Нуайме, Михаил
- Подробности
- Просмотров: 42618
Нуайме, Михаил (р. 17.10 или 22.11.1889, Бискинта — [28 февраля 1988 года - Т.Б.]), арабский писатель и критик (Ливан).
Получил образование в Учительском институте (Назарет) и в Полтавской духовной семинарии (1906—11). Хорошо знаком с русской литературой. В 1916 окончил факультет искусств и права Вашингтонского университета. Входил в состав "Ассоциации пера" (Нью-Йорк), основан в 1920 арабами-эмигрантами. С 1932 живёт на родине. Наибольший интерес представляют драма "Отцы и дети" (1918), сборник статей "Сито" (1929), монография о Х. Дж. Джубране (1934), а также сборник новелл "Было — не было" (1937); среди последних работ — автобиографическая трилогия "70 лет" (1960).
Соч. в рус. пер.: Её новый год, в сборнике: Рассказы писателей Востока, Л., 1958; Бесплодная, в сборнике: Рассказы писателей Ливана, М., 1958: Силач. Алмазная свадьба, в сборнике: Современная арабская новелла, М., 1963.
Лит.: Крачковский И. Ю., Автобиография Михаила Нуайме, Избр. соч., т. 3, М. — Л., 1956; Мулаххас Сураййя, Михаил Нуайме, Бейрут, 1964; Naimy N. N., Mikhail Naimy. An introduction, Beirut, 1967 (Diss.).
Г. П. Боголюбова.
Источник:
Большая Советская энциклопедия
Фото: http://visualrian.ru/images/item/82188
Ливан: полтавская история любви писателя Михаила Нуайме
История оказалась весьма печальной
Можно ли полюбить Россию, никогда не видев красоты ее лесов, полей и рек? Можно, если о них рассказал вам Михаил Нуайме. В кабинете известного ливанского писателя в скромной квартире на третьем этаже обычного дома в бейрутском пригороде Залка ничего не изменилось с тех пор, как он ушел из жизни. На столе разбросаны бумаги в том порядке, в котором они были 28 февраля 1988 года.
"Дедушка умер тихо, почти никому не причинив неудобств. Похороны были скромными, шла война, да и дед никогда не был богатым, не стремился к славе и достатку. Жил на то, что было в кармане", – говорит 30-летняя Соха Нуайме. Она называет себя "внучкой" писателя, хотя у Нуайме не было детей. Просто ее мать Мэй Хаддад была женщиной, с которой разделил свою старость писатель. Это были два самых близких ему человека на последнем отрезке жизни и творчества.
Нуайме прожил 0 лет. Большую часть из них в Шахрубе – горной деревеньке возле Бискинты – живописного городка у подножия снежного Санина. Писатель любил природу. Часто уходил в горы, часами просиживал у пещеры Айне возле водопада, где и задумал большинство своих произведений. Простому народу – пастухам и крестьянам – он был своим. Отсюда проистекает философия Нуайме о гармонии между природой, человеком и Богом. Она пронизывает восемь томов, которые он оставил после себя. В них есть стихи, написанные на русском языке…
Получив начальное образование в русской школе в Бискинте, Михаил был направлен в православный лицей Назарета в Палестину как один из лучших учеников. Оттуда он и попал в Полтавскую духовную семинарию. Почти пять лет (1906-1911 годы) провел в России будущий литературный гений. Великая страна пленила его сердце навсегда. Поэма "Мертвая река" заканчивается такими строками:
О, мы верим, Русь,
Верим всей душой
Что придет весна
И в твои края.
Но скажи, когда
Это сбудется?
Ты молчишь о, Русь!
Спи, родимая…
В селе Герасимовка, где Нуайме проводил каникулы, он познакомился с юной Варей. Как было не влюбиться в Варвару-красу, длинную косу? Конечно, так и случилось. Но было препятствие: Варечка была замужем, детей не было. "О том, как складывались их отношения, дед не рассказывал особенных подробностей. Но для нас всегда было ясно одно: русская женщина стала его музой. Россия и Варвара слились в одно целое в его творчестве. Величие духа и женская крсота", – отмечает Соха.
По всей видимости, полтавская любовь носила до поры до времени платонический характер. Но однажды Нуайме предложил своей избраннице руку и сердце. В царской России расторгнуть венчанный брак было нелегко. Однако супруг Вари оказался в высшей степени порядочным человеком. Он согласился уйти добровольно в монастырь. Казалось, счастье стало так близко и возможно. Но увы, настоятель отказался постричь в монахи слабого здоровьем человека.
Нуайме мужественно принял вызов судьбы. Прервав блестящую учебу, оставив столь увлекавшее его богословие, уже почти сформировавшийся поэт и писатель покидает любимую сердцу Россию, возвращается в Ливан, а оттуда вместе с братом отплывает в Америку на целых 20 лет. В Сиэтле он получает два диплома – юриста и филолога. Но работы не ищет, перебивается случайными заработками. Пишет теперь произведения на английском. В Америке он сближается с двумя женщинами, о браке речи не идет.
Никто так и не смог заменить в сердце писателя полтавскую красавицу. Варвара сама рискнула приехать в Ливан, но опоздала: корабль уже отплыл в Америку.
В своем завещании Нуайме, веривший в загробную жизнь, попросил оставить дверь склепа, где покоится его прах, чуть приоткрытой. Почему?
Источник:
Дмитрий Зеленин // ИТАР-ТАСС - http://www.russedina.ru/frontend/print.php?id=3897
Ссылки на эту страницу
1 | Духовная семинария
Духовная семинария |
2 | Личности - Н
[Особистості - Н] - пункт меню |
3 | Писатели, публицисты, драматурги
[Письменники, публіцисти, драматурги] - пункт меню |
4 | Полтава. Историческая справка
Полтава. Историческая справка |
5 | Полтава. Исторический очерк
Полтава. Исторический очерк. Авторский коллектив. Полтава: Полтавский литератор, — 280 с, ил. + 24 с. вкл. |