Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Ириней (Орда, Харисим Михайлович)

Highslide JS
Епископ Ириней.

Ириней, епископ Орловский (в миру Харисим Орда) Родился в 1837 году, скончался в Орле, 10 апреля 1904 года. Магистр богословия. Сын священника с. Самовице, Золотоношского уезда. Учился в Переяславской семинарии и Киевской академии. Начал службу в Екатеринославской духовной семинарии, затем был в Киевской. В 1877 г. принял священство, а в 1883 г. монашество. Был ректором Киевской семинарии, а затем викарием Киевским, а с 1892 г. по день смерти занимал последовательно епископские кафедры: Могилевскую, Тульскую, Каменец-Подольскую, Екатеринбургскую и Орловскую.

Писатель, см. о нем наш словарь, № 148, стр. 79.

Источник:

Павловский И. Ф. Полтавцы: Иерархи, государственные и общественные деятели и благотворители. Полтава, 1914. Стр.174-175

 

Ириней (Орда, Харисим Михайлович) (1837 - 10.04.1904). Русская Православная Церковь, епископ Орловский и Севский.

Родился в 1837 году в семье священника Полтавской епархии в с. Самовице.

Обучался в Полтавской духовной семинарии.

В 1861 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем в Екатеринославскую духовную семинарию.

26 апреля 1864 года утвержден в степени магистра богословия и переведен в Киевскую духовную семинарию преподавателем Св. Писания.

25 сентября 1877 года рукоположен в сан иерея и назначен законоучителем в Киевскую III-ю гимназию с оставлением преподавателем в духовной семинарии.

С 1880 года - благочинный Киево-Подольских церквей.

4 августа 1883 года пострижен в монашество и был назначен ректором Киевской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

9 мая 1888 года хиротонисан во епископа Уманского, вик. Киевской митрополии. Хиротония состоялась в Киево-Печерской Лавре.

С 12 июля 1890 года - епископ Чигиринский, вик. Киевской епархии.

С 19 декабря 1892 года - епископ Могилевский и Мстиславский, вик. Киевской епархии.

С 17 июля 1893 года - епископ Тульский и Белевский.

С 2 ноября 1896 года - епископ Подольский и Брацлавский (в БЭС т. II, в стб. 1824 ошибочно указан год пребывания его на Подольской кафедре 1899. См. Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1903 г., с. 106-107).

С 1898 г. почетный член Казанской духовной академии.

С 29 марта 1900 года - епископ Екатеринбургский и Ирбитский.

С 28 марта 1902 года - епископ Орловский и Севский.

Скончался 10 апреля 1904 года внезапно от разрыва сердца.

Талантливый проповедник. Духовный писатель и лингвист. Обладал знанием греческого, английского, французского и немецкого языков. В Киевском Академическом органе он вел отдел иностранной библиографии и помещал свои статьи.

Издавал и редактировал журнал "Воскресное чтение", редактировал журнал "Руководство для сельских пастырей". В этих журналах помещено множество его статей и заметок. Энергичный администратор, плодовитый автор, исследователь Священного Писания.

Заботясь о благе своей паствы, он особенно ревностно следил за правильным ходом учебно-воспитательного дела в духовно-учебных заведениях, вникал во все подробности их жизни, порядка и строя, в духовенстве воспитывал дух церковности, в своих беседах призывал паству к Святой Церкви, ее учению, молитве, пению, к ее благодати и единству во Христе.

Школа это родное дитя Церкви и ее естественная союзница в деле учительства была любимым духовным чадом владыки, особенно церковная школа, как ближайшая к Церкви по своему духу и назначению. При поступлении своем на Тульскую архиерейскую кафедру Преосвященный Ириней начал "усовершенствовать по Киевским образцам" богослужебные порядки, обращая наибольшее внимание на церковное чтение и по преимуществу пение. К участию в этом деле он призвал и духовно-учебные и церковноприходские школы, вменив им в обязанность приготовлять хороших чтецов и певцов в храме. При обозрении приходов владыка обращал преимущественно внимание на учительность пастырей в церкви и школе, давая нередко образцы живого пастырского слова. Интересовался он всеми сторонами жизни священно-церковнослужителей, расспрашивая их не только о трудах их по религиозно-нравственному состоянию прихожан, но и о их материальном быте - приходах и расходах, всегда и везде внушая родителям приучать детей к церкви с юных лет.

Заботливость владыки направлялась также к благоустроению прихода вообще, как первоначальной основы церковно-епархиальной жизни. Ему хотелось восстановить основы церковно-епархиальной жизни. Ему хотелось восстановить приход по старине, когда жизнь приходская возбуждается преимущественно церковными интересами, возле храма и его школы. Он заботился о возрождении церковных братств, развитии церковных попечительств. Был членом комиссии по организации "Общества ревнителей православия и благочестивой жизни".

В заботах об образовании народа в духе церковности владыка обращал особое внимание на церковные школы. Им было заведено много церковных школ женских, ввиду важного значения в крестьянском быту образования жены и матери, как распорядительницы народного просвещения. Заботился он и о духовно-учебных заведениях, о развитии церковно-свечного дела, о правильной постановке епархиальной благотворительности, о миссионерском деле.

В Екатеринбурге владыка обращал особое внимание начальствующих лиц в духовно-учебных заведениях на надлежащую постановку церковного пения, на ознакомление учащихся с древними церковными напевами, с церковным уставом. При нем преобразована школа, открытая с 1897 года при архиерейском доме для псаломщиков во второклассную церковно-приходскую с трехгодичным курсом и с специальными курсами церковного устава и церковного пения. С особенной любовью в Екатеринбурге владыка насаждал и умножал рассадники народного просвещения, особенно школы для девочек - будущих матерей семейств и воспитательниц грядущих поколений.

Труды:

"История Церковной истории". "Труды Киев. Д.А." 1891, № 6, 8, 11.

"Руководство к последовательному чтению пророческих и учительных книг Ветхого Завета". Поучения Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского. Екатеринбург, 1901.

Отзыв о поучениях см. "Приб. к "Церк. Вед." 1901 г., № 4, с. 1671-1674.

Отдельные поучения см. "Приб. к "ЦВ" 1902 г., № 8, с. 263.

Отдельные поучения см. "Приб. к "ЦВ" 1902 г., № 22, с. 695.

"Руководствующее пособие к пониманию Псалтири".

"Руководитель к толковому чтению Библии".

"Разбор сочинения Ренана - "Жизнь Иисуса".

"За веру и против неверия". "Подол. Еп. Вед." Киев, 1899.

"Речь при пострижении в монашество инспектора Могилевской духовной семинарии о. Аркадия Константиновича". "Приб. к "ЦВ" 1893, № 17, с. 680-681.

Переводы:

"Земная жизнь Господа Спасителя" (перевод с немецкого). Киев, 1874-1882 гг. и др.

"Толковая Псалтирь Загабена" (перевод с греческого).

"Мученики Колизея" (перевод с английского).

"Пастырские послания Св. Ап. Павла" (перевод с французского и многие другие).

О воспитании детей. Новосибирск: Сибирская Благозвонница, 2007. 128 с.

Источник:

Благотворительный фонд "Русское Православие" (http://www.ortho-rus.ru)

Ссылки на эту страницу


1 Краткий биографический словарь ученых и писателей Полтавской губернии с половины XVIII века
[Короткий біографічний словник вчених і письменників Полтавської губернії з половини XVIII століття] - И. Ф. Павловский // Полтава. Типо-литография преемников Дохмана. 1912
2 Личности - И, Й
[Особистості - І, Й] - пункт меню
3 Личности - О
[Особистості - О] - пункт меню
4 Полтавцы: Иерархи, государственные и общественные деятели и благотворители
[Полтавці: Ієрархи, державні і громадські діячі і благодійники] - Павловский Иван Францевич // Полтава: Т-во Печатн. Дела (тип. бывш. Дохмана), 1914
5 Религиозные деятели
[Релігійні діячі] - пункт меню
6 Учились в Полтаве
[Вчилися в Полтаві] - пункт меню

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654