Прошение императрице Екатерине ІІ-й священника Бабича
- Подробности
- Просмотров: 7579
Иван Павловский. Прошение императрице Екатерине ІІ-й священника Бабича.
Публикуется по изданию: Прошение императрице Екатерине ІІ-й священника Бабича. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1878. – № 12. - С. 604-607.
Перевод в html-формат и адаптация к современному языку - Борис Тристанов.
— 604 —
Прошение императрице Екатерине II-й священника Бабича.
(Из архива малорусской коллегии)
В 1770 году заключенник острога в гор. Глухове черниговской губернии, лишенный в том же году сана, священник киевской епархии, лубенской протопопии, села Великой Селецкой, Андрей Бабич, адресовал императрице Екатерине прошение с оттенком тогдашней политической современности. В виду борьбы, которая велась в ту пору между Россией и Турцией, Бабич выражает в своем прошении сообщение на счет бывшего ему видения относительно упразднения гегемонии османлисов над восточными христианами... Воспроизводим это прошение, статься может, вызванное мутными целями обитателя острога, как не лишенное исторического значения. Ознакомиться с прошением любопытно именно в настоящую пору совершающегося освобождения балканского христианства от мухамеданского ярма: на освободительную задачу России по отношению к восточным христианам указывает в своем "видении" и экс-иерей Бабич. — Совершенно неизвестна судьба как прошения, так и автора его, который хотел видимо обратить на себя внимание императрицы.
Иван Павловский.
"Всепресветлейшая и всеавгустейшая монархиня, государыня всемилостивейшая!
"Се ныне уже уготовался путь царем, сущим от востока солнечного, но Апокалипсису и св. Евангелия
— 605 —
(sic) и прочим св. Нового Завета писаниям. Точно, в. и. в., в-его и-ского в-ства наследнику, его высочеству, благоверному государю, цесаревичу и великому князю Павлу Петровичу (Апокалипсис, гл. XVI, ст. 12) дает Господь Бог, Иисус Христос, Царь царей и Господь господей, альфа и омега, начаток и конец, Иисус Назарянин, царь иудейский, власть на языцех чрез крест и меч — якоже и Константину, о чем ясно пишет (?) на воздвижение честного креста — на все языки и упасет их жезлом — т. е. крестом — и мечом яко сосуды скудельничи сокрушит; и даст ему (велик. князю) Господь Бог силу и крепость и звезду утреннюю, какая уже в прошлом 1769 году августа и знамения на востоке являла (Апокалипсис, гл. II, ст. 26, 27 и 28, да гл. III, ст. 5 да ст. 21 и проч); и будет благословение, слава, и честь, и сила, и крепость Богу нашему, и премудрость, и хвала во веки веков аминь (Апокалипсис, гл. VII, ст. 24, да гл. V ст. 6). — Послание во всю землю — быть в союзе всем землям, о Христе любезным, и победу на Магомета, и всю ересь, и Султана, и всю силу их измаилову агарян, и на все языки, неверующи имени Господню, Господу нашему И. Христу; и поклонятся его высочеству западные и северные языки, и царствование его будет всем концом земли явное от восток даже до запад, севера и юга.
«Для того в. и. вели-ству по присяжной моей христианской должности в кабинет (sic) доношу, куда мене повелеть сыскать, и в кабенете сказкой от отческого моего воспитания и от младых лет и ныне откровение божие виденное и явное, праведное открыть имею, только повелено было в. и. в-ства именем в особливом респекте и ведомстве своем государственном секретном, яко всеблагоутробнейшая матерь содержать, наблюдая
— 606 —
рано и вечер царское свое соблюдение, и сказку с мене снять, а по сказке мне повелеть дать крест и мечь за имя божие, Господа нашего И. Христа и матери божией, и всех святых и в. и. вели-ства и наследника в. и. в., благоверного государя, цесаревича и велик. князя Павла Петровича престол восточный вперед армии с крестом идтить; то не только Цареграда, но и Иерусалима божия Господь Бог наш И. Христос, царь царей и господь господей, альфа и омега, начаток и конец, благословит и велит — откровением чрез мене — в едну веру клонить под власть вашего величества наследника. И конец и время пришло ересь всю магометанскую искоренить, да и память его да не помянется. — О сем же, всепресветлейшая монархиня, мне Богом данном откровении враг житию моему позавидев и от гонения его сего 1770 года апреля 30 за тое божие благословение, мне данное, чин с мене священнический неправильно в противность Богу и правилам св. отец и в. и. в-ства законам преосвященным киевским 1) и консисторией снят, что я намеревал вашему величеству сей секрет божий объявить, да не умалятимется отселе армия ваша при мне в бытность при ней, где себе (?) сие военное дело объявив полезное, повеленное Богом, пред вашим величеством в кабинете оправдать во всем имею. По прошению же 2) преосвященного киевского и консистории и по ныне в остроге глуховском содержуся, якоже в Патмосе Иоанн Богослов, в Малой России. — И ради здравия в. и. в-ства прошу пред себе пригласить, учинив царское свое, не взирая ни на кого, определение.
1) Митрополит Арсений Могилянский. — Умер в том же 1770 году 8 июня.
2) По распоряжению?
— 607 —
«О сем доносит в. и. в-ства всеподданнейший раб, епархии киевской лубенской протопопии бывший иерей великоселецкий 3) Андрей Козьмин сын Бабич. —1770 года, октября 1 дня.
Иван Павловский.
3) Великая Селецкая — село лубенского уезда при реке Сули, в 33 верстах от города. В прошлом столетии оно входило в состав сначала киевской и потом черниговской епархии. И. П.
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |