Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Административные мероприятия к достижению целесообразности в церковном пении

Иван Павловский. Административные мероприятия к достижению целесообразности в церковном пении.

Публикуется по изданию: Административные мероприятия к достижению целесообразности в церковном пении. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1876. – № 17. – С. 640-662.

Перевод в html-формат и адаптация к современному языку - Борис Тристанов.

640

II.

Административные мероприятия к достижению
целесообразности в церковном пении

Истекает девятый век уже, как, с водворением у нас православия, впервые раздалась на русской земле, в христианском храме, церковная песнь. С той поры от восток солнца до запад Руси она не умолкала и не умолкает ни на один день. Можно смело полагать, что столь широкая практика церковных песнопений должна бы сказаться самым плодотворным образом на способе исполнения их; последний должен решительно находиться вне каких бы то ни было нареканий. Но мимошедшая и современная действительность вовсе не то говорит. Апостольское наставление "все благообразно и по чину да бывает" забывалось и забывается у нас при исполнении богослужебных песнопений. Положение церковного пения в России, как дают разуметь исследования специалистов (1), одна из неприглядных страниц отечественной церковной истории. Явление тем более не заурядное, что как церковное, так и светское представительство многократно и многообразно обращали внимание на неестественность подобного порядка вещей, выказывали заботливость об улучшении церковного пения. Не вдаваясь в глубь до-петровских времен, остановившись на эпохе реформ державного Преобразователя России, увидим, что от всесторонней

(1) Священн. Разумовский (профессор московской консерватории) "Церковное пение в России".

641

зоркости его (Петра I) не ускользнуло и крайне неблагоустроенное состояние церковного пения. Поборник простоты во всем, Петр — пером Феофана Прокоповича — енергично выражается против "худого, вредного и богопротивного обычая службы церковныя и молебны двоегласно и многогласно петь, так что утреня или вечерня на части разобрана от многих поется, и два или три молебны вдруг же от многих певчих и четцев совершаются" (2). В юный Петербург при Петре начался прилив малорусских певческих сил, продолжавшийся в измененной форме до последнего времени. По царскому указу 1720 года были высланы из Малороссии в ново-возникший александро-невский монастырь шестнадцать человек монахов для пения на клиросе. Из монастырей, входящих ныне в пределы Полтавской епархии, в александроневский хор поступили "басистые": Густынского Прилукского монастыря иеромонах Иеремий, Полтавского — иеродиакон Иосиф, да "тенористый" — Переяславского монастыря монах Иосиф (3). Кратковременные государствования Екатерины I и Петра II не отмечены каким-либо правительственным мероприятием относительно церковного пения. В царствование Анны Ивановны, при верховенстве ненавистной памяти временщика, интересы православной, господствующей в стране, церкви были принижены и как бы вовсе забыты. Понятно, что в такие времена заботливость о "мелких" потребах православной церкви, в роде безупречности церковного пения, не могла иметь места.

(2) "Духовный Регламент", московск. издание 1761 г., лист 15. Московский собор 1606-1667 г. тоже вооружался против вкоренившегося в церковную практику обычая — читать и петь в два, в три голоса.

(3) "Полное собрание распоряжений по ведомству православного исповедания", том I, стр. 348-349.

642

Строго православная государыня Елизавета Петровна толково разумела музыку и любила церковное пение. Придворный хор ее состоял из ста двадцати человек, которыми дирижировал малоросс — иеромонах Лаврентий Лятощевский. Императрица сама принимала участие в занятиях своего хора; для нее были написаны великолепные ноты, текст которых был нанесен золотыми литерами (4). Но церковное пение при Елизавете пользовалось сверх-обычным фавором не далее камер-капеллы. В веке Екатерины II наплыв в Россию итальянских певцов, певиц, виртуозов и композиторов повлиял самым непроизводительным образом на характер богослужебного пения. Артисты придворной оперы принимали участие в богослужении; некоторые из заезжих музыкальных знаменитостей, заправляя придворным оркестром, в тоже время строчили пьесы для церковного употребления, щедрой рукою рассыпая музыкальные украшения, чуждые православному стилю. Исполнению пьес заботились придавать страстность и игривость. Музыка аскетическая, музыка без примеси житейских, вещественных элементов затиралась приятными, щекочущими слух, мелодиями, разнообразием гармонии и ритма. Обаяние новшеств фигурального пения, вычурные эффекты итальянщины не замедлили навербовать себе приспешников, которые от двора разнесли антицерковные композиции по внутренним городам России. Чтобы дискредитировать музыкальную фальш, необходимы были вся мощь и долголетняя деятельность Бортнянского. Миссия Бортнянского, занявшего с 1796 года место директора придворной певческой капеллы, встретила на первых порах вескую поддержку в распоря-

(4) Пушкарев. "Описание С.-Петербурга", часть II, стр. 212.

643

жении императора Павла І, данном в 1797 году, которым Св. Синоду было предложено озаботиться, чтобы в церковном пении никаких выдуманных стихов-концертов не употреблять. В видах улучшения церковного пения, Св. Синод в 1800 году предписывал, чтобы неочередные священно и церковно-служители, там, где при церкви два или три причта, непременно ходили в церковь для пения и чтения при каждом богослужении. В 1804 году император Александр I повелел Св. Синоду принять меры для достижения в церковном пении простоты и благопристойности. Тогда же состоялся циркуляр Св. Синода ко всем епархиальным преосвященным и, между прочими, к епископу Полтавскому Сильвестру; с циркуляром этим, равно как и с распоряжением преосвященного Сильвестра по поводу оного, мы знакомим читателей ниже. Указы Св. Синода, один 1815 года и два 1816 года, обращали внимание епархиальных начальств на необходимость лучшей постановки церковного пения. В 1833 году последовал указ Св. Синода, обязывающий певчих сообразоваться в литургии св. Златоуста с придворным пением. По Высочайшему распоряжению 1846 года запрещено употреблять при богослужении новые нотные сочинения и переложения без одобрения Св. Синодом. В 1850 году Св. Синод, в силу Высочайшего повеления, предписывал всем епархиальным архиереям не допускать во время божественной литургии вместо причастного стиха музыкальных произведений печатных или рукописных, которые существуют под названием концертов. В 1852 году, Св. Синод, выслушав донесение своего члена, митрополита Московского Филарета, определил — подтвердить по всему духовному ведомству, чтобы, во избежание народного соблазна, отнюдь не

644

были петы в церквах такие переложения церковных песнопений, которые не одобрены Св. Синодом к употреблению. По указу Св. Синода 1862 года марта 28-го богослужение совершается с чтением и пением внятным, без поспешности и замешательства, без произвольных изменений и нововведений.

Этот ряд мероприятий центрального управления русской церковью, клонящихся к улучшению церковного пения, количественно слишком беден пред множественностью распоряжений епархиальных преосвященных, задававшихся задачей — внести порядок в церковное пение. Биографии почивших иерархов, помещенные в различных периодических духовных изданиях, и особенно в журнале: "Странник!", заключают в себе много данных для обзора административных мер и личных забот преосвященных по вопросу о церковном пении. Некоторые архипастыри, как Георгий, бывший преемственно Полтавский, Архангельський и Тобольский, Гавриил, архиепископ Тверской, и другие, доводили свои заботы по улучшению церковного пения до высокой степени. Преосвященному Гавриилу покойный митрополит Московский Филарет раз писал: "занимаетесь ли вы певчими по прежнему? Желал бы я, чтобы вы уже наскучили и перестали. Пусть регент настраивает хор, а епископ распространяет дух гармонии в церкви. да будет она вся единым духовным хором и органом Божиим" (5). Усиленные труды преосвященного Георгия по введению в практику полтавских причтов

(5) Письма Филарета, митрополита Московского, к Гавриилу, архиепископу Тверскому ("Душеполезное Чтение", 1869 года, часть II, отдел I, стр. 89). — Гавриил Розанов, с 1811 года учитель философии и префект Вологодской семинарии, с 1820 — ректор Ярославской семинарии, с 1821 — епископ Орловский, с 1828 — Ека-

645

правильного церковного пения слегка намечены в "Сведениях о Полтавско-Переяславской епархии и ее архипастырях (6) игумена Полиевкта и в "Иерархии Переяславско-Полтавской епархии" протоиерея Юзефовича (7). Более обстоятельные сообщения про сказанную деятельность представлены протоиереем Крамаренко (8). Характерными штрихами очерчивает эту сверх-обычную деятельность преосвященн. Георгия на Тобольской кафедре г. Цветков (9). По рассказу последнего, как только кто-нибудь являлся к преосвященному из епархиального духовенства с целью-ли, напр., посвящения в стихарь, рукоположения в диаконы или священники, с просьбой ли о чем-нибудь, он всякого экзаменовал, между прочим, в чтении, непременно пении по нотам, и чуть кто-нибудь в чем-нибудь оказывался неисправным, приказывал ему, не выезжая из Тобольска, учиться тому, в чем неудовлетворительно отвечал (особенно нотному пению), и являться к богослужению в крестовую церковь и к нему на лицо каждый день. От обязанности являться на экзамены по пению у преосвященн. Георгия никто не был избавлен, не только кончившие семинарский курс, но и преподаватели училищ. Во все время управления Тобольской паствой преосвященный изменил этому правилу только один раз, —

теринославский, с 1837 — Херсонский, с 1848-1857 Тверской (Чередеев. Биографии Тверских иерархов).

(6) Стр. 91-92.

(7) Полтавск. епархиал. ведомости, 1863 г., неофициальная часть, том II, (выпуск XVII), стр. 159.

(8) Воспоминания о преосвященном Георгии, бывшем Полтавском. "Странник", 1872 года, том I, стран. 3-15.

(9) Иеромонах Мисаил, духовник Тобольского архиерейского дома. "Странник", 1870 года, том I, стр. 151-152.

646

одного профессора семинарии, совсем неумевшего петь, хотя и не охотно, избавил от необходимости учиться нотному пению.

И не смотря на такую облюбленность преосвященным Георгием церковного пения, его труды не венчались успехом; пока он здравствовал, церковное пение находилось в епархиях в удовлетворительном состоянии, затем — возвращались прежние порядки во всей своей силе.

Экзамены "ставленников", производившиеся лично преосвященными по всем ли предметам научностей, требовавшихся от кандидатов священства или церковно-служительства, или же но некоторым, преимущественно по церковному пению, были в особенном употреблении в прошлом и начале нынешнего столетия (10). Сказались ли они жизненно — ответ дает настоящее положение церковного пения...

Представители епархиальной власти в своих стремлениях к улучшению церковного пения оставались, по местам, не без старательной поддержки со стороны некоторых личностей из епархиального духовенства, пользовавшихся исключительными правами. В данном отношении особенно выдается деятельность камчатского миссионера прошлого столетия, архимандрита Иоасафа Хотунцевского (малоросс; в 1758 году епископ кексгольмский, викарий новгородский). Дети ново-крещенных, писал он в своем последнем миссионерском отче-

(10) Кое-где, в Вятской, наприм., епархии они существуют и теперь. — В прошлом столетии указывали, как на исключение, на митрополита Московского Тимофея Щербатского, который, быв в молодости певчим при дворе Елизаветы Петровны, самолично экзаменовал ставленников в одном только чтении, а пения не касался (Розанов. — История Московского епархиальн. управления).

647

те, в учении русской грамоте, письму и нотному пению решительнее преуспевают русских отроков. О том, что в этом отзыве не было никакого преувеличения, и о том, как прочны были плоды трудов Иоасафа, свидетельствует один из позднейших его преемников по управлении камчатскими церквами. "Я преемствовал, говорит он, Хотунцевскому чрез восемьдесят лет после его выезда и застал еще прекрасные плоды его школьного обучения. Некоторые старые тионы (11) были грамотны, а в духовенстве не только старцы-священники, но и причетники утешали меня отчетливым чтением, правильным пением и прочным знанием церковного круга. Даже семьяне духовенства, лица женского пола, до такой степени приучены к церковному пению, что знали наизусть стихиры двунадесятых праздников и знаменальные ирмосы. При освящении одной церкви литургию и весь чин освящения пели на клиросе старый дьячок с сыном и двумя дочерями девушками, и самый взыскательный слух остался бы таким пением доволен" (12).

Заботы и распоряжения епархиальных преосвященных относительно преуспеяния церковного пения не прекращаются и теперь, так что из разноепархиальных циркуляров по этому предмету можно бы составить объемистый свод. Преосвященн. Смоленский (ныне Казанский) усмотрел, что в Смоленской епархии не только причетники, но даже диаконы и священники — конечно не все и не везде — не умеют правильно петь на гласы (13), Преосвященн. Саратовский (ныне Нижегородский) нашел, что многие из причетников Саратовской паствы поют

(11) Родовые старшины.

(12) "Иркутские епархиальные ведомости", 1875 года.

(13) "Смоленские епарх. ведомости", 1865 г., вып. V.

648

нестройно, неправильно и т. п. (14). Это не единичные примеры; аттестаций, подобных указанным, исходящих из разных углов широкой Руси, можно бы набрать не один десяток... По местам само приходское духовенство, не ожидая напоминаний свыше, приходит к сознанию неотложности потребности — внести смысл в исполнение богослужебных песнопений. Один из благочиннических съездов Кубанской области недавно сделал постановление, чтобы причетники участвовали в предварительных спевках в тех приходах, где церковное пение уже распространено между прихожанами; в тех же местностях, где этого распространения не подмечается, на священников вместе с причетниками возложена обязанность располагать прихожан к церковному пению по мере сил и возможности (15).

Не взирая на массу распоряжений духовной администрации, не смотря на частные, единичные стремления к улучшению церковного пения, часто отличающиеся ревностным характером, — оно, вообще говоря, храмлет на обе плесне. Между тем, при отсутствии поступательного движения в улучшении церковного пения, руководящие статьи духовных газет сулят ему в будущем еще горшее, с размножением по городам и селам разных вольных церковных певцов, при сокращении членов причтов (16). Неужели еще мало в церковном пении, этой ремесленности, бестолковости, отсутствия высокой мудрости простоты? Неужели может быть еще что-либо невозможнее в эстетическом отношении уездных

(14) "Саратовские епарх. ведомости", 1868 г., вып. VII.

(15) "Церковно-Общественный Вестник", 1874 года. № CXLII.

(16) "Современность", 1874 года, № XXXIX.

649

хоров певчих — "сборной братии" (17). Этот произвол и безвкусие в пении, эти несообразные прелияния гласов до чего же дойдут, наконец? Ужели, все прежние, указанные нами, распоряжения церковной власти относительно богослужебного пения вообще были не плодом серьезно обдуманной мысли, ясно сознанной цели, глубокого убеждения в их пользе и необходимости, а следствием каких-либо случайных, внешних влияний, ныне уже не существующих, или потерявших свой кредит?..

Малороссия пользуется доброй музыкальной известностью. Певучесть ее населения, способность его к гармонизации довольно известны. Светила музыкально-церковного мира — Бортнянский, Березовский, Ведель, Турчанинов, или коренные уроженцы Малороссии (первые три), или питомцы ее с ранних лет. К ним примыкает звезда второстепенной величины, Григорий Саввич Сковорода, сын казака местечка Чернух Лохвицкого уезда. Он оставил после себя несколько церковных композиций, которые и по ныне исполняются в церквах Полтавской епархии (18). Уроженцами Малороссии до последнего времени значительно пополнялись составы столичных хоров; хоры преосвященных в Малороссии были широко организованы, владели богатыми голосовыми средствами; хоры южнорусских семинарий, как Полтавской в переяславский период ее существования, или не уступали или мало уступали певческим хорам преосвященных. Вообще думалось бы, что наш край

(17) Воспроизведение типов уездных певчих в "Очерках и рассказах" Б. А. Слепцева.

(18) Бодянский "Памятная книжка Полтавской губернии" на 1865 год, стр. 460.

650

в удовлетворительности церковного пения должен бы далеко оставить за собой мало-музыкальные места Руси, в роде угрюмого, несообщительного, скупого на песню Обонежья и подобн. между тем в общем квартете и он не особняк (19). Заботы старого времени о сформировании сносных исполнителей богослужебных песнопений не прошли в жизнь (20), и мирно почивают теперь на полках церковных архивов в виде синих листов старинных циркуляров. Представляем один из таких циркуляров, относящийся к 1805 году, заимствованный из архива церкви села Циглеровки Константиноградского уезда.

"Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского из Полтавской Духовной Консистории Полтавскому Духовному Правлению. В присланном из Святейшего Правительствующего Синода к его высокопреосвященству, Сильвестру, епископу Полтавскому и Переяславскому (21) и ордена святыя Анны первого класса кавалеру, истекшего 1804 года декабря от 22 дня, указе написано. Святейший Правительствующий Синод слушал репорт синодального члена, преосвященного

(19) В первый год издания "Полтавских Епархиальн. Ведомостей" в них даны две статьи о церковном пении, с некоторыми предположениями о мерах к улучшению его (выпуски XIX и XX, 1863 г.).

(20) Игумен Полиевкт в "Сведениях о Полтавско-Переяславской епархии" говорит: "устроенный преосвященн. Георгием порядок после его, к сожалению, не был поддержан, и церковное пение, как при Полтавской архиерейской кафедре, так и в других местах епархии, во многом испорчено" (стр. 92).

(21) Формулярные данные о преосвященном Сильвестре (Лебединском) находятся в статьях о Полтавской епархии, принадлежащих о. протоиерею Юзефовичу и игумену Полиевкту.

651

Амвросия, митрополита Новгородского и Санкт-петербургского и кавалера (22) с объявлением в оном, что Его Императорское Величество во время Высочайшего своего по некоторым губерниям проезда и бывания в церквах для слушания службы Божией имел неудовольствие слышать пение церковнослужителей большей частью разнообразное, несогласное и произносимое с неприятным криком; а по сему, из свойственного сердцу своему расположения к общему благоустройству и благосостоянию церковному, соизволяет, дабы пение простое и благопристойное службе Божией введено было во всех церквах, предназначив и способ к тому таковый, дабы, сбирая, куда следует, ближайших церковников и науча их искусному пению, отпущать к своим местам, кои бы могли научать тому же не токмо своих сотоварищей, но и соседей, подобных им, а чрез сих распространять оное искусное пение далее по епархиям (23). А как по Новгородской и С.-Петербургской епархиям учреждены ежели не в каждом благочинии то в каж-

(22) Разумеется известный Амвросий (Андрей Иванович) Подобедов, сын священ. Владимирской губерний.

(23) Во время позднейших путешествий своих по России, Император Александр Павлович самолично мог убедиться, что церковное пение все остается тем же "разнообразным и несогласным" — "Я был очень недоволен пением", говорил Государь в 1824 году, во время путешествия по Вологодской губернии, своему медику Тарасову. "Берлинский (свитский регент) оправдывается тем, что из здешних причетников он решительно не может составить сколько-нибудь приличного хора. Чтобы избежать подобного козлогласования, в будущую обедню мы составим свой хор — я, ты и Берлинский". В следующее воскресенье Император действительно пел на клиросе. Записки Д. К. Тарасова ("Русская Старина", издание 1872 года, том V, стр. 374-375).

652

дом уезде учители для обучения нотному пению, в чем довольно уже приметен и успех, ибо из молодых являются с просьбами для производства или обученные или обучающиеся, без чего и не производятся; то во исполнение Высочайшей воли предписал он, синодальный член, Новгородской и С.-Петербургской консисториям от каждого благочинного, истребовав ведомости о церковниках из их ведомства с отметкой способность к пению по ноте и наслышкою или одною наслышкою имеющих, доставить его преосвященству, а между тем предписать им, благочинным, и духовным правлениям о непременном и строжайшем настоянии, дабы священнослужители и церковники искусные в пении, сообщаясь и руководствуясь изданными для того нотными книгами, научили неведущих оного, равно и церковного устава, а особливо своих причетников, репортуя о нерадивых им и сами подвергаясь ответам за нерачение по учиненным прежде по всем церквам предписаниям о сей их столь нужной для благолепия церкви должности. Приказали: о должном и непременном по сему имяному Его Императорского Величества Высочайшему повелению исполнении в Московскую Святейшего Синода контору, к синодальным членам и прочим преосвященным епархиальным архиереям, также в ставропигиальные лавры и монастыри послать указы с таковым, на основании оного Высочайшего повеления, предписанием: 1, для введения в церквах во время службы Божией пения простого, но благопристойного, и предупреждения расстройства, происходящего от неблаголепия или незнания поющих иногда на клиросах сторонних людей (24), отправлять оное неотмен-

(24) Эти сторонние люди, так называемые "запевалы" типично изображены в статье о церковном пении о.

653

но определенными к сему от духовного правительства, по силе церковных правил и гражданских узаконений, причетниками, сообразно назначенным на каждый день в уставе и изданных для сего нотных книгах гласам и напевам. А хотя не возбраняется производить оное и не принадлежащим к церковному клиру, как-то прихожанам и другим сторонним людям, имеющим сверх благоговейного в себе расположения к службе Божией и довольное сведение в церковном простом пении, однако не иначе, как по известном испытании их в том знании и с согласия священнослужителей той церкви, где таковые желающие будут (25). 2, Преосвященным епархиальным архиереям подтвердить о неоставлении по пастырскому их долгу старания и попечения, чтобы как в семинариях, так и в заводимым по городам русским школам, по силе указов из Святейшего Синода 1798 года октября от 31 дня и 1803 года марта 18 числа, непременно обучаемы были церковному нотному кругу по всем напевам. 3, При архиерейских соборах и других церквах, где от состоящих в приходах их светских команд положены певчие, за оными наблюдать, чтобы производили пение благопристойное без всякой вольно-

Гришкова "Полтавск. епархиальн. ведомости", 1863 года, выпуск XIX, стр, 254.

(25) Высочайше назначенная комиссия 1866 года для рассмотрения нотных учебников, между прочим, решила, что право учить церковному пению имеют все священно и церковнослужители, окончившие курс в духовных семинариях, прочие лица на право такого обучения получают свидетельства от духовной или учительской семинарии; право давать означенное свидетельство епархиальный архиерей может, сверх того, предоставить сведущим благочинным ("Христианское Чтение", май 1867 года, стр. 853).

654

сти, не делая отнюдь по принуждению безчинного вопля. Что-ж касается до концертов, то хотя оные таковым певчим и позволяются, но с тем, чтобы пение их производимо было по выше писанному, соображаясь силе и выразительности церковных стихов; при всем том по силе именного Высочайшего 1797 года мая 10 дня указа никаких выдуманных стихов в церковном пении не употреблять, а петь или приличный псалом или же обыкновенный каноник. 4, При монастырях, архиерейских и других соборах и церквах, где имеются два, три и более причта священно и церковнослужителей, из коих неочередные по силе указа из Святейшего Синода прошлого 1800 года марта 22 дня обязаны уже ходить каждодневно в церковь к пению на клиросах и чтению, к чему их совесть и звание принуждает; — подтвердить им и ныне о неослабном того исполнении с тем притом, чтобы введение в церквах простого, но благопристойного пения было с желаемым успехом, то священнослужителям и церковникам, при наступлении воскресных, а особливо праздничных дней, собираясь вообще в домы свои, положенные на те дни по уставу на великих повечериях, всенощных бдениях и литургиях тропари, ирмосы, задостойники и причастные пропевать для согласия, сообразно назначенным в уставе и потных книгах гласам и напеву. 5, В сельских церквах, сверх подобного священно и церковнослужителями исполнения, поручается особенно священникам иметь попечение и наблюдение об остающихся по смерти их сотоварищей малолетних детях, как определяемых для поддержания с семействами на места причетнические, так и не поступивших еще в духовные училища, не менее как о своих детях, дабы они исправного изучения

655

грамоте и писать обучаемы были непременно и пению; чего ради и велеть им всем быть в церквах при всяком служении, и сверх употребления их там в чтении, для приобретения познания в церковном круге, а понасльшике — навыка с самому пению созывать их в домы к себе для спевания.

Данным от его высокопреосвященства сей консистории предложением предписано. При рассылке к должному в чем кому следует исполнению указа к деятельнейшему приведению способов Высочайшею волею предначертанных, а по Новгородской и С.-Петербургской епархии в действо, как из оного указа являются, производимых учинить следующее. 1, Истребовать чрез духовные правления всех поветов от каждого благочинного ведомости о церковниках из их ведомства с отметкой способность к пению по ноте и наслышкой имеющих, с тем, чтобы, таковые ведомости вдвойне всякий благочинный сделав, одну прислал в консисторию, другую представил в духовное правление, коему подведом. 2, Духовным правлениям, собрав таковые ведомости, назначить срок один к явке всем благочинным в духовное правление с самыми отменной в пении способности предпоказанными церковниками; а по таковом собрании, испытав их способности в чтении ясном, в пении по ноте и простом, но благопристойном, обще с благочинными, избрать самих из них во всем том способнейших трех на каждый повет, предпоставляя из таковых учредить учителей в каждом повете, как ниже скажется, для обучения неискусных в том церковном, как по ноте так и простом пении, а малолетних священно и церковно-служительских детей и российской грамоте, поелику и в сем последнем одни нуждаются, другие не радя

656

оставляют детей своих до совершеннолетия без всякого и российской грамоте учения. 3, При сем же самом собрании благочинных в духовные правления рассудить вообще, каким образом предназначенный в Высочайшей воле способ, дабы собирать, куда следует, церковников ближайших и, науча их искусному пению, отпущать по своим местам, исполнить удобнейшим и для самых таковых церковников не отяготительным образом; предполагая, что хотя нотное пение с показанием церковного устава публично преподается в здешней семинарии и всякому, паче же Переяславского повета, свободно расположить себя к учению сих предметов в семинарии, но легчае ли будет для церковников других поветов, нужду в том имеющих, из предпоставляемых во втором пункте способнейших в пении по ноте и наслышкою церковников же учредить одного, двух или всех трех по повету и расположа одного в самом поветовом городе, а других по повету, назначить сколько можно соразмернее пребывание сих последних по местоположению селений. 4, Как таковые причетники сверх звания своего причетнического труд нести имеют обучением других, потому им же, духовным правлениям, обще с благочинными в тоже самое время рассмотреть и положить свое мнение, какое бы для поощрения ревности к пользе общей учинить таковым, собратию свою обучать имеющим, церковникам положение производством им годового, хотя небольшого жалованья или награждения от каждого обучаться имеющего, и ежели полагать годовое жалованье, что гораздо благопристойнейшим, яко торг учителя с учеником отдаляющим, признается, то что именно для каждого учителя положить, откуда оное взять? Не будут ли согласны вообще все священники на поло-

657

жение, подобно добровольному дворян на гражданские училища сбору, уделять самое легчайшее от доходов своих подаяние, так чтобы округ, в котором будет расположен такой учитель, составлял небольшое жалованье и содержание дровами для своего округа учителя. Для чего благочинным, приготовляясь в собрание по выше выраженному во втором пункте, собрать мнения своего ведомства от священников за их же подписом, внушать им необходимость сего учителей заведения, и что дети их, не изученные кроме российской грамоты нотному пению и кругу церковному, не будут впредь ни под каким предлогом определены ниже в пономарскую должность, а не изученные в российской грамоте, яко неспособные в причет и нерадивые, будут отсылаемы в гражданское правительство ко определенно или в военную службу или в подушной оклад. Для вящего же их, священников, побуждения к добровольному положению содержания сих учителей представить им и порядок сего заведения, кой имеет быть таков. Обучать должны будут сии окружные учителя первое нотному пению неведущих оного сопричетников, кои для того в такие седьмицы, в коих нарочитых праздников и высокоторжественных дней не случится, должны будут со дня воскресного приходить к такому округа своего учителю и до дня субботнего обучаться, пока в оном основание хорошее положат и возмогут сами утверждаться в навыке петь по нотным книгам, что приобрев могут и увольнены быть от такового к учителю хождения, но не иначе как от самого благочинного, коему школа окружного учителя поручена будет. Второе, они же обучать должны и простому пению, но благопристойному службе Божией, заставляя пропевать положенные на великих повечери-

658

ях, всенощных бдениях и литургиях тропари, ирмосы, задостойники и причастные без вопля или крика безчинного, простым, непринужденным голосом. Третие, испытывать должны таковых своих учеников в знании церковного круга и неискусных или неутвержденных в оном наставлять и утверждать. Четвертое, они же, частные учители, должны обучать и малолетних священно и церковнослужительских детей российской грамоте и писать, не требуя, буде на жаловании будут расположены, никакого особого награждения, при одном, со стороны таковых детей, довольствии харчами и квартирой. А таковым образом избежат родители той трудности, каковую многие находят в изучении своих малолетних детей грамоте и писать. Пятое, всяк окружный учитель подвержен должен быть ведению из благочинных, к его пребыванию приближных, и также отменную способность к пению по ноте или наслышкою имеющих, выбор какового и учинить должно духовному правлению обще с благочинными. Шестое, таковой благочинный должен будет в каждые по крайности две недели навестить порученную его смотрению школу и вникнуть, кто чему обучается с каким успехом, равно — радит ли о изучении своих учеников учитель, и каждого побудить к прилежанию долг имеет. Седьмое, он же, благочинный, список должен иметь обучающихся с отметкой против всякого, когда вступил в школу и чему начал обучаться, и смотря потому всякого или к успеху побуждать или за оный ободрять. Осьмое, он же, благочинный, требует от других благочинных, кои все ведомство или хотя некоторые селения имеют, входящие в округ порученной ему школы, ведомости о причетниках, неискусных в пении и детях, к изучению российской грамоты достиг-

659

ших, что отлагать не далее седьмого года возраста, — одних высылать, других отцев побуждать к представлению детей в окружную школу; но таковым отцам, кои и до седьмого года начали обучать и с успехом обучают грамоте своих детей — не препятствовать, буде имеют способы и желают продолжать таковое учение в домах, но только надзирать о неопустительном оного продолжении. О не радящих же родителях о изучении своих детей и о уклоняющихся от представления в окружную школу и при семилетнем возрасте, а равно и о нерадивых церковниках о собственном в пении изучении репортовать к его высокопреосвященству к поступлению с таковыми за нерачение о неисполнении. Высочайшей воли и собственной столь для благолепия церкви нужной должности. Девятое, равно-ж сии благочинные должны по полугодно, в генваре и июле, присылать при репортах к его высокопреосвященству ведомости, кто в полугодичное время вступил в школу, кто чему обучается, с каким прилежанием и успехом или с нерадением и потому слабым успехом. Консистории-ж снабдить единообразной формой для таковых ведомостей. И каково каждое духовное правление обще с благочинными положит мнение в рассуждении положения учителей и избрания надзирателей из благочинных о том с подписанием как присутствующими так и благочинными рапортовать к его высокопреосвященству. Семинарскому правленню особо предписать, чтобы как воспитание в семинарии должно образовывать и совершенствовать всякого, из оной в причет выпускаемого, в предметах с той должностью, к коей выпускается, сообразных; из причта же священник, яко начальник приходской церкви, должен быть во всем церковном искуснее и опытнее нижнего

660

причта, — потому всяк в богословии студент, яко во священника поступить имеющий, усовершенствован должен быть не только в догматах веры со способностью другого о них научить, но и во всем до благолепия и благоустройства церковного относящемся; и, как нынешним и состоявшимся в 1798 году октября от 31 и 1803 года марта 18 числа указами на воспитанников семинарии возлагаемо, совершенно должен знать церковный круг и пение как нотное так и простое по всем гласам и по всем напевам, а также из философии, риторики и из низших классов в причет же выпускаемые сему всему обучены быть должны. И до совершенного знания круга церковного и изучения нотного пения по гласам никто из семинаристов к увольнению от учения с поступлением в причет являться и от семинарского правления представляем быть не должен. К достижению всего сего учитель нотного класса пред всяким праздником, воскресным и высокоторжественным днем, после обеда, вместо обыкновенного его класса держать должен собрание в классической какой зале из богословов непременно и других, на клиросах поющих семинаристов, и положенные на те дни по уставу на великих повечериях, всенощных бдениях и литургиях тропари, ирмосы, задостойники и причастные пропевать для согласия, сообразно назначенным в уставе и нотных книгах гласам и напеву. При чем заставлять богословов особо, яко к выпуску из семинарии ближайших, пропевать все то по одиночке, также спрашивать, что по уставу в какой день петь и что при разных стечениях отменять следует, дабы как всякий богослов утвержден был в запеве, так и учитель нотного класса знал, кто в том искусен, кто не совершен; а вследствие того на прошениях вся-

661

кого семинариста к его высокопреосвященству о увольнении от учения и поступлении в причет изготовляемых как учитель ординарный свидтельствует о успехе по ординарному классу, так и учитель нотного класса, буде просящийся опытен в знании круга церковного, пения нотного, и по гласам, подписывать то должен по самой сущей справедливости; без сего же никакое прошение не приймется, и никто уволен быть не может; для чего к сведению и должному исполнению, что до кого надлежит, во всех классах сие положение прочитывать и учителю нотного класса дать из семинарского правления из сего указа. В духовной консистории определено: для должного и непременного по оному его высокопреосвященства предложению исполнения послать в духовные семинарское и архиерейского дома в экономическое и ризничное правления, в мужеские и женские монастыри, также города Переяслава и его повета благочинным указы. — Марта 21 дня 1805 года. — Епифан, соборный иеромонах. — Секретарь Михайло Капитаненко. — Повытчик Волошин. — № 955".

Циркуляр этот дает ключ к разумению неудачи административных мероприятий по улучшению церковного пения, которые исключительно сводились к приобретению навыка к пению "наслышкой" и к изучению "ноты" по обиходам. Об этом заботится напечатанный циркуляр, к тому же стремятся и другие подобные распоряжения. Пение "наслышкой", не на улице, а на клиросе, признается мастерами дела рутинным, безпроизводительным приемом, приучающим невниматель-

662

но относиться к звуковым комбинациям нот (26). Изучение пения по "обиходу", этому инвалиду-руководству, служившему свыше ста лет, представляло громадные трудности. Азбука в нем основывалась на сложной системе гексахордов, что дало право известному знатоку церковной музыки, кн. В. Ф. Одоевскому, назвать этот учебник невозможным, а автору "Описания сельского духовенства в России" — допотопным, диким и анти-музыкальным... (стран. 21). — В Обиходе ничего нет кроме азбуки да сборника песнопений, так что учителю самому приходилось создавать теоретические правила и придумывать метод и приемы при обучении; ученикам же, не понимающим сбивчивой и неудобовразумительной цефаутной азбуки, а не редко не получающим даже объяснений со стороны учителя, приходилось ограничиваться бессознательным затверживанием нотной азбуки и напевов. К этому надо добавить, что неудовлетворительность церковного пения много обусловливалась и обусловливается малосоставностью причтов. От однозвучной переклички священника с дьячком какая же может быть назидательная служба, кем она может быть с чувством исполнена? Уж конечно такое пение не поможет нашей бедной душе справиться с своим беспорядочным состоянием при обращении ее к Богу...

Ив. Павловский.

(26) Потулов. — Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения православной российской церкви, стр. 25.

 

Ссылки на эту страницу


1 Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського]
2 Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654