Бакланов, Георгий Андреевич
- Подробности
- Просмотров: 15943
Г. А. Бакланов. Ланчотто Малатеста
("Франческа да Римини" С. В. Рахманинова).
Москва. Студия К. А. Фишер.
Бакланов, Георгий Андреевич (наст. фам., имя и отчество Баккис Альфонс-Георг Андреасович; Baklanoff, Georgi), 23.12.1880(4.1.1881), Рига (в нек-рых источ. Петербург) — 6.7 (в нек-рых источ. в декабре). 1938, Базель — арт. оперы (баритон) и концертный певец.
Отец — латыш, мать — русская. С детских лет после смерти родителей (с 1892) воспитывался у родственников матери в Киеве. Окончив в 1900 Киево-Печерскую гимназию, год учился на юридич. ф-те Свято-Владимирского ун-та (Киев), в 1901 перевёлся в Петерб. ун-т, к-рый не окончил. В гимназические годы посещал оперные спектакли.
Пению обучался с 1900 в Киеве у Мартина Петца, в 1901—02 и в 1904 брал бесплатные уроки в Петербурге у И. П. Прянишникова, к-рый увез Бакланова в Милан, где познакомил его с дирижёром т-ра "Ла Скала" Витторио Вандза (Vittorio Vanza), у к-рого совершенствовался в вокальном иск-ве с 1902 по конец 1903.
На оперной сцене дебютировал в янв. 1904 в Киеве в партии Амонасро ("Аида" Дж. Верди, подготовленной под рук. В. Лосского), где пел один сезон. В этот же период гастролировал с частной оперной труппой в Каменец-Подольске, Полтаве и Житомире. 15 апр. 1905 дебютировал в партии Демона ("Демон" А. Рубинштейна) в моск. Опере С. Зимина, на этом спектакле присутствовал директор имп. т-ров В. Теляковский, к-рый заплатил неустойку Зимину и пригласил певца для дебюта (20 апр.) в моск. Большой т-р, на сцене к-рого выступал до 1909 (здесь пел в 14 операх — в т. ч. "Князь Игорь", "Евгений Онегин" (1904, 1908), "Нерон", "Франческа да Римини", "Скупой рыцарь", "Аида", "Фауст", "Кармен", "Искатели жемчуга", "Джоконда") и в 1912 (как гастролер). Гастролировал также в петерб. Мариинском т-ре (1913 в "Риголетто" Дж. Верди вместе с Л. Липковской) и Нар. доме (1913), в 1915 — в Киев. опере. С большим успехом выступал (вместе с Л. Липковской) в США (Бостон, Чикаго, Нью-Йорк, 1909; Нью-Йорк, Метрополитен-Опера, 1910 в партии Риголетто в одноим. опере Дж. Верди), Лондоне (1910, т-р "Ковент-Гарден", где пел Риголетто в одноименной опере Дж. Верди, Скарпиа — "Тоска" Дж. Пуччини и Амонасро — "Аида" Дж. Верди), Вене (Staatsoper; выступал в операх "Отелло" Дж. Верди, "Лакме" Л. Делиба, "Дон Жуан" В. А. Моцарта, 1910, 1911; в 1912—16 солист этого т-ра), Берлине (т-р "Комише опер", в партиях Риголетто и Скарпиа, 1911, имел сенсационный успех), Буэнос-Айресе (т-р "Колон", 1911), Париже (т-р Сары Бернар, 1911 в партии Онегин — "Евгений Онегин" П. Чайковского), в 1911—14, 15—18 — солист Бостонской оперы, Праге (1912, здесь его слушал В. И. Ленин; 1924), Париже (т-р "Гранд-Опера", 1913 и позднее), Монте-Карло (1914, в операх "Тоска" Дж. Пуччини с М. Кузнецовой, "Риголетто" с Л. Липковской и Э. Карузо, "Девушка с Запада" Дж. Пуччини с Дж. Мартинелли; 1916 — в "Демоне" с С. Крушельницкой). В 1917—28 (в нек-рых источ. до 1926) — солист Чикагской гор. оперы. Здесь пел в партиях Мефистофеля ("Фауст" Ш. Гуно), Нилаканты ("Лакме" Л. Делиба), Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе), Амонасро ("Аида" Дж. Верди), Ренато ("Бал-маскарад" Дж. Верди), Атанаэля ("Таис" Ж. Массне), Тельрамунда ("Лоэнгрин" Р. Вагнера), Риголетто (одноим. опера Дж. Верди), Царя Раймондо ("Изабо/Isabeau" П. Масканьи, 1917), Отца ("Луиза" Г. Шарпантье), Вотана ("Валькирия" Р. Вагнера, 1920), Бориса Годунова ("Борис Годунов" М. Мусоргского, 1925—26). Гастролировал также в др. городах США (Филадельфия, Opera Company, 1928—30 в операх "Валькирия" Р. Вагнера и "Ифигения в Авлиде" К. В. Глюка), Европы — Гамбурге (декабрь 1913 в "Гамлете" А. Тома; 21.10.1921 в "Риголетто" Дж. Верди; 29 мая и 15 окт. 1924 в "Борисе Годунове" М. Мусоргского; 13.10.1924 в "Отелло" Дж. Верди), Франкфурте-на-Майне, Кёльне, Лейпциге, Дрездене, Нюрнберге, Мюнхене, Цюрихе (Городской т-р), Милане (т-р "Ла Скала", в партии Демона — "Демон" А. Рубинштейна, п/у А. Тосканини), Вене (Volksoper, октябрь 1911), Будапеште, Брюне (Брно), Варшаве, Белграде, Загребе; в Скандинавских странах (1920—23), Берлине (1923, в опере "Снегурочка" Н. Римского-Корсакова; в июле 1938 в Volksoper), Базеле (1932 в партии Дон Жуана — "Дон Жуан" В. А. Моцарта), Сопоте (Фестиваль, в партии Себастьяно — "Долина" Э. д’Альбера, 1932).
В 1930-32 жил в собственном доме в пригороде Берлина, затем до 1938 — в имении около Базеля (Швейцария).
Обладал голосом феноменальной красоты, необыкновенной силы и широкого диапазона (две с половиной октавы), природной музыкальностью, драм. талантом, имел яркую сцен. внешность. В совершенстве владел мимикой и пластикой. Созданные им образы отличались индивидуальным решением вокально-сцен. рисунка, выразительностью. Иногда критиковался за нек-рую аффектацию. Современники называли певца "русским Баттистини". В нач. сцен. деят-сти пел преимущественно партии лирич. баритона, позднее — драм. партии, выступал также в басовом репертуаре. На конц. эстраде исп. теноровую партию Германа ("Пиковая дама" П. Чайковского).
1-й исп. партий: Ланчотто Малатесты ("Франческа да Римини" С. В. Рахманинова, 1906), Барона ("Скупой рыцарь" С. В. Рахманинова, 1906; исполнением этой партии, подготовленной под рук. арт. Малого т-ра А. Ленского, был удовлетворен автор оперы), Матео Фальконе ("Матео Фальконе" Ц. Кюи, 1907), ? ("Валенсианские мавры"/"I Mori di Valencia" А. Понкьелли, Монте-Карло, в ансамбле с Л. Липковской и Дж. Марцинелли, 17 марта 1914);
в моск. Большом т-ре — Фёдора Поярка ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н. Римского-Корсакова, 1908);
в Бостоне — Барона ("Скупой рыцарь" С. В. Рахманинова, 1910, на нем. яз.);
в США — ? ("Monna Vanna" Fèvriers, 1918, Чикаго), ? ("Le Chemineau" К. Леруа/Xavier Leroux, Чикаго), Мизгиря ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова, 1923, Чикаго), ? ("Ифигения в Авлиде" К. В. Глюка, 1935);
в Берлине — Григория Грязного ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова, 24 марта 1923, на нем. яз.).
Лучшие партии: Риголетто (одноим. опера Дж. Верди), Яго ("Отелло" Дж. Верди), Скарпиа ("Тоска" Дж. Пуччини), Гамлет (одноим. опера А. Тома), Мефистофель ("Фауст" Ш. Гуно), Тонио ("Паяцы" Р. Леонкавалло), Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе), Борис Годунов (одноим. опера М. Мусоргского), Евгений Онегин (одноим. опера П. Чайковского, с 1908), Демон (одноим. опера А. Рубинштейна). "Зрители видели в исполнении Бакланова врубелевского Демона с огненными глазами и прекрасным одухотворенным лицом. Он пел Демона без пошлых крыльев. Его Демон был духом отрицания и зла... Он не был на сцене однообразным „вечным красавцем“ во всех ролях, хотя в жизни Бакланов был очень красив" (С. Бронштейн)*.
Др. партии: Руслан ("Руслан и Людмила" М. Глинки, 1907), Князь Игорь (одноим. опера А. Бородина), Юлий Виндекс ("Нерон" А. Рубинштейна, 1907), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Валентин ("Фауст" Ш. Гуно), Жорж Жермон ("Травиата" Дж. Верди), Зурга ("Искатели жемчуга" Ж. Бизе), Барнаба ("Джоконда" А. Понкьелли), Мистер Ву ("Мистер Ву"/"Mr. Wu" Э. д’Альбера), Манфредо (Любовь трех королей" И. Монтемецци), Ханс Хайлинг ("Ханс Хайлинг" Г. Маршнера).
Партнёры: Е. Г. Азерская, Л. Балановская, А. В. Богданович, А. П. Боначич, А. Галли-Курчи, И. В. Грызунов, М. А. Дейша-Сионицкая, Н. С. Ермоленко-Южина, М. Н. Кузнецова-Бенуа, А. М. Лабинский, В. А. Лосский, А. В. Нежданова, В. В. Осипов, О. Р. Павлова, В. Р. Петров, Н. Салина, Т. Скипа, Д. А. Смирнов, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин. Пел п/у У. И. Авранека, Э. А. Купера, А. Никиша (1908 и 1911, Большой т-р), В. И. Сука, С. В. Рахманинова, Н. Фёдорова.
Пел на 7 языках (русском, английском, немецком, французском, итальянском, испанском, чешском)
Выступал в концертах, в т. ч. в Москве и Петербурге (совместно с С. Рахманиновым, в т. ч. 15 декаб., сезон 1911/12, Москва, конц. исп. 2-го акта "Скупой рыцарь"; 3 нояб., сезон 1912/13, Москва, романсы "Весенние воды", op. 14 № 11 и "Судьба", op. 21 № 1), позднее — в США и Европе.
Его искусство высоко ценили Ф. И. Шаляпин, К. Галеффи, Т. Руффо, М. Саммарко.
Записывался на грампластинки (акустические записи): в Петербурге (G & T, 1907; HMV, 1907, Эпиталама — "Нерон" А. Рубинштейна, эта запись выпущена на CD „Kleines Historisches Sänger Lexikon“ Russland A 1, № 2, см. www.hafg.de), Москве (Grammophon, 1907; Zonophon, 1907?), в России (HMV, 1910; Victor, 1918?), Нью-Йорке (Columbia, 1911—18), Киеве (Aristophon, 1913), Вене (Grammophon, 1913), Милане (1913), Берлине (Vox, 1924); и одна электрическая запись — в Берлине (Parlaphon 1929); нек-рые архив. записи — в ЦГАЗ СССР (с 1992 — Рос. гос. архив фонодокументов РГАФД) и ГЦММК.
Лит.: Бакланов // Театр. 1907. № 89. С. 17;
Заграничные гастроли Бакланова и Липковской // Театр. 1909. № 476. С. 4; № 481. С. 5—6;
Бакланов Г. Заграничная гастроль // Театр. 1911. № 969. С. 5—6;
Бакланов в Вене // Рус. слово. 1911. 12 окт.;
У Г. А. Бакланова // Театр. 1912. № 1110. С. 6;
Гастроли Липковской и Бакланова // Бирж. ведомости. 1913. 5 окт. (в опере "Фауст" Ш. Гуно);
Гастроли Г. А. Бакланова и г-жи Липковской // Рус. слово. 1913. 26 нояб.;
Заграничная гастроль // Театр. 1913. № 1401. С. 12;
Коптяев А. Первый выход Липковской и Бакланова // Бирж. ведомости, 1913. 26 сент. ("Риголетто" в Мариинском театре); Бакланов Г // Рампа и жизнь. 1914. № 51. С. 9;
Возвращение Г. Л. Бакланова // Рус. слово. 1914. 12 окт.; Гастроли Бакланова и г-жи Липковской (Опера С. Зимина) // Рус. слово. 1914. 23 нояб. В опере Зимина;
У Бакланова // Бирж. ведомости. 1914. 12 окт.;
Салина Н. Жизнь и сцена: Воспоминания. — Л.; М., 1941;
С. В. Рахманинов и русская опера: Сб. статей / Под ред. И. Бэлзы. — М., 1947. С. 137, 141, 144; Владимир Аполлонович Лосский: Мемуары. Статьи и речи. Воспоминания о Лосском. — М., 1959. С. 179;
Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 339—341;
Бронштейн С.* Герои одного мгновения: Воспоминания зрителя. — М., 1964. С. 32;
Квалиашвили М. По трудному пути. Воспоминания. — Тбилиси, 1969. С. 23—25;
Энгель Ю. Д. Глазами современника: Избр. статьи о русской музыке. 1898—1918. — М., 1971. С. 159, 161;
Воспоминания о С. В. Рахманинове. В 2 т. / Сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян. — М., 1974. Т. 1. С. 326;
Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 1905—1917. — Л., 1975. С. 75—76;
Железный А. Этикетка раскрывает свою тайну // Муз. жизнь. 1980. № 24. С. 20—21;
Зарубин В. Георгий Андреевич Бакланов // Сов. артист. 1981. 30 янв.;
Яковлев Вас. Избранные труды о музыке. Т. 3: Музыкальная культура Москвы. — М., 1983. С. 350—352, 360, 362, 368;
Марков П. А. Книга воспоминаний. — М., 1983. С. 521, 542;
П. Н. Бакланов Георгий Андреевич // Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М., РОССПЭН, 1997. С. 58—60;
Е. Э. Виттинг. Краткое воспоминание о русских артистах-певцах, выступавших за рубежом России в конце XIX и нач. XX вв. (машинопись). — ЦГАЛИ БССР, ф. 54, оп. 2, № 10. С. 12—15;
Личный архив певца хранится в Архивно-рукописном отделе Государственного театрального музея им. А. Бахрушина (фонд № 641).
Источник:
Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008. - http://slovari.yandex.ru