Каратеев, Михаил Дмитриевич
- Подробности
- Просмотров: 14696
Каратеев Михаил Дмитриевич, р. 1904 в Фрейберге (Германия). Кадет Полтавского кадетского корпуса (окончил 1919). В Добровольческой армии и ВСЮР; с весны 1920 на эсминце "Беспокойный". Георгиевский крест 4 ст. В эмиграции в Югославии и Болгарии. Окончил Крымский кадетский корпус 1921, Сергиевское артиллерийское училище 1923, университет. Подпоручик конной артиллерии. Писатель, автор исторических романов, к 1967 сотрудник журнала "Военная Быль". Ум. 24 окт. 1978 в Лас Тоскас, Монтевидео (Уругвай). Имел семью. Соч.: Ярлык великого хана. Буэнос-Айрес, 1958; Карач-Мурза. Буэнос-Айрес, 1962; Богатыри проснулись. Буэнос-Айрес, 1963; Железный хромец. Буэнос-Айрес, 1967; Возвращения. Париж, 1967. /70-85; 97; 101; 118; 131; 208; 214; 514/
Источник:
Волков, Сергей Владимирович, д.и.н. База данных № 2: «Участники Белого движения в России»
Сборник воспоминаний бывших питомцев корпуса, изданный Объединением бывших воспитанников Полтавского кадетского корпуса (Париж, 1965)
Фото – "Белая Армия, фотопортреты русских офицеров 1917-1922", составитель Виталий Жуменко, Париж, 2007.
Каратеев, Михаил Дмитриевич, р. в 1904 г. Кадет Полтавского кадетского корпуса (окончил в 1919 г.). В Добровольческой армии и ВСЮР; с весны 1920 г. на эсминце “Беспокойный”. Георгиевский крест 4-й ст. В эмиграции в Югославии и Болгарии. Окончил Крымский кадетский корпус (1921), Сергиевское артиллерийское училище (1923), университет. Подпоручик конной артиллерии. Писатель, автор исторических романов, к 1967 г. Сотрудник журнала “Военная Быль”. Умер 24 октября 1978 г. в Лас-Тоскас, Монтевидео (Уругвай).
ПОСЛЕДНИЙ ПРИВЕТ
Русскому писателю, Доктору-инженеру
МИХАИЛУ ДМИТРИЕВИЧУ КАРАТЕЕВУ,
Князю Карачевскому
24-го октября 1978г. в далеком Уругвае сокропостижно скончался георгиевский кавалер, штабс-капитан Михаил Дмитриевич Каратеев кадет Полтавского и Крымского кадетских корпусов.
В Монтевидео, выходя из автобуса Михаил Дмитриевич потерял сознание. В больнице врачам три раза удавалось вернуть к жизни остановившееся сердце. Четвертый раз был роковым.
Тяжело писать некролог о человеке, который для меня еще жив. Только за две недели до смерти прислал он мне очередную статью и в письме развивал планы своего сотрудничества и темы, которые он считал нужным затронуть в журнале. Его сотрудничество и моральная поддержка очень помогали мне в незнакомом для меня редакторском деле. Его критические замечания всегда сопровождались ценными советами и указаниями, которые направляли работу в правильное русло.
Вот выдержка из его последнего письма ко мне:
«... в этом своем письме посылаю тебе статейку о Газданове, которую уже начал и сегодня надеюсь закончить. Насчет общего направления журнала с тобой согласен — нельзя превращать его только в сборник воспоминаний... надо проводить НАШИ взгляды на историю и на искусство, давать НАШУ критику, защищать НАШУ культуру, иными словами надо противопоставить себя антирусской идеологии диссидентов. И конечно никакой полемики с ними».
В моем последнем письме я просил Мишу прислать мне биографические сведения, т. к. я намечал напечатать о нем статью в журнале. В своем ответе он писал:
"Что касается статьи, которую ты проектируешь написать обо мне — прилагаю тут листок с основными биографическими данными. О литературной части, т. е. оценке моих произведений, — это уж пишите сами. Особенно, впрочем об этом не стоит распространяться, т. к. много уже писалось, а более интересно именно написать о моем «кадетском» времени и первых литературных шагах. Прилагаю и пару моих тогдашних стихотворений".
Не предполагал я тогда, что присланная автобиографическая заметка понадобится мне для некролога. Привожу ее полностью. Михаил Дмитриевич сам должен рассказать о себе.
"Родился 6 февр. 1904 г.
Семья принадлежит к дворянству Орловской губ., являясь потомками удельных князей Карачевских. На возвращение нам этой фамилии и титула дал принципиальное согласие Император Николай 2 в 1916 г. но оформлено это было уже за границей Главой Императорского дома.
Весной 1914 г. я выдержал, экзамен в 1 класс Сибирского кад. корпуса в Омске, т. к. семья наша жила тогда в Сибири, но в связи с началом войны, отъездом отца на фронт и нашим переездом в Европ. Россию, этот год был для меня потерян и следующей весной я снова держал вступительный экзамен в Петровский-Полтавский к. корпус.
|
В корпусе я отличался одинаково «громким» поведением и учением. По поведению балл у меня временами доходил до единицы и никогда, даже в 7 классе, не превышал восьми, но по учению я с первого класса до последнего шел первым, и корпус окончил не за семь лет, а за шесть, обогнав свой класс на год.
Вышло это так: В Добр. Армию я окончательно поступил летом в 1919 г. будучи в 5 классе (первый раз я поступил в Армию в начале 1918 г., но провоевал недолго. т. к. отец меня выловил и увез домой).
Осенью того же года, при отступлении из под Воронежа был тяжело ранен в ногу и отправлен на излечение в город Туапсе. Воспользовавшись своим вынужденным там пребыванием, успел подготовиться и экстерным сдать экзамены за 5 классов при туапсинской гимназии. В Крымском корпусе меня посадили, как мне и полагалось, в 6 класс, но т. к. занятия еще не начинались, я с разрешения педагогического совета успел подготовиться и сдать экстерным экзамен в 7 класс (это было еще в Ялте), миновав, таким образом, шестой.
Некоторые педагоги мне предсказывали, что я останусь на второй год в 7 классе, т. к. программа трудная и нуждается в более основательной подготовке, но вопреки этим прогнозам, я окончил корпус первым и притом на круглые 12 баллов, что в те времена было редкостью, баллы нам ставили строго (в моем Полтавском корпусе на круглые 12 за 80 лет окончило только четверо).
В 7 классе корпуса я приобщился и к литературе. Писал стихи, многие из которых года два спустя начали печататься в газете «Новое Время», издававшейся в Белграде. Редактор, проф. Даватц предсказывал мне большую будущность, как поэту, но он ошибся, поэтом я не стал. Зато оправдалось предсказание другого профессроа, — Малахова, — который в корпусе преподавал в 7 классе Закон Божий и законоведение, сумев сделать их интереснейшими предметами. Вместо выпускных экзаменов по этим предметам он дал нам внеклассные сочинения, предоставив на выбор несколько тем и две недели времени. Когда, проверив эти сочинения, он принес их в класс, то сказал:
"среди ваших сочинений есть слабые, есть хорошие, есть несколько отличных, но есть два совершенно исключительные. Среди вас, господа, находится будущий писатель, — это кадет Каратеев, автор обоих этих сочинений".
После корпуса, я окончил в Болгарии Сергиевское Арт. Училище и несколько лет проработал там на тяжелых работах. Потом получил высшее образование в Бельгии, получив дипломы инженера химика и доктора хим. наук.
В 1934 году переехал в Юж. Америку, где начал с тропич. лесов Парагвая, затем несколько лет прослужил инженером в Аргентине и наконец прочно обосновался в Уругвае, где сейчас и доживаю свой век на пенсии, в своей собственной усадьбе на океанском побережьи.
На литературном поприще сотрудничал почти во всех крупных журналах и газетах русского зарубежья, а начиная с 1958 года издал десять книг, преимущественно исторического характера, - о них достаточно хорошо известно. (В моем архиве имеется 346 рецензий, отзывов и заметок, за 20 истекших лет появившихся о моих книгах в 72-х различных органах печати).
Проникают эти книги и в СССР, где они ходят по рукам и имеют большой успех, судя по письмам, которые я нередко получал от незнакомых мне читателей и даже от видных советских историков".
Михаил Дмитриевич не упомянул, что в гражданскую войну, он был награжден георгиевским крестом 4-ой степени и закончил службу добровольцем на флоте.
Эта флотская служба пригодилась не только ему, но и трем старшим ротам Крымского кадетского корпуса, которые эвакуировались из Крыма в 1920 году на каботажной барже «Хриси». Капитан и небольшая команда были явно враждебны. Наличие в составе корпуса двух кадет, прослуживших некоторое время на флоте добровольцами, предотвратило попытку капитана баржи отвести ее в одесский порт.
Сменяясь у штурвала кадеты Каратеев и Перекрестов, на пятые сутки привели баржу в константинопольский рейд.
На литературное поприще Михаил Каратеев вступил поэтом, и вскоре занялся журналистикой. Его первый исторический роман «Ярлык Великого Хана» появился в 1958 году. Затем последовали (в хронологическом порядке) «Карач Мурза» — 1962 г., «Богатыри Проснулись» — 1963 г., «Железный Хромец» — 1967 г., «Возвращение» — 1967 г., «Из Нашего Прошлого» — 1968 г., «Арабески Истории» — 1971 г., «По Следам Конквистадоров» — 1972 г., и «Белогвардейцы на Балканах» — 1977 г.
Покинул нас богато судьбой одаренный, энергичный и неугомонный Миша Каратеев, всегда ищущий и упорный в своих исканиях. Ушел не закончив творческую программу самим себе определенную.
Покойный оставил жену, двух малолетних детей и замужнюю дочь от первого брака.
Мир праху твоему поэт и воин. Кто сможет сменить тебя у русского штурвала.
Источник:
Н. В. Козякин. Из журнала "Кадетская перекличка" № 21 1979 г. - http://www.xxl3.ru
М. Каратеев
Из юношеских стихотворений
КРАСНАЯ ЗВЕЗДА
Людскою кровью грязны панели,
Здесь лишь недавно закончен бой,
Еще порою разрыв шрапнели
Дымком повиснет над головой.
Стрельба и крики. Матросы взяли
Вокзал и город. Дома в огне,
— «Что там, товарищ? Кого поймали?
— «Должно быть белый». — «Давай к стене!»
Короткий выстрел... Потоки брани,
Вершит победу звериный пир.
На всех достанет кровавой дани
И сытым красный уснет вампир.
Всю ночь расстрелы, грабеж, облавы.
Несут добычу на поезда,
А в черном небе, взойдя кроваво
Пятью лучами горит звезда.
ГУСАРЫ
(посвящается л. гв Гродненскому гусарскому полку)
Вперед, гусары! — Пора настала,
Ведь ваша доблесть —
стальная твердь!
Скорей по коням, напев сигнала
Послушных долгу зовет на смерть!
Вперед, гусары! Отцы и деды
Смогли прославить штандарт родной,
Их тени с вами! Они к победе
Ведут вас снова в кровавый бой.
Вперед, гусары! Рассыптесь лавой,
Несите гибель на вражий стан!
Покройте снова бессмертной славой
Крылатый ментик и доломан!
Вперед, гусары! Ведь вы велики,
Ведь ваша доблесть — стальная твердь!
На каждой сабле, на каждой пике
Несите славу, несите смерть!
КП 25, 1980 г.
Каратеев Михаил Дмитриевич (1904, Фрейберг, Германия — 24 окт. 1978, Монтевидео, Уругвай).
Штабс-капитан; писатель. По материнской линии потомок В.Жуковского, по отцовской — родственник братьям Киреевским. Окончил Петровско-Полтавский кадетский корпус. Участник гражданской войны, имел три ранения. Георгиевский кавалер. В 1920 г. с войсками ген. Врангеля эвакуировался в Константинополь, затем перебрался в Югославию. Окончил Крымский кадетский корпус (в который в Югославии вошел Полтавский кадетский корпус) в 1921 г. (первый выпуск). В Болгарии окончил Сергиевское артиллерийское училище с производством в подпоручики по конной артиллерии. В 1924 г. учился в Белградском университете. Закончил высшее образование в Бельгии в 1929—1933 гг. с дипломом инженера-химика. Защитил диссертацию на степень доктора химических наук. В Бельгии служил ротным командиром военно-училищных курсов, организованных по инициативе ген. Врангеля. Получил чин штабс-капитана. В Южную Америку попал с первыми группами русских переселенцев из Европы. Жил в Уругвае, занимаясь литературной работой. Много публиковался в «Новом русском слове». Известен своими историческими романами из серии «Русь и Орда»: «Ярлык великого хана» (Буэнос-Айрес, 1958), «Карач-Мурза» (1962), «Богатыри проснулись» (1963), «Железный хромец» (1966), «Возвращение» (1967), а также романами о жизни русских эмигрантов на Балканах и в Парагвае. В своих романах прослеживает историю князей Карачевских. Масон.
Кадетская перекличка. — Нью-Йорк, 1973, № 7 (биогр.).
Наша страна. — Буэнос-Айрес, 1978, 3 окт. (ст.).
Наша страна. — Буэнос-Айрес, 1992, 8 авг., № 2192.
Новое русское слово. — Нью-Йорк, 1978, 9 нояб.; 10 нояб.
Русская газета. — Париж, 1978, № 140.
Русская мысль. - Париж, 1978, 9 нояб., № 3229; 23 нояб., № 3231.
Часовой. — Париж — Брюссель, 1979, № 616.
Источник:
Незабытые могилы: Российское зарубежье: некрологи 1917—2001: В 6 т. Т. 3. И-К / Рос. гос. б-ка; Сост. В.Н.Чуваков; Под ред. Е.В.Макаревич. — М., 1999. Стр. 195.
Ссылки на эту страницу
1 | Белогвардейцы на Балканах
[Білогвардійці на Балканах] Воспоминания М. Д. Каратеева, воспитанника Петровского Полтавского кадетского корпуса |
2 | Воспитанники ППКК - 1919
[Вихованці ППКК - 1919] - пункт меню |
3 | Воспитанники ППКК - К
[Вихованці ППКК - К] - пункт меню |
4 | Личности - К
[Особистості - К] - пункт меню |
5 | Писатели, публицисты, драматурги
[Письменники, публіцисти, драматурги] - пункт меню |