Отказ Святейшего Синода соорудить храм на месте убиения Князя Бориса
- Подробности
- Просмотров: 3151
Иван Павловский. Отказ Святейшего Синода соорудить храм на месте убиения Князя Бориса.
Публикуется по изданию: И. Ф. Павловский. Отказ Святейшего Синода соорудить храм на месте убиения Князя Бориса. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. — 1918. — № 15. — С. 447-454.
Перевод в html-формат и адаптация к современному языку - Борис Тристанов.
— 447 —
Отказ Святейшего Синода соорудить храм на месте
убиения Князя Бориса 1)
С давнего времени, ежегодно 2 мая совершается крестный ход из города Переяслава на берег р. Альты,
1) Арх. Д. К. 1823 г. № 115 (по Переясл. уезду).
— 448 —
на место убиения кн. Бориса. На этом месте, отстоящем от города в четырех верстах, совершается молебствие с водоосвящением. На этом месте, с давних пор, была устроена деревянная каплица, к которой и направлялся крестный ход из Вознесенского Переяславского монастыря. После закрытия этого монастыря и перевода монашествующих в Саратов, крестный ход направлялся из Вознесенского собора. Каплица эта построена в 1664 году Переяславским протопопом Гавриилом Бутовичем. Из надписи, на каменном кресте, сооруженном градоначальником Стрелецкого головы в Переяславе Семеоном Кирилловичем Беловым, находящимся в этой каплице, видно что это место было в распоряжении переаславских священнослужителей. Но в начале прошлого века, эта каплица была в ведении причта села Демьянец. За день до крестного хода, командировался епархиальной властью иеромонах для совершения молебствий. Причт Переяславского собора, исходя из того, что эта каплица в прежнее время была в распоряжении переяславского духовенства, в Сентября 1823 года обратилась с ходатайством к преосвященному Мефодию о причислении этой каплицы к собору. «Поелику, пишет причт собора, все вышеизложенные обстоятельства (т. е. крестный ход совершается из собора, что каплица была в распоряжении духовенства) служат неопровержимыми свидетельствами, доказывающими, что место, где совершается каждогодно мая 2 числа на р. Альте освящение воды и по самому положению своему, яко в городской дистанции и на городских землях состоящее, было в заведывании и распоряжении из давних времен переяславского городского духовенства, то собор, по соображению всего вышеписанного, а наиболее, чтобы дать столь знаменитому месту тому, где многочисленне множество, увеличивающееся от времена до времени стечение народа, благоприличнейший вид и тем сохранить и вяще увеличить и увековечить благоговение к почитаемым церковью священномученикам Борису и Глебу, докладывая на архипастырское благорассмотрение, испрашивает благоуважительной резолюции, не повелено ли будет выше
— 449 —
прописанное место и капличку причислить к Переяславскому Кафедральному Вознесенскому собору и для большого благоукрашения оного и вящего почитания Богу угодивших страдальцев, сооружить на место нынешней обветшалой каплички, придельную к сему собору новую каменную церковь, во имя Страстотерпцев князей российских Бориса с Глеба и для вспоможения в сем великоважном и богоугодном деле, открыть в епархии Вашего Преосвященства добровольное пожертвование, на предмет чего, снабдить сей собор сборною, за подписанием Вашего Преосвященства, книгою».
Это прошение было подписано протоиреем И. Козачковским, ключарем Стронским, двумя священниками, протодьяконом и дьяконом. Епископ Мефодий предписал Консистории рассмотреть и доложить с мнением. Консистория представила свой доклад только в Ноябре 1824 г. Консистория, где первоприсутствующим был протоиерей И. Козачковский, членом протоиерей Стронский, подписавшие просьбу причта, рассматривала это прошение и отнеслась очень сочувственно, а главным образом, к проекту соорудить храм.
«Сия Консистория таково оного собора предположение приемлет с удовольствием и одобрением и потому для испрошения на такову постройку каменной церкви в здешней епархии пожертвования, снабдить понадлежащему просительною книгою оный кафедральный собор, сроком на пять лет». Консистория порешила еще обратиться к святейшему синоду о разрешении сооружения храма и чтобы не встретилось о месте какого-либо со стороны гражданского начальства препятствия, учинить предварительно от лица его преосвященства к г. полтавскому губернатору и просить о удалении кому следует предписания, дабы не было чинимо в том никакого ни от кого препятствия.
Существующую каплицу или как Консистория называет ее палаткой, «зараз причислить к кафедральному собору». Все сборы за свечи, за молебны и т. п. должны поступать в собор и вести им счет и получаемые средства должны поступить на постройку храма.
Епископ Мефодий не был доволен этим решением
— 450 —
и написал такую резолюцию: «1824 г. февраля 26 дня. Дело не полное, следует дополнить, а одно одобрение не может быть оному основою и увенчать успехам желаемым». Дело затянулось, так как в этом году епископ Мефодий был переведен 27 Июня архиепископом Астраханским.
Преемником еп. Мефодия был епископ Георгий. Консистория сделала ему подробный доклад, где изложила просьбу соборного причта и решение Консистории. Епископ согласился и на другой же день по получении доклада, написал: «1825 года, Апреля 2 дня. Поступить по сему». Епископ лично осмотрел это место, каплицу и обратился с просьбой к генерал-губернатору кн. Н. Г. Репнину командировать чиновника для обмежевания и снятия плана земли, состоящей ныне под каплицей и в окружности ее, простирающейся до реки Альты.
Епископ Георгий обратился с воззванием к пастве Полтавской, приглашая ее пожертвовать на храм. Ему был поднесен проект такого воззвания, но он его изменил, многое добавил и в таком виде это воззвание дошло до нас.
«Находя во вверенной мне епархии, писал епископ, достопамятное и достословное, близ города Переяслава, на берегу реки Альты место, освященное страдальческою кровию прободенного на нем святого, кроткого, целомудренного, незлобивого и невинного благоверного великого князя Бориса, нареченного в священном крещении Романа положившего душу свою за други своя в предотвращение кровопролитной брани противу старейшего брата своего Святополка, по хищному властолюбию возсвирепевшего каиновым убийством на всех братий своих, которую брань готовы были сынове Российские подъять в защищение возлюбленного своего князя Бориса, в память коего каждогодно, по вере к Богу преславляющему Благодатиею своею оного угодника своего, коего ходатайствам при освящении воды, требующие исцеление, которое священное место в древние времена по усердию ревнителей благочестия ознаменовано было сооружением каменной церкви во имя Страстотерпцев
— 451 —
Российских Бориса и Глеба. Взирая с великим прискорбием души и сердца не только всех сынов Российских и в особенности для Малороссов, на сие драгоценное место, остающееся ныне в крайнем запустении.
Примерною любовью Святого Страстотерпца Великого князя Бориса, нареченного во святом крещении Романа и дарованною ему от Бога благодатию исцелений, верой к предстательству Его прибегающих и пролитою Порфиродною знаменитою и Богом прославленною кровью сего закланного, подобно Христу, невинного агнца, возлюбленного Сына Равноапостольного Великого Всероссийского князя Владимира, просветившего Россию во Христа Спасителя мира и сродника Возлюбленного и Благословенного Благочестивейшего и самодержавнейшего великого Государя нашего Императора Александра Павловича всея России, воспламеняясь о ревности к Славе Великого Чудотворца Бога «восставать из глубины души моей на развалинах бывшего древле на сем месте Храма Божия. Сынове Российские! Сие только священное для нас место и до селе пусто! нет на месте сем воздвигнутого Храма Дивному Богу во святых своих! ниже памятника обретается, достойный толикого Угодника Божий!... Помогите в моем о Господе намерении воздвигнуть вновь каменный Храм Божий в память первоисточника духовного плода Христианского российского благочестия. Засвидетельствуйте христианских предков своих ревность по благочестию посильным и пожертвованием во славу Бога в прославление великих угодников Его Бориса и Глеба, которое составит для Вас незабвенный памятник на земле и пребогатое в блаженной вечности воздаяние. Бог прославляющих Его прославить».
Епископ Георгий предполагал построить храм-памятник. Епископ Георгий просил генерал-губернатора кн. Н. Г. Репнина командировать чиновника для снятия точного плана местности, находящейся под каплицей и в ее окружности, что и сделал кн. Репнин. Он предписал Пирятинскому поветовому землемеру Тарасову отправиться на место и снять план. Тарасову, согласно его просьбе,
— 452 —
были выданы прогоны от Пирятина до Переяслава, в оба пути, по 86 верст — 26 р. 80 к. считая на три лошади и с уплатой за каждую по 5 к. Тарасов исполнил данное ему поручение, измерил местность, которая была ограждена — древним окопом и никому из частных лиц не принадлежала а, оставшись свободной после упразднения киевомежигорского монастыря, прихвачена помещиком титулярным советником Кондратьевым. Всей земли прихвачено им 840 саженей и на ней был поселен крестьянин этого же Кондратьева. Прихожане села Демьянец подали преосвященному Георгию прошение, где указывают, что земля, которую считает своей собственностью помещик Кондратьев, никогда ему не принадлежала, и что владельцем ее состоит церковь в этом селе. Прихожане заявляли, что они изъявляют желание на сооружение храма «богоугодного здания» как писали они, в «надеянии что от получения доходов не будет оставляема церковь наша, которая наиболее получила от того места как кошельковой суммы, так равно и из разных подаяний поддержание». В мае месяце 1826 года помещик Кондратьев подал заявление преосвященному Георгию, что он жертвует на вечные времена от «своего жилого грунта в поперек сорок четыре, а в длину по р. Альте 50 трехаршинных саженей. Он просил преосвященного, чтобы он «начатый по сему предмету по начальствам духовному и гражданскому переписка, как бесполезным по последствиям в таком богоугодном дели, оставлены и прекращены были». Консистория рассматривала заявления села Демьянец и помещика Кондратьева порешила просить преосвященного о командировании губернского архитектора для освидетельствования на месте при депутате от духовного ведомства, местоположения и грунта земли под постройку предполагаемого каменного храма. Что касается заявления прихожан села Демьянец, то консистория нашла, что входит ей в разбирательство, кому издревле принадлежала та земля, надобности нет, она считала, что самим просителям
— 453 —
прихожанам предоставлено «право доносить, куда следует и доказывать, куда следует».
Епископ Георгий предполагал на месте убиения соорудить храм-памятник. Посещая церкви епархии, он заметил храм в д. Стариковке, Константиноградского уезда, в имении Михаила Старицкого, который ему, видимо, понравился и он предписал доставить ему план этого храма. Возможно, что он думал соорудить такой же храм в Борисовке, на месте убиения князя Бориса. Он потребовал еще «списки на холсте» с икон, находящихся в Троицком храме села Диканьки и села Яковец, в Богородицкой церкви.
За разрешением соорудить храм, надо было ходатайствовать перед Святейшим Синодом. Святейший Синод рассматривал это дело 29 Октября 1826 года. Он отнесся слишком формально к этому ходатайству епископа Георгия и отказал в сооружении храма. Он руководствовался Указом Синода от 24 Сентября 1800 года, по которому строить бесприходные церкви, по примеру домовых и считать их при других приходах придельными, строго воспрещалось. Поэтому, каплицу Св. Синод предписал отдать по-прежнему в полное заведывание священника села Демьянец. Спор о прихваченной земле помещиком Кондратьевым, Св. Синод предписал прекратить. Что же касается собранных на предполагаемый храм денег (5340 р. — 97 к.), то Синод просил преосвященного указать, на что бы он считал полезным обратить эти средства.
Консистория высказалась о необходимости исправить или лучше сказать, вновь соорудить иконостас в кафедральном соборе, на что уже помещица Прилукского повета Вера Войтепкова пожертвовала 5000 тыс. А иконостас был очень ветх, сооружен он был в 1700 году. Возможно, что Св. Синод разрешил соорудить на эти средства иконостас, хотя в архивном деле решения Синода нет 1).
1) Собор не имел средств, у него было, с 1801 г. 6500 р. хранившиеся в разнице, в 1827 году было всего 1050 p. (Арх. Д. К. 1832 г. № 191.
— 454 —
В настоящее время на месте убиения поселок Борисовка и там храм, сооруженный при епископе полтавском Гедеоне, в 1839 году.
И. Ф. Павловский.
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |