Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Пассек, Вадим Васильевич

Пассек, Вадим Васильевич (20.06[2.07].1808—25.10[6.11]. 1842), краевед, историк, фольклорист-этнограф, издатель.

Родился в Тобольске. Из старого украинского дворянского рода. В 1826 Пассек поступил на этико-политическое отделение философского факультета Московского университета. Одновременно слушал лекции др. отделений, в т. ч. словесного и физико-математического. Интерес к "векам минувшим" и литературным занятиям сблизил его с молодым проф. М. П. Погодиным, опубликовавшим в своем "Московском вестнике" историко-этнографические "Замечания о Сибири", ставшие литературным дебютом Пассека и одним из лучших очерков в ранней русско-сибирской этнографии.

По окончании университета Пассек самоотверженно работал в период эпидемии холеры. Бедствование и подвижничество москвичей, застигнутых холерой, описал в очерке "Три дня в Москве во время холеры" ("Молва". 1831, № 27—29). В 1832 совершил первую поездку на Украину (включая Харьков; май — сер. окт.). Зимой 1833/34, живя в Твери (у родственников жены), общался с И. И. Лажечниковым (ставшим его "хорошим приятелем" еще до свадьбы), читал ему фрагменты будущей эссеистско-лирической книги "Путевые записки Вадима" (М., 1834).

Издание первой книги Пассека не соответствует ее жанру: это не путевые очерки, а рассуждения о народных характерах, заметки и размышления об исторических событиях, народном быте и фольклоре, поэтические раздумья о прошлом и будущем России.

Автор предстает здесь более религиозным мыслителем (склоняющимся к христианскому "пантеизму"), нежели историком и этнографом, и, подобно романтикам, стремится объединить историю с философией и поэзией. Ведущим устойчивым фактором органичности и самобытности исторического процесса он полагает национальный характер. У славян единой основной чертой характера он видит созерцательное начало ("перевес внутренней жизни над внешнею" и "тишины, спокойствия над деятельностью"), которое в историческом общежитии русских проявляется в веротерпимости (в ср. с Западом), отсутствии "сильных философских партий", неумении организовать отпор насильникам. Исторические суждения Пассека ревизовали, по существу, декабристские взгляды на историю и характер русского народа и предвосхитили ряд идей славянофилов (внутренней расположенности созерцательной славянской души к восприятию христианства). Сами "записки" вызвали резкое неприятие у будущих западников — Герцена (и его кружка) и В. Г. Белинского.

Изданные Пассеком "Очерки России" (кн. 1, СПб., 1838, кн. 2—4. М., 1840; кн. 5. М., 1842) положили начало разностороннему изучению народного быта, исторических памятников, фольклора, этнографии, экономики и природы России, всех ее народностей. Среди ее авторов — Вельтман, Т. Пассек, Срезневский, этнограф и поэт А. Л. Метлинский. Согласно собственному предисловию, издатель преследовал и научные, и просветительские, и воспитательные цели: сосредоточить "знания, приобретенные более опытом… нежели выведенные из умозрения", "завлечь" к наблюдению всего отечественного и "развить… верным знанием горячее чувство любви к Отечеству и благоговение к его великой судьбе" (кн. 1). Самому Пассеку принадлежал целый ряд значительных очерков: "Киево-Печерская обитель", "Праздник Купалы" (кн. 1), "Отрывки из путешествия по Крыму" (кн. 2, 4), "Малороссийские святки" (кн. 3), "Окрестности Переяславля" (кн. 4), "Простонародные средства лечения" (кн. 3, 4), "Веснянки" (кн. 5) и др. В сборнике помещено немало литографий мастеров 20—40-х; ок. трети литографий по рисункам Пассека.

Особое одобрение критики (за полноту сведений и легкость языка) заслужила вобравшая монастырские рукописные материалы книга Пассека "Историческое описание Московского Симонова монастыря" (М., 1843).

Пассек записывал народные песни (вошли в собрание народных песен Н. В. Гоголя), вел обширную переписку. По духовному складу и некоторым идеям Пассек явился предшественником славянофилов. В его работах просматриваются историко-романтические концепции; в истолковании главной проблемы — народности — первостепенным определителем для него стали религиозные верования; при этом в Православной церкви он особо выявляет те устои, которые служат лучшему выражению "славянской души".

Ист.: Свящ. Афанасий (Гиляров), Розин Н. П. // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь. М., 1999.

Источник:

http://rusinst.ru/articletext.asp?rzd=0&id=4861&tm=5

Портрет: http://www.mj.rusk.ru/show.php?idar=801447

Ссылки на эту страницу


1 И. П. Котляревский
И. Я. Айзеншток. И. П. Котляревский. // Котляревский, Иван Петрович. Сочинения. Вступит. статья и примеч. И. Я. Айзенштока. [Пер. с укр.]. Л., «Сов. писатель», Ленингр. отд-ние, 1969. 363 с.; 1 л. портр. (Б-ка поэта. Основана М. Горьким. Большая серия. 2-е изд.). Стр. 5-42.
2 И. П. Котляревский — корифей украинской литературы
Є. С. Шабліовський та Б. А. Деркач. І. П. Котляревський — корифей української літератури. // Котляревський, Іван Петрович. Повне зібрання творів. [Підготовка текстів та коментарів Б. А. Деркача. Відп. ред. Є. С. Шабліовський. Вступ. стаття: Є. С. Шабліовський та Б. А. Деркач. — К., «Наук. думка», 1969. — 510 с. з іл. і факс.; 9 л. іл., портр. і факс. Стор. 5-37.
3 И. П. Котляревский: жизнь и творчество
П. К. Волинський. І. П. Котляревський: життя і творчість // П. К. Волинський. І. П. Котляревський: життя і творчість — Київ : Держ. вид-во худож. літ., 1951, 175 с.
4 Иван Котляревский
Панасенко Т. Іван Котляревський. — X., 2010. — 86 с.
5 Иван Котляревский
М. Т. Яценко Іван Котляревський. // Іван Котляревський. Поетичні твори. Драматичні твори. Листи. / Упорядкування і примітки М. Т. Максименко; вступна стаття М. Т. Яценка; редактор тому М. Т. Яценка. — К., Наукова думка, 1982. — 320 с. (Бібліотека української літератури). Стор. 5-35.
6 Иван Котляревский
Б. А. Деркач. Іван Котляревський. // Котляревський І. П. Енеїда. Поема. Наталка Полтавка. П'єса. Москаль-чарівник. П'єса. / Передмова та примітки Б. Деркача; іл. худож. Г. Якубовича. — К., Дніпро, 1987. — 366 с. (Бібліотека української класики "Дніпро"). Стор. 5-26.
7 Иван Котляревский
Михайло Яценко. Іван Котляревський // Історія української літератури ХІХ століття. У трьох книгах. Книга перша: Перші десятиріччя ХІХ ст. За редакцією М. Т. Яценка. - Київ, "Либідь". 1995. Стор. 68-90.
8 Иван Петрович Котляревский
Терещенко А. В. Иван Петрович Котляревский. — «Основа», 1861, кн. 2, с. 163—175.
9 Иван Петрович Котляревский, автор украинской "Энеиды"
Іван Петрович Котляревський, автор української "Енеїди" / упоряд. Аничин Є. М., Петренко О. М. — Полтава: ТОВ "АСМІ", 2013. — 92 с.: іл. Надруковано на основі видання: И. Стешенко. Иван Петрович Котляревский, автор украинской "Энеиды" (Критическая биография) — Киев: Типо-Литография "Прогресс" против золотых ворот, 1902. — 48 с.
10 Историки, краеведы и археологи
[Історики, краєзнавці та археологи] - пункт меню
11 К пятидесятилетию со дня смерти Ивана Петровича Котляревского
Науменко Володимир. До п'ятидесятиріччя з дня смерті Івана Петровича Котляревського. // «Киевская старина», 1888, т. 23, кн. 11, с. 374—394.
12 Личности - П
[Особистості - П] - пункт меню
13 Отзыв о сочинении г. Петрова: «Очерки истории украинской литературы XIX столетия»
Дашкевич Н. П. Отзыв о сочинении г. Петрова: «Очерки истории украинской литературы XIX столетия». — В кн.: Отчет о двадцать девятом присуждении наград графа Уварова. Приложение к 59 тому «Записок Императорской Академии наук», СПб., 1888. 265 с. Стр. 53-84.
14 Открытие памятника И. Котляревскому в публикациях "Полтавского вестника"
[Відкриття пам'ятника І. Котляревському в публікаціях "Полтавського вісника"] // Газета "Полтавский вестник", Типография Полтавского Губернского Правления, арендуемая Д. Подземским. Редактор-Издатель Д. Иваненко. Полтава: № 207 - 24.08(06.09).1903, стр. 1-3; № 208 - 26.08(08.09).1903, стр. 1-2; № 209 - 27.08(09.09).1903, стр. 1, 2, 4; № 210 - 28.08(10.09).1903, стр. 1, 2, 4; № 211 - 29.08(11.09).1903, стр. 1, 3, 4; № 212 - 30.08(12.09).1903, стр. 1-4; № 213 - 31.08(13.09).1903, стр. 1-4; № 214 - 02(15).09.1903, стр. 1-4; № 215 - 03(16).09.1903, стр. 1-4; № 216 - 04(17).09.1903, стр. 1-4; № 217 - 05(18).09.1903, стр. 1, 2, 4; № 218 - 06(19).09.1903, стр. 1-4; № 219 - 07(20).09.1903, стр. 3, 4.
15 Рисунки из жизни украинского народного слова
Сумцов М. Ф. Малюнки з життя українського народного слова. З XIX т. Сборника Харьковского Историко-Филологического Общества в память проф. Е.К. Редина). — Харьків. Друкарня "Печатне Діло", 1910. — 144 с.
16 Создатель бессмертной "Энеиды" и вечно живой "Наталки Полтавки"
Є. П. Кирилюк. Творець безсмертної "Енеїди" і невмирущої "Наталки Полтавки" // Іван Котляревський. Твори. Вступна стаття Є. П. Кирилюка. — К., Держ. вид-во художньої літератури, 1963. 349 с. з іл. Стор. 3-25.
17 Традиціоналізм і романтизм
Мирослав Попович. Традиціоналізм і романтизм // Попович М. В. Нарис історії культури України. — К., 1998. — 728 с.
18 Усадьба И. П. Котляревського
Усадьба И. П. Котляревського
19 Этнографы и фольклористы
[Етнографи і фольклористи] - пункт меню

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654