Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Мишуга, Александр Филиппович

Highslide JS

Мишуга, Александр Филиппович (Мышуга, Myszuga,сцен. псевд. Филиппи-Мишуга), 7(20).6.1853, с. Новый Витков (Австро-Венгрия), ныне Радеховского р-на Львов. обл. — 9.3.1922, Фрайбург, Германия (в 1964 прах перевезен на родину) — арт. оперы (лирико-драм. тенор), концерт. певец, вокальный педагог и муз.-общ. деятель.

Родился в семье портного. В 1868 поступил в школу дьяков при львов. соборе св. Юры, затем учился в учительской семинарии, по окончании к-рой работал во Львове учителем в приходской школе св. Анны.

Пению обучался во Львов. конс. (кл. Валерия Высоцкого/Walery Wysocki, 1878-81).

С 1880 выступал в концертах и в том же году дебютировал на сцене Львов. оперного т-ра в партии Стефана ("Страшный двор" С. Монюшко), позднее ставшей одной из лучших в репертуаре певца. В 1881—83 совершенствовался в вокальном искусстве в Милане (у М. Джованни), Ницце и Париже (у Ж.-Б. Сбрилья). В 1883 дебютировал в партии Лионеля ("Марта, или Ричмондский рынок" Ф. Флотова) в г. Форли (Италия). Позднее выступал в Милане, Турине, Флоренции, Ницце, Львове (1883-84, Польская опера; 1900-1902, частный Театр Станислава Скарбека, режиссёр Т. Павликовский, где выступил в 12 операх — "Галька" С. Монюшко, "Страшный двор" С. Монюшко, "Лючия ди Ламмермур" Г. Доницетти, "Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д. Обера, "Фауст" Ш. Гуно, "Кармен" Ж. Бизе, "Марта, или Ричмондский рынок" Ф. Флотова, "Травиата" Дж. Верди, а также в партии Андрея в опере "Запорожец за Дунаем" С. Гулак-Артемовского вместе с С. Крушельницкой; 1903 — в операх "Лоэнгрин" Р. Вагнера, "Вольный стрелок" К. М. Вебера), Варшаве (Большой т-р, 1884-92). Гастролировал в Вене (1885), Лондоне (1885), Праге (1887), Киеве (1895—96), Петербурге (1903, Новый летний т-р "Олимпия"), Харькове, Вене, Стокгольме, Кракове, Париже, Берлине, Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, Кёльне.

Обладал гибким, выразительным голосом редкого по красоте тембра (металического оттенка), высокой муз. культурой, ярким драм. дарованием. Э. Карузо, услышав певца в Кракове, назвал его "королем лирических теноров".

Пел главные партии на премьерах опер В. Желенского: "Гоплана"/"Goplana" (23.7.1896, Краков) и "Янек"/"Janek" (партия была написана специально для М.; 4 окт. 1900, Лемберг, ныне Львов, на открытии нового оперного т-ра, дирижёр Л. В. Челянский).

Лучшие партии: Ленский ("Евгений Онегин" П. Чайковского; одна из любимых его ролей), Йонтек ("Галька" С. Монюшко), Стефан ("Страшный двор" С. Монюшко), Фауст (одноим. опера Ш. Гуно), Ромео ("Ромео и Джульетта" Ш. Гуно), Хозе ("Кармен" Ж. Бизе), Вертер (одноим. опера Ж. Массне), Кавалер де Грие ("Манон" Ж. Массне), Альфред ("Травиата" Дж. Верди), Герцог ("Риголетто" Дж. Верди), Манрико ("Трубадур" Дж. Верди), Отелло (одноим. опера Дж. Верди), Радамес ("Аида" Дж. Верди), Ричард ("Бал-маскарад" Дж. Верди), Канио ("Паяцы" Р. Леонкавалло; композитор, высоко ценивший талант певца, после его выступления в "Паяцах" в миланском т-ре "Ла Скала" подарил певцу клавир с дарственной надписью: "Не представляю, что партию Канио можно петь лучше, чем это делает сеньор Филиппи-Мишуга".

Др. партии: Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Нерон (одноим. опера А. Рубинштейна), Князь Синодал ("Демон" А. Рубинштейна), Герман ("Пиковая дама" П. Чайковского); Рауль де Нанжи ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Элеазар ("Жидовка" Ж. Ф. Галеви), Мазаниелло ("Фенелла, или Немая из Портичи" Д. Обера), Фра-Дьяволо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д. Обера), Самсон ("Самсон и Далила" К. Сен-Санса), Неморино ("Любовный напиток" Г. Доницетти), Фернандо ("Фаворитка" Г. Доницетти), Сэр Эдгар Равенсвуд ("Лючия ди Ламмермур" Г. Доницетти), Каварадосси ("Тоска" Дж. Пуччини), Туридду ("Сельская честь" П. Масканьи).

Партнёры: А. П. Антоновский, А. М. Брагин, Я. Вайда-Королевич, С. М. Волошко, Э. Карузо, С. Крушельницкая, Т. Руффо, Хелена Рушковская/Ruszkowska Elena, Евгения Страсем/Eugenia Strassem и др.

Выступал в концертах, часто с композитором Н. Лысенко, который назвал певца "украинским соловьем". Лысенко посвятил ему ряд своих сочинений, в т. ч. романс "Дівчина, рибалонько люба" (1905). Камерный репертуар включал произв. М. Глинки, П. Чайковского (особенно с большим мастерством исп. его романсы), В. Желенского, З. Носковского (два последних писали романсы специально для певца), А. К. Вахнянина, В. Г. Матюка, укр. и польские нар. песни.

Был постоянным участником и организатором юбилейных вечеров, посвященных известным деятелям укр. лит-ры и искусства (в т. ч. Т. Шевченко, И. Франко), к-рые проходили во Львове, Станиславе, Киеве (1896, 1901), Чернигове, Полтаве (1908, совместно с Лысенко принимал участие в концерте, посв. Т. Шевченко), Кракове.

В 1904-11 (с перерывами) профессор в киев. Муз.-драм. школе Н. В. Лысенко, в 1908-10 — в Варшаве, 1911-14 — в варшав. Высшем муз. ин-те им. Ф. Шопена, с 1914 руководил школой пения в Риме, позднее в Милане, в 1919 открыл школу пения в Стокгольме, где преподавал до 1922. Своих учеников воспитывал на реалистических принципах рус. вокальной школы. Разработал научный метод преподавания пения. (После смерти певца усилиями его учеников в Варшаве было издано написанное им вокальное руководство; проф. Львовской конс. Л. А. Улуханова перевела его "Тетрадь" на рус. яз. — хранится в архиве библиотеки Львовской конс.) Воспитал целую плеяду известных певцов.

Среди его учеников — М. Анцевич (в Варшаве и Риме), Э. Бандровска-Турска, Я. Вайда-Королевич, М. Высоцкая, Мария Гребинецкая (в 1905—07), А. Григорьева, В. П. Долинская, М. Э. Донец-Тессейер, М. И. Жарская (в ? — 1907), С. Забелло-Мазуркевич, А. Кильчевская, С. Колодий, Г. Леска-Арнд, А. И. Любич-Парохоняк (в 1912—14), В. В. Люце, М. В. Микиша, С. Мирович, В. Рашковская, Ирина Сологуб-Боккони (совершенствовалась у него в Милане), И. Строковская-Фарнашевская, Я. Тиссерант-Паржинска, С. Н. Фигнер, Е. Штрассерн.

М. был другом И. Франко, участвовал с ним в революционных подпольных организациях (привозил из-за границы нелегальную лит-ру), субсидировал издание сб. стихотворений поэта. Давал много спектаклей и концертов в пользу голодающих рабочих, крестьян и сирот. Вёл переписку с М. Коцюбинским, Л. Украинкой, Н. Садовским, дружил с П. Чайковским, В. Короленко, А. Куприным, Ф. И. Шаляпиным, Э. Карузо, М. Заньковецкой, М. Л. Кропивницким. М. был широко образованным и разносторонне одаренным человеком (владел десятью иностр. языками, пробовал свои силы в композиции, писал стихи).

Записал 2 произв. на грампластинки в Варшаве ("Граммофон", 1913).

Завещал свой архив Муз. ин-ту им. И. В. Лысенко во Львове.

Именем М. названа Нововитковская средняя школа, улица — в Киеве. В его родном селе создан музей певца.

Художник Н. И. Ивасюк написал масляный портрет певца, скульптор В. В. Одреховский создал скульптурный портрет М.

Выпущена почтовая марка.

Лит.: Ярон С. Г. Воспоминания о театре (1867—1887). — Киев, 1898. С. 403, 404;

Людкевич С. Александр Мишуга как артист и учитель пения // в Сб. Олександр Мишуга — мистець і людина. — Львів, 1938;

Людкевич С. Щедрий талант // Рад. культура (Київ). 1963. 9 июня;

Авдеев В. Олександр Мишуга // Мистецтво (Київ). 1956. № 5;

Рильський М. Олександр Мишуга // Рад. культура (Київ). 1962. 8 марта;

Стефанович М., Мистець красного співу (О. П. Мишуга) // Рад. Україна (Київ). 1963. 12 червня (июня);

Головащенко М. Соловей України // Літ. Україна (Київ). 1963. 28 июня;

Видатний співак Олександр Мишуга. (Спогади) — Львів, 1964;

Билоштан Я., Дубина Н. Гений песни // Радуга (Киев). 1965. № 2. С. 152—159;

Кротевич Е. М. Александр Филиппович Мишуга // Кротевич Е. М. Киевские встречи, воспоминания, новеллы. — М., 1968. С. 145—149;

Олександр Мишуга: Спогади. Матеріали. Листування. Составитель М. Головащенко — Київ, 1971;

Пидорина В. И. А. Ф. Мишуга — выдающийся певец и вокальный педагог // Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей. — Л., 1978. Вып. 5. С. 135—155;

Білинська М., Співаць добра і краси // Музика (Київ). 1983. № 5. С. 32;

Песен дивных чародей // Львов. правда. 1983. 9 июля;

Криль З. Дань певцу из Виткова // Муз. жизнь. 1983. № 21. С. 5;

Врублевская В. Соломия Крушельницкая. — М., 1989. С. 55—59;

Лисенко Іван. Словник співаків України. — Київ. 1997. С. 203—204.

Источник:

Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008 — http://slovari.yandex.ru

Ссылки на эту страницу


1 Личности - М
[Особистості - М] - пункт меню
2 Музыканты и музыковеды
[Музиканти та музикознавці] - пункт меню
3 Николай Лысенко. В сотую годовщину рождения. 1842-1942
[Микола Лисенко. В соту річницю народження. 1842-1942] – Андриевский Виктор. // Украинское издательство. Львов. 1942
4 Письма Николая Витальевича Лысенко
[Микола Віталійович Лисенко. Листи] – К. : Мистецтво, 1964. Упорядкування, примітки та коментарі О. Лисенка
5 Три громады. Воспоминания из 1885-1917 гг.
[Три громади. Спогади з 1885-1917 рр.] – Андриевский Виктор // Львов. 1938. Издатель Иван Тиктор

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654