К сведениям о Покровской церкви в городе Переяславле
- Подробности
- Просмотров: 3856
И. Ф. Павловский. К сведениям о Покровской церкви в городе Переяславле.
Подається за виданням: И. Ф. Павловский. К сведениям о Покровской церкви в городе Переяславле. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. — 1879. — № 11. — С. 514-520.
Переведення в html-формат: Борис Тристанов. Изображения добавлены Автором сайта.
— 514 —
К сведениям о Покровской церкви
в городе Переяславле.
В "Полтавских Епархиальных Ведомостях" было помещено историческое описание церкви во имя покрова Богородицы, что в г. Переяславле (издан. 1871 года,
— 515 —
вып. XXII и XXIII, стр. 902-916; 938-952). Описание это свидетельствует некоторым образом о трудолюбии местного изыскателя, не забывающего, между прочим, сообщать обстоятельные показания на счет размеров пономарни, вышины и ширины окон и проч.; но в тоже время в описании подмечаются пробелы, обусловленные тем, что автор приступил к своему делу, не заручившись знакомством с источниками для труда, — с тем, что раньше было представлено в литературе относительно замечательной Переяславской церкви.
Об этой церкви писал в "Русском Архиве", издан. 1865 года, известный исследователь нашей старины и народности Александр Власьевич Терещенко († 21 февраля 1865 г. в Зенькове). Покойному Терещенко принадлежит в помянутом издании заметка под заголовком: "Малороссийское предание об образе Покрова Божией Матери и падении гетмана Мазепы пред Покровской церковью в Переяславе". Заметка эта по своему интересу располагает полной правомерностью, чтобы занять место на страницах местного нашего Епархиального органа.
В Переяславле находится церковь Покрова Божьей Матери, первоначальное построение коей относят к 1614 году. При водворении в городе поляков, а с ними католического духовенства, были вводимы их обычаи, язык и управление, было отнимаемо у жителей право собственности и их обращали в невольников. Не смотря на все жестокие гонения и притеснения за то, что они осмеливались говорить за свои права, малороссияне еще терпели. Когда же стали осмеивать пра-
— 516 —
вославие и вводить унию, тогда вспыхнуло всеобщее негодование, которое отразилось в страшной тарасовой ночи (в 1628 г.), в роде гугенотской или сицилийской вечерен. Гетман Тарас Трясило, напав ночью на Переяславль, где пировали поляки и их гетман Конецпольский, перерезал его войско, взял весь его лагерь, а потом стал резать обывателей-поляков, католических священников и жидов; в след за тем убивал без пощады, по деревням и селам, все то, что именовалось польским и еврейским.
Кровопролитие, продолжавшееся несколько дней, не уняло поляков: они снова водворились в Переяславле и ввели по-прежнему свое самовластие до такой степени, что православные храмы обращались ими в униатские и католические. Староста Переяславский и воевода брацлавский Лука Жолкевский, племянник гетмана Жолкевского, построил (в 1638 г.) при Покровской церкви иезуитской коллегиум. Взбунтовавшийся в последствии народ (в 1666 г.) разметал коллегиум и прах основателя его, погребенного при той церкви, вырыл из земли и разбросал с ожесточением.
Переяславский полковник Мирович, племянник гетмана Мазепы, положил основание новой покровской каменной церкви в 1704 году; но на том ли месте стоит она, где прежде была? — На другом, ибо в рукописном описании о построении каменного храма, хранящемся в ризнице Покровской церкви, сказано, что из прежней церкви перенесены *) все церковные вещи в новую, при освящении ее в 1709 году.
Покровська церква (1704 р.) у м. Переяслав Переяславського повіту
(нині м.
Переяслав-Хмельницький
Київської обл.). Зовнішній вигляд з південного заходу.
Світлина П. Жолтовського.
З
архіву Стефана Тарнушенка.
Нынешний храм построен во вкусе византийского
*) Одно это слово перенесены весьма недостаточно для доказательства того, что Покровская церковь теперешняя перенесена была с старого места на новое — Ред.
— 517 —
зодчества, имеет местами стены чрезмерно массивные, до трех аршин толщины; с южной и северной сторон поделаны тайники в верху над дверьми. Эти тайники выведены в стенах на подобие комнат, в коих, при нападении неприятеля, могли быть скрыты церковные вещи и казна. К тайникам ведет небольшая, в роде окна, дверь, которая легко закладывалась кирпичом, и никто посторонний не мог знать о потаенном месте. С южной стороны тайника находится внутри церкви потаенная каменная лестница, ведущая на верх купола, где стояла, как полагать надобно, стража, наблюдавшая за движениями, происходившими вокруг города (особенно по течению Днепра, текущего от Переяславля в семи верстах) и своевременно дававшая знать об опасности, угрожавшей жителям.
Касательно каменной церкви передают, между прочим один случай, что полковник Мирович, возводя ее по художническому плану, навел на себя негодование гетмана Мазепы за то, что в архитектурном отношении храм его превосходил Вознесенский монастырь, построенный гетманом в Переяславле. "Есть люди, — говорил он племяннику своему, — которые заботятся о приобретении богатых экипажей и ими щеголяют, строят пышные здания и ими тщеславятся; а мы с тобою начали строить храмы, кажется не для того, чтобы щеголять друг перед другом". — "Помилуйте, гетмане ясневельмолжный". — отвечал ему племянник — "Я никогда не думал об этом, а строил так, как мне казалось лучше. Я никогда не осмеливался выказывать себя пред народом".
Церковь была уже возведена до половины, и Мирович немедленно приказал после этого разговора окончить ее, как попало, не держась уже плана.
— 518 —
Собор Вознесенського монастиря (1685 р.) у м. Переяслав Переяславського повіту
(нині м.
Переяслав-Хмельницький
Київської обл.). Зовнішній вигляд з північного заходу.
Світлина П. Жолтовського.
З
архіву Стефана Тарнушенка.
И действительно, построенный гетманом Вознесенский монастырь (в 1700 г.) не имеете той красы, как Покровская церковь: в первом церковь Вознесения имеет древнее русское зодчество со смесью греческого, а вторая ближе к готическому с примесью римского стиля; соблюдена стройность и правильность в размерах только до куполов.
Посвящая созидаемую церковь Покрову Божией Матери, Мирович в тоже время поручил нарисовать запрестольный образ Покрова, величиною около двух аршин, и на нем представлены, по его желанию, государь Петр I и государыня Екатерина I в царской одежде. Государь со скипетром и державою; подле — гетман Мазепа в своей гетманской одежде; близ государыни — придворные дамы в придворном наряде; в стороне казаки в их нарядной одежде; напротив императора — Феофан Прокопович в своем полном архиерейском облачении; около его — священство. Над всеми ими на облаках Покров Божией Матери, явившийся в Греции в X веке.
"Покров Богородиц" із зображеннями гетьмана Івана Мазепи, переяславського
полковника Івана Мировича, префекта Киево-Могилянської академії Феофана
Прокоповича та російського царя Петра I i його дружини Катерини I. Копія XIX ст.
з ікони початку XVIII ст. Оригіналал втрачений.
Розмір — 128 х 66 см. Полотно, левкас, олія.
Із фондів Національного художнього музею Українии, Київ.
(https://getmanat.org/ikon-kozatska-pokrova-vtsililo-lishe-trohi-bilshe-desyatka/)
Образ Покрова замечателен изображениями лиц и художественною кистью; государь и государыня довольно похожи (сравнительно, конечно, с признаваемыми наиболее близкими к натуре экземплярами их иконографии); Мазепа и Феофан Прокопович более всего похожи. Другие особы, как то: дамы, казаки и духовенство, неизвестны, кто они именно. Строитель храма так же нарисован здесь и, как должно думать, он тот самый, который стоит подле гетмана. — Живопись везде прекрасная, и надобно удивляться, что по тогдашнему состоянию изящного искусства в Малороссии соблюдена отчетливая отделка в современных нарядах, в правильной расстановке всей группы, а главное достоинство
— 519 —
— превосходные изображения лиц, переданные верно и живо. — Какой же был повод к изображению современных лиц, и откуда взяты их портреты? Говорят, что Мирович велел изобразить все эти лица по тому поводу, что Малороссия наслаждалась покоем под державою России, что он желал представить Малороссию в ликах малороссиян, а Россию — в царственных и и в других особах, — что он в образе Покрова поручал Россию и Малороссию заступничеству Божией Матери... Лица державные, придворных особ и Феофана Прокоповича рисованы тоже, как рассказывают, с портретов, имевшихся у художника. Гетман и казаки взяты с действительности. Что же относится до государя, то он бывал в Переяславле, а поэтому художник мог и видеть его.
Сохранилось одно важное предание о Мазепе, приурочное к Покровской церкви в Переяславле. Когда он замыслил отторгнуться от России, глубоко скрывая думы в своем сердце, однажды подъезжая к Покровской церкви (еще прежней и стоявшей около вновь строившейся), только что поравнялся с храмом, упала под ним лошадь и расшиблась. Народ, провожавший его, пришел в ужас, и раздались из толпы голоса: "оце не к добру, наш вельможный упав!" — Никто из стоявших не знал, что тогда таилось в его душе, а народ выразил лишь свою боязнь, не думая о том, что голос народа — голос Божий. — Гетман немедленно пошел в старую церковь, пал на колена пред иконою Божией Матери, только не пред Покровом, и молился со слезами. Самовидцы передали потом, как слезы его катились и орошали икону, и в то время, как гетман прикладывался к святому лику, выкатилась слеза из очей Богоматери и остановилась с пра-
— 520 —
вой стороны лица, почти посреди носа: и тому служит по ныне доказательством образовавшаяся капля. — Гибельный конец гетмана известен всем, именно то, что после битвы под Полтавою, 1709 г. Июня 27, он бежал вместе с королем шведским Карлом XII в турецкие пределы, и с ним строитель церкви Мирович, и что он и Мирович умерли вне Отечества своего. Оставшаяся в Переяславле жена Мировича, урожденная Пелагея Голубина, докончила церковь и украсила ее.
Откуда позаимствовано сведение о падении гетмана? Одна духовная особа, которую Терещенко не называет, передавала ему, что двадцать лет тому назад (считая с 1865 года) слыхал он от одной слишком столетней женщины, которую часто спрашивали любопытные, не помнит ли она чего-нибудь про гетманщину? — Тогда она пересказывала, что видела и что слыхала и, между прочим, о том, как говорила ее родная мать, что вельможный гетман Мазепа упал с лошадью пред Покровскою церковью; и что все стоявшие, в том числе и ее мать, приписывали это не к добру.
Ив. Павловский.
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |