Построение храма в Кобеляках и при нем богадельни и школы
- Подробности
- Просмотров: 4642
И. Ф. Павловский. Построение храма в Кобеляках и при нем богадельни и школы.
Подається за виданням: И. Ф. Павловский. Построение храма в Кобеляках и при нем богадельни и школы. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. — 1913. — № 27. — С. 1938-1944.
Переведення в html-формат: Борис Тристанов.
— 1938 —
Построение храма в Кобеляках и при
нем богадельни и школы.
В конце XVIII в. бывший новороссийский губернатор, генерал-поручик Василий Алексеевич Чертков и и бригадир Адабаш построили в Кобеляках (тогда местечко) в 1778 г. в воспоминание тезоименитства Императрицы Марии Федоровны, храм во имя св. Марии Магдалины, снабдив его утварью и всеми необходимыми принадлежностями для совершения богослужения. При этом же храме они построили дом о «6 покоев» и в нем богадельню для содержания дряхлых и не имеющих пропитания, а также и школу для обучения сирот грамоте. Все это обошлось этим благотворителям до 10 тыс. Помимо этого, они внесли капитал в 3 тыс. с тем, чтобы проценты шли на содержание богадельни и училища, а в случае надобности и на «подкрепление церкви». Бригадир Адабаш подарил еще в 1789 г. 34 деревянных лавки для отдачи внаем и вырученная сумма опять таки должна была удерживаться на эти учреждения. Но Приказ находил недостаточным этих средств и предложил ему построить ещё несколько лавок, что он и сделал. Он еще выстроил
— 1939 —
21 лавку и постоялый двор. Сам Адабаш принимал деятельное участие в организации этих учреждений и они находились под его наблюдением.
17 Марта 1798 г. Черниговский приказ общественного призрения закрыл школу и богадельню. Нужно думать, что Адабаш уже не был в живых, иначе он не допустил до их закрытия. Сделал это Приказ в виду донесения смотрителя училищ, что в богадельне нищих мало да и в училище нет учеников, особенно в летнее время и учитель остается «без упражнения».
Закрытие богадельни и школы произвело неблагоприятное впечатление. И в Марте 1804 г. кадетский [кобелякский] предводитель дворянства О. В. Чорба, вместе с другими помещиками уезда (числом 24, среди которых, за исключением 5-6 ч. все были военные) подают генерал-губернатору кн. А. Б. Куракину просьбу, где сообщая об этих пожертвованиях, просят князя «восстановить и привесть в деятельность и совершенство все вышеизъясненные иждивения».
«По неизвестному нам случаю, писали дворяне, черниговской приказ все, это отставил, богадельню и училище уничтожил, приняв в свое распоряжение, отдал на откуп и получает знатные доходы». И «кладбищенское место, довольно обширное отдано было на откуп и в виду разводящегося вишневого сада, преграждается погребение умерших».
Кн. Куракин, так много заботившийся о благотворительных и просветительных учреждениях в Малороссии, сам устраивавший богадельни, мечтавший покрыть всю Малороссию сетью народных школ, естественно, не мог оставить без внимания просьбу дворян. И действительно, он тотчас же написал уездному предводителю письмо, где обещал не опустить все зависящие от него средства на «всеконечное приведение в исполнение по предмету сему воли завещателя». Вместе с тем, князь просил предводителя сообщить об этом и остальным дворянам, подписавшим прошение князю.
Кн. Куракин приказал полтавскому приказу привести в известность капитал и имущество жертвовате-
— 1940 —
лей, вести им отдельный счет и потребовать от черниговского приказа «несвойственно употребления им со времени уничтожения плана, назначенного Чертковым и Адабашем».
Когда приказ подвел все счеты, то оказалось капитала к 1 Января 1805 г. было 6127 — 32 к., считая с наросшими процентами (в этом числе 1778 — 64 к. были на руках у помещиков Антона Остроградского, Анны Остроградской и Романовского). Приказ все движимое имущество покойного бригадира Адабаша отдавал на откуп, сначала полтавскому купцу Шапедкову, а затем воронежскому купцу Попову. Самое имущество находилось в печальном состоянии, оно не ремонтировалось в течение нескольких лет, отчего пришло в ветхость, как доносил нижний земский суд (уездная полиция), осматривавший его вместе с уездным стряпчим. Не мало было расхищено досок (до 50), в саду пасли скот, все «родючие деревья пропали». Расхищено было не мало и церковных вещей. Видимо, приказ общественного презрения мало обращал внимания и допустил арендаторов к разорению имущества. Генерал-губернатор приказал обратить на это внимание и выяснить, кто виновен в разорении, и все исправить на счет виновного.
Желая выполнить волю завещателей — открыть сначала школу, а затем богадельню, кн. Куракин привлек к участию в этом деле Попечителя Кременчугского богоугодного заведения Алексея Федоровича Козачковского, жившего в Кременчуге. Он просил его осмотреть имущество Адабаша и приискать удобное помещение для школы, которую он решил открыть на средства Адабашева, взамен уничтоженной Приказом. Он предполагал устроить приходское начальное училище на основании незадолго перед тем изданных Министерством народного просвещения «предварительных правил». Козачковский отправился в Кобеляки, зимой, в Декабре 1805 года. Он нашел, что наиболее подходящим местом для школы будет площадь, где был дом Адабаша. К этому месту выразил пожелание присоединить и свой участок подкоморный Лутовинов, что он делал безвозмездно в виду приязни и совместной воен-
— 1941 —
ной службы с Козачковским. «И училище, писал он, будучи поставлено против улицы, близ реки, имея в виду церковь в самом городе, сделает и собой вид приятный». Козачковский, как и низший земский суд нашем все недвижимое имущество покойного Адабаша в совершенном запустении.
Был и другой проект Козачковского поместить школу в здании, занимаемом нижним земским судом, где она и была помещена. Из капитала Адабаша кн. Куракин приказал выдать Козачковскому 1500 р. для приспособления этого здания к помещению в нем школы. Школа была открыта в Июне 1806 года. Учителем был назначен воспитанник Московского воспитательного дома Василий Николаев, выдержавший впоследствии экзамен на звание учителя в главном правлении училищ в Полтаве, т. е. при дирекции училищ.
Жители Кобеляк желали иметь не приходское училище, а поветовое, о чем от их имени и просил Козачковский князя Куракина. Кн. Куракин высказался в том смысли, что поветовое училище должно быть содержано на счет казны, а не частного благотворителя. Да об этом пришлось бы ходатайствовать у министра народного просвещения. С целью увеличения дохода, кн. Куракин разрешил в постоялом дворе, завещанном бригадиром Адабашем, право продажи горячих напитков пива и меду, и этот двор был отдан на откуп полтавскому Купеческому сыну, еврею Леону Зеленскому за 275 р. в год (за право продажи вина 250 р., а за пиво и мед 25), на этом дворе была и харчевая продажа.
Постоялый двор был выстроен и обошелся 5113 р. — 15 к., по плану губернского архитектора Афросимова, утвержденному кн. Куракиным. Это училище просуществовало до 1808 г., когда оно было преобразовано в поветовое, о чем хлопотали помещики и жители Кобеляк. Козачковский в Августе 1806 г. писал кн. Куракину, что «исправленные в Кобеляках два корпуса из дара покойного бригадира Адабаша суть те самые, которые и при жизни его, занимались для учения юношества в одном из оных два больших покоя с перегородками для учеников, а в другом
— 1942 —
один покой с перегородкой для учителя, а по нужде и для двух, другой для услуги и третья небольшая кухня. Он считал, что это помещение совершенно достаточно для временного помещения поветового училища, ибо предполагаемое для оного казенное здание уповательно не скоро еще сделано будет, желание же и нужда граждан кобелякских и поветовых обывателей, а паче помещиков, по сказанию городничего, состоит в том, чтобы с настоящего времени детям их воспользоваться учением, не таким только, как в приходских училищах преподаваться будет, но и большим». Он предлагал помещать здесь и детей, «кои ни родителей, никакого пособия не имеют». Так, он предлагал устроить небольшой интернат при училище, исключительно для сирот. А средства, писал Козачковский, «по времени и сумма из адабашевского капитала собрана быть может».
Кн. Куракин ходатайствовал об этом преобразовании у министра народного просвещения, а последний предоставил это усмотрению Харьковского Попечителя Учебного Округа. После запросов относительно помещения, средств, Харьковский Попечитель округа поручил озаботиться открытием этого училища первому директору полтавской гимназии и училищ Полтавской губернии Огневу, в присутствии которого состоялось открытие поветового училища 24 Июня 1808 года. Кобелякский городничий Кисилев доносил генерал-губернатору, что при многом стечении дворянства и протчего звания граждан, в присутствии директора училищ Огнева, Кобелякское поветовое училище открыто, при каковом разе со стороны полиции вся важность приличная в церемоний и во время крестного хода вполне сохранена». Так изменена была воля завещателя, желавшего устроить школу при церкви. Богадельня же, закрытая черниговским приказом, совсем не была открыта.
Кн. Куракин желал после открытия школы, устроить богадельню. Изыскивая на это средства, князь отдал за большую сумму аренду лавок и помимо этого, он задумал устроить в Кобеляках гостиный двор, доход с которого давал бы возможность содержать богадельню. Смета на гостиный двор была 13995 р. —
— 1943 —
20 к. Все доходы с «адабашевского имущества» были употребляемы на эту постройку, но конечно, их было слишком мало, и потому князь Куракин делал распоряжение Приказу «отделить в виде клада в строение ведомству приказа принадлежащее».
Спустя некоторое время, Приказ уведомил кн. Куракина, что он не располагает более средствами, на что кн. Куракин 22 Мая 1807 г. приказал «соображаться с возможностью в суммах от бригадира Адабаша подаренных и предписал окончить постройку. Всего выдано на эту постройку по 1809 г. — 9344 p. — 4¾. Преемник кн. Куракина, кн. Лобанов-Ростовский 25 Июня 1808 г. определил некоторую сумму на эту постройку (какую, неизвестно) из средств, ассигнованных. для окончания постройки в Полтаве памятника в столетие Полтавской битвы и богоугодных заведений, но гостиный двор не был окончен. Он далее двух лет оставался недостроенным и, на запрос Козачковского, бывшего в то время Полтавским губернатором, кн. Лобанов-Ростовский предписал остановиться постройкой «до предбудущего возможного случая». Что же касается материалов, заготовленных, то он приказал употребить на другие постройки. Пожертвование на богадельню вызвало другое пожертвование кобелякской обывательницы Домникии Загорунчихи, о чем донес городничий в феврале 1804 года. Она пожертвовала лес в пользу богадельни; лес этот находился в 4 верстах от Кобеляк, в урочище Долгом роде, близ Емельяненкова хутора. Но получен ли этот дар, неизвестно. Интересно, что следов этого пожертвования не оказалось ни в поветовом суде, ни в нижнем земском суде. При расследовании этого дела, казак Буловка, владевший смежным лесом, заявил, что этот лес вырублен по приказанию бывшего кобелякского городского головы поручика Ампирова. Таковы последствия пожертвования на школу и богадельню. Если бы князь Куракин не выехал бы из Малороссии в Январе 1808 г., то он, несомненно довел бы дело до конца и богадельня была бы открыта. Лавки и постоялый двор или, как говорили тогда, «Адабашевские имения», приказ продолжал отдавать на откуп, и цена их постепенно увеличивалась и
— 1944 —
в 1813 г. имения эти были отданы тому же Леону Зеленскому за 700 р. в год. Но получаемые деньги приписывались к общим средствам Приказа.
Остался один только храм, существующий до ныне, как приписной к Кобелякскому собору, но о нем мало заботились. В Декабре месяце 1814 года священник Григорий Костенко жаловался Приказу Общественного Призрения на смотрителя этого храма Ульянича, что он не заботится о храме, никогда не посещает его, а проживает в имении помещиков Генжи, где он постоянно пребывает и управляет имением. Интересно, что забота о храме была возложена не на священника этого храма, как это и подобает, а вручена постороннему лицу. Ульянич был уволен, и вместо него был назначен опять таки посторонний человек канцелярист Андрей Нищенко 1).
1) Арх. Г. Правл., св. 49, дело № 203. В клировой книжке, изданной Полтавской духовной консисторией сказано, что этот храм построен бригадиром Николаем Адабашем (стр. 177). Это не вполне верно. Построена она Адабашем и генерал-поручиком Чертковым.
И. Ф. Павловский.
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Очерк деятельности малороссийского генерал-губернатора князя А. Б. Куракина
И. Ф. Павловский. Очерк деятельности малороссийского генерал-губернатора князя А. Б. Куракина (1802-1808 гг.): (По архивным данным, с рисунками) / Издание Полтавской Ученой Архивной Комиссии. - Полтава: Т-во Печатного Дела (Тип. быв. И. А. Дохмана), 1914. - 131 с., ил. |
3 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |