Ставленная дьячковская грамота, выданная Иоасафом, Епископом Белгородским
- Подробности
- Просмотров: 7547
Иван Павловский. Ставленная дьячковская грамота, выданная Иоасафом, Епископом Белгородским.
Публикуется по изданию: Ставленная дьячковская грамота, выданная Иоасафом, Епископом Белгородским. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1874. – № 17 - С. 653-658.
Перевод в html-формат и адаптация к современному языку - Борис Тристанов.
— 653 —
К материалам для Истории Полтавской епархии.
A.
Ставленная дьячковская грамота, выданная Иоасафом,
Епископом Белгородским.
Святитель Белгородский Иоасаф Горленко имеет близкое соотношение к Полтавской епархии. Уроженец Прилукского уезда (1705 г. 8 сентября), Игумен Архимандрит Лубенского монастыря (1739-1748), он и в сане Епископа Белгородского (1748-1754) не оставлял служения родному краю, так как часть настоящей Полтавской епархии, около половины Константиноградского уезда, входила тогда в состав Белгородского епископата 1). В нашем распоряжении
1) Довольно обстоятельный биографический очерк Епископа Иоасафа принадлежит г. Ковалевскому. ("Душеполезное чтение", 1869, № XII, стр. 303-309). При нем приложен перечень литературы предмета, составленный не без промахов. Так, игнорированы статьи журнала "Странник" о святителе, обойдены сведения о нем находящиеся в описании Лубенского монастыря ("Полтавские епархиальные ведомости", 1863, не официальная часть, том ІІ, № XV, стр. 20-23), не отмечено не заурядное явление беллетристического мира — не упомянуто, что преосвященный Иоасаф выведен под собственным именем действующим лицом в повести "Рой — Федосей Савич",' принадлежащей талантливой землячке нашей г. Кохановской (И. С. Соханская).
— 654 —
находится памятник принадлежности Константиноградского уезда Белгородской епархии, выданная преосвященным Иоасафом ставленная грамота дьячку Орловской крепости Феодору Роговому. На эту грамоту можно смотреть как на произведение самого преосвященного Иоасафа. Дело в том, что в прошлом столетии ставленные грамоты не имели того характера регламентированной униформы, который усвоен им нынче. В одних епархиях, напр. в Севской, эти грамоты, как и теперь, существовали в виде печатных бланков, в которые заносились имя поставляемого и место его служения 2); в других, Белгородской напр., они были рукописные и формы их изменялись с переменой представителей епархиальной власти. Под руками у нас три ставленные грамоты выданные Белгородскими архиереями Петром, Иоасафом и Порфирием, и каждая из них отлична одна от другой по формату листа, содержанию, по месту подписи преосвященного и по приложенным к ним печатям. Так как ставленные грамоты представляют собою документ особой важности, то не будет бездейно предполагать, что архиереи, вводившие новые формы этих грамот, были ежели не авторами, то редакторами данных форм. Догадка наша по отношению к преосвященному Иоасафу имеет тем большую степень вероятности, что этот архипастырь выдал очень значительное число постановлений, касающихся благоустройства вверенной ему паствы. 3) Отличительный по-
2) "Записки Гавриила Добрынина". "Русская старина", том III (апрель 1871), стр. 139-140.
3) "Историко-статистическое описание Харьковской епархии",
— 655 —
шиб этих постановлений — ясность языка и обстоятельность изложения, отсутствие каверзливых, затемняющих смысл украшений старого канцелярского стиля, — черты, которые целиком идут к представляемой нами грамоте.
Некоторые епархиальные повременные издания приступили уже к тиснению старых ставленных грамот; между прочим в "Киевских епархиальных ведомостях" напечатана ставленная грамота, выданная епископом Переяславским Кириллом Шумлянским. 4) Сообщая тоже старую ставленную грамоту, мы делаем это не в видах бесцельного попугаизма. Дьячковская ставленная грамота, как одна из форм отжившего свой термин административного мероприятия 5) имеет право на некоторое внимание к себе; тем паче это право принадлежит грамоте, отличающейся особой своеобразностью, которая, воспроизводя некоторые характерные детали бытовой духовной действительности, утверждена подписью святителя стяжавшего себе имя великого подвижника благочестия христианского.
Филарета, архиепископа Харьковского, отд. І. стр. 11.
4) № XXII, стр. 693-694 прибавления.
5) Известно, что в настоящее время псаломщикам, при определении на служение церкви, выдаются вместо ставленных грамот консисторские указы.
— 656 —
ТЕКСТ ГРАМОТЫ.
Иоасаф Горленко,
Божиею милостию православный Епископ
Белгородский и Обоянский.
Объявитель сего Белоградской нашей епархии Ландмилицкого Украинского корпуса Орловской крепости 6) Троицкой церкви дьячок Феодор Роговой, по представлению и засвидетельствованию Ландмилицкого протопопа Григория Миргорода, сего 1752 года августа 6 дня к оной Троицкой церкви по чиноположению церковному нами рукоположен в чтеца и певца, которому благословляем и утверждаем быть при той Троицкой церкви действительным дьячком и в должности своего звания поступать по правилам святых апостол и богоносных отець; в церкви всегда петь и божественные писания прочитывать облаченному в стихаре (без ораря), якоже правило 15 поместного собора, иже в Лаодикии повелевает, а без того отнюдь не дерзает разве за неимением стихаря скудости ради церкви 7);
6) Местоположение упомянутой Орловской крепости находится в верстах двадцати от г. Константинограда на бывшей Украинской линии. Крепости на этой линии были заложены около 1738 года. (Записки Манштейна, часть 1, 1823 г.)
7) Возникает недоумение-вопрос: существовала ли в данное время в туземных храмах такая степень бедности, что в них не было и стихарей? Почти что
— 657 —
мирским же и не рукоположенным от архиерея чести на литургии божественной Апостола возборонять и ни кому же ни на какие лица взирая не допущать, но собой действовать свое служение на нем же и поставлен; во время же своего причащения божественных таин никако же дерзати приступати во алтаре, по пред царскими враты, по обычаю, в стихаре; к тому же имети знамение действительного рукоположения, на главе пробритенное гуменце; и одеяние на себе иметь духовному чину приличное, темного цвета, а не светлое, хотя убогое только чистое, только чистое; и житие свое провождать честное и не зазорное и трезвенное, причетником церковным и служителем алтаря Божия подобающее; в дому же своем ни каких зазорных лиц, кроме матери, сестры и тетки единокровных, ни какоже да держит по третьему правилу Вселенского собора; в пиршества же и корчмы ради пьянства, кощунств и смехотворства и ни для каких чину его противных действий отнюдь не ходить по правилу 54 святых апостол; запрещаем же от своей церкви, к ней же рукоположен, в другую переходить без воли и благословения нашего по правилу 15 седьмого Вселенского собора; а в он же час отъидет, да не дерзает ни в какой службе действовать свое служение и в стихарь не обличатись и тоя Троицкия церкви священнику быть во всем послушну; егда же
так нам приходилось читать распоряжение Славенского епархиального начальства, которым воспрещалось употребление в здешних храмах стихарей, сделанных из убогого холста на манер женских рубах со сборками.
— 658 —
случится по неякой нужде в другой церкви послужити, то без благословения настоящего священника в стихарь не обличатись, но первее спросить благословение; а церковными доходы и принадлежащею до той церкви определенною землею и сенными покосы владеть ему, Феодору, дьячковским третиим жребием во всем беспрепятственно. Известного же ради свидетельства, якоже он, Феодор, нами в дьячки благословен и рукоположен, дадеся ему сия наша грамота, рукою нашею подписанная и печатью утвержденная, которую объявить ему, дьячку, в Ландмилицком духовном правлении, а в том правлении, записав впредь для ведома в книгу, отдать оному дьячку с роспискою. Дана в Белгороде, августа 7 дня 1752.
"Вышеименнованный Иоасаф Епископ".
Отмеченное кавычками составляет собственноручную подпись преосвященного Иоасафа.
Орфография грамоты восстановлена.
Иван Павловский.
Село Циглеровка,
близ г. Константинограда.
/2721/
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |