Кичение при богослужении
- Подробности
- Просмотров: 4122
И. Ф. Павловский. "Кичение" при богослужении.
Подається за виданням: И. Ф. Павловский. "Кичение" при богослужении. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. — 1876. — № 11 — С. 440-443.
Переведення в html-формат: Борис Тристанов.
— 440 —
"Кичение" при богослужении
(из прошлого).
Отец Ив. Степ. Беллюстин, известный своею доблестною публицистическою деятельностью, в CXXXVIII выпуске "Церковно-Общественного Вестника" прошлого года, поместил коротенькую заметку под заглавием:
— 441 —
"Псаломщики". В сей заметке о. Беллюстин, со свойственной ему прямотою и резкостью, подвергает укорам «бурсацкий гонор» псаломщиков из окончивших семинарский курс. Статейка о. Беллюстина не осталась не замеченною, — вызвала две отповеди («Церковно-Общественный Вестник», выпуск CXLIII и CXLVI) из которых последняя принадлежит одному бывшему псаломщику. Отставной псаломщик не остается в долгу у о. Беллюстина и сообщает ряд фактов, доказывающих неказистость положения псаломщиков у настоятелей, третирующих их, как и отживающих свой термин дьячков — илотов. Оппонент о. Беллюстина, между прочим, передает, что настоятели «требуют от псаломщиков в звоны звонити, да и еще как. Сперва в один большой, если таковой есть, а потом, когда заметят о. настоятеля из горницы грядуща, во вся тяжкая, якоже архиерею подобает». — Требования последнего вида ни как не могут быть названы законными и справедливо относятся к разряду самоизмышленных. Они не новы. Еще в прошлом столетии представительство Екатериносдавской епархии (кафедра которой была в то время в Полтаве) принимало меры против произвольных прерогатив, которыми тогдашние иереи обставляли совершение богослужения. В числе «отличий», кои допускались священниками, был и непоказанный уставом трезвон. — Сообщаем in extenso циркуляр Константиноградского духовного правления, состоявшихся в видах пресечения сказанных погрешностей, которые вкрались в богослужебную практику приходского духовенства.
Указ Е. И. В. Самодержицы всероссийской из Константиноградского духовного правления города Константинограда, сел Лебяжьего, Константиновки, Дубовых
— 442 —
Гряд, Мажаровой, Бучек, Никольского, Зачепиловки, Петровки, Циглеровки, Кирилполя и Берестянки священно и церковно-служителям. — В присланном минувшего ноября 30 дня, из Екатеринославской духовной консистории в сие правление Е. И. В. указе написано: дошло до сведения его преосвященства, что священно и церковно-служители при отправлении литургии и других церковных пений вместо образа смирения, который везде, а особливо в храме божьем должны они являть собою предстоящим, тщатся показать суетное кичение употреблением не данных ни от кого и не принадлежащих им отличий, как на пример, входя в церковь с трезвоном, не затворяя царских врат до причащения, служа на коврах, исходя из алтаря с посохом, на малом выходе дая священникам целовать руки своя, исходя, по отправлении литургии, царскими вратами и прочая. Его преосвященство, не входя на первый случай в исследование для суждения по должности его преосвященства, кто и почему таковые чинил своевольства, а желает пастырским духом пресечь оныя; — того ради консистории предписать во все монастыри *) и правления указами, дабы отнюдь таковых, как выше изображено, и подобных им не данных отличий никто не дерзал употреблять, а поступал бы по служебнику священническому. Наблюдение сего в правлениях поручить благочинным. Если же сверх чаяния, или от них или от кого другого донесено будет его преосвященству, что и за сим еще кто-либо своевольствует и служения свои не по служебнику отправляет, то ради кичения своего или неправильного обыкновения привно-
*) Вероятно и монашествующее духовенство не было чуждо желания приурочивать к богослужению произвольные отличия.
— 443 —
сит от себя что-либо излишнее — таковый, яко презритель церковного чиноположения, сужден и штрафован быть имеет. В силе которого указа в Константиноградском духовном правлении определено: с прописанием оного консисторского указа для надлежащего потому предписанию исполнения послать к вам, выше писанных мест священно и церковнослужителям, указ, каков и посылается Декабря 8 дня 1787 года. Протопоп Иоанн Сулима. Священник Стефан Вербицкий. Канцелярист Иван Черновский. № 322.
Как современное свидетельство о былом бытовом явлении местной церковной жизни, циркуляр имеет свое значение. Епархиальный преосвященный, упоминаемый в нем, Амвросий Серебрнников (1786-1792). Этот иерарх находился в близких дружественных отношениях к своенравному князю Тавриды Потемкину *). Умер в Полтаве и похоронен в большой церкви Крестовоздвиженского монастыря. Замечательна мягкость, с которой пр. Амвросий отнесся к дисциплинарному проступку духовенства. Циркуляр доказывает, что Амвросий ограничился лишь внушением, не оглашая даже имен виновных. Деликатность архипастыря имеет слишком мало общего с теми приемами, палочных «внушений», на который были щедры прошловековые консистории, когда не имели значения необычности консисторские определения, формулировавшиеся в таких выражениях «бить плетьми нещадно, чтоб другим чинить то было не повадно»... Подобные приговоры вызывались проступками даже нетяжеловесного свойства.
*) «Русская Старина», издан. 1875 года, том XIV, стр. 253.
Ив. Павловский.
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |