Реувени (Шимшилевич), Ахарон
- Подробности
- Просмотров: 18363
Реувени, Ахарон
(Шимшилевич, 1886-1971). Родился в Полтаве. Писатель. Младший брат Бен Цви. В 1904 г. выехал в США. В 1906 г. вернулся, был в еврейской самообороне, осужден и сослан в Сибирь. В 1909 г. бежит из ссылки. Поселился в Иерусалиме, работал в газете "Ахдух". В 1924-1928 гг. работник Хистадрута. С 1929 г. отказывается от социалистических идей, порывает с рабочим движением. Автор романов "В начале сумятицы" (1920), "Последние корабли" (1923), "Среди опустения" (1925), "Печаль" (1930), "Переселение душ (1966) и др.Источник:
Коломеер Михаил Соломонович - "Люди земли Полтавской". Книга предоставлена Полтавским городским обществом еврейской культуры
Фото - library.osu.edu/sites/users/galron.1/02050.php
Реувени, Ахарон ((Шимшелевич; 1886, Полтава, – 1971, Иерусалим), израильский писатель, младший брат И. Бен-Цви. Подростком вместе с братом вступил в По‘алей Цион. В 1904 г. уехал в США, работал на фабриках и стройках, начал писать рассказы на идиш. В начале революции 1905 г. хотел вернуться в Россию, но ему это удалось только в 1906 г., в разгар погромов. Вступил в еврейскую самооборону, в том же году был арестован за незаконное хранение оружия и заключен до суда в местную тюрьму. В 1908 г. был сослан в Сибирь, в 1909 г. бежал, скитался по Дальнему и Ближнему Востоку, был в Шанхае, Сингапуре, на Цейлоне, в Индии, Порт-Саиде, Стамбуле, затем снова в Порт-Саиде. Реувени не терял надежды попасть в Эрец-Исраэль и наконец в 1910 г. прибыл в Яффу с документами русского православного паломника.
Поселился в Иерусалиме, работал корреспондентом (псевдоним Н. Вагман) в газете "Ахдут" и других изданиях По‘алей Цион. В 1920 г. после арабских погромов был в составе еврейской делегации (вместе с раввином Я. Меиром и Д. Елином /см. Елин, семья/) в Лондоне на переговорах по вопросу о статусе Иерусалима и ишува. В 1924–28 гг. — работник профсоюзной федерации Хистадрута. В 1928–29 гг. выступил с резкой критикой федерации и ее лидера, идеолога рабочего движения Б. Кацнельсона. В 1929 г. Реувени порвал с рабочим движением и начал регулярно печатать статьи в изданиях правого направления (еженедельнике Объединения фермеров "Бустанай" и газетах "Доар ха-иом", "Ха-Бокер"), отвергая социализм и пропагандируя другие пути усовершенствования общества.
Все эти годы Реувени писал рассказы, сначала на идиш, а в 1923 г. перешел на иврит. И. Х. Бреннер сразу оценил творчество Реувени, переводил его ранние рассказы на иврит и содействовал публикации. На иврите Реувени написал романы о жизни и бедствиях евреев Эрец-Исраэль "Брешит ха-мевуха" ("В начале сумятицы", 1920, 2-е изд. 1933), "Ха-онийот ха-АХАРОНот" ("Последние корабли", 1923), "Шаммот" ("Среди опустения", 1925), которые составили трилогию, вышедшую впоследствии под названием "Ад Иерушалаим" ("До Иерусалима", 1954, 2-е изд. 1987). Реувени выпустил несколько книг стихов "Ал Ярден Иерихо", 1927), "Милхемет Иерушалаим" ("Война за Иерусалим", Каунас, 1931), "Хамишша у-шлошим" ("Тридцать пять", 1949), "Лейлот Иерушалаим" ("Ночи Иерусалима", 1956), "Ковец колел" ("Собрание стихов", 1965), "Ширим мединиим ве-ца‘ар ба‘алей лашон" ("Политические стихи...", 1971), три сборника рассказов "Сиппурим" ("Рассказы", 1928, 1951, 1954) о второй алие, а также романы "Иццавон" ("Печаль", написан в 1915 г., издан с изменениями в 1930 г.; о судьбах молодых сионистов в России и об их первых шагах в Эрец-Исраэль) и "Гилгул нешамот" ("Переселение душ", 1966; полуфантастический роман о попытке симбиоза души безнадежного ракового больного и тела здорового человека).
Реувени много переводил на иврит, в том числе О. де Бальзака "Отец Горио", А. Франса "Остров пингвинов", романы Э. Синклера, братьев Гонкур. Реувени известен и как автор изысканий по истории Ближнего Востока "Шивтей арав ал-гвул Эрец-Исраэль" ("Арабские народы по соседству с Эрец-Исраэль", 1925), "Шем, Хам ве-Иефет" ("Сим, Хам и Яфет", 1932, попытка идентификации ряда упомянутых в Библии народов), "Кадмут ха-‘иврим" ("Еврейские древности", 1962), "Давид ха-мелех" ("Царь Давид",1965), "Аммей кедем" ("Древние народы", 1969). Реувени интересовался политикой и социологией, написал работы "Демократия ве-тоталитаризм" ("Демократия и тоталитаризм", 1940), "Джавахарлал Неру" (1945) и другие. Его литературно-критические публикации "Сифрут ва-хавай" ("Литература и действительность", 1940), "Мехол Пастернак" ("Хоровод вокруг Пастернака", 1959) и "Ийюн у-виккорет" ("Критика", 1967) свидетельствуют о том, что Реувени не принял "новую" поэзию, как русскую (Б. Пастернак), так и на иврите (А. Шлёнский), а единственным мерилом ценности в отношении к литературе считал психологическую верность жизни.
Уже в ранних рассказах проявилось характерное для Реувени жесткое, лишенное сентиментальности отношение к действительности, которую он изображал скупо и достоверно, с точностью, близкой к натурализму, умелое построение сюжета и диалогов. Герои Реувени ведут ожесточенную борьбу за существование и, как правило, оказываются побежденными, однако автор представляет источником конфликтов не столько социальную несправедливость, сколько общечеловеческие проблемы, например, стремление выжить, столкновение личных амбиций и характера с немилосердной реальностью.
Главное произведение Реувени — трилогия "Ад Иерушалаим" (см. выше) — описывает жизнь еврейских эмигрантов из Восточной Европы в провинциальном левантийском городе Иерусалиме в годы 1-й мировой войны. Всем им приходится отказаться от былых надежд, большинство покидает город, и лишь немногие остаются. Романы трилогии объединяет общая удушливая атмосфера, в которой люди, со своими и без того ограниченными возможностями, противостоят чуждым и враждебным силам: мировой войне, политике властей. В интерпретации Реувени судьба второй алии жестока, это крах многих жизней; в романах совершенно отсутствует идеологический пафос. В первой части автор описывает молодых еврейских интеллектуалов, с их разладом в душе, неспособностью найти себе цель и применение; в центре второй — страдающий от творческого бессилия писатель, который ищет вдохновения в Эрец-Исраэль, а на самом деле остается всегда наедине с самим собой; третья часть рассказывает о закате иерусалимской семьи, о том, как ее патриархальный уклад рушится под влиянием новых веяний.
Из-за независимых политических убеждений и своеобразной эстетики Реувени оказался в стороне от бурных литературных процессов в Эрец-Исраэль и позднее в Израиле. Долгие годы его имя не было знакомо широкому читателю. Известность вновь пришла к Реувени в 1960-х гг.: о нем заговорила критика, в 1967 г. ему была присуждена премия имени А. М. Усышкина, а в 1969 г. — премия имени Х. Н. Бялика.
Источник:
Электронная еврейская энциклопедия
Реувейни Агарон (настоящая фамилия Шимшелевич) (1886, Полтава - 1971, Иерусалим), поэт, писатель, публицист. Брат И. Бен-Цви. В 1904 г. эмигрировал в США, через два года вернулся в Россию. В 1908 г. за участие в еврейской самообороне был осужден на вечное поселение в Сибирь, в 1909 г. бежал. С 1910 г - в Эрец-Исраэле. Писал сначала на русском языке, после эмиграции - на иврите и идише. Печатал в периодических изданиях стихи, рассказы, романы, литературные эссе, переводы. В 1914 г. издал в Киеве первую книгу "Ин дулгойз" ("В сумасшедшем доме"). Перевел на идиш книгу Бен-Цви "Нидхей Исраэль" ("Затерянный Израиль", Нью-Йорк, 1963). Автор книг "Унтерн вант" ("Под стеной", Иерусалим, 1914), "Берг ун висте" ("Горы и пустыни", там же, 1915), "Киндер" ("Дети", Киев, 1918), ром. "Ерушолаим ин шотн фун шверд" ("Иерусалим в тени сабель", Нью-Йорк, 1963).
Источник:
Мучник A.M. Євреї і Полтавщина. Історія... Імена... Долі... Полтава: "Оріяна", 2005. Стор. 73
Ссылки на эту страницу
1 | Бен-Цви, Ицхак
[Бен-Цві, Іцхак] (Шимшелевич, 1884, Полтава—1963), государственный и политический деятель, второй президент Государства Израиль |
2 | Личности - Р
[Особистості - Р] - пункт меню |
3 | Личности - Ш
[Особистості - Ш] - пункт меню |
4 | Люди земли Полтавской. Коломеер М. С.
Люди земли Полтавской. Коломеер М. С. |
5 | Писатели, публицисты, драматурги
[Письменники, публіцисти, драматурги] - пункт меню |
6 | Родились в Полтаве
[Народилися у Полтаві] - пункт меню |