Лжеименной пастырь. 1779-1782 г. (К истории южно-русского приходского духовенства XVIII столетия)
- Подробности
- Просмотров: 7845
Иван Павловский. Лжеименной пастырь. 1779-1782 г.
Публикуется по изданию: Лжеименной пастырь. 1779-1782 г. (К истории южно-русского приходского духовенства XVIII столетия) // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1876. – № 15. – С. 571-578.
Перевод в html-формат и адаптация к современному языку - Борис Тристанов.
— 571 —
ЛЖЕИМЕННОЙ ПАСТЫРЬ.
1779-1782 г.
(К истории южно-русского приходского духовенства
XVIII столетия *).
Одна из крупнейших ультрамонтанских неправд в истории — западно-русская церковная уния с Римом, как известно, была запечатлена насильственными действиями. Действия эти сказались с особой яркостью в средине и далее XVIII века (**). Польша, служившая аванпостом латино-германскому Западу против славянской России, неистово враждебная православию, с жаром практиковала распространение унии в среде своих подданных "схизматиков". "Справа" римской курии по делу унии сопровождалась рядом принудительных мер, — от нравственного давления до кнута включительно. В числе таких мер была в ходу одна, — чтобы в православные "парафии", находившиеся в пределах Польши, поставлялись священники не иначе, как с обязательством принять унию и, конечно, насаждать и возращать ее в приходе. Православные кандидаты
(*) Из подготовляемых к печати исторических очерков из быта приходского малорусского духовенства в дополнение к исследованию А. М. Лазаревского (Русский Архив, издание 1871 года, столбцы 1884-1905).
(**) Костомаров. Последние годы Речи Посполитой. Беликов. Отношение государственной власти к церкви и духовенству в царствование Екатерины II (Чтения в обществе любителей духовного просвещения, изд. 1874 года, выпуск ХII). Коялович. — История воссоединения западно-русских униатов старых времен. Лекции о западной России. Лебединцев. — Мельхиседек Значко-Яворский.
— 572 —
священства, не желавшие делать из алтаря предмет сделки, встречали в своем стремлении к достижению сана всяческие преграды. Между прочим их не пропускали за пограничный рубеж к Киевскому или Переяславскому епископам для пострижения. Встречая в этом отношении особые затруднения, лица, искавшие православного священства, отправлялись для посвящения к единоверным епископам Молдавии и Валахии, — в Волощину, как тогда говорилось. Получение священства польскими подданными за границей давало повод личностям, не отличавшимся нравственной состоятельностью, усвоять себе без всякого легального права, без канонического посвящения, священническое титло.
Одна из таких личностей выступает в настоящем очерке (*).
В 1781 году землевладелец славенской провинции ингульского уезда, коллежский советник и губернский товарищ Нелюбов, обратился в новороссийскую губернскую канцелярию с "доношением" об определении в ново населенную им слободу Козыреву Балку "для преподаяния той слободы жителям христианских треб" некоего Алексея Вахницкого, называющего себя священником, "из Волошины вышедшим". При доношении Нелюбова была представлена на "волошском" языке ставленническая грамота Вахницкого, выданная митрополитом Иоанном Прославским (?), и свидетельство об увольнении Вахницкого на жительство в России от Дубоссарского духовного правления. Губернская канцелярия, сообщая промеморией от 17 декабря 1781 года о
(*) Сведения, находящиеся в рассказе, извлечены из пространного указа славенской консистории Полтавскому духовному правлению от 18 апреля 1782 года; № 406.
— 573 —
желании Нелюбова славенской духовной консистории (*), представила последней и сказанные документы о самоличности Вахницкого.
Вахницкий был вызван к явке в консисторию.
Здесь с него снят "допрос". Между прочим он показал себя уроженцем польской области города Шаргорода, сыном православного священника, принадлежащего в Переяславской епархии. Консистория с апробации местного архиепископа Никифора Феотоки определила, что Вахницкий в виду того, что получил священство, помимо своего епархиального, от чужеземного архиерея, подлежит явке к своему епархиальному преосвященному для испрошения у него надлежащего удостоверения в утверждаемом происхождении. Вахницкому возвращена ставленная грамота с распиской в получении. О состоявшемся определении консистория "известила промеморией новороссийскую губернскую канцелярию. В феврале 1782 года в консисторию вступила из канцелярии промемория, в которой значилось, что Вахницкий, по приводе его к присяге на верность России, оставлен в слободе Козыревой Балке на всегдашнее жительство в качестве священника, согласно выраженному им желанию. Из этого сообщения губернской канцелярии консистория усмотрела, что Вахницкий не представил удостоверения о своей личности от Переяславского епископа, как то было от него требовано. Вахницкий опять вызван в консисторию. Не известно, чем он объяснил невыполнение последовавшего о нем определения; только на этот раз побужден был отправиться в Переяслав, с письмом архиепископа Никифора к преосвященному Иллариону (Кондратовскому).
(*) Консистория находилась тогда в Полтаве, помещаясь в крестовоздвиженском монастыре.
— 574 —
В письме заключалась справка о том, может ли податель его беспрепятственно быть уволен из переяславской в славенскую епархию, как принадлежащий по рождению и по службе отца к первой. В марте Вахницкий доставил архиепископу Никифору от переяславского владыки ответ следующего содержания: "По письму вашего преосвященства с требованием уверения священника Алексея Вахницкого моей епархии польской области шаргородской губернии города Шаргорода Николаевской церкви православного священника Григория Вахницкого с оным приказано было от меня учинить консистории справку и, каково явится об нем дело, представить мне. А от консистории доложено мне, что по справке с делами касательно до заграничных мест что ж Шаргород к епархии моей принадлежит когда и явилось но почему, и как от самого Вахницкого, так и от отца его о принятии в епархию мою доношений и просьб не было но каковых. В дополнение чего и сам он Вахницкий в консистории моей сказкой изъяснил, что он сие, яко бы отец его был епархии Переяславской города Шаргорода Николаевской церкви священник в консистории вашей и показывал. За тем оного Вахницкого я увольняю".
Преосвященному адресату с первого взгляда не могли не броситься в глаза "подчистки и переправки, смысл затемняющие и вовсе сумнительныя слова" (набранные выше курсивом), что оказались в письме. В письме найдены выскобленными и незамещенными лысины в полустроки. Поврежденным явился не один текст письма, но и печать. Консистория получила предложение допросить Вахницкого "с увещанием", не подрезывал ли он печати и значащихся в сообщении "термин" не переправлял ли. Вахницкий показал, что он печа-
— 575 —
ти на пакете не подрезывал, значащихся в сообщении "термин" не перечищивал, да и другому кому для учинения той фальши пакета не давал, а какой ему в Переяславе поручен запечатанный конверт, такой он его преосвященству и доставил, — словом, в своем показании выказал себя человеком с медным лбом. Прилагая в подлиннике сообщение, которое подверглось не удавшимся выправительным экспериментам, архиепископ Никифор вторично обратился к Переяславскому преосвященному и просил его разрешить недоразумение, возбужденное сказанными искажениями текста сообщения, и вместе восстановить первоначальный его смысл. Преосвященный Илларион отозвался, от 6 апреля, что "оказавшиеся в первом его письме подчистки и переправки, с смыслом несходственные, фальшиво подделаны не кем либо другим, как самым оным вручителем Вахницким, который и сам не разумел, по видимому, что и как переделать на свою сторону. Конечно — заключает преосвященный Илларион, — он или совсем переменил конверт, или печать подрезал. А в выше означенном сообщении моем написано: — По письму вашего преосвященства с требованием увольнения священника Алексея Вахницкого, показавшего себя в вашей консистории моей епархии польской области Шаргородской губернии города Шаргорода Николаевской церкви православного священника Григория Вахницкого сыном, приказано было от меня по консистории учинить справку и, каково явится об нем дело, представить мне. А от консистории доложено мне, что по справке с делами касательно до заграничных мест (*),
(*) В прошлом столетии к Переяславской епархии относились нынешние четыре с половиной уезда Киевской губернии, находившиеся тогда за гранью России, как принадлежавшие Польше.
— 576 —
чтоб Шаргород к епархии моей принадлежал когда, не явилось ни почему, и как от самого Вахницкого, так и от отца его о принятии в епархию мою доношений и просьб не было ни каких. В дополнение чего и сам он Вахницкий в консистории моей сказкой изъяснил, что сего, яко бы отец его был города Шаргорода Николаевской церкви священника в консистории вашей не показывал. За тем оного священника Вахницкого препровождаю".
Переписка, возникшая по делу Вахницкого между соседями-преосвященными, довольно характеристична: из нее вынаруживается неполный запас сведений о составе русских епископатов, сказавшийся присущим славенской кафедре (*). В Полтаве находились в неведении относительно района Переяславской епархии, точно она находилась не под боком, а Бог весть где.
Вахницкий после допроса в консистории о переправках в письме преосвященного Илларион "не ведомо где из Полтавы девался". Между тем в консистории кому-то Бог дал память об одном доношении елисаветградского духовного правления от 22 ноября 1781 года. Доношение это непосредственно касалось Вахницкого и вступило в консисторию меньше, чем за месяц до получения из новороссийской губернской канцелярии промемории об определении Вахницкого священником в Козыреву Балку. В свое время доношение осталось проигнорированным, хотя оно имело самое близкое отношение к претенденту на священническое место в Козыревой Балке. Елисаветградское духовное правление представляло консистории, что священник Василий Петров
(*) Сам преосвящ. Никифор; как иностранец, мог не знать церковной географии России.
— 577 —
в 1779 году сделал заявление правлению о некоем Алексее Вахницком. По заявлению сему живущий в слободе майора Бутовича, Лозоватке, шинкарь, он же и приказчик, Алексей Вахницкий не давно откуда-то приехал "в поповском образе" и делает в своей избе отправление богослужения и начинает уже приступать к отправлению христианских треб. Правление попросило у майора Бутовича дальнейших сведений, что за шинкарь и приказчик у него такой завелся, что совмещает в себе священство с водкопродажей и надзором за хлеборобством, скотоводством и иными статьями майорской экономии. По требованию правления, Вахницкий был выслан в Елисаветград и "точно в одеянии поповском". Правление поручило священнику Волчанскому "по его тогдашней писарской должности", по обязанности т. е. секретаря, посадить Вахницкого под караул и учинить ему на другой день об его "поповстве'" допрос. Но вместо того, чтобы подвергаться допросу, Вахницкий учинил правлению афронт, бежал в ту же ночь, "чувствуя за собою винность", как комментировало факт побега его недоглядевшее за ним правление. Изложив выше пересказанное, правление благопокорнейше доносило консистории, что ему неведомо, где ныне шатается Вахницкий и просило поступить с ним по законам, буде он где явится.
Просьба эта не могла быть осуществлена консисторией. Не применив в свое время к делу доношения правления, при первой явке Вахницкого, консистория, затем ознакомившись уже с его способностями в качестве справщика архиерейского письма, тоже проглядела его: Вахницкий, как замечено, утек из Полтавы также, как и из Елисаветграда.
Консистории осталось постановить заочное определение
— 578 —
по делу проходимца. Она нашла, что именующий себя священником Алексей Вахницкий является виновным в переправках сообщения Переяславского преосвященного, хотя в том и чинит запирательство — Вахницкий с 1799 года проживал в слободе майора Бутовича, не являясь нигде к духовной команде. — Высланный в духовное правление, он успел бежать. "По сему он дает повод в священстве его сумневаться. Ибо когда он отважился в сообщении преосвященного Илариона фальш сделать, то подает причину и о являемой им грамоте, яко бы данной ему от рукоположившего его во священники митрополита Иоанна Прославского, иметь сумнение". Совершенно резонно. Исходя из сих соображений, консистория признала необходимым принять меры к розысканию Вахницкого. Затем предположено обязать его "строжайшей" подпиской, чтобы он, "яко сумнительный и никакого уважения не заслуживающий, но паче суждению и истязанию за учиненную им фальш подлежащий", нигде во славенской епархии "ничего священнического не действовал" под пострахом угрозы — если где окажется — отсылки в гражданский суд.
Здесь прерываются сведения о Вахницком. Не известно, сыскан ли был он и имели ли на него воздействие выше сказанные угрозы. Едва ли...
Ив. Павловский.
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |