Литвиненко-Вольгемут, Мария Ивановна
- Подробности
- Просмотров: 45374
Портрет роботи О. О. Шовкуненко
Литвиненко-Вольгемут, Марія Іванівна (1892—1966), українська оперна співачка (драматичне сопрано) і педагог.
У 10-х роках XX ст. працювала в київському Театрі М. Садовського та у Театрі музичної драми в Петербурзі. З 1916 до 1953 рік з невеликими перервами співала на сцені Київського театру опери і балету. З 1944 р. викладала вокал у Київській консерваторії. У 1918 р. виступала у Полтаві, як солістка українського хору під орудою К. Стеценка. У 1928 р. — солістка Полтавського мандрівного робітничого театру опери та балету. У листопаді 1938 р. брала участь у виставі "Наталка Полтавка", поставленій на відзначення 100-річчя від дня смерті І. П. Котляревського у Музично-драматичному театр імені М. В. Гоголя.
|
Литвиненко-Вольгемут (по мужу — Вольгемут), Мария Ивановна [по уточнённым данным, 1(13).2.1892, Киев, — 3.4.1966, там же], украинская советская певица (лирико-драматическое сопрано), педагог, народная артистка СССР (1936). Член КПСС с 1944. В 1912 окончила Киевское музыкальное училище по классу пения; дебютировала в украинской труппе Н. К. Садовского. Выступала в оперных театрах Петрограда (1914—16), Винницы (1919—22), Харькова (1923—35) и Киева (1935—53). Л.-В. обладала сильным чистым голосом, высокоразвитой вокальной техникой, создала яркие, отличающиеся национальным колоритом образы — Варвара ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Настя и Терпелиха ("Тарас Бульба" и "Наталка-Полтавка" Лысенко), Одарка ("Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского) и др. Исполняла партии классического репертуара. С 1944 профессор Киевской консерватории. Государственная премия СССР (1946). Награждена орденом Ленина и 3 др. орденами.
Лит.: Поляков А. И., М. I. Литвиненко-Вольгемут, Київ, 1956; Швачко Т. А., Mapiя Литвиненко-Вольгемут, Київ, 1972.
Источник:
Большая Советская Энциклопедия
|
Литвиненко-Вольгемут (урожд. Литвиненко; по мужу Вольгемут) Мария Ивановна, 1(13).2.1892, Киев — 3.4.1966, там же (надгробный памятник скульптора А. П. Олейника, 1971) — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), концерт. певица, вокальный педагог и муз.-общ. деятель. Нар. арт. СССР (1936). Род. в семье рабочего завода "Арсенал". С семи лет пела в церковном хоре, где овладела нотной грамотой и первоначальными основами певческого искусства. В 1901—06 училась в приходском уч-ще при заводе "Арсенал". С 14 лет участвовала в спектаклях укр. любительского муз.-драм. кружка (исп. партии Наталки — "Наталка Полтавка" Н. Лысенко, Оксаны — "Запорожец за Дунаем" С. Гулак-Артемовского, драм. роль Гали — "Назар Стодоля" Т. Шевченко и др.). В 1908—12 по совету М. В. Бочарова обучалась пению в Киев. муз. школе Н. А. Тутковского (кл. М. Алексеевой-Юневич). Актёр. мастерству училась у М. Заньковецкой. В 1912—14 солистка Первого Укр. муз.-драм. т-ра Н. К. Садовского (Киев; здесь же в 1918 принимала участие в спектаклях этого т-ра), в 1914—16 петрогр. Т-ра муз. драмы (дебютировала в партии Купавы — "Снегурочка" Н. Римского-Корсакова, исп. к-рой высоко оценил Ф. И. Шаляпин), в ноябре 1916 — февр. 1917 и в 1922—23 пела в Киев. опере (антр. М. Ф. Багрова). В 1917 вместе с режиссёром Л. Курбасом и худож. А. Петрицким организовала недолго просуществовавший т-р "Гос. украинская муз. драма" до 1919. В 1920 (в нек-рых источ. 1919) — 22 выступала в Виннице в составе организованной ею труппы "Первого трудового кооператива укр. артистов". В 1923—25 солистка Харьков. рус. оперы, в 1925 пела в Краснодаре, в 1925—35 солистка харьков. Укр. гос. т-ра оперы и балета (одна из основательниц этого т-ра; здесь же гастролировала до 1949), с 1926 одновременно выступала в спектаклях Укр. нар. т-ра, с 1928 — Первого передвижного гос. рабочего оперного т-ра (ГРОТ), в составе к-рого гастролировала в Полтаве, Кривом Роге, Днепропетровске, Сумах, Запорожье, Николаеве, Кременчуге, Харькове. В 1935—53 солистка Киев. гос. акад. т-ра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. В 1940 гастролировала во Львове. С 1941 до окончания войны находилась с т-ром в Уфе (до 1942) и Иркутске (1942—1944).
Обладала мощным, ровным во всех регистрах голосом мягкого тембра и широкого диапазона (две с половиной октавы), отточенной вокальной техникой. Исп. отличалось муз. выразительностью и глубиной раскрытия образа. Репертуар насчитывал ок. 80 партий. В России и на Украине считалась одной из лучших, после Ф. Литвин, исполнительниц вагнеровского репертуара.
1-я исп. партий: Наташи ("Вибух" Б. Яновского, 1927), Одарки ("Купало" А. Вахнянина, 1929), Одарки ("Запорожец за Дунаем" С. Гулак-Артемовского, редакция В. Я. Йориша, сезон 1933/34), Ганны ("Наймичка" М. Вериковского, 1943), Жербенчиха ("Честь" Г. Жуковского, 1947), Варвары ("Богдан Хмельницкий" К. Данькевича, 1951; её последняя партия);
в Харькове — Катерины (одноим. опера Н. Аркаса, 1925 в постановке П. К. Саксаганского и Л. Сабинина), Царицы Милитрисы ("Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакова, 1927), Турандот (одноим. опера Дж. Пуччини, 1928, в постановке Л. Лабера), Мирославы ("Золотой обруч" Б. Лятошинского, 1930), Ядвиги ("Кармелюк" В. Костенко, 1931), Ярославны ("В плену у яблонь" О. Чишко, 1932);
в Киеве — Старухи ("Сказка о рыбаке и рыбке" Л. Половинкина, 1936).
Лучшие партии: Одарка и Оксана ("Запорожец за Дунаем" С. Гулак-Артемовского), Настя ("Тарас Бульба" Н. Лысенко, ред. Л. Ревуцкого. Гос. премия СССР, 1946), Терпелиха и Наталка ("Наталка Полтавка" Н. Лысенко), Оксана ("Рождественская ночь" Н. Лысенко), Панночка ("Утопленница" Н. Лысенко, в этой партии певицу слушал композитор), Дидона ("Энеида" Н. Лысенко), Варвара ("Богдан Хмельницкий" К. Данькевича), Ганна ("Наймичка" М. Вериковского), Роксолана ("Бранка Роксолана" Д. В. Сичинского), Катерина (одноим. опера Н. Аркаса).
Др. партии: Надежда ("Аскольдова могила" А. Верстовского), Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Донна Анна ("Каменный гость" А. Даргомыжского), Ярославна ("Князь Игорь" А. Бородина, в т. ч. в харьковских постановках В. Боброва, 1925 и Н. Фореггер, 1929), Татьяна ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Кума Настасья ("Чародейка" П. Чайковского), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Лиза ("Пиковая дама" П. Чайковского), Оксана ("Черевички" П. Чайковского), Настя ("Пан сотник" Г. Казаченко); Маргарита ("Фауст" Ш. Гуно), Валентина ("Гугеноты" Дж. Мейербера, 1934, Харьков, в постановке И. М. Лапицкого), Джульетта ("Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха), Микаэла ("Кармен" Ж. Бизе), Марта ("Долина" Э. д’Альбера), Аида (одноим. опера Дж. Верди, в постановке Э. И. Юнгвальд-Хилькевич, 1925), Флория Тоска ("Тоска" Дж. Пуччини), Сантуцца ("Сельская честь" П. Масканьи), Недда ("Паяцы" Р. Леонкавалло), Ортруда ("Лоэнгрин" Р. Вагнера), Елизавета и Венера ("Тангейзер" Р. Вагнера), Кундри ("Парсифаль" Р. Вагнера), Эльза ("Лоэнгрин" Р. Вагнера), Галька (одноим. опера С. Монюшко, 1924); Аксинья ("В бурю" Т. Хренникова).
Партнёры: Р. М. Белицкий, В. П. Борищенко, М. Т. Голинский, Б. Р. Гмыря, М. Гришко, М. И. Донец, Б. Я. Златогорова, В. Д. Кадмина, Ю. С. Кипоренко-Даманский, И. С. Козловский (Харьков, Киев, 1924), В. Ф. Любченко, В. И. Матвеев, А. Г. Мосин, А. В. Нежданова, П. М. Норцов, И. С. Паторжинский, М. Д. Роменский, А. Д. Ропская, Л. А. Руденко, П. К. Саксаганский, Л. В. Собинов, О. С. Чишко. Пела п/у М. А. Бихтера, О. М. Брона, И. Е. Вейсенберга, А. Э. Маргуляна, А. В. Павлова-Арбенина, А. М. Пазовского, И. О. Палицына, В. Пирадова, К. А. Симеонова, В. Г. Смекалина, С. А. Столермана, В. Тольбы, Г. Г. Фительберга, М. О. Штейман, Л. П. Штейнберга.
Камерный репертуар включал произв. Н. Лысенко, Я. Степового, К. Стеценко, С. Гулак-Артемовского, К. Данькевича, М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Танеева, С. В. Рахманинова, Ц. Кюи, Ф. Шуберта, Й. Брамса, Ф. Шопена, Э. Грига. Для певицы писали произв. Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский, Г. Майборода, Ю. Мейтус, О. Тактакишвили, Б. Мокроусов и др.
С 1917 активно участвовала в концертах агитбригады по обслуживанию войск Красной Армии на фронтах гражданской войны, в мирные годы выступала на заводах, фабриках, в клубах, где вела большую работу по популяризации укр. оперного искусства. В 1919 совместно с Л. В. Собиновым выступала перед красноармейцами. В годы Великой Отечественной войны выезжала на Юго-Западный фронт, где пела перед воинами на фронте и перед ранеными в госпиталях, в 1945 — в Югославию. Гастролировала (вместе с И. Паторжинским) во многих городах Украины, Урала, Сибири, Кавказа, Крыма и за рубежом: Франкфурт-на-Майне (Международная муз. выставка), Берлин, Мюнхен, Гамбург, Лейпциг.
В 1920—22 преподавала в Винниц. нар. конс., в 1930-х гг. занималась с молодыми певцами в Харькове и Киеве (Научно-вокальная экспериментальная студия, 1938—40), в 1944—64 преподавала в Киев. конс (с 1946 проф).
Среди её учеников — В. Гуров, Н. Е. Квасница (в 1939—41, 1944—47), Н. Я. Клименко (в 1959—64), Н. Настека (в 1952—58), Е. З. Рекало (в 1938—40), Г. К. Сиренко (в 1949—54), А. Ф. Шестакова (в 1950—55).
Л.-В. была членом жюри конкурсов вокалистов (с 1947).
Награждена орденом Ленина (1946), тремя орденами Трудового Красного Знамени (1936, 1948, 1951).
Записала на грампластинки арии из опер Н. Лысенко (в т. ч. участвовала в полной записи оперы "Наталка Полтавка", запись была выпущена в 2006 в формате МР3 в серии Украинская опера CD1), С. Гулак-Артемовского (в т. ч. участвовала в полной записи оперы "Запорожец за Дунаем", запись выпущена в 2006 в формате МР3 в серии Украинская опера CD 1), А. Вахнянина, П. Чайковского (ГПТ, 1935, 1937, 1943); нек-рые архив. записи Л. — в ГЦММК.
Киев. киностудия им. А. Довженко экранизировала оперу "Запорожец за Дунаем" с участием певицы. В 1936 Л.-В. озвучивала партию Наталки в экранизации оперы "Наталка Полтавка" Н. Лысенко. Художник А. А. Шовкуненко написал портрет певицы (1947), скульптор И. П. Кавалеридзе запечатлел певицу в роли Одарки (1957). В 1977 на доме, где проживала певица в Киеве, была установлена бронзовая мемориальная доска (скульптор А. П. Олейник и архитектор В. Гнездилов).
Соч.: Моя жизнь // Веч. Москва. 1936. № 224. С. 3;
Зустріч з композитором // Радянська музика (Київ). 1937. № 4. С. 21—22;
Воспоминания певца // Сов. искусство. 1939. № 5;
Певцы Украины // Там же. 1945. № 49;
Воспоминания артистки // Сов. Украина (Киев). 1953. № 10. С. 109—110;
О воспитании певцов в консерватории // Муз. кадры (Л.). 1954. № 4;
Н. А. Обухова // Надежда Андреевна Обухова: Воспоминания. Статьи. Материалы. — М., 1970. С. 131—132:
Звучи, наша пісне // Михайло Донець: Спогади. Листи. Матеріали. — Київ, 1983. С. 60—61;
Воспоминания М. И. Литвиненко-Вольгемут (рук.) — Фонды Полтавского гос. музея И. П. Котляревского, инв. № 218; архив. документы певицы — в ГМТМК Украины, инв. № 8432, 8536, 271 ед. хр.
Лит.: Савинов Б. М. Ї. Литвиненко-Вольгемут — народная артистка СРСР. — Київ, 1946;
Гайдай З. Народная артистка М. И. Литвиненко-Вольгемут // Сов. искусство. 1946. № 4. С. 4;
Рильський М., М. Литвиненко-Вольгемут. 1946;
Гозенпуд А. Мастера украинской оперной сцены // Сов. музыка. 1951. № 6. С. 20—21;
Поляков А. М. Ї. Литвиненко-Вольгемут. — Київ, 1956;
Стебун И. М. Ї. Литвиненко-Вольгемут. — Київ, 1958;
Стефанович М. П. Київський державний театр опери та балету УРСР ім. Т. Г. Шевченка. Історичний нарис. — Київ, 1968;
Исаченко И. Мария Ивановна Литвиненко-Вольгемут, Народная артистка СССР. — Киев, 1960;
М. И. Литвиненко-Вольгемут. (Некролог) // Сов. музыка. 1966. № 6. С. 160;
Михайлова Т. Мария Ивановна Литвиненко-Вольгемут // Вопросы вокальной педагогики. — М., 1967. С. 146—150;
Гужова В. Марія Іванівна Литвиненко-Вольгемут // Гужова В. М. Спогади. — Київ, 1971. С. 68—71;
Карышева Т. Мария Ивановна Литвиненко-Вольгемут // Книга о музыке: Рассказы для школьников / Сост. О. Очаковская. — М., 1971. С. 186—188;
Гришко М. Зірка Украінскоі опери // Музика (Київ) 1972. № 1. С. 24;
Швачко Т. Марія Литвиненко-Вольгемут. — Київ, 1972;
Швачко Т. Литвиненко-Вольгемут и русская музыкальная культура // Радуга. 1979. № 1. С. 157—161;
Швачко Т. Мария Литвиненко-Вольгемут. — Киев, 1986;
Борищенко В. Жизнь, отданная сцене. (К 90-летию со дня рождения М. И. Литвиненко-Вольгемут) // Красное знамя (Харьков). 1982. 13 февр.;
Козак С. Чарівний голос // Радяньска Украина (Київ). 1982. 13 лютого (февраля);
Туркевич В. Народная артистка // Правда Украины (Киев). 1982. 12 февр.;
Митці України. — Київ, 1992. С. 363.
Источник:
Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008.