Меры для предотвращения неговения
- Подробности
- Просмотров: 3619
И. Ф. Павловский. Меры для предотвращения неговения.
Подається за виданням: И. Ф. Павловский. Меры для предотвращения неговения. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. — 1881. — № 7. — С. 352-359.
Переведення в html-формат: Борис Тристанов.
— 352 —
Меры для предотвращения неговения.
Сообщаем документ прошлого века, касающийся денежных взысканий с уклонявшихся от исполнения христианского долга покаяния. Документ этот указ Переяславской конснситории, последовавший на имя протопопа Петрашевича. Содержание его следующее:
"Вам честному наместнику золотоношскому, правящему протопопиею золотоношскою Василию Петрашевичу за благословением ясне в Богу преосвященнейшего господина нашего, кир-Арсения Берла, Божиею милостию православного епископа переяславского и бориспольского,
— 353 —
предлагается. Сего марта 25-го дня указ Е. И. В. Самодержицы из Св. Прав. Синода в дому архиерейском получен (с якого указа точная копия сообщается), в котором всемилостивейше повилено, дабы как с прочих епархий, так и с епархии переясловской о исповедавшихся в сию святую четыредесятницу и о неисповедавшихся людях каждого порознь прихода, не опустя ни одного человека, высланы были в Св. Прав. Синод именные ведомости непременно. Того ради скоро получив сей указ, надлежит вам, не упущая ни мало времени, зараз во всю протопопию золотоношскую распубликовать и священпикам всем накрепко приказать, дабы по силе того Е. И. В. всемилостивейшего указа действительное и неизменное чинили исполнение по предложению следующему. Всяк с них священников должен составить книгу и в оную всех своих прихожан по званиям и по чинам их, с показанием каждого лет, даже до ссущего младенца вписать, однако особливо мужеский и особливо женский пол, особливо перестарелых и особливо средолетних людей, имеют вписывать; в которой книге кто будет исповедываться и также святых таин приобщаться, а кто нет, и чего ради — за назначенною эпитемиею, за телесною какою немощию хотя исповидамутися да не будут причащаться, или за леностью, или небрежением, — таковых в той-же книге против всякого имени должны они, священники, отметить (т. е. записать) без упущения. А ежели кто с прихожан по какой либо старости и лености или за огурством, или за какою отлучкою далекою не будет исповедаться во святый сей великий пост, то священники долженствуют таковых прилежно наблюдать и конечно их понуждать, чтобы в следующие посты святые, т. е. петров и спасов пост очистили совесть
— 354 —
свою и удостоилися, божественного причащения. Если ж и во время тех двох постов ни исповедаться, ни таин святых причащаться не будут, то с таковых взимать штраф без всякого послабления, как-то: с казаков рядовых и посполитых людей с каждого человека первого року по пяти копеек, второго — по десяти, третьего року брать по пятнадцати копеек. А с разночинцев, т. е. с полковых особ, с сотников, значковых и бунчуковых товарищей первого року — по рублю, второго — по два, третьего году взимать с них по три рубля. И содержать с запискою, что и от кого именно взято будет, до будущего определения. А ежели в каком приходе во время святые четыредесятницы все прихожане явятся в исповеди бывшими и приобщатся святейшей евхаристии, то по прошествии святого великого поста должен оного прихода священник репортовать вам и книгу свою записную к вам привезть, якую отобрав имеете содержать при себе до того времени, пока от прочих священников тияж записные книги, отданы вам будут; по которым прилежно надлежит наблюдать, чтобы оные книги, по силе премощнейшего монаршего указу, были исправно, чисто и порядочны писаны, чтобы после вам самим за неисправность какую не ответствовать негда. Оныяж записные книги, когда со всей протопопии золотоношской отобраны будут, тогда имеете привозить оные в дом архиерейский без всякого замедления. А выше изображенное все не токмо сего году, но и в прочие но сему следующие годы надлежатимите исполнять со всяким усердием и верно-тщательным прилежанием непременно. И вам честному наместник,у, правящему протопопиею золотоношскою Василию Петрашевичу о вышепрописанном выдать и во всей протопопии золотоношской действитиль-
— 355 —
ное исполнение неослабно чинить. О получении же сего репортовать в дом архиерейский без укоснения. Дан с катедры переяславской 1737 года марта 27-го дня. — Иеромонах Дамаскин, концистариста катедральный. — Писарь катедральный переяславский Димитрий Малиновский".
Передав приведенный указ следует заметить, что меры, изложенные в нем относительно неговельщиков, не раз после подтверждались к исполнению. В 1742 гуду Св. Синод приказал присылать ему генеральные экстракты из исповедных ведомостей, а подлинные ведомости хранить в архиерейских домах ("Полн. Собр. закон." т. XI, № 8553). В 1764 году состоялось распоряжение, чтобы такие же перечневыя ведомости, какие присылались в Синод, отправлять и в главный кригс-комиссариат ("Полн. Собр. зак.", т. XX, № 15096). — Во избежание укрывательства от говения давались самые подробные предписания. Так, напр., исповедаться еще можно было в другом приходе, но причащаться непременно следовало в своем, представив свидетельство о бытии на исповеди от того священника, у которого исповедывался. Если кто находился в отлучке в течении нескольких месяцев и в это время исповедывался у местного священника, то — по возвращении домой, — даже представив свидетельство о бытии на исповеди, он должен был, "дабы в правоверии не был сомнителен", вновь исповедаться у своего священника. Если же по случаю таких отъездов кто-либо три года не будет исповедываться в своем приходе, такого велено записать в раскол. — Все эти правила вызывали громадную переписку: подавал священник росписи о бывших у него на исповеди в великом посту, а потом являлись исповедники
— 356 —
в другое время и он должен был подавать дополнительные росписи. Духовные власти сличали их с прежними и затем о неговевших ни в великий, ни в другие посты сообщали светскому начальству для взыскания штрафов с виновных. Штрафные деньги отсылались потом в военную коллегию. Священники, оказывавшие послабление своим прихожанам, сами подвергались денежным штрафам ("Полн. Собр. Зак.", т. X, № 7226). В Малороссии, как видно из вышеприведенного указа, взимание штрафов с неговельщиков было отнесено на обязанность духовных лиц. В начале царствования Екатерины II явились некоторые недоумения по вопросу о взыскании штрафных денег с неговельщиков. Оказалось, во-первых, что некоторые не могли заплатить штрафа; в таком случае деньги велено было взыскивать за помещичьих крестьян с их владельцев или, в их отсутствии, с приказчиков и старост, а за дворцовых и экономических крестьян — с управителей, казначеев и старост. Были и такие, что не являлись на исповедь лет по пятнадцати, а иные и в всю жизнь и вовсе не потому, чтобы они были раскольники, а вследствие отлучек из домов или даже по своей "простоте". Из губерний явились запросы в Сенат — какие штрафы брать с них, или не подвергать ли их телесному наказанию? Сенат решил, что за небытие у исповеди более трех лет телесного наказания не чинить, а наказывать их публичным церковным покаянием — молитвой и постом, а если кто и после того не исправится, тех сажать на некоторое время в тюрьму на хлеб и на воду, а потом заставлять публично в церквах приносить покаяние и давать присягу в правоверии, указанную "Духовным Регламентом" ("Полн. Собр. Зак.", т. XVII, № 12483).
— 357 —
Сотские, по инструкции, данной им в 1774 году, должны были наблюдать за тем, чтобы крестьяне ходили на исповедь ("Полн. Собр. Зак.", т. XIX, № 14231).
Не смотря на эти подтвердительные распоряжения, в некоторых губерниях множество людей не приходило на исповедь. Архангельский епископ Вениамин Краснотовков-Румовский сообщил Ярославскому и Вологодскому генерал-губернатору Мельгунову ведомость о не явившихся в 1783 году на исповедь по его епархии. Из ведомости оказалось, что при населении епархии в 215,762 человек обоего пола на исповедь не пришло 79243 человека, т. е. более одной трети, между тем "записных" раскольников в крае находилось лишь около полторы тысячи. Епископ требовал, чтобы со всех не явившихся на исповедь не только были взяты штрафы, но, кроме того, чтобы они были подвергнуты публичному покаянию. Мельгунов приказал взыскать с них штрафу по пяти копеек, но отсылать на покаяние такое огромное число людей находил не только затруднительным и убыточным для населения, так как это отвлекло бы его от обычных промыслов, но даже и опасным, потому что вследствие этого распоряжения могло бы усилиться обращение в раскол. Это удаление от церкви Мельгунов приписывал недостатку ученых священников, которые могли бы иметь влияние на народ и в подтверждение своей мысли ссылался на то, что и среди самых духовных лиц Архангельской губернии нашлось шестьдесят семь человек, не явившихся к исповеди. Сенат согласился с тем, что отсылать к покаянию более 70000 человек невозможно и предоставил Синоду изыскать способы, которыми бы можно предотвратить подобное явление, и обратил внимание на то, что для достижения искомой цели нужно позаботиться
— 359 —
об увеличении числа образованных священников ("Русская Старина", издан. 1877 года:, т. XIX, стр. 506).
В последующее время издано не мало распоряжений как от имени центральной духовной власти, так и местных, епархиальных, которые были направлены к предотвращению уклонения от говения. Денежные пени и вообще принудительный способ был оставлен. По местам только принимались более решительные меры по отношению к уклонявшимся от говения. В Тобольской епархии в тридцатых годах преосвященный Георгий Ящуржинский распорядился писать всех уклонявшихся от говения в раскольники (Максимов: "Сибирь и каторга", т. II). В 1858 году Св. Синод обратился к епархиальным архиереям с циркуляром, в котором между прочим предписывалось, чтобы священники, сколько возможно чаще, напоминали нерадивым из своих прихожан об исполнении существенной христианской обязанности исповеди и св. причастия, предлагая об этом увещания не только общие в церквях, но и частные при всех удобных случаях. По поводу этого распоряжения в ведомстве Московского епархиального управления был составлен для руководства священникам особый наказ бывшим Викарием Московской кафедры епископом Леонидом ("Предписания и распоряжения по духовному ведомству Московской епархии", протоиерея Благовещенского, стр. 95-96). Бывший Викарий Пермской епархии, преосвященный Екатеринбургский (ныне Люблинский) Модест, вследствие замеченного неговения и неприобщения св. таин в одних приходах большего, а в других меньшего числа прихожан, предложил в 1878 году благочинным с настоятелями церквей на съездах духовенства найти средства, чтобы все прихожане исповедовались и при-
— 359 —
общались. Благочиннический съезд духовенства V округа Верхотурского уезда по этому предложению постановил: Для побуждения нерадивых к исполнению долга исповеди и св. причащения, пред началом св. четыредесятницы, с началом постной триоди, произносить поучения о необходимости, важности и спасительности таинств покаяния и причащения. Не бывших у исповеди в предыдущем году призывать и увещевать к исполнению долга исповеди и св. причастия в св. четыредесятницу и другие посты, также посещать их дома в это время и вести с ними религиозные беседы и вообще стараться поучать прихожан не сочиняемыми только проповедями, но и безыскусными устными поучениями, беседовать в их домах при удобных случаях о религии, вникать в их домашние обстоятельства и стараться заслужить их доверие и чрез то иметь на них нравственное влияние" (Пермские Епарх. Ведомости, издан. 1878 г., вып. XXI).
Не мало потребовалось времени и жизненно-церковного опыта, чтобы созрело убеждение, что денежная пеня, приуроченная к святому святых христианского вероучения — по меньшей мере не действенна. О шатаниях неблаговидного свойства, соединенных с этим способом "внушения", распространяться нечего.
Ив. Павловский.
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |