Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Алексеев, Федор Яковлевич

Highslide JS

Алексеев, Федор Яковлевич — знаменитый перспективный живописец и декоратор, род. в 1753 г., ум. 11-го ноября 1824 г., в С.-Петербурге. Сын отставного солдата, сторожа при Академии Наук, Алексеев обучался сперва в гарнизонной школе, а в 1764 г., поступил в закрытое училище при Академии Художеств, и в течение курса, продолжавшегося тогда 9 лет, выказал особенную наклонность к перспективной живописи, так что его посылали брать уроки декоративного искусства у специалиста, вне Академии. Замечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов. В 1773 г. Алексеев, получив за пейзажную живопись 2-ю золотую медаль, был послан, для усовершенствования, на три года за границу, в Венецию, славившуюся в ту пору своими перспективными мастерами. В Венеции, по рекомендации русского агента, Алексеев поступил к мастеру Моретти, ученику Каналетти, изучив в совершенстве все технические приемы этих художников. Но ни Моретти, ни Каналетти не знали основательно линейной перспективы и этот пробел впоследствии в трудах Алексеева был очень заметен. Пробыв в Венеция три года, Алексеев просил в 1776 г. о дозволении остаться ему еще на год, что было исполнено, вероятно, под влиянием отзыва об Алексееве архитектора Тишбейна, строителя в Петербурге Большого театра, — отзыва, сообщенного Академии Рейфенштейном, ее римским корреспондентом. Тишбейн говорил, что Алексееву нужно пройти основательно курс теории перспективы и что Моретти руководить его в этом не может. Действительно, Алексеев успел начать курс теории перспективы Поцци, под руководством театрального декоратора Гаспари. В августе 1777 г. Алексеев был вызван в Петербург и, как искусный декоратор, приглашен на службу в Императорские театры. При дирекции театров Алексеев служил до 1785 г., а затем, вновь отправился путешествовать за границею, на свои средства, при пособии от Великого Князя Павла Петровича. Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (1794 г.). После этого Алексеев отправился, по Высочайшему повелению, в Крым, для снятия видов местностей, посещенных Императрицей в 1787 г. По этюдам Алексеев написал несколько картин; некоторые из них находятся в академическом собрании, — а именно, виды городов: Николаева, Херсона и Бахчисарая. Судя по имеющимся на лицо экземплярам, эти работы должны быть отнесены к лучшей поре расцвета таланта художника. В них много прозрачности воздуха и колоритности, без усиления синевато-черных теней, что замечается в работах Алексеева позднейшего времени. Фигуры для оживления архитектурных пейзажей в сценах "Путешествия Екатерины II-й в Тавриду" картинны и смелы. За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид спб. литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса. Талантливому перспективисту Государем были заказаны 4 картины для Михайловского дворца, по исполнении которых, кроме условленного вознаграждения, ему пожалован перстень. Вместе с тем, Алексеев от Павла І получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось. Это было отправление художника во главе экспедиции, членами которой были археологи, этнографы, рисовальщики и ученики Алексеева, — в средние губернии Европейской России, с целью снять с натуры и передать в картинах и рисунках все местности, замечательные в отношениях историческом и археологическом, равно как и вообще живописные. Центром, откуда должны были отправляться участники экспедиции, для выполнения возложенных поручений, избрана была Москва, где Алексееву удалось сделать немало эскизов и написать две картины — Красная площадь с церковью Василия Блаженного и фасад нового военного госпиталя — поднесенные в 1801 г. Александру 1-му. Возвратившись в Петербург, Алексеев получил в Академии Художеств место профессора перспективного пейзажного класса (в марте 1803 г.). Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи M. M. Иванов; Алексеев же с учениками своими, Мошковым и Кунавиным, все светлое в году время проводили в писании видов по сделанным в Москве эскизам, получая академическое содержание с квартирой и 1200 руб. из кабинета Его Величества, производившихся ему с 1800 г., кроме платы за те картины, которые угодно было Государю оставлять для себя. Произведения Алексеева охотно раскупались. Это обстоятельство, выгодное для художника, может быть, заставляло его не особенно заботиться о законченности исполнения, довольствуясь только эффектом издали, без соглашения красок, при недостатке полутонов и силы оттенения. Присутствуя (с 22-го мая 1803 г.) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом; 2) С.-Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем); 3) Московского воспитательного дома, из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали; 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой; 5) Китая-города от Николаевских ворот; 6) вида от Троицких ворот, из Кремля; 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею; 8) Ивана Великого и Успенского собора; 9) вида на Николаевские ворота, из Китая-города; 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным; 11) Спасских ворот, из Кремля; 12) другого вида на каменный мост, из-за Москвы-реки, и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским. Когда возникли толки о памятнике в Полтаве, Алексеев послан был туда и, попутно, снял много видов в средней России, выполнив два вида в Полтаве, где бы мог быть поставлен памятник. Кроме вознаграждения за труд и расходов на поездку, художник получил из Кабинета перстень. До 1812 г. Алексеев продолжал совершать летние экскурсии внутрь России, заезжая и в Москву, где число покупателей его картин было довольно значительно среди любителей живописи, собиравших коллекции; поэтому, зная быстроту работы Алексеева и его постоянное трудолюбие, трудно определить количество им написанного. Алексеев повторял по несколько раз свои удачные по эффекту произведения, кое в чем варьируя детали. Картины по Высочайшим заказам, как предполагалось вначале, должны были гравироваться в академическом пейзажном гравировальном классе и составить такую же коллекцию, только несравненно более обширную, чем виды Императорских подстоличных резиденций с картин С. Ф. Щедрина, но эта мысль осталась неисполнению. Любителей произведений Алексеева при Александре І-м можно насчитать довольно много. В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр. Орлова-Чесменского и брата его гр. Владимира, гр. А. С. Строганова, гр. Зубова, гр. Безбородко, кн. И. И. Барятинской, А. С. Кожухова, П. П. Свиньина и др. Академией Художеств тоже приобретались картины Алексеева, по разным случаям, напр., при посещении прусским королем Академии (1809 г.). Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку.

Дела арх. Имп. Акад. Худож. и Кабин. Е. И. В. — "Энциклоп. лекс." Плюшара. — "Энциклоп. слов.", т. III, 214—15. — "Сборник матер. для ист. Имп. Акад. Художеств", т. I—II. — "Отеч. Зап." 1824 г., ч. 20, стр. 52 (некролог Алексеева). — Н. П. Собко, "Словарь русских художников", т. I, в. 1, стр. 112—119.

П. П-в.

Источник:

Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. - М., 1896-1918. Том: «Алексинский - Бестужев-Рюмин», Стр.: 15-16

Портрет - сайт Gallerix.ru

 

В 1808 р. в Полтаву приїхав з Петербурга професор Академії художеств Ф. Алексієв, який за дорученням Уряду робив зображення всіх значних місць Російської імперії. Він намалював Круглу площу в двох видах — південну і північну її частини. Хоч на той час на площі ще не було закінчено жодного об'єкта, та він, розглядаючи будови і користуючись проектами, зробив зображення площі такою, якою вона мала виглядати в майбутньому.

Highslide JS
Вид Александровской площади в городе Полтаве. Писал Ф. Алексеев. Гравировал Кузьма Ческий в 1808 г.

Highslide JS
Вид Александровской площади в городе Полтаве. Писал Ф. Алексеев. Гравировал Кузьма Ческий в 1809 г.

На картині, зокрема, бачимо і будинок генерал-губернатора, на який під час перебування Ф. Алексієва в Полтаві тільки що затвердили кошторис, а споруджувати ще не починали. Бачимо також поряд і будинок гімназії, який взагалі не був споруджений.

Джерело:

І. О. Ігнаткин, Л. С. Вайнгорт. Полтава. Історико-архітектурний нарис. Видавництво «Будівельник». Київ. 1966. Стор. 32-33

Ссылки на эту страницу


1 Личности - А
[Особистості - А] - пункт меню
2 Полтава. Историко-архитектурный очерк
[Полтава. Історико-архітектурний нарис] - И. А. Игнаткин, Л. С. Вайнгорт // Издательство «Будівельник». Киев—1966
3 Полтавский государственный художественный музей. Путеводитель
[Полтавський державний художній музей. Путівник] — Киев: "Искусство". 1965
4 Художники
[Художники] - пункт меню

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654