Ссылка архимандрита Виктора в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь
- Подробности
- Просмотров: 6153
Иван Павловский. Ссылка архимандрита Виктора в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь.
Публикуется по изданию: Ссылка архимандрита Виктора в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1911. – № 23. – С. 1733-1736.
Перевод в html-формат и адаптация к современному языку - Борис Тристанов.
— 1733 —
Ссылка архимандрита Виктора в Полтавский
Крестовоздвиженский монастырь.
В двадцатых годах прошлого века настоятелем Нежинского Благовещенского монастыря был архимандрит Виктор. По высочайше утвержденному 15 февраля 1824 года определению Святейшего Синода, он был сослан за неповиновение и дерзость противу начальства, сначала в Суздальский Ефимьев монастырь, а в 1827 г. он переведен в Полтавский Крестовоздвиженский с запрещением священнослужения и ношения архимандричьего креста и ордена Анны 2 степени. Причиной высылки было дело казака Синяка.
Полтавский монастырь в половине XIX века.
Служители Благовещенского монастыря, по распоряжению его настоятеля архимандрита Виктора, не допустили казака Синяка работать в помане, данной ему
— 1734 —
казной на откуп в белош.... лесу. А между тем, черниговский обер-форшнейдер требовал от этого казака уплаты 215 р. Синяк отказался от платежа, так как ему не дали обрабатывать этот участок. Этого мало, по распоряжению архимандрита отобрали пару волов, бочку и все забрали в монастырь. Началось дело, которое разбирала Нежинская городская полиция "обще" с нижним судом и депутатом от духовного ведомства.
Архимандрит Виктор отказался дать какие-либо объяснения, а нежинскому поветовому стряпчему он написал бумагу, где, касаясь этого дела, рисует порядки старого времени. Это то его, как он назвал "собщение" и послужило для него обвинением.
"Сей монастырь принужденным нашелся донести вашему благородию своим к вам отношением от 3 мая за № 51 о самоправном прихвачении 31 десятины земли собственно монастырю принадлежащей от черниговского обер-форшенейдера, при отобрании белшанковского урочища, напоминая указ, последовавший из черниговского губернского правления 1818 года от 16 июля за № 28186 по которому и ныне ни малейшего исполнения от вашего благородия монастырь не видит через два почти года; что монастырь через нарочитую таковую проволочку ощутительную терпит потерю; напоминая угрозы казака Синяка и его "похвалк" сжечь монастырь и что нежинский полицмейстер под именем сего казака содержа в откупе белошапское урочище, нерезонно владеет монастырской землей, яко бы от казны ему данной и о взятии 20 апреля по приказанию монастыря пары волов с плугом помянутого казака, оравшего монастырскую землю, напоминая о извещении о том земской полиции, о вздорном сообщении от городской же полиции же и о полуночном ее нападении на монастырь. Все вышеписанное сообщив монастырь к сведению вашему, просил вас учинить расследование по своей должности и уведомить его о последствии, вторично отнесся монастырь к вашему благородию от 4 мая за № 52 о неправильном действии городской полиции, которая, подговорив священника Григория Вовиловского, заседателя Тонконого, и своего квар-
— 1735 —
тального надзирателя Незнамова, кои прибыв в загородный монастырь почти все в пьяном положении разогнали штатных людей, разбивали сами чиновники замок и отбив другие двери, где волы находились, увели их с собой.
А теперь в третий раз монастырь сообща вашему благородию от 8 мая за № 54 доносит, что городская полиция отнеслась таки в монастырь за № 1335 с помянутым попом и Тонконогом (умолчав о похищении вышепомянутых волов и разбитии монастырских дверей) монастыря владением от собственной его земли; при сем необходимо нужным находит монастырь довести до сведения вашему благородию первое, что обер-форшнейдер отмежевывая Белошапковское урочище 44 десятин с саженями в казну самоправно отмежевал без депутата со стороны духовной части, без монастырского начальства, без отряженного чиновника от земской полиции и без поветового стряпчего; 2-ое обер-форшнейдер недовольствуясь тем, что во место 44 десятин отрезал от монастыря 75 десятин, разорил в конец монастырскую посеку со всеми ее строениями, два фруктовые сада из кореня истребил, нанесши монастырю убытку на многие тысячи. 3) еще покусился он 1819 года самоправно отобрать последний лесочек от монастыря и продал здешнему мещанину Постернаку в поруб. 4) донесши и сие к сведению вашему благородию просить о разрешении следующих вопросов вас монастырь: 1) какое право имеет городская полиция удалять обитель от владения собственной его землей и подводить на поругание государственным законом вовся не к стати из учреждений о губерниях 224, 257 и 266 статьи. 2) по какому резону полицмейстер Нежинский относится сообщением своим к монастырю купно с городским депутатом со стороны духовной части которой не видев настоятеля монастыря и не спросившись о деле слепо подписался о том, что касается до земской полиции, у которой депутат Иоанн, священник Богословской церкви; 3) по какой отважности Тонконогого чиновник земской полиции помешался с городской полицией в отказе монастырю его земли, когда земля 31 десятина без ниж-
— 1736 —
него земского суда похищена обер-форшнейдером; 4) может ли казна собственную монастырскую землю отдавать в откуп как говорит в своем сообщении господин полицмейстер Кищенко; 5) монастырь разумеет здесь под именем казны карманы нежинские и обер-форшнейдера, около казны ходящие". 1820 мая 8 дня.
Архимандрит Виктор отказался дать объяснение по этому делу полицмейстеру Кищенко. Генерал-губернатор кн. Репнин запросил об этом деле черниговское губернское правление. Дело архимандрита было передано в духовную дикастерию.
Архимандрит Виктор был родом грек и в Россию прибыль до 1793 г. Он просил разрешения отправиться на родину, что ему было дозволено. Предписано было отправить его до границы в сопровождении полицейского чиновника. Его почему-то отправили через Нежин, на что обратил внимание генерал-губернатор кн. Репнин и поставил это на вид Полтавскому губернатору Тутолмину... Не могу не заметить Вашему Пр-ву что вы вовсе напрасно позволили ему отправиться через город Нежин, из которого он, по высочайшему повелению, выслан 1)".
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |