Заботы кн. Репнина о Полтавском театре и о выкупе артиста Щепкина

Публикуется по изданию: Иван Францевич Павловский. "Заботы кн. Репнина о Полтавском театре и о выкупе артиста Щепкина". // Киевская старина. - 1904, 11, стр. 217-226.

Источник: Internet Archive.

Перевод в html-формат: Борис Тристанов.

Павловский И. Ф. Заботы кн. Репнина о Полтавском театре и о выкупе артиста Щепкина — 217

Заботы князя Н. Г. Репнина о полтавском
театре и о выкупе артиста Щепкина.

Театр в Полтаве был построен в 1818 г. при генерал-губернаторе кн. Я. И. Лобанове-Ростовском. Помещался он около Немецкой колонии, за нынешним женским епархиальным училищем. Это было трехэтажное каменное здание, крытое дранью. Построен он на городские средства, и постройка обошлась около 20 тыс. асс. В 1852 г., за ветхостью, он был продан на снос. О театре много заботился преемник кн. Лобанова-Ростовского, кн. Н. Г. Репнин, бывший любитель сцены и музыки. В 1818 г. кн. Репнин пригласил в Полтаву драматическую труппу Штейна из Харькова; в этой труппе начал свою артистическую деятельность знаменитый впоследствии артист М. С. Щепкин (р. 6 ноября 1788, † 11 авг. 1863). Директорами театра при кн. Репнине были: А. О. Имберх 1), доверенное его лицо, занимавшее должность правителя канцелярии, и И. П. Котляревский, известный малорусский писатель. Щепкину Репнин покровительствовал. Игра его очень нравилась всем, особенно восхищал он публику игрою своею в пьесе «Жидовская корчма», где, в главной роли еврея, он копировал тогдашнего полтавского городского голову А. Зеленского, происходившего из евреев. Последнему это очень не

1) Скончался в Петербурге, в чине действ. статск. сов. в 1864 году.

Павловский И. Ф. Заботы кн. Репнина о Полтавском театре и о выкупе артиста Щепкина — 218

нравилось и он обещал платить ежегодно труппе по 2 тысячи, если только пьеса будет снята с репертуара, на что артисты согласились. Но кн. Репнин, узнав об этом, приказал возможно чаще ставить эту пьесу, и Зеленский, чтобы не навлечь гнев начальства края, должен был посещать театр. Репертуар труппы был следующий: играли пьесы «Рекрутский набор», «Несчастные», «Подводный камень», «Военная тюрьма», «Побег от долгов», «Примирение двух братьев», «Русский солдат», «Наталья, боярская дочь», «Попугай», «Клеветники», «Дурак и шуты», «Уездный городок», «Жених», «Любовная ссора», «Серебряная свадьба», «Школа злословия», «Недоросль» Фон-Визина, «Ябеда» гр. Капниста и др.

Жалованья Щепкин получал 1500 р. Помимо Щепкина, лучшими артистами были Барсов, Угаров, а из женского персонала примадонна Пряженковская и Медведева. Цены местам были следующие: кресло 4 р., партер 2 р., галлерея — 1 р., табурет — 5 р., ложи нижние (нынешний бенуар) — 16 р., верхние (бель этаж) — 12 р.

В афишах не указывали номеров. Интересно, что спектакли начинались в 6 часов и потому не кончались далеко за полночь, как это бывает в настоящее время.

Кн. Репнин, признавая за Щепкиным сценический талант, начал хлопотать у владелицы его, помещицы курской губернии А. А. Волькенштейн, о вольной для него.

Надо сказать, что Щепкин был сын камердинера этой помещицы, впоследствии ее управляющего. В архиве полтавского губернского правления сохранилась переписка, которая рисует заботы Репнина о знаменитом артисте; переписка, доселе неизвестная, хотя из биографии покойного артиста известно, что он получил вольную, благодаря стараниям князя Репнина. Вот что писал Репнин А. А. Волькенштейн.

М. Г. Графиня Анна Абрамовна!

Человек ваш, Михайло Щепкин, находящийся на условии при полтавском театре, отправляется ныне к вашему сиятельству, вследствие приказания вашего; я пользуюсь сим случаем, считаю долгом свидетельствовать вам о хороших

Павловский И. Ф. Заботы кн. Репнина о Полтавском театре и о выкупе артиста Щепкина — 219

свойствах его и что он, отличаясь всегда чрезвычайным талантом в представлении назначаемых ему ролей, доставляет тем приятнейшее удовольствие всей полтавской публике, почему я и убеждаюсь покорнейше просить вас, М. Г., позволить ему, Щепкину, возвратиться к своей обязанности дней за десять до Пасхи; вы тем чувствительнейше обязать изволите имеющего честь быть в совершенном почтении и проч.

Хотя нет даты на этом месте, но, несомненно, оно писано в 1818 г., так как в марте того же года был получен следующий ответ от графини:

М. Г. Сиятельнейший князь!

Письмо вашего сиятельства от 4 марта я имела удовольствие получить; из которого усматриваю, что Щепкин своими малыми талантами доставляет удовольствие полтавской публике, что вашему сиятельству угодно, чтобы он перед наступающим праздником возвратился в Полтаву. Хотя сей человек, по своим познаниям в землемерной науке, мне крайне нужен, но, желая вашему сиятельству, как мною почитаемой особе, услужить, увольняю его к вашему сиятельству, с покорнейшею моею просьбою, что, когда он, Щепкин, мне необходим будет, то чтоб тогда отпустить его ко мне. Впрочем, препоручая себя в продолжение благорасположения вашего сиятельства, честь имею пребыть с истинным почтением и проч.

Анна Волькенштейн.

Марта 29, 1818 г.
Курск.

В том же году, в мае месяце, сам Щепкин получил письмо от брата графини. Письмо это интересно; оно показывает, как Щепкин мало был расположен вернуться к своей владелице, а с другой — оно дало повод кн. Куракину хлопотать перед графиней о вольной для него. Вот что писал брат владелицы, П. Анненков:

«Миша Щепкин! Так как ты, видно, не хочешь быть слугою и видно не расположен быть благодарным за все то, что твой отец приобрел, бывши у графа, за воспитание, данное тебе, то графиня желает всем вам дать вольную, т. е. вашей

Павловский И. Ф. Заботы кн. Репнина о Полтавском театре и о выкупе артиста Щепкина — 220

фамилии — отцу твоему со всем семейством за 8 тысяч, ибо семейство ваше весьма значительно. Ежели ты хочешь оное получить, приезжай поскорее, так ты получишь; не теряй времени.

П. Анненков.

2 мая, 1818 г.

Кн. Репнин, узнав об этом письме, тотчас же написать графине следующее:

М. Г. Графиня Анна Абрамовна!

С искреннею признательностью приняв согласие вашего сиятельства на увольнение человека вашего Щепкина на полтавский театр, я приношу вам благодарность как от себя, так и от публики полтавской, пользующейся удовольствием, доставляемым его талантом. Ныне же, видя из письма братца вашего Петра Абрамовича к нему, Щепкину, что ваше сиятельство соизволите оказать ему и семейству его милость, предоставляя ему право воспользоваться свободою через взнос 8000 рублей, я вновь обращаюсь к вашему сиятельству и прежде всего хочу уверить вас, что свойства и поведение Щепкина суть лучшими его достоинствами; благодарность его к милостям вашим обратила прежде всего на него мое внимание, но, действительно, талант его заслуживает ободрения, предоставления ему всех способов образовать и усовершенствовать оный, к чему совершенно преграждается возможность, если он не будет свободным. Убеждаясь истиною оного, я совершенно полагаюсь на благороднейший образ мыслей ваших и то великодушие, которое вы доказываете, являя доселе неограниченные ваши Щепкину милости; прошу ваше сиятельство довершить начатое вами благодеяние ему и услугу, смею сказать, обществу, предоставить ему и его семейству свободу и снизойти на умеренный о нем взнос за право, ему с семейством предоставленное. И как семейство его состоит из четырех мужского пола душ, в числе коих один старый отец, а другой — малолетний сын его, то я полагал бы достаточным 4000 или 5000 рублей. Снисхождение вашего сиятельства, в сем случае оказанное, я прийму большим для себя одолжением и то, что следовать будет Щепкину

Павловский И. Ф. Заботы кн. Репнина о Полтавском театре и о выкупе артиста Щепкина — 221

взнесть к удовлетворению вашему, дирекция полтавского театра приймет на себя. Примите! 1) и проч.

Репнин.

Графиня не пожелала сделать уступку. Для сбора этой суммы 26 июля 1818 года в полтавском театре был устроен спектакль «в награду таланта актера Щепкина для основания его участи». Помимо обычного сбора за места, была открыта подписка на этот спектакль среди состоятельных граждан и помещиков. У Имберха сохранился этот подписной лист, из которого видно, что Репнин заплатил за кресло 300 р., Потемкин — 700 р., тесть Репнина, гр. А. Разумовский — 300 руб. Один помещик пожертвовал деньги в сумме 1992 р.. должные ему за карточную игру полтавским полицеймейстером Кищенковым. Подписка и спектакль дали 7207 р. 2). Недостающую сумму уплатил сам Репнин из собственных средств. Так, заботами Репнина, был освобожден от крепостной зависимости один из видных сценичных деятелей прошлого века. Обо всем этом, о переписке с графиней, кн. Репнин сообщил И. П. Котляревскому, как директору театра. Последний писал князю в октябре 1818 г. о впечатлении, какое произвели на Щепкина заботы о нем князя. Письмо это интересно и в том отношении, что оно рисует состояние театра в то время. Письмо князю писано из Полтавы, вероятно, в Яготин, где Репнин очень часто проживал.

Сиятельнейший князь, Милостивый Государь!

Письмо вашего сиятельства, которым угодно было меня удостоить, и условие господина Анненкова о выкупе Щепкина, я сему последнему показывал; он принял таковое вашего сиятельства благодарение со слезами признательности и вечной благодарности.

1) Арх. П. Г. Правл. 1818 но описи № 156, л. 67, 95, 96, 97.

2) Рус. Старина 1875. Май, 152-154. У Имберха сумма выкупа 10 тыс., но это неверно, что видно из письма П. Анненкова. [В письме М. Г. Репнина И. П. Котляревскому от 25.09.1818 г. говорится о 10 тыс. См. П. П. Ротач. Іван Котляревський у листуванні, стор. 114 - Т.Б.]

Павловский И. Ф. Заботы кн. Репнина о Полтавском театре и о выкупе артиста Щепкина — 222

Алексея Осиповича Имберха нет в Полтаве и не знаю, где его искать, а потому и деньги остаются невысланными к вашему сиятельству.

В ожидании разрешения о поездке в Чернигов, я велел починять экипажи театральные. Сборы по театру здесь так малы, что жалованья за сентябрь не всем еще актерам выдано. В один вечер в театр пришли только четыре зрителя, взносу сделали 14 р., и я принужденным нашелся отказать в спектакле. Теперь еще у нас и погода прекрасная, хотя с холодным ветром; что же будет с нашим театром, когда сделается ненастье?.. Г. главный директор приезжал в Полтаву для получения 40 тыс. из казенной палаты за поставку сукна, но, не получив денег, отъехал обратно, не удостоив театра и посещением.

Г. Горбовский 1) несколько дней уже болен (но не опасно), простудившись в бане у отца архимандрита.

Сего же числа выезжает из города г. генерал-адъютант граф Ламберт 2) с супругой проездом в Одессу; впрочем в Полтаве все по старому.

С глубочайшим высокопочитанием и вечной преданностью к особе Вашего Сиятельства и проч. Иван Котляревский.

Октября 15, 1818 г.,
Полтава.

Кн. Репнин много заботился о труппе. Сам всегда бывая в Чернигове на дворянских выборах, он отправлял туда и полтавскую труппу. Интересно, что заботы об устройстве сцены он поручал губернатору и прокурору. Вот что он писал губернатору черниговскому, А. Н. Жукову.

«Отправляя в декабре 1817 г. декоратора для написания декораций и устроения сцены для театра к выборам черниговским, я прошу ваше прев-во на потребные расходы приказать

1) Полтавский прокурор.

2) Ламберт Карл Осипович, помещик Константиногр. уезда, известный воин, сражавшийся при Мацеевицах, при взятии Праги, принимавший участие в войне с Наполеоном. Скончался в 1849 г. (Циглеровка). См. о нем Рус. Стар. 1874. 12.; В. Экц. Лексикон 1844 года, № 13.

Павловский И. Ф. Заботы кн. Репнина о Полтавском театре и о выкупе артиста Щепкина — 223

отпустить из сумм городских доходов черниговскому прокурору пятьсот рублей; деньги сии в свое время возвращены будут. Я уверен, что и ваше прево-во не откажите всем от вас зависящим вспомоществовать к лучшему устроению в Чернигове театра, который послужит приятным удовольствием имеющему собраться в городе Чернигове тамошнему дворянству 1).

Полтавская труппа весьма нередко выезжала в соседние города: Харьков, Кременчуг, Ромны, когда в последнем бывала Ильинская ярмарка. В Харькове эту труппу принял под свое покровительство известный малорусский поэт Г. Ф. Квитка, которого Репнин благодарил за его содействие успеху актеров следующим письмом в феврале 1819 г.:

«Попечения ваши о театре полтавском, во время бытности сто в Харькове, были для него весьма полезны, ибо сборы превзошли ожидания, а порядок во все время сохраненный удостоверяет меня в справедливости заслуженного от всех доверия и оправдывает, что все, состоящее под таким выражением (?) всеобщим, находится в лучшем устройстве. Приймите искреннюю благодарность мою за принятый вами труд и попечение, вами оказанное; я надеюсь, что и харьковская публика не менее вам за сие обязана, ибо вы много содействовали ее удовольствию. Я бы очень желал, чтоб и другие могли встретиться случаи, которые нас с вами более еще сблизили бы. Весьма для меня приятно было бы видеть вас в Полтаве и лично уверить в том почтении, с которым имею честь» и проч. 2).

В 1819 г. полтавская труппа ездила опять в Харьков. О содействии ей кн. Репнин просил В. Г. Муратова, поручая ему привлечь к тому же и Квитку 3). А в 1820 году сам Муратов просит князя разрешить труппе прибыть в Харьков во время крещенской ярмарки. Но затем Муратов пишет князю письмо, где говорит о неудобности быть в Харькове труппе во время ярмарки, в виду дворянских выборов, что противоречило взглядам самого Репнина. Репнин, наоборот, всегда старался о предоставле-

1) Арх. Полт. губ. Правления по описи № 156, л. 21, 1818 года.

2) Арх. Полт. г. Правл. 1819 по описи № 322.

3) Арх. П. губ. Прав. 1818 по описи № 59.

Павловский И. Ф. Заботы кн. Репнина о Полтавском театре и о выкупе артиста Щепкина — 224

нии съехавшимся на выборы дворянам всевозможных развлечений, не исключая и драматических представлений. Вот письмо Муратова.

М. Г. Князь Николай Григорьевич!

Подноситель сего, г. Климов, доставил мне почтеннейшее письмо вашего сиятельства, коим изволите вы извещать меня, что намерены отпустить на Харьковскую Крещенскую ярмарку полтавскую труппу актеров. Принося Вашему с-у покорнейшую благодарность мою за доставление сим удовольствия здешней публике, я вменю себе в приятнейшую обязанность оказывать всякое зависящее от меня содействие к доставлению здесь актерам всевозможных выгод. Между тем долгом поставляю донести вам, М. Г., что так как во время ярмарки предполагаются здесь быть еще и благородные собрания, представления театральные не должны уже иметь места, почему не благоугодно ли будет вашему сиятельству приказать предварительно дать знать о сем труппе актеров. В прочем с совершеннейшим почтением и проч.

Василий Муратов.

Харьков,
30 декабря 1830 г.

На это письмо кн. Репнин ответил:

«Принося вашему превосходительству благодарность мою за готовность вашу доставлять в Харькове полтавским актерам возможные выгоды, усугубляю просьбу о позволении им играть на театре в те вечера, когда будут и благородные собрания. По моему мнению, сии два увеселения публики не могут делать одно другому подрыва, ибо каждый посещает то и другое по своему вкусу, а сверх сего на ярмарке большая часть людей бывает такого состояния, кои не имеют права входить в благородные собрания, следовательно жалко будет их лишать любимого увеселения. Я уверен, что ваше пр-во не оставите просьбы моей по сему предмету без уважения, равно как и того, чтобы бенефис в пользу инвалидов отложить до Успенской ярмарки. По причине испортившейся дороги, компания актеров поздно прибудет в Харьков, а без снисхождения вашего превосходительства она останется в накладе.

С истинным почтением и проч...

Павловский И. Ф. Заботы кн. Репнина о Полтавском театре и о выкупе артиста Щепкина — 225

Сохранилось еще письмо кн. Репнина к Г. Ф. Квитке.

М. Г. мой Григорий Феодорович!

По приближении Успенской ярмарки, я приказал дирекции театральной отправить из Ромна в Харьков театральную труппу под непосредственное распоряжение ваше, а ныне предварительно посылаю живописца для составления декорации и всего нужного. Извещая о сем вас, я в полной уверенности нахожусь, что вы уважите просьбу мою в принятии на себя звание директора и, оказав уже успешную готовность вашу содействовать пользе сего полезного и приятного учреждения, ныне примете труппу полтавского театра вновь в свое покровительство, по производству оной в Харькове, в непосредственное ваше распоряжение, о чем вас покорнейше буду просить и ожидать, по окончании ярмарки, о последствиях вашего уведомления. Труппа же, по окончании Успенской ярмарки, должна отправиться в Кременчуг к тамошней, называемой Семеновской. Я надеюсь, что харьковское общество примет с удовольствием представление полтавской театральной труппы, и потому, если вы найдете удобным сделать вновь с Сердюковым условие на взятие в годовое содержание его театра, то и по тому буду ожидать от вас уведомления. Впрочем все вами учиненное приняв в доводы усердия вашего ко всему полезному для общества и особенного расположения вам ко мне, я уверить вас могу в искренном и проч. 1).

Кн. Репнин.

При отъездах труппы из Полтавы, ей выдавалась казенная подорожная. Репнин был большим покровителем всех государственных артистов. В 1825 году посетила Полтаву известная в то время в России балерина Баньковская, воспитанница танцмейстера Вирионда. Ее гастроль совпала с дворянским съездом. Она очень понравилась полтавской публике. Из Полтавы она отправилась в Киев, и кн. Репнин пишет в Киев И. Г. Ковалеву письмо с просьбой оказать ей содействие.

1) Арх. П. Г. Правл. по описи № 59.

Павловский И. Ф. Заботы кн. Репнина о Полтавском театре и о выкупе артиста Щепкина — 226

И в таком роде мы встретили не мало данных в архиве. Репниным при театре был организован оркестр из 23 чел. Это были крепостные помещика Райковича (вероятно, Раковича, богатого помещика прилук. уезда). Надо сказать, что в то время у многих помещиков были оркестры или, как тогда назывались они, «капеллами». Оркестр был на жалованье от дирекции. Многие из музыкантов были женаты, но семьи их жили в деревне. После смерти владельца их, наследники лишили эти семьи содержания, но Репнин, узнав об этом, принял меры в улучшении их положения.

И. Фр. Павловский.

 

Ссылки на эту страницу


1 Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського]
2 И. П. КОТЛЯРЕВСКИЙ. Биографический очерк с рисунками
Павловский И. Фр. И. П. Котляревский. Биографический очерк с рисунками. (Из XVIII т. Сборника Харьковского Историко-филологического Общества, изданного в честь проф. Н. Ф. Сумцова). Харьков. Типография "Печатное Дело". Клочковская улица, д. № 5. 1908.
3 Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - пункт меню
4 Полтава в публикациях журнала "Киевская старина"
[Полтава в публікаціях журналу "Київська старовина"]
5 Про "Энеиду" и ее автора. Указатель по авторам
Про "Енеїду" та її автора. Покажчик за авторами
6 Про "Энеиду" и ее автора. Указатель по названиям
Про "Енеїду" та її автора. Покажчик за назвами
7 Про "Энеиду" и ее автора. Хронологический указатель
Про "Енеїду" та її автора. Хронологічний покажчик
8 Театральное искусство
[Театральне мистецтво] - пункт меню
9 Указатель книг и статей по названиям
[Покажчик за назвами] - пункт меню