Собинов, Леонид Витальевич
- Подробности
- Просмотров: 66045
Собинов, Леонид Витальевич (1872–1934), русский певец (лирический тенор).
Родился в Ярославле 26 мая (7 июня) 1872 в купеческой семье. В 1890 поступил на юридический факультет Московского университета, принимал участие в студенческом хоре. С осени 1892 начал занятия вокалом в Филармоническом училище; в эти же годы выступал в итальянской оперной труппе. Закончив в 1894 университет, стал сотрудником (помощником присяжного поверенного) известного адвоката Ф.Н.Плевако. В 1897 успешно дебютировал на сцене Большого театра в партии Синодала в опере А.Г.Рубинштейна Демон. Вскоре начал исполнять в театре ведущие партии лирического тенора: Ленского (Евгений Онегин Чайковского), Владимира Игоревича (Князь Игорь Бородина), Князя (Русалка Даргомыжского), Царя Берендея (Снегурочка Римского-Корсакова), Самозванца (Борис Годунов Мусоргского), Герцога (Риголетто Верди), Надира (Искатели жемчуга Бизе) и др. В Петербурге дебютировал в 1901. В 1904–1906 блестяще выступал в миланском театре "Ла Скала" в традиционном итальянском репертуаре, пел также в Монте-Карло и Мадриде; в 1909 давал концерты в Лондоне, Берлине, Париже. На протяжении всего творческого пути Собинов постоянно выступал в камерном вокальном репертуаре, особенно русском (Глинка, Чайковский, Рахманинов, Мусоргский, Балакирев; певцу, в частности, посвящены пять романсов Рахманинова, соч. 34). С 1896 был активным участником Кружка любителей русской музыки (Керзинского). Часто гастролировал по России, охотно принимал участие в благотворительных концертах.
В 1917–1918 Собинов был первым выборным директором Большого театра, в 1921 вновь возглавил театр, стремясь сохранить в нем классический репертуар. В 1934 стал заместителем руководителя художественной частью Оперной студии Станиславского.
Пленительный голос неповторимого тембра сочетался у этого певца с высокой музыкальной и актерской одаренностью, необычайно благодарной сценической внешностью (что особенно проявлялось в трактовке таких партий, как Лоэнгрин и Владимир Ленский). Собинов в совершенстве владел бельканто; выступая в других странах, он обычно пел на соответствующих языках. Человек высокой культуры, тонкого интеллекта, он при подготовке новых партий тщательно изучал источники, исторические данные. Сохранившиеся записи Собинова демонстрируют одухотворенный и совершенно не устаревший стиль певца.
Умер Собинов в Риге 14 октября 1934.
Источник:
Фото: ЦГАКФФД Санкт-Петербурга
Собинов, Леонид Витальевич [26.5(7.6).1872, Ярославль, — 14.10.1934, Рига; похоронен в Москве], советский певец (лирический тенор), народный артист Республики (1923). Родился в семье приказчика (дед был крепостным). В 1894 окончил юридический факультет Московского университета. В 1895—99 помощник присяжного поверенного. В студенческие годы пел в университетском хоре. Одновременно (с 1892) занимался в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, которое окончил в 1897. Ученик А. М. Додонова и А. А. Сантагано-Горчаковой. Участвовал в спектаклях итальянской оперной труппы, с 1896 — в концертах "Кружка любителей русской музыки" (организован адвокатом, музыкантом-любителем А. М. Керзиным и его женой — пианисткой-концертмейстером М. С. Керзиной), пропагандируя камерное вокальное творчество рус. композиторов. В 1897 дебютировал на сцене Большого театра (партия Синодала, опера "Демон" Рубинштейна), с которым был связан на протяжении всей творческой деятельности. Выступал также в оперных театрах Петербурга (главным образом Мариинском), в 1905—1911 — Западной Европы (в "Ла Скала" в Милане, в Мадриде и др.), завоевав мировую известность. После Октябрьской революции 1917 наряду с исполнительской вёл интенсивную музыкально-общественную деятельность. В 1917—18 директор Большого театра.
Л. В. Собинов в роли
Ленского ("Евгений Онегин" П. И.
Чайковского)
С. — один из крупнейших представителей рус. классической вокальной школы. Его отличали неповторимый, пленительный голос (лучистый, серебристого тембра), артистизм, драматический талант, высокая культура. Мягкость, нежность звучания голоса не исключали мужественности, силы. Певец глубоко проникал в духовный мир своих героев, в замысел композитора. Для С. была характерна поэтизация музыкального образа. Он по-новому интерпретировал многие оперные партии. Одно из лучших его созданий — Ленский ("Евгений Онегин" Чайковского), ставший классическим образцом для последующих исполнителей. Среди др. партий: Боян ("Руслан и Людмила" Глинки), Левко, Берендей ("Майская ночь", "Снегурочка" Римского-Корсакова), Владимир Игоревич ("Князь Игорь" Бородина), Лоэнгрин ("Лоэнгрин" Вагнера), Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Вертер, де Грие ("Вертер", "Манон" Массне), Йонтек ("Галька" Монюшко), Герцог, Альфред ("Риголетто", "Травиата" Верди). Был также крупным мастером камерного вокального жанра, тонким интерпретатором романсов М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова. С. В. Рахманинова. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Имя С. присвоено Саратовской консерватории и Ярославскому музыкальному училищу.
Лит.: Львов М., Л. В. Собинов. М. — Л., 1951; Орфёнов А., Творческий путь Л. В. Собинова, М., 1965; Л. В. Собинов, т. 1—2, М., 1970.
Источник:
Большая Советская энциклопедия
Ссылки на эту страницу
1 | Дневники Сергея Ефремова, 1926-1927
Єфремов С. О. Щоденники, 1923‒1929 / Упоряд.: О. І. Путро (гол. упоряд.), Т. В. Вересовська, В. А. Кучмаренко, Л. Ю. Портнова, Л. І. Стрельська; Ред. кол.: О. С. Онищенко, О. І. Путро, М. І. Панчук, Л. М Гордієнко, Л. І. Стрельська, В. А. Смолій, Е. С. Соловей, І. Ф. Курас; Наук. ред Е. С. Соловей. Національна бібліотека України ім. В. І. Вернадського, Інститут архівознавства. ‒ К.: ЗАТ "Газета "РАДА", 1997. ‒ 848 с. ‒ (Мемуари) |
2 | Колос, кинотеатр
|
3 | Личности - С
[Особистості - С] - пункт меню |
4 | Музыканты и музыковеды
[Музиканти та музикознавці] - пункт меню |
5 | Просветительское здание им. М. В. Гоголя
|
6 | Свириденко, Николай Петрович
[Свіриденко, Микола Петрович] (ок.1876-1903), артист оперы (баритон) и концертный певец |