Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Сантагано-Горчакова, Александра Александровна

Highslide JS
А. А. Сантагано-Горчакова. Киев (Фотография Francois de Mezer)

Сантагано-Горчакова, Александра Александровна (урожд. Мензенкампф; по мужу Горчакова; сцен. псевд. Сантагано; иностр. транскрипция Santagano-Gorchakova), 24.1(5.2).1841 (в нек-рых источ. 27.1.1842), м. Гнилищи Харьков. губ. — 25.3(7.4).1913, Киев — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), концерт. певица, вокальный педагог. Родилась в семье генерала. Начальное муз. образование получила в Полтаве у А. В. Едлички (в конце 1850-х гг.), затем обучалась в петерб. Патриотич. ин-те, по окончании к-рого нек-рое время давала уроки музыки, пела в концертах, участвовала в любительских спектаклях. Гастролировавший в России трагик А. Олдридж, к-рый своей игрой произвёл на С.-Г. огромное впечатление, посоветовал ей профессионально заняться пением. С 1864 в течение восьми мес. обучалась пению у П. Репетто в Петербурге, с 1865 у Торелли в Милане. В том же году дебютировала в г. Лугано (Швейцария) под псевд. Сантагано в операх "Сомнамбула" В. Беллини, "Травиата" и "Линда ди Шамуни" Г. Доницетти, затем пела в Милане (т-р "Ла Скала"), Риме и др. городах Италии, покорив итальянцев высоким драматизмом исполнения. Вернувшись в Россию, гастролировала в Харькове, Одессе, Полтаве, Екатеринославе, в 1867—71 пела на сцене Киев. оперы. В 1869 выступила в петерб. Мариинском т-ре в опере "Русалка" А. Даргомыжского. Позднее гастролировала в Одессе.

Обладала сильным, гибким, подвижным голосом обширного диапазона (пела колор. и драм. партии, в совершенстве владела искусством mezza voce), драматич. талантом. Исп. отличалось необычайной экспрессией. Однако из-за отсутствия благоприятных сцен. данных, несмотря на большой успех, оставила сцен. деят-сть и позднее лишь эпизодически выступала в концертах. Репертуар насчитывал 37 партий.

1-я исп. в Киеве партии Надежды ("Аскольдова могила" А. Верстовского, 1867).

Лучшие партии: Антонида ("Жизнь за царя" М. Глинки), Людмила ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского); Маргарита ("Фауст" Ш. Гуно), Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Лючия ди Ламмермур (одноим. опера Г. Доницетти), Леонора ("Трубадур" Дж. Верди), Виолетта ("Травиата" Дж. Верди), Кармен (одноим. опера Ж. Бизе).

Партнёры: М. Аграмов, С. Бижеич, Д. М. Леонова, Ф. К. Львов, Н. Михайловская, А. Николаев, О. А. Петров, А. С. Раппорт. Пела п/у В. М. Велинского и др. дирижёров.

В концертах исп. произв. рус. композиторов (в т. ч. А. Даргомыжского). Дуэты пела в ансамбле с А. Ляровым. В 1869 на открытии "Павловского вокзала" (летней конц. эстрады под Петербургом) исп. вальсы И. Штрауса п/у автора. В сер. 1870 — нач. 1880-х гг. со своей труппой, организованной на собственные средства, гастролировала в Италии, пропагандируя оперы рус. композиторов. В 1874 поставила в Милане на свои средства (т-ры "Ла Скала" и "Даль Верме") оперы "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила" М. Глинки. В этих спектаклях пели А. Г. Меньшикова и И. И. Палечек.


Сантагано-Горчакова Александра Александровна, 1901

В 1875—92 вела педагогич. деят-сть в Одесском отд. РМО и одновременно работала муз. рецензентом газет "Новороссийский телеграф" и "Одесский листок". В 1892—97 преподавала в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. общ-ва, с 1897 — в Киев. муз. школе Н. А. Тутковского, позднее открыла свои частные вокальные курсы. В последние годы жизни жила в Гатчине, где давала частные уроки пения.

Среди её учеников: А. И. Алекееев, А. И. Глинский, И. К. Гончаров, Н. Г. Горчаков, М. И. Донец, С. И. Друзякина, М. И. Закревская, Е. П. Марковская (в 1886—87), С. М. Мирович, Н. В. Мутин, Л. В. Собинов, Е. М. Томсен, (?Н. М. Шинковер/Лавров), М. Я. Янса (в 1895—99).

В 1897 принимала участие в работе первого Всероссийского съезда сцен. деятелей, на к-ром выступила с докладом.

Автор ряда стихов, двух драм. пьес и водевиля, к-рые шли на частных петерб. сценах и в провинции. Владея нескими иностр. языками, перевела на русский язык либретто свыше 75 опер (среди них — "Кармен" Ж. Бизе, 1885; "Самсон и Далила" К. Сен-Санса, 1895; "Гамлет" А. Тома, "Заза" Р. Леонкавалло, "Золушка" Ж. Массне, "Ромео и Джульетта" Ш. Гуно, "Вертер" Ж. Массне, "Среди разбойников" А. Рубинштейна, 1899) и тексты 120 романсов зарубеж. композиторов, на иностр. яз. — либретто восьми опер рус. композиторов (в т. ч. "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила" М. Глинки, 1874, для Милана), тексты романсов. Перевела на рус. яз. "Metodo pratico di canto italiana" N. Vaccai-Teschner (Практический метод итальянского пения. Н. Ваккаи-Тешнера — М., 1898).

Записала несколько грампластинок, в т. ч. Арию Виолетты (Sempre libera) ("Травиата" — Дж. Верди) в Санкт-Петербурге (Фирма "Граммофон" 23100—280, в 1901 г.; эту же запись фирма Symposium Records выпустила 2006 на диске: MAJOR RARITIES OF THE FIRST DECADE — CD 1292.

Архив. материалы о С.-Г. — в РГАЛИ, ф. 857, оп. 1, ед. хр. 1; ф. 1370, оп. 1, ед. хр. 212; ф. 864, оп. 1, ед. хр. 168.

 

Соч.: Много званных, мало избранных (Из воспоминаний) // Встречи с прошлым. Вып. 6. — М., 1988. С. 56—68.

 

Лит.: Г-жа Сантагано-Горчакова в Травиате // Киевлянин. 1869. 18 янв.;

Киевская русская опера в сезон 1869—1870: Заметки В.-а. — Киев, 1870. С. 2, 3, 27, 43, 44, 46, 48, 49, 56;

Чайковский П. И. "Иван Сусанин" на миланской сцене // Рус. ведомости. 1874. 25 мая;

То же // Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С. 374—379;

Сантагано-Горчакова. (Некролог) // Историч. вестник. 1913. Май. Т. 132. С. 749—750;

А. А. Сантагано-Горчакова. (Некролог) // Рампа и жизнь. 1913. № 14. С. 9;

А. А. Сантагано-Горчакова // Рус. слово. 1913. 27 марта;

А. А. Сантагано-Горчакова // Театр и искусство. 1913. № 13. С. 292;

Собинов Л. В. А. А. Сантагано-Горчакова // Киев. мысль. 1913. 28 марта;

То же // Леонид Витальевич Собинов. Т. 2: Статьи, речи, высказывания. Письма к Л. В. Собинову. Воспоминания о Л. В. Собинове. — М., 1970;

Собинов о своей учительнице // Ранне утро. 1913. 31 марта;

Алтаев Ал. Памятные встречи. — М., 1955. С. 125—134;

Владыкина — Бачинская Н. М. Собинов. — М., 1958. С. 61—66;

Ремезов И. Леонид Витальевич Собинов. К 25-летию со дня смерти. — М., 1960. С 20—22;

Кузьмін М. І. Забуті сторінки музичного життя Києва. — Київ, 1972. С. 148—149;

Архімович Л. З минулого опери // Музика (Київ). 1981. № 2. С. 24—25.

Источник:

Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008. - http://slovari.yandex.ru

Ссылки на эту страницу


1 Личности - С
[Особистості - С] - пункт меню
2 Музыканты и музыковеды
[Музиканти та музикознавці] - пункт меню
3 Педагоги. Деятели образования
[Педагоги. Діячі освіти] - пункт меню
4 Учились в Полтаве
[Вчилися в Полтаві] - пункт меню

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654