оставил службу по военному ведомству и в следующем году на общем съезде землевладельцев Верхнеднепровского уезда избран был в земские гласные, в составе которых оставался в течении 5 трехлетий, пока не отказался от этого звания. В 1874 году избран был членом уездного училищного совета и в этом звании оставался до смерти. В том же году избран участковым мировым судьей Верхнеднепровского уезда. Оставаясь на службе по земству в Верхнеднепровском уезде., Василий Константинович состоял с 1875 года одно трехлетие земским гласным и по Екатеринославскому уезду. По выборам С.-Петербургской городской думы в 1881 г. избран в столичные участковые мировые судьи и в этой должности состоял до 1893 года, пока не был назначен председателем С.-Петербургского столичного мирового съезда. В декабре того же года назначен председателем Митаво-Бауского съезда мировых судей и начальником крепостного отделения съезда. В 1886 покойный Василий Константинович по личному приглашению министра юстиции принимал участие в заседаниях особой комиссии для обсуждения выработанного министерством проекта правил счетоводства и отчетности мировых и гминных судебных установлений, а в 1890 принимал участие в занятиях особого совещания при первом департаменте министерства юстиции для обсуждения некоторых вопросов, касающихся изменения и дополнения действующих узаконений о поверенных по судебным делам. Высочайшим приказом от 19 марта 1911 г. покойный Василий Константинович, будучи действительным статским советником, назначен членом Киевской судебной палаты и в этой должности находился до дня смерти.
Кроме всех указанных должностей, покойный состоял почетным мировым судьей по Верхнеднепровскому уезду с 1882 года, по Винницкому округу с 1894 года и в 1905 году Высочайшим приказом назначен почетным мировым судьей Киевского судебно-мирового округа..
Покойный имел ордена: св. Владимира 3-й и 4-й ст., св. Анны 3-й ст., св. Станислава 3-й ст. и бронзовую медаль в память 100-летнего юбилея Императора Николая І установленного образца для бывших воспитанников военно-учебных заведений.
1) Киевлянин, 5 июля 1911 г. № 183.
Памяти В. К. Абазы 1).
По поводу смерти почившего 2 июля в Ялте члена Киевской судебной палаты В. К. Абазы был уже помещен в "Киевлянине" (№ 183) краткий некролог его, но Василий Константинович был столь крупной личностью и с такими заслугами перед обществом, что он достоин большего внимания в нашей памяти.
1) Киевлянин, 18 июля 1911 г. № 196.
Не говорим уже о судебном ведомстве, которое в лице почившего потеряло одного из самых почтенных своих деятелей, но в лице Василия Константиновича и все наше общество русское понесло большую утрату, лишившись в нем одного из благороднейших и просвещенных членов. Только необыкновенная скромность и, так сказать, прятанье своей личности делали почившего мало известным в наших широких кругах, но кому приходилось знать его ближе, те не могли не преклоняться пред этой обаятельной личностью.
Хотя Василий Константинович и получил лишь военное образование, представлявшееся в дни его юности единственно соответствующим русскому дворянину, но все склонности его были к гражданской деятельности, а недостаток своего школьного образования (Василий Константинович окончил Полтавский кадетский корпус) он восполнял, так сказать, всю свою жизнь и, будучи по натуре человеком книжным, покойный выработал из себя одного из широко образованных людей. Прослужив в военной службе (поступил корнетом в 10-й гусарский Ингерманландский великого герцога Саксон-Веймарнского полк) столько, сколько это было, так сказать, по дворянским традициям необходимо, Василий Константинович вернулся в родную ему Екатеринославскую губернию и сразу же принял участие в земской деятельности, бывши избранным в гласные и затем в члены училищного совета, а в 1874 году стал, по избранию, и мировым судьей. Эта деятельность оказалась наиболее ему по душе и рассказы Василия Константиновича из этой области и поры его деятельности полны живого интереса. Деятельность его в качестве участкового мирового судьи Верхнеднепровского уезда была столь замечательна, что стала известной даже в столице и в 1881 г. на выборах С.-Петербургской городской думы, Василий Константинович был избран в столичные участковые мировые судьи, а затем стал и председателем столичного С.-Петербургского мирового съезда — должность, вероятно, единственный раз выпавшая на долю провинциального мирового судьи без юридического, при том, образования. На всех этих должностях Василий Константинович был не только заметен, но и своей деятельностью вызывая к себе глубокое уважение. Но у всякой башни есть своя тень. Будучи сам высоко порядочным человеком, Василий Константинович не заметил интриг, ведшихся лично против него одним весьма влиятельным лицом, к которому, однако, до самой своей смерти почивший питал чувство полного доверия и уважения. Благодаря этим интригам и проискам, Василий Константинович совершенно неожиданно оказался забаллотированным в С.-Петербурге; но тут уж министерство юстиции поддержало этого достойного деятеля, назначив его в Прибалтийский край председателем одного из тамошних мировых съездов, а затем удостоило назначения и в нашу судебною палату.
Такова картина формулярного, так сказать, движения покойного Василия Константиновича, но он никогда не замыкал себя в рамки только коронного чиновника. Так, исполняя свои законом возложенные обязанности выше чем безупречно, Василий Константинович в должности председателя особенные прилагал заботы к улучшению положения мелких канцелярских чинов и в этом отношении особенно плодотворна была его деятельность в должности председателя столичного съезда, в котором почивший, между прочим, учредил товарищескую ссудо-сберегательную кассу и поставил ее так, что она и до сих пор является одним из полезнейших учреждений столицы для нуждающегося канцелярского мира.
Но кроме служебной сферы Василий Константинович особенно живо и активно интересовался общественными вопросами и нашей политической жизнью, конечно, прежде всего как старый земец. Будучи либералом в благородном смысле, как передовой русский человек 60-х годов, он глубоко возмущался нашей "прогрессивной" ничего не делающей молодежью и "освободительным" движением в связи с левой печатью, справедливо усматривая в них небезопасную для России накипь не русского происхождения, с которой покойный так или иначе, но боролся всегда. Поэтому, как только, например, образовалось в Киеве русское собрание, он вошел в него в числе первых его членов, а когда первый председатель этого собрания В. А. Сухомлинов вынужден был отказаться от этого своего служения русскому делу, будучи назначен генерал-губернатором нашего края, преемником его был избран В. К. Абаза.
Происходя из семьи высоко интеллигентной, Василий Константинович не только не сторонился участия в нашей печати, но можно даже сказать что в этой области в отношении ослабления "освободительного", т. е. революционного, движения почивший не чужд и несомненных заслуг. Читатели "Киевлянина" бесспорно помнят, что в безумные осенние дни 1905 г., охватившие было в особенности нашу школу, огромный эффект произвело описание того, как к этому движению отнеслись в Нежине окрестные крестьяне, моментально отрезвив местных студентов и гимназистов, на коленях исполнивших наш народный гимн вместо распевавшихся ими ранее "Вставай, подымайся"... и других революционных песен. По справедливости надо сказать, что из этого описания нежинского бунта учащихся все увидели вздорность и навеянность тогдашнего школьного движения у нас, которое до того, однако, многими, даже в начальствующем персонале, считалось за серьезное, глубокое, органическое явление. Вот почему статья "Киевлянина" об этом нежинском эпизоде, была не только тотчас перепечатана многими русскими газетами, но даже и вышла местами отдельной брошюрой, быстро разошедшейся. Статья эта, кроме интереса ее содержания, обращала на себя большое внимание и своими достоинствами как литературное произведение. Автором ее был В. К. Абаза. Отметим и еще один момент. Когда "прогрессивная" печать в согласии с такими же деятелями до думских левых включительно вопила о безотложном прекращении смертной казни и в то же время чуть ли не поощряла грабежи и убийства, чинимые "освободителями", в "Киевлянине" появилась также обратившая на себя внимание всех его читателей и также перепечатанная многими русскими изданиями замечательная статья о смертной казни. Эта статья принадлежала также перу покойного Василия Константиновича. Но помимо этих, так сказать злободневных статей, Василий Константинович не мало помещал своих рассказов, заметок и иных статей во многих изданиях, а при жизни своей в Киеве он помещал их, главным образом, в "Киевлянине". Всегда его статьи отличались и интересным содержанием, достоинствами хорошего чистого литературного языка, но редко кто из читателей знал имя автора, так как Василий Константинович по скромности своей всегда прятал свое имя или под псевдонимами, или же вовсе не подписывался. Наиболее часто употреблявшимся в "Киевлянине" псевдонимом его было "Века".
Вращаясь всегда в лучшем обществе, особенно во время Петербургской своей жизни, Василий Константинович встречался и был знаком с весьма многими нашими известными литераторами и вообще с людьми высшего положения, с которыми он не прочь был поделиться своими сведениями, и потому Василий Константинович был весьма интересным собеседником: в его обществе, даже сам на сам, бывало, незаметно проведешь в содержательной беседе не один час. Василий Константинович особенно выдающиеся случаи из жизни или из прессы любил записывать в веденные им книги "заметки", которые несомненно представляют большой интерес и было бы весьма желательно, чтобы эти "заметки" не были утрачены.
Как человек, Василий Константинович был далеко не заурядный, отличаясь прежде всего необыкновенной, чисто аристидовской честностью. Сердца он был редко отзывчивого и деятельно благотворительного, а как семьянин он был римлянин эпохи строгости и, как товарищ, он являл из себя искреннего, благородного друга. Да, в лице Василия Константиновича умер редкий хороший русский человек, образцовый деятель и семьянин, неподкупный и просвещенный патриот, идеально благородный и независимый судья, добрый христианин и верный сын православной церкви. Да сохранит же Господь Бог чистое и светлое имя его в вечной памяти!
Дм. Туткевич.
Источники:
А. Д. Ромашкевич. Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1-го октября 1911 г. по 1-е октября 1912 г. Год девятый. Полтава. 1912. Стр.143-147
Абаза, Василий Константинович (янв. 1845—2.07.1911), член Киевской судебной палаты, председатель Киевского отдела Русского Собрания (РС).
Родился в дворянской семье в Екатеринославской губ. После окончания курса в Полтавском Петровском кадетском корпусе, в 1863 был зачислен корнетом в 10-й гусарский Ингерманландский полк. В 1871 Абаза оставил военную службу и стал активным земским деятелем. В 1872 на общем съезде землевладельцев Верхнеднепровского у. Екатеринославской губ. он был избран участковым мировым судьей уезда. С 1875 Абаза состоял одно трехлетие земским гласным и по Екатеринославскому у. Деятельность его в качестве участкового мирового судьи Верхнеднепровского у. была столь заметной, что стала известной даже в столице. В 1881 он был избран по выборам С.-Петербургской городской думы в столичные участковые мировые судьи и состоял в этой должности до 1893, когда был назначен председателем С.-Петербургского столичного мирового съезда. Благодаря интригам и проискам, не имевший юридического образования, Абаза был забаллотирован в С.-Петербурге, но его поддержало Министерство юстиции, назначив в Прибалтийский край председателем мировых съездов. С дек. 1893 он состоял председателем Митаво-Балтского съезда мировых судей и начальником крепостного отделения съезда. В 1886 Абаза по личному приглашению министра юстиции принимает участие в заседании Особой комиссии для обсуждения проекта правил счетоводства и отчетности мировых судебных установлений. С 19 марта 1901 Абаза состоял членом Киевской судебной палаты, одновременно являясь почетным мировым судьей Верхнеднепровского у. Екатеринославской губ. (с 1882), почетным мировым судьей по Винницкому округу (с 1884) и почетным мировым судьей Киевского судебно-мирового округа (с 1905). Он много содействовал улучшению положения мелких канцелярских чиновников, а в С.-Петербурге учредил даже товарищескую ссудно-сберегательную кассу. Как сказано в некрологе, "будучи либералом в благородном смысле, как передовой человек 60-х годов, он глубоко возмущался нашей “прогрессивной”, ничего не делающей молодежью, “освободительным” движением и левой печатью", а потому стал одним из первых членов РС в Киеве. Его авторитет среди киевских монархистов был весьма высоким. И, когда его первый председатель отдела В. А. Сухомлинов, будучи назначенным Киевским генерал-губернатором, отошел от дел, его преемником стал именно Абаза. Его публикации в "Киевлянине" в 1905—09 на злободневные темы общественной жизни, отстаивающие неограниченное Самодержавие и раскрывающие пагубную сущность революционных идей, вызывали общий интерес и становились предметом живого обсуждения. Скончался в Ялте.
Лит.: Некролог // Киевлянин. 1911. 18 июля.
Источник:
Ссылки на эту страницу
1 | Воспитанники ППКК - 1863
[Вихованці ППКК - 1863] - пункт меню |
2 | Воспитанники ППКК - А
[Вихованці ППКК - А] - пункт меню |
3 | Воспитанники ППКК - генералы
[Вихованці ППКК - генерали] - пункт меню |
4 | Исторический очерк Петровского Полтавского кадетского корпуса ( 4)
[Історичний нарис Петровського Полтавського кадетського корпусу] - Павловский И. Ф. Полтава. 1890. Список кадетам, окончившим курс Петровско-Полтавского кадетского корпуса и Петровско-Полтавской военной гимназии (1859-1863) |
5 | Исторический очерк Петровского Полтавского кадетского корпуса (указатель)
[Історичний нарис Петровського Полтавського кадетського корпусу] - Павловский Иван Францевич. Полтава. 1890. Именной указатель |
6 | Личности - А
[Особистості - А] - пункт меню |
7 | Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса ( 9)
[Матеріали до історії Петровського Полтавського кадетського корпусу] - с 1-го октября 1911 г. по 1-е октября 1912 г. Год девятый. Собрал полковник А. Д. Ромашкевич. Полтава. 1912. |
8 | Общественные деятели
[Громадські діячі] - пункт меню |
9 | Список кадет Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1840 по 1920 г.г.
Алфавитний указатель |
10 | Список кадетам, окончившим курс Петровско-Полтавского кадетского корпуса и Петровско-Полтавской военной гимназии в 1845-1917 г.г.
Алфавитний указатель |
11 | Юристы
[Юристи] - пункт меню |