Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Первая страничка из истории Полтавского института благородных девиц

Первая страничка из истории Полтавского института благородных девиц.

Публикуется по изданию: Первая страничка из истории Полтавского института благородных девиц // Киевская старина. Ежемесячный исторический журнал. Ноябрь 1900 г. Стр. 283-290.

Полтавский институт благородных девиц в формате PDF (557 Kb).

283

Первая страничка из истории
Полтавского института благородных девиц
1)

Полтавский институт открыт 12 декабря 1818 года по мысли жены малороссийского военного губернатора князя Н. Г. Репнина, Варвары Алексеевны.

Княгиня В. А. Репнина была дочь министра народн. просвещения графа Разумовского, при котором были открыты многие учебные заведения в России; сама она, до переезда в Полтаву, была председательницей не задолго перед тем основанного петербургского женского благотворительного общества, вот почему и понятно, что когда князь Н. Г. Репнин был назначен малороссийским военным губернатором в 1816 г., то 17 января 1817 г. предложено было собранию дворянства Полтав. г. губернским маршалом майором Алексеем Федоровичем Данилевским выслушать "полученный им от лица, исполненного духом истинной благотворительности, проект и объяснительную к нему записку об учреждении в Полтаве дворянского благотворительного для девиц института". Проект состоял из 25 § и определял цель учреждения института, состав управления, правила приема и выпуска девиц с кратким перечислением предметов обучения.

1) Составл. по документ. архива Полтавского института.

284

Основная цель института состояла в воспитании на счет дворянского сословия 15 беднейших девиц, по одной из каждого повета губернии, с предоставлением маршалам их выбора, и в доставлении дворянам удобнейших способов к образованию дочерей за умеренную (500 р. в год) плату. Предполагалось девиц 1-го разряда принимать из фамилий, доказавших дворянство; а своекоштные могли быть и купеческого сословия двух первых гильдий, но все они должны быть христианской религии.

Управление делами института предполагалось возложить на совет из дворян и в следующем составе: председателя, двух членов, казначея и письмоводителя. Совет этот "никому частно не дает отчета и лишь ежегодно дает его обществу при публичных актах в институте, а потом публикует его через напечатание и сообщает дворянскому собранию". Определялось испросить всемилостивейшего соизволения Императрицы на принятие учреждения, как "образовавшегося из действий патриотических чувств", под высочайшее покровительство.

О приеме девиц в записке сказано: установить его на основании правил, действующих в институтах: в число воспитанниц принимать девиц 8-10 лет, а в число пансионерок 9-12 л.; для первых обязательный курс обучения 9-ти летний, с выпусками через каждые 9 лет; что же касается вторых, то время их поступления, воспитания и выпуска из заведения предоставляется на волю родителей.

Собрание дворянства по прочтении проекта и записки определило того же 17 января: 1) проект утвердить за исключением ст. о председателе совета и 2-х его членов, 2) на устройство и сохранение института пожертвовать по 30 к. с души принадлежавших каждому владельцу крестьян, внеся эту плату в двухгодичный срок, 3) просить княгиню В. А. Репнину принять на себя председательство в совете с правом избрания ею 2-х членов женского пола и 4) настоящий акт представить на благоусмотрение малороссийского военного губернатора.

285

Князь Репнин немедленно дал ход делу, и 20-го февраля состоялся журнал комитета министров, которым 1) дозволялось дворянству полтавской губ. приступить к учреждению в Полтаве института, 2) пожертвования дворянства принимать не по числу душ крестьянских, а по мере усердия и возможности каждого дворянина, и 3) просьбу дворян о принятии Императрицей института под высокое покровительство представить на высочайшее соизволение. Государь Император утвердил первые два пункта, а относительно последнего повелел представить на утверждение тогда, "когда самое заведение примет свое начало и содержание его обеспечится".

Кн. Репнин уведомил дворян о монаршем одобрении, приложил и копию письма к нему министра юстиции Д. П. Трощинского, который, как дворянин Полт. губ., "готов выполнить предположение о взносе следующей с него суммы по числу имения и увеличить ее по своему желанно". В тоже время кн. Репнин обратился с письмами к разным владельцам в губернии, или из знатнейших фамилий, или известных по своей образованности. Большинство их отозвалось с полным сочувствием, а в числе их первый — маршал вновь открытой Полт. губ. Семен Михайлович Кочубей в письме к княгине от 24 авг. 1817 г. жертвует принадлежащий ему в Полтаве дом со всеми строениями и землей и просит княгиню располагать его домом, как одной из ее собственностей, определенных ею "для человеколюбивых упражнений".

Сборы на институт поступали к поветовым маршалам, и к дворянским выборам 3 января 1818 г. исчислялось всей жертвуемой суммы приблизительно от 150 до 175 т. р. На этих же выборах был пересмотрен первоначальный проект института, изменены и дополнены некоторые статьи, а 12 января и утверждены дворянством: 1) учреждение, т. е. "положение о благотворительном для девиц в Полтаве институте", 2) штат его и 3) правила для выбора 15 воспитанниц по поветам. В этом же собрании дворянство постановило пригласить кн. Репнину к принятию звания попечительницы института, а 15

286

января поручили избранному в члены совета института надворному советнику Левенцу "принять в свое ведение как собранные уже поветовыми маршалами пожертвованные суммы, так и долженствующие поступить, и вести счет приходу и расходу по распоряжениям попечительницы". Левенец принял по ведомости 36187 р. 12 к., а 4 апреля 1818 г. совет института открыл свои действия. Он состоял из кн. Репниной, маршалов: губернского Чарныша, уездного — Левенца, и приглашенных княгиней — В. В. Капниста, М. Н. Новикова и С. М. Кочубея. Совет ассигновал 10 т. р. и поручил Левенцу приспособить для института подаренный Кочубеем дом; попечительница приняла на себя приглашение служащих лиц женского пола, и сделано распоряжение об уведомлении маршалов, что совет функционирует, и потому, чтобы все пожертвования и направлялись к нему. Дом Кочубея был приспособлен к сентябрю 1818 г. С 1 октября вступили в должность 4 классные дамы, а 1 ноября и директорша института Реньи, вызванная из Парижа. 12 декабря — в день рождения Государя — состоялось торжественное открытие института в присутствии всех виновников учреждения, дворянства и властей. На этом торжестве было: 15 воспитанниц общественного иждивения, 4 пансионерки кн. Репниной и одна своекоштная. Через три дня после открытия института совет в полном своем составе постановил: "так как институт открыт и содержание его уже обеспечено значительной суммой, то — вменяя в обязанность себе удовлетворить намерениям благородного дворянства — приступить ныне к принесению всеподданнейшего прошения Ее Имп. Величеству об удостоении его Всеавгустейшим Ее покровительством". Рескриптом 28 июля 1819 г. на имя кн. Репниной Имп. Елизавета Алексеевна изъявила свое согласие на просьбу совета.

После открытия института стало действовать "Учреждение", по которому управление института вверено было: 1) попечительнице института и 2) совета. Права и обязанности попечительницы были таковы: она председательствует в совете и имеет

287

два голоса при решении вопросов об управлении институтом, об его капитале, постройке зданий, обеспечении воспитанниц по окончании образования; кроме того, все, что касалось внутреннего порядка заведения и исполнения утвержденных определений, зависело исключительно от попечительницы. Дела по вопросам воспитания и обучения, содержания хозяйства "Учреждение" возлагало на начальницу заведения, которой поставлено в обязанность действовать только по указаниям попечительницы и отдавать ей во всех своих действиях отчет, а в отсутствие попечительницы — совету. Штат института при 15 воспитанницах и 65 пансионерках состоял из начальницы, надзирательницы по воспитанно, 5 смотрительниц (т. е. классных дам по числу 5 классов, в каждом от 15-20 девиц), смотрителя дома, экономки и ее помощницы, смотрительницы при больнице и учителей: Закона Божьего, русского, французск. и немецкого языков, математики, истории, географии, рисования, танцев, рукоделия и музыки. Прислуги полагалось 16 человек: 3 мужских и 13 женских. Штаты эти на первых порах колебались, и только в 1822 году определен следующий состав должностных лиц с получаемыми ими окладами:

288

Церковь 500 р., канцелярия 1500 р., больница 2900 руб., прислуга 5470 р. и содержание воспитанниц 38480 р. Общий итог расходов 87350 р.

Все должностные лица служили в институте по найму, на основании заключенных с ними контрактов. Особенную заботу доставляло кн. Репниной приискание начальницы с французским образованием и надлежащих преподавателей искусств. С первой начальницей Реньи был заключен кн. Репниной контракт в Париже, а потом в Полтаве советом. Г-жа Реньи обязывалась по контракту принять должность директрисы на 3 года и наблюдать за всем тем, что относится к нравственности, наукам и поведению детей. В контракте было оговорено, что если Реньи после 3 лет пожелает оставить института, она должна объявить об этом за 6 месяцев до срока, а попечительница и совет обещали обставить ее теми же удобствами, при которых она прибыла из Парижа, т. е. хорошим экипажем, надежным проводником, по крайней мере до Вены, и все путевые издержки отнести на счет института (издержки при приезде Реньи из Парижа в Полтаву обошлись институту в 3376 р.). В 1821 г. контракт с Реньи был возобновлен на бессрочное время (она оставалась директрисой по октябрь 1829 г.), с несколько измененными условиями: в случае отказа, она обязывалась объявить о том совету за шесть месяцев до срока и получить от совета 5 т. путевых издержек. Кстати заметить, что средства института с 1825 г. постепенно уменьшались, вследствие чего совет не всегда выплачивал жалованье директрисе, и к 1829 г. долг совета ей возрос до 22 т. р., при чем совет при отъезде Реньи уплатил ей до 12 т. р., да кн. Репнина 11 т.

289

Количество инспектрис установлено в 1822 т. Инспектриса по учебной части была вызвана из Франции, а другая — как сказано в контракте — за порядком по внутренности дома была приглашена из Москвы. Директриса, инспектриса по учебной части и 8 классных дам преподают французский яз., а также историю всеобщую, мифологию и всеобщую географию по учебникам, выписанным из Франции. Немецкому яз. сначала обучали кл. дамы, но с 1821 г. был приглашен специальный учитель этого языка.

Преподавание Закона Божьего с постоянным законоучителем началось с 1820 г., когда прибыл на покой в Крестовоздвиженский монастырь бывший профессор переяславской семинарии архимандрит Сильвестр, который преподавал также риторику и логику. Русскую грамматику, арифметику, географию России, историю русскую и естественную преподавал штатный смотритель Полтавского поветового училища Зозулин с титулом преподавателя "российских предметов". Лучшими учителями по музыке были Руссель и особенно Летан, которому платили 3 т. р. в год; рисованию и танцам обучал воспитанник Харьковского университета Сплитетейстер, пению — "певица" Полина, а мастерица рукоделий Мартен была выписана из заграницы.

Институт состоял из 5 классов: курс I и II кл. был однолетний, III и IV — двухлетний, а V-ого трехлетний. В I кл. преподавались Закон Божий, русское и французское чтение и танцевание; во II — Закон Божий, русская и французская грамматика, арифметика, немецкое чтение и письмо, музыка, рисование и танцы, в III — к предметам II-го класса прибавлялись: русская география и немецкая грамматика; в IV — прибавлялись: русская, греческая и римская история, всеобщая география и мифология; в V кл. учили: русскую словесность, физику, естественную историю на русском языке; всемирная же история, всеобщая география и французская словесность на французском яз. Девятилетний курс был обязателен только для стипендиаток дворянства.

290

В объяснительной записке к преподаванию разъяснено, что история русская и всеобщая преподаются на яз. французском, а хронология на русском, на француз. же языке преподаются география и мифология, при чем последняя "есть неизбежная надобность людей, долженствующих жить в большом свете".

Распределение учебного дня воспитанниц сделано было такое: в 6 ч. утра все воспитанницы встают от сна и это время до 8 ч. назначено для одеваний, молитвы и завтрака, с 9 до 12 уроки; с 12 — 2 обед и отдых; с 2 — 4 уроки, с 4 — 4½ "полдник", от 4½ — 7 уроки, от 7 — 8 ужин и отдых, с 8 — 9 молитва и приготовление ко сну; в 9 ч. все девицы должны быть в постели. В субботу после обеда уроков не было, а это время назначалось для повторения уроков всей недели.

Институт был открыт при наличности 20 воспитанниц (15 общественных воспитанниц и 5 пансионерок); в 1819 г. в разные сроки прибыло 34 девицы в возрасте от 7 до 17 лет. Все они делились на группы и обучались предметам по ланкастерской, тогда модной, системе: девицы делились на дивизии, а младшие дамы были монитрисами. Первый правильный выпуск был в 1827 г., когда окончили общественные воспитанницы, но для пансионерок допускались выпуски и раньше.

Между тем доходы института к 1 января 1828 г., получавшиеся из процентов на капитал 205339 р., внесенный дворянами, составляли ежегодно от 40 до 45 т. р.; на эти средства институт существовать не мог, входил в долги и даже не удовлетворял жалованьем служащих.

О таком положении дел кн. Репнин довел до сведения Государя. Последовало издание положения и штата 7 февраля 1828 г., которым утверждался институт казенный, унаследовавший от института дворянского дом с землей и инвентарем.

 

Ссылки на эту страницу


1 Полтава в публикациях журнала "Киевская старина"
[Полтава в публікаціях журналу "Київська старовина"]
2 Университеты, академии, институты
[Університети, академії, інститути] - пункт меню

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654