Лаппо-Данилевская Н. А. (некролог)
- Подробности
- Просмотров: 3749
[Аноним]. Н. А. Лаппо-Данилевская (некролог).
Публикуется по изданию: [Аноним]. Н. А. Лаппо-Данилевская (некролог) // Русский католический вестник (Брюссель). 1951. № 3. С. 24.
Материал предоставлен К. Ю. Лаппо-Данилевским.
Н. А. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКАЯ
(Некролог)
17 марта 1951 года в Шароль (Франция, дел. Соны и Луары) после тяжких страданий скончалась Надежда Александровна Лаппо-Данилевская, видная и самоотверженная прихожанка Свято-Троицкой русской католической церкви в Париже.
Надежда Александровна Лаппо-Даннлеиская, урожденная Люткевич, происходила из военной семьи: ее прадед, дед и отец были гусары. Она родилась в Киеве в 1874 году и окончила Елисаветинский Институт в С. Петербурге. В 1898 году она вышла замуж за офицера гвардии С. С. Лаппо-Данилевского.
В молодости покойная много путешествовала, при чем особенно любила Италию, где училась петь, после чего дебютировала на оперной сцене в Милане, в знаменитой Scala. Но вскоре она убедилась, что ее настоящее призвание — писательское творчество. В 1911 году в журнале Исторический Вестник появился ее первый роман, В тумане жизни; впоследствии он вышел отдельным изданием. Затем один за другим были изданы и другие ее романы: Жена министра, Кияжна Мэри, Мишура и другие; особенным успехом пользовался Русский барин.
Читая дневник Надежды Александровны, который она вела с 15-тилетнего возраста, можно видеть, что с самого детства она была человеком глубоко и искренно верующим. Революция и испытания беженской жизни заставили ее с большей сознательностью и ответственностью отнестись к своему религиозному чувству: Надежда Александровна начинает искать полноту церковной истины и в 1923 году в Риме присоединяется к Вселенской Церкви. Глубокое и неизгладимое впечатление на нее произвела личность папы Пия XI, «чудного старца», как писала она впоследствии, вспоминая об аудиенции у Св. Отца.
Ставши деятельным членом Вселенской Церкви, покойная писательница осталась русской, стараясь во всем и всегда, и в делах и в словах, быть настоящей русской католичкой. Она не перестала любить православные «предания старины», наоборот постоянно им следовала: и именно эта любовь к Святой Руси вызывала в ней глубокую скорбь: она понимала, как пагубны для православия разобщенность с Римом. Она не прекратила своей литературной деятельности, но направила ее всецело на пользу Церкви, на славу Божию.
Не обладая никакими личными материальными средствами, Надежда Александровна тем не менее помогала ближнему чем могла. Все, кто знал ее лично, хороню помнят «Христову коробочку» — копилку, куда она собирала пожертвования друзей в пользу нуждающихся. Она была насквозь проникнута духом Христова милосердия и сострадания. Сколько раз она лишала себя самого необходимого — лишнего в эмиграции она никогда не имела — сколько раз она буквально голодала или дрожала от холода из-за того, что все свои скудные сбережения она употребляла на оказание помощи страждущим соотечественникам! Впрочем, часто она помогала и совсем посторонним страдальцам — французам, евреям... Она много страдала от обид и оскорблений, подчас наносимых ей теми, кто не понимал ее глубоких религиозных переживаний; но она всё великодушно прощала и, при случае, охотно приходила на помощь обидчикам, когда они попадали в затруднительное положение.
Вероятно, мы не ошибемся, если скажем, что главными чертами ее религиозного характера были устремленность к Богу, жажда молитвы и сильное желание привести к молитве тех, кто не молится.
Бог наградил Надежду Александровну очень крепким здоровьем. Она, по ее же собственным словам, во всю свою жизнь никогда не болела, не знала смысла названий болезней и не различала их. Но за несколько месяцев до кончины она стала прихварывать. Началось с грудной жабы. К этому присоединилось утомление и беспокойство в связи с тяжелым положением горячо любимого сына, очень долго болевшего после несчастного случая.
Осенью Надежда Александровна уехала к одной своей приятельнице француженке в Шароль. Вскоре она заболела. Одно время ей, казалось, стало лучше, а 17 марта, в три часа ночи, она почти мгновенно скончалась от кровоизлияния в мозг. Накануне она исповедовалась и причастилась Св. Христовых Таин. Со святыми упокой!