Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Первые законоучители Полтавского кадетского корпуса

Иван Павловский. Первые законоучители Полтавского кадетского корпуса.

Публикуется по изданию: Первые законоучители Полтавского кадетского корпуса. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1887. – № 8. – С. 305-311.

Перевод в html-формат и адаптация к современному языку - Борис Тристанов.

305

Первые законоучители
Полтавского кадетского корпуса.

Полтавский корпус основан в 1840 году. Первым его директором был Святловский (1840-42), человек весьма деятельный, очень строгий, что было в духе того времени. Он входил во все мелочи заведения и близко принимал к сердцу его интересы. В числе его сподвижников нельзя не отметить и первого законоучителя корпуса, протоиерея Сияльского.

О. Иоанн Сияльский родился в 1810 году, был сын священника Черниговской епархии. По окончании курса наук в Черниговской семинарии, поступил в Киевскую Духовную Академию, которую и окончил в 1833 году со степенью магистра богословия. Затем поступил в Полтавскую семинарию (находилась в Переяславе) преподавателем философии: В самой семинарии нес обязанности Библиотекаря, Помощника Инспектора,

306

нередко назначаем был для ревизии духовных училищ, что вызывало всегда благодарность ему со стороны тогдашнего Полтавского Архиепископа Гедеона (Вишневского). В 1833 году принял священнический сан и определен к Переяславскому Вознесенскому Собору, где был некоторое время ключарем. По открытии корпуса, он был назначен, уже в сани протоиерея, который получил в 1839 году, первым его законоучителем. Это был очень полезный деятель по своему нравственному влиянию на кадет. Он нередко посещал заведение в свободное от занятий время и беседовал с воспитанниками. Кадетские корпуса были, как известно, всегда предметом особой заботы покойного Государя Императора Николая І и потому они почти ежегодно ревизовались инспекторами военно-учебных заведений, состоявшими при Начальнике Штаба Я. И. Ростовцеве. Генерал Анненков, посетивший корпус в 1843 году, так отзывается о деятельности покойного о. Протоиерея Сияльского: "Присутствуя на лекциях Закона Божия, я заметил, что для преподавания его корпус имеет опытного преподавателя, который, при ясности изложения догматов православной веры, обращает внимание на толкование и объяснение евангельских чтений" (1843. Кор. Арх. № 72). Другой ревизор, генерал Годеин, посетивший корпус в следующем году, замечает, что "законоучитель назидательными своими наставлениями имеет влияние на воспитанников, как в классное, так и рекреационное время, развивая в них религиозное чувство, и особенно чувство благоговения, с которым они и поют установленные молитвы и довольно стройно" (Кор. Арх. 1844. № 48).

Своей деятельностью он сумел расположить к себе воспитанников корпуса и пользовался вполне их

307

доверием, что и бросилось в глаза генералу Шлипенбаху, заметившему, что "законоучитель имеет благодетельное влияние на воспитанников, пользуется расположением их и беспредельною доверенностью" (Кор. Арх. 1849 № 60). Таковы отзывы о деятельности первого законоучителя. Но, к сожалению, он не долго был в корпусе: в 1855 г. скончался, в возрасте (45 лет от роду), когда пред ним еще открыто было впереди поприще широкой общеполезной деятельности.

Помощником его был диакон Гонорский, пробывший всего три года в заведении, так как 1843 году переведен был в Орловский корпус. Место его занял воспитанник Полтавской семинарии, диакон Горонович, пробывший 25 лет в этой должности.

Преемником Сияльского был протоиерей о. Павел Катранов, вполне достойный своего предшественника. Он был сын священника Полтавской губернии. Образование свое закончил также в Киевской Академии со степенью магистра богословия и был определен в Полтавскую Семинарию в 1843 г. преподавателем по классу герменевтики, патристики и но классу чтения греческих и латинских писателей. Четыре года спустя, принял священство и определен к Полтавскому кафедральному собору, где был всего два года, когда, в 1849 году, возведенный в сан протоиерея, получил место законоучителя в Полтавской гражданской гимназии. Последнее место занимал до смерти Сияльского, когда и сделался его преемником в корпусе. Своей деятельностью он оставил по себе также прекрасные воспоминания, а главное — своим сильным духовным характером и авторитетом производил всегда заметное влияние на окружавшую его среду. К нему нередко прибегали даже и служащие за советом

308

и помощью в деле воспитания, а на кадет он всегда имел самое благотворное нравственное воздействие.

Епископ Нафанаил, преемник Гедеона, скончавшегося в 1849 году, говорит, что "в искусстве преподавания вновь назначенный в прошедшем году законоучителем протоиерей Катранов вполне оправдывает сделанное ему доверие и приятную надежду, располагавшую, по отличным его качествам, к избранию его в настоящую должность" (Отзыв Преосв. Нафанаила, Пр. Г. Нач. 1856. № 2302). "В протоиерее Катранове ясно заметна опытность", говорит тот же Преосвященный, "и ревность в исполнении своего долга и разумное, полным чувством согретое, принаравливание преподавания к возрасту и смыслу детей и направление уроков вполне сообразно с данными программами" (1857. П. Г. Нач. № 2449, а также см. в этом роде приказы 1859. № 2611 и 2716). Инспекторы-ревизоры Анненков и Маркович также характеризуют деятельность покойного протоиерея (Кор. Арх. 1856 г. № 77, 1857 г. № 75).

После преобразования корпусов в военные гимназии в 1865 г., деятельность законоучителя в корпусе сделалась несколько шире. Отличительной чертой прежних корпусов было отсутствие воспитательного элемента, столь необходимого в деле образования: все прививалось не путем убеждения, но внешним образом, и строй заведения нередко поддерживался строгими мерами взыскания. Со времени же преобразования, на воспитание было обращено серьёзное внимание и учрежден был институт воспитателей, на должность которых допускались и статские, по под условием высшего образования (из военных с высшим образованием за все время существования Полтавской военной гимназии было только двое). С целью больше влиять на кадет убеждением, по

309

инициативе бывшего директора Ф. И. Симашко, были введены беседы законоучителя с воспитанниками. Один из недельных уроков уделялся на эти беседы, и надо сказать, что они, при авторитете и умении Катранова, имели громадное значение. На эти беседы покойный о. протоиерей не допускал даже воспитателей: они были задушевной беседой духовника со своими духовными детьми. Материалом для этих бесед служила нередко самая жизнь кадет, проступки их, которые были им разъясняемы, и надо сказать, что никто в то время из всего состава корпуса не производил такого впечатления своими наставлениями, как покойный законоучитель. Об этих беседах мы имеем данные самого покойного о. протоиерея, объясняющие нам, как он вел их. "Когда предметом беседы, — говорит он, — было чтение из Евангелия, то, по прочтении его (на славянском языке), читавший сам объяснял его, сколько мог; я только наводил и пособлял. В младших классах я всегда сами объяснял. После объяснения, я обращаюсь обыкновенно ко всему классу с вопросом напр. таким: как мы содержим истину, или исполняем правило, о котором сейчас читали в Евангелии. Воспитанники начинают отвечать.... один - другой; беседа принимает вид свободного и откровенного разговора. Когда же велась беседа о предмете новом для воспитанников, или малоизвестном, то прежде я объяснял этот предмет, обращаясь при объяснении с вопросами к тому или другому воспитаннику, а иногда и к целому классу. Затем заставлял повторять объяснение, при чем обыкновенно предлагались мною подходящие к предмету беседы вопросы, и сами воспитанники от себя предлагали вопросы, высказывали свои мнения. В заключение представлялось в сжатом виде содержание всей беседы

310

(Педаг. Сборник. 1869. Июль стр. 469 и др.). Нередко беседы бывали направлены против чтения кадетами некоторых сочинений, где встречались, по выражение о. протоиерея, "неправые мнения". Так были беседы "о влиянии христианского учения на развитие личности человека и образование характера" (по поводу книги Ев. Тур-Катакомбы), — против книги "Картины природы" (автор не обозначен) (Пед. Сб. 1869). Еще темой бесед был настоящий день, в чем настояла нужда беседовать с воспитанниками в данную минуту, применительно к внутреннему их состоянию и душенастроению, насколько такое было известно.

Таковы были беседы второго законоучителя корпуса. Нет сомнения, что они были полезны и служили большой помощью воспитателям и вообще всем служащим в деле воспитания. Ныне они прекращены, о чем нельзя не пожалеть.

Авторитет Катранова оказал свое необычайно-благотворное действие в 1860, при одном случае волнения кадет при директоре Т. [Тихоцкий Сергей Георгиевич]. Недоразумения, вызванные бестактностью некоторых из служащих, породили волнение среди учащихся. Дело в том, что кадеты старшей роты обратились с просьбой к Инспектору классов освободить их на некоторое время от фронтовых занятий, чтобы это время посвятить приготовлению к экзамену. Инспектор разрешил, но не предупредил об этом батальонного командира, который, явившись в роту, велел ей построиться. Кадеты не пошли и батальонный отправился к директору с рапортом, что кадеты волнуются и не желают стать в ряды. Директор вообразил, что в заведении бунт, явился в роту и, собравши кадет, скомандовал им три раза; но кадеты не тронулись с места. Директор погорячился и нанес

311

кадету, стоявшему первым на правом фланге, оскорбление действием. Это вызвало крики негодования: "как? Нас бьют?!..." и поднялся гул, страшный крик. Тут-то оказал большую услугу заведению покойный Протоиерей Катранов, повлиявший на кадет так, что волнение скоро улеглось. От главного Начальника, Великого Князя Михаила Николаевича, последовала нарочитая благодарность за это дело о. Протоиерею Катранову, со внесением оной в формулярный его список. — Такова деятельность второго законоучителя в корпусе. Скончался он в 1874 г. и погребен в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.

Ив. Павловский.

 

Ссылки на эту страницу


1 Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського]
2 Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654