Боровский, Александр Кириллович

Боровский, Александр Кириллович (6.3.1889, Мигава, Латвия - 27.4.1968, Уобен, шт. Массачусетс, США) - пианист. Из музыкальной семьи. Играть на фортепиано он начал в раннем детстве, к регулярным же занятиям приступил в возрасте семи лет. Первым его педагогом стала мать, в прошлом ученица В.Сафонова. Б., по собственному признанию, не был вундеркиндом. В детстве и юности музыка отнюдь не занимала в его жизни главное место. С большим рвением изучал он другие науки, в частности, юриспруденцию. Учебу в Петербургской консерватории в классе А.Есиповой он сочетал с посещением лекций на юридическом факультете университета, который окончил с отличием, получив диплом адвоката. Еще будучи учеником консерватории, в 1910 Б. был удостоен почетного отзыва на проводившемся тогда в Петербурге 5-м Международном конкурсе пианистов и композиторов им.А.Рубинштейна (всего на конкурсе была присуждена одна премия и два почетных отзыва). С этого момента началась широкая концертная деятельность молодого артиста, В 1912 Б. окончил с золотой медалью консерваторию и получил Рубинштейновскую премию - рояль фирмы Шредера. На протяжении нескольких лет он совершил целый ряд больших концертных поездок по России. Особенно много играл в Тифлисе, Баку, Саратове, Харькове [гастролировал в Полтаве в 1913 г. - Т.Б.].

Пресса по достоинству оценила новое исполнительское дарование: «Техника Боровского виртуозна, его стиль всегда благороден и чужд резких красок. Безусловно художественна фразировка, всегда обдуманна педализация»; его замыслы «иногда пианистически весьма смелые, даже почти рискованные, и их выполнение образуют безукоризненно законченное целое. Пианист достигает всего как будто «играючи». Его игра носит уже сейчас печать настоящего мастерства». На одном из концертов Б. в Москве присутствовал К.Игумнов. Исполнение пианиста понравилось ему. Результатом стало приглашение на должность профессора в Московскую консерваторию. Здесь Б. работал с 1915 по 1920 (по его классу окончила курс, получив диплом свободного художника, Е.Протопопова, впоследствии многие годы преподававшая в том же учебном заведении).

В июле 1920 музыкант выехал на гастроли в Тифлис. На протяжении двух месяцев Б. дал в этом городе 20 концертов, пользовавшихся неизменным успехом. Тифлисские гастроли оказались столь удачными, что Б. предложили устроить концерты в Европе. Уже весной 1921 он в Париже играл в концертах С.Кусевицкого. Затем последовали Лондон, Берлин, другие города. Пианист концертировал по всему миру, много записывался на пластинки. В 1936 он был удостоен Grand Prix в Париже за лучшую запись.

Начиная с 1927 на протяжении 10 лет Б. почти ежегодно приезжал в СССР, выступал в Москве и Ленинграде. «...Боровский всегда идет от содержания, - писал о его концертах тех лет известный теоретик пианизма Г.Коган, - его психологическое искусство пытается передать жизненные эмоциональные процессы; исполнение Боровского повествовательно и динамично; под его пальцами музыка сближается с литературой», Репертуар артиста был очень широк и разнопланов. Но высшие достижения Б. связаны все же с двумя пластами фортепианной литературы. Это, во-первых, музыка XVIII в., в том числе И.С.Баха. Уже в ранние годы критика отмечала, что он играл произведения Рамо, Скарлатти, Куперена «с большим вкусом и с тою гастрономическою тонкостью, которая обличает в нем подлинного любителя старины такого стиля». Другая важнейшая часть репертуара Б. - сочинения современных русских композиторов. Пианист много исполнял А.Скрябина, в том числе поздние сонаты. О его трактовке знаменитого dis-mollHoro этюда ор. рецензент писал, что «после авторского это было самое лучшее исполнение Скрябина, которое доводилось слышать». В России, а впоследствии и за границей в программах Б. часто стояли произведения С.Прокофьева. Оба музыканта знали друг друга с юности, по консерватории (Прокофьев тоже учился в классе Есиповой). Особенно удавались Б. мелкие пьесы - «Сарказмы» и «Мимолетности». В репертуаре пианиста был среди прочего и Третий концерт Прокофьева. Композитор посвятил артисту одну из своих пьес ор. 52. Из сочинений Мясковского Б. нередко играл «Причуды» и Вторую сонату. Впоследствии Б, начал увлекаться музыкой Шопена. Свой особый подход к творчеству этого композитора он выразил в публикациях, одна из которых переведена на русский язык.

Своими блестящими концертными выступлениями пианист снискал себе славу первоклассного виртуоза. Техника Б. базировалась прежде всего на феноменальной одаренности. Так, он никогда не занимался более 2,5-3-х часов в день и не играл специально упражнений и гамм - только пассажи и трудные места из разучиваемых пьес. Очень быстро осваивал Б. новые произведения. Например, «Исламей» М.Балакирева, одно из сложнейших сочинений в мировой фортепианной литературе, был им выучен за 5 дней. Сам пианист объяснял эту свою способность зрительной памятью, Нотные страницы отчетливо запечатлевались в его представлении. Играя наизусть, он музицировал словно по нотам.

Б. скромно оценивал свою педагогическую работу в молодые годы. Тогда он страстно хотел концертировать и не считал себя готовым к преподаванию. Лишь много лет спустя, после более чем двух тысяч концертов, он смог разрешить для себя вопросы, встававшие перед ним на заре его педагогической деятельности. После переезда в 1940 из Парижа в США, когда концертная практика Б. сократилась, он смог передать свой богатый опыт музыканта ученикам, приезжавшим к мастеру со всех концов света.

Источник:

В.Шелохаев.Энциклопедия Русской эмиграции, 1997 г. - http://interpretive.ru/

Ссылки на эту страницу


1 Вайнгортовские чтения - 2012
[Вайнгортівські читання] - материалы четвертой научной конференции "Вайнгортовские чтения"
2 Личности - Б
[Особистості - Б] - пункт меню
3 Музыканты и музыковеды
[Музиканти та музикознавці] - пункт меню