Восстановление дворянского собрания

Альбом фотографий с шестью страницами машинописного текста, подписанный главным городским архитектором Л. С. Вайнгортом 1 февраля 1947 года, был обнаружен мною в августе 2012 года в Государственной научной архитектурно-строительной библиотеке им. В. И. Заболотного в Киеве. Это своеобразный отчет о проделанной работе по восстановлению первого объекта на Круглой площади – здания Дворянского собрания, сданный в Академию архитектуры Украинской ССР.

 Сегодня этот альбом имеет особую культурно-историческую ценность. Благодаря тому, что Лев Семенович, несмотря на всю свою занятость, представил процесс выполненных работ в оформленном виде, мы имеем уникальный документ, свидетельствующий о том, как возрождался ансамбль Круглой площади и, в частности, здание нынешнего кинотеатра им. И. П. Котляревского в Полтаве. За научно-лаконичным текстом стоит огромный труд подвижников – архитекторов и строителей, их увлеченность, вдохновение, научный поиск.

 Сотрудники библиотеки любезно отсканировали все фотографии этого альбома. Набор текста сильно пожелтевших машинописных страниц сделан мною полностью с некоторыми комментариями. Оригинал хранится в ГНАСБ им. В. И. Заболотного под шифром 72 НТЗ-404, инв. № 239542. 

Наталия Кондель-Перминова 

Ампирная (Круглая площадь), ныне Октябрьская, дошла к нам в виде круглого парка, по периметру которого  расположена кольцевая мощеная дорога со зданиями по красной линии.

Весь ансамбль описанных выше зданий варварски сожжен немецкими захватчиками. Сгорели все деревянные части зданий, обрушились фронтоны, карнизы, капители, колонны, многие штукатурные тяги, отдельные части портиков и т.п.

 С целью первоочередного восстановления и реставрации всех зданий ампирного ансамбля еще в 1944 году нами было предпринято сбор обвалившихся деталей, произведены подробные обмеры и зарисовки и проведен Всеукраинский конкурс на фор-проект застройки и восстановления упомянутой круглой ампирной площади.

С 1945-46 года развернулось проектирование и восстановительное строительство отдельных объектов на (Круглой) Октябрьской площади.

Первым зданием (из ампирного ансамбля), на котором развернулось восстановление и реконструкция, явилось бывшее здание Дворянского собрания (пост. 1810 года) предназначенное для целей устройства в нем городского кинотеатра.

Это здание, как и большинство из упомянутого ансамбля, расположено симметрично по оси своего сектора-квартала.

Здание 2-х этажное с выступающими 6-ю колонным портиком и фронтоном, возвышающимися в центре, который является основным архитектурным акцентом, отражающим развитый в глубину от фасада большой объем зала собраний.

Весь объем здания расчленен на три соподчиненных объема, - центральный повышенный (где размещались залы) и два боковых (с набором мелких помещений) и решенных в очень простых и скупых формах с оконными проемами на фоне чистой глади стены.

В позднейшее время здание получило в северо-восточной стороне пристройку в два этажа в упрощенных и грубых формах, явно портящих общий вид его.

Как и на других зданиях, здесь были уничтожены все деревянные части и, более того, элементы внешней архитектуры, так, например, в связи с тем, что несущими элементами карнизов были деревянные модульоны, при пожаре произошел обвал карнизов и почти никаких следов о профилях и размерах не осталось. Не менее пострадали колонны,  деревянная балюстрада, под влиянием температуры пришли в негодность штукатурка и тяги стен.

Необходимость размещения в старинном ампирном здании (б. Дворянском собрании) современного кинотеатра и требования полной реставрации архитектурных форм и всех деталей фасадов особо усложнило задачу.

Значительное затруднение представило плановое решение при условии безусловного сохранения габаритов оставшегося остова здания.

После достаточно подробной проработки эскизов планировки архитекторами ВАЙНГОРТ А. С., ОНИЩЕНКО Н. Ф. и консультации проф. ШТЕЙНБЕРГА А. Г. было решено разместить в габаритах основной коробки здания 2-х зальный кинотеатр. Окончательное плановое решение было проработано арх. Литвинцевым, с учетом неприкосновенности существующих фасадов, остовов стен, но с разборкой позднейшей боковой пристройки и удлинения среднего центрального объема здания на 6 м.

Новый тыльный фасад центрального объема был утвержден Государственным Архитектурным Советом в пропорциях и ордерах главного фасада, но с заменой выступающего портика колонн пилястрами.

Все же остальные фасады были утверждены к реставрации в существующем виде их до пожара.

Работы по восстановлению упомянутого здания начаты были в мае 1945 года Полтавским Областным Строительно-Монтажным трестом (ОСМТ-306).

Значимость здания, особые условия реставрации потребовали тщательной проработки проекта реставрации фасадов, воссоздания всех архитектурных обломов и разработки шаблонов.

С этой целью был произведен сбор фото, повторные тщательные обмеры всех элементов внешней архитектурной отделки и составление подробных обмерных чертежей. При этом фиксации были подвергнуты мельчайшие подробности, которые давали возможность установить действительные размеры тех или иных элементов. Так, например, размеры модульонов главного портика удалось установить по незначительным следам в местах их примыкания к стене, а вынос – по обломкам среди мусора.

Определив, таким образом, размеры модульона и его профиль, удалось установить вынос полки карниза. При наличии этих размеров аналитически был установлен размер полки и гуська, а также промежуточных элементов.

Установленные таким образом размеры венчающего карниза совпали с некоторыми признаками в натуре. Идентично определились и другие детали.

При реставрации рисунка и форм капители использованы были отдельно найденные обломки.

При изучении этих частей мы установили, что бесконечные набелы, более чем за 100 лет, совершенно исказили первоначальный рисунок капители. После тщательного и осторожного удаления слоя за слоем набелов (при этом нами выяснились цвета окраски во времени от белого до ярко красного) мы обнаружили подлинной формы и первоначального рисунка капители, весьма тонко и тщательно выполненные и указывавшие на мастерство и высокий уровень производства работ.

При анализе обмеров установлено некоторое несоблюдение канонов и соразмерной пропорциональности колонн. 1/8 ее частью является коринфская капитель и ряд других отступлений от канонов, что указывает на некоторую переработку классических принципов (допускаемых в раннем ампире) зодчими той поры и чисто местные традиции строительства, а, возможно, неточностью соблюдения проекта.

Все архитектурные детали и их конструкции были по специально разработанным чертежам тщательно восстановлены в полном соответствии с тем, как они были до пожара.

Венчающий карниз фронтона осуществлялся по настилу из дубовых досок толщиной в 7 см., уложенных по деревянным кронштейнам-пальцам. Эти кронштейны были одеты в специально отделанные по шаблону из гипса модульоны.

Венчающий карниз боковых частей, в отличие от ранее существовавшего, осуществлен из досок, уложенных по кронштейнам из таврового железа с кладкой по настилу и штукатуркой по кладке по спец. шаблону.

Все детали и обломы тщательно выполнялись и реставрировались в каждом случае по специально разработанным шаблонам с их пробной проверкой в натуре. Особую трудность представляла отливка капителей, так как строительство кинотеатра не было подготовлено к осуществлению сложных лепных работ, как по подготовке технической базы, так и по недостатку квалифицированных кадров. Однако, совместными усилиями строителей и архитекторов, удалось создать небольшую скульптурную группу, которая обучаясь сначала на отливке простых деталей-модульонов, расчистке сохранившихся частей капителей, их ремонта, постепенно освоила более сложную скульптурную работу по изготовлению капителей, а впоследствии и весь объем скульптурно-отделочных работ по внутренней отделке.

Работа по реставрации первого исторического ампирного здания в г. Полтаве явилась школой мастерства для коллектива строителей и архитекторов г. Полтавы.

Помимо внешней реставрации фасада, в том числе на тимпане фронтона старинного герба г. Полтавы. (В оригинале предложение на этом месте оборвано. Продолжения нет– Н.К.-П.)

В восстановлении кинотеатра выполнена значительная работа по внутренней отделке интерьеров, которые с особой тщательностью и соблюдением стилевых особенностей ампира проработаны в спец. проекте и рабочих чертежах группой архитекторов г. Полтавы.

Значительность успеха в реставрации и отделке кинотеатра в г. Полтаве обусловлена тщательностью проработки обмеров и проекта отделки, а также повседневным руководством и присутствием на строительстве архитекторов  Управления Главного Архитектора г. Полтавы.

Более того, последние 3 месяца при окончании строительства и отделки на строительство в качестве постоянного надзора был нами откомандирован архитектор Гольдинов.

Нами был установлен жесткий контроль за соблюдением проекта, производилась приемка шаблонов, образцов лепки деталей в натуре,  после чего соответствующим актом устанавливалось право серийного изготовления той или иной детали или тяги карниза.

Недостатки в материалах и общие затруднения все еще не дали возможности закончить всю внутреннюю отделку (так, еще нет литых вентиляционных решеток, резной дубовой панели и др. элементы внутренней отделки не везде заменены, часть оконных переплетов сделаны временно из сырого леса). Но все же основные работы по реставрации фасада и отделки интерьеров указывают на значительный успех в восстановлении первого крупного архитектурного памятника эпохи раннего ампира в г. Полтаве.

В разработке общестроительной части проекта приняли участие арх. Литвинец Д. Н., инж. Маценко В. Я., инж. Москаленко (без инициалов – Н.К.-П.), в реставрации фасадов – арх. Онищенко Н. Е., арх. Вайнгорт Л. С. при консультации проф. Зацепина В. Г.

Проект внутренней отделки и лепки выполнен бригадой в составе руководителя бригады арх. Вайнгорта Л. С. и арх. Гольдинова Д. М. и Черняховца П. П.

Авторский надзор и непосредственное руководство на строительстве осуществлял арх. Гольдинов Д. М., при общем руководстве арх. Вайнгорта Л.С., прораб строительства и инженер.

Ко дню 3-ей годовщины освобождения г. Полтавы от немецко-фашистских захватчиков 23 сентября восстановленное и реконструированное здание б. Дворянского собрания – первое из ампирного ансамбля зданий в г. Полтаве – вошло в эксплуатацию как городской кинотеатр.

Отдельные недоделки технического характера не снижают крупного успеха, достигнутого нами в освоении сложных проблем реставрации фасадов и осуществлению высокого уровня отделки и выполнения скульптурной лепки в интерьерах зала и фойе.

ГЛАВНЫЙ ГОРОДСКОЙ АРХИТЕКТОР (подпись) /ВАЙНГОРТ

1.02.1947

 

Highslide JS
Рис. 1. Бывшее здание Дворянского собрания (постр. 1807-1811 г.г.) Общий вид до разрушения.
Фото 1870-1880 г.г.

Highslide JS
Рис. 2. Начало восстановления, состояние после расчистки завалов.
Вид тыльного фасада со стороны ул. Фрунзе. Апрель 1945 года.

Highslide JS
Рис. 3. Начало восстановления. Вид главного фасада со стороны Круглой площади. Июль 1945 года.

Highslide JS
Рис. 4. Процесс восстановления. Леса установлены с главного фасада. Август 1945 года.

 Highslide JS
Рис. 5. Окончание реставрации и восстановления. Главный фасад. Апрель 1946 года.

Highslide JS
Рис. 6. Здание кинотеатра в лесах. Апрель 1946 года.

Highslide JS
Рис. 7. Новая пристройка с тыльного фасада со стороны ул. Фрунзе. Окончание восстановления. Фасад сделан заново, на тимпане дата строительства 1810 г. и дата восстановления и реставрации всего здания 1946 г. Август 1946 года.

Highslide JS
Рис. 8. Процесс восстановления. Сентябрь 1945 года.

Highslide JS
Рис. 9. Процесс строительства. Леса вокруг новой пристройки. Февраль 1946 года

Highslide JS
Рис. 10. Реставрированный фасад. Май 1946 года

Highslide JS
Рис. 11. Фрагмент колоннады портика и тимпана с реставрированным гербом г. Полтавы 1803 г.

Highslide JS
Рис. 12. Фрагмент центральной части главного фасада. Май 1946 года

Highslide JS
Рис. 13. Фрагмент главного портика. Май 1946 года.

Highslide JS
Рис. 14. Реставрированный старый герб г. Полтавы 1803 г., посвященный Полтавской победе

Highslide JS
Рис. 15. Герб Полтавы после его расчистки. Состояние на октябрь 1946 г.

Highslide JS
Рис. 16. Реставрированные колонны главного центрального портика. Июнь 1946 г.

Highslide JS
Рис. 17. Фрагмент реставрированной части фасада, карнизы, модульон и капитель колонны. Июль 1946 г.

Highslide JS
Рис. 18. Реставрированная капитель колонны. Июль 1946 г.

Highslide JS
Рис. 19. Фрагмент отделки цокольного этажа и оконных проемов. Июнь 1946 г.

Highslide JS
Рис. 20. Тыловой фасад на пристройке (построен заново). Состояние после окончания. Август 1946 года.

Highslide JS
Рис. 21. Фрагмент тыльного, нового, фасада. На тимпане дата строительства 1810 г. и дата восстановления 1946 г. Август 1946 г

Highslide JS
Рис. 22. Интерьер. Уголок у входа из вестибюля в холл.

Highslide JS
Рис. 23. Вид на нижнее фойе из холла.

Highslide JS
Рис. 24. Детали отделки карниза и оформление входных дверей в кинозал 1-го этажа.

Highslide JS
Рис. 25. Деталь кронштейна и лепка над входной дверью в кинозал.

Highslide JS
Рис. 26. Потолок в фойе 1-го этажа. Розетка с люстрой.

Highslide JS
Рис. 27. Общий вид малого кинозала.

Highslide JS
Рис. 28. Фрагмент интерьера малого кинозала. Боковая стена и выходы.

Highslide JS
Рис. 29. Фрагмент плафона малого зала. Ребристое ж.-б. перекрытие.

Highslide JS
Рис. 30. Балюстрада и входная лестница в фойе 2-го этажа.

Highslide JS
Рис. 31. Уголок у входа на балюстраду и лестницу в фойе 2-го этажа.

Highslide JS
Рис. 32. Деталь балюстрады плафонов фойе 2-го этажа.

Highslide JS
Рис. 33. Интерьер фойе 2-го этажа. Вход в большой кинозал.

Highslide JS
Рис. 34. Фрагмент интерьера. Фойе 2-го этажа, на переднем плане колонна.

Highslide JS
Рис. 35. Фрагмент капители колонны и карниза.

Highslide JS
Рис. 36. Фрагмент интерьера фойе 2-го этажа.

Highslide JS
Рис. 37. Деталь карниза и плафона 2-го этажа.

Highslide JS
Рис. 38. Деталь лепки фриза и карниза фойе 2-го этажа.

Highslide JS
Рис. 39. Деталь отделки входных дверей в большой кинозал.

Highslide JS
Рис. 40. Фрагмент отделки дверей. Вход в большой кинозал

Highslide JS
Рис. 41. Деталь лепки кронштейна и модульона над дверью фойе 2-го этажа.

Highslide JS
Рис. 42. Лепные капители фойе.

Highslide JS
Рис. 43. Фрагмент плафона с люстрой.

Highslide JS
Рис. 44. Большой кинозал. Уголок интерьера (в стадии окончания, на торцевой стене место для экрана).

Highslide JS
Рис. 45. Фрагмент продольной стены большого кинозала.

Highslide JS
Рис. 46. Фрагмент интерьера.

Highslide JS
Рис. 47. Отдельные лепные детали.

Highslide JS
Рис. 48. Окончательная отделка большого кинозала.

Highslide JS
Рис. 49. Фрагмент карниза большого кинозала.

Highslide JS
Рис. 50. Капители пилястр в большом кинозале.

Highslide JS
Рис. 51. Балюстрада на лестнице у выхода из кинозала.

Highslide JS
Рис. 52. Один из выходов из кинозала с деталью лестничной балюстрады.

Ссылки на эту страницу


1 Записки провинциального архитектора
[Записки провінційного архітектора]. Вайнгорт Ария-Леон Семенович
2 Фотоальбом старых фотографий
[Фотоальбом старих фотографій] - пункт меню

Поддержать сайт