Пасманик, Даниил Самойлович
- Подробности
- Просмотров: 7871
Пасманик, Даниил Самойлович (1869-1930). Родился в Гадяче. Публицист и общественный деятель.
После окончания гимназии в Полтаве, в 1887 г. поступил на медицинский факультет Цюрихского университета (окончил в 1892 г.). В 1892-1899 гг. работал врачом в Болгарии. В 1900 г. стал сионистом, одним из известных теоретиков и публицистов сионизма. Был сторонником так называемого синтетического сионизма. В 1906-1917 гг. был членом ЦК сионистской организации в России. После февральской революции вступил в партию кадетов. В 1917-1919 гг. редактор газеты "Ялтинский голос", в которой выступал против большевиков. В 1919 г. эмигрировал во Францию, где вместе с В. Бурцевым в 1920-1922 гг. редактировал газету "Общее дело". Среди его работ "Экономическое положение евреев в России" (1906), "Теория еврейского сейма" (1907), "Судьбы еврейского народа" (1917),"Русская революция и еврейство" (1923), автобиографический роман "История еврейского интеллигента" (1905-1906), мемуары "Революционные годы в Крыму" и др.
Источник:
Коломеер Михаил Соломонович - "Люди земли Полтавской"
Портрет: http://www.jewukr.org/
Пасманик, Даниил Самойлович (Даниэль Гдальяху; 1869, Гадяч, Полтавская губерния, – 1930, Париж), русско-еврейский публицист и общественный деятель. Сын меламеда.
После окончания гимназии в Полтаве в 1887 г. поступил на медицинский факультет Цюрихского университета (окончил в 1892 г.). В 1892–99 гг. работал врачом в Болгарии, принимал активное участие в местной прессе (полемика с марксистом Х. Раковским). В 1899–1905 гг. был приват-доцентом медицинского факультета Женевского университета. С 1900 г. примкнул к сионистскому (см. Сионизм) движению и вскоре стал одним из его виднейших публицистов и теоретиков (сотрудничал в "Ди вельт", в "Будущности", с 1904 г. — член редколлегии журнала "Еврейская жизнь", а затем сменившего его "Рассвета"). В конце 1905 г. вернулся в Россию, сдал в Москве экзамен на звание врача, так как в Российской империи не признавали иностранные дипломы. Был сторонником так называемого синтетического сионизма (см. Гельсингфорсская программа), вел борьбу за гражданские права еврейства России, выступал против Бунда, полемизировал с Ахад ха-‘Амом, одним из первых разработал теорию движения По‘алей Цион ("Критика "теорий" Бунда"; "Национальный вопрос перед судом социал-демократии"; "Теория и практика поалейционизма" — все в 1906 г.). В 1906–17 гг. Пасманик был членом ЦК Сионистской организации России. Печатался (иногда под псевдоним Даниэль бен Шмуэль) в органе Сионистской организации "Дос идише фолк" (Вильна), а также в сионистских журналах и альманахах на иврите, немецком, польском, сербском языках, участвовал в журнале "Еврейский мир", сотрудничал в "Еврейской энциклопедии" (см. Энциклопедии), выступал с лекциями о сионизме в разных городах России. В 1908–1910 гг. Пасманик жил в Женеве, с 1910 г. в Петербурге. Объявление войны 1914 г. застало Пасманика в Женеве (где жила его семья), и он с трудом добрался до России, чтобы вступить в армию. Служил в полевых госпиталях до февраля 1917 г., когда из-за тяжелой болезни был помещен в лазарет в Ялте. В период мировой войны Пасманик принимал участие в сионистских изданиях, в 1914 г. выпустил брошюру "Война и Палестина", в которой предсказывал, что после победы союзников страна Израиля будет передана еврейскому народу, в 1915 г. участвовал в нелегальном съезде сионистов в Москве. После февральской революции 1917 г. Пасманик вступил в партию конституционных демократов (кадетов), в 1917–19 гг. был редактором газеты "Ялтинский голос" и кадетского издания "Таврический голос" (Симферополь), в которых выступал в защиту генерала Л. Корнилова и белого движения, боролся против большевиков и социалистических партий. В 1918–19 гг. Пасманик принимал участие в краевом правительстве в Крыму, которое опиралось на Добровольческую армию и англо-французские войска. Его правые взгляды, а также обмен рукопожатиями с лидером черносотенцев В. Пуришкевичем, увидевшем в нем единомышленника, вызвали возмущение в еврейской и русской демократической среде. Однако в 1918 г. Пасманик был избран председателем Союза еврейских общин Крыма. В 1919 г. Пасманик эмигрировал во Францию, где в 1920–22 гг. в Париже совместно с В. Бурцевым редактировал белоэмигрантскую газету "Общее дело". В 1924 г. совместно с группой еврейских деятелей правого направления участвовал в берлинском сборнике "Россия и евреи" (статья "Чего же мы добиваемся?"). Связь с правыми кругами русской эмиграции (в том числе и монархистскими) отдалила Пасманика от сионистского движения, которое официально отреклось от него. Тем не менее В. Жаботинский в некрологе Пасманика ("Рассвет", 1930, № 28) отметил его большие заслуги перед сионизмом.
Перу Пасманика принадлежат сотни публикаций и десятки книг. Среди его основных работ: "Экономическое положение евреев в России" (1906), "Чартер и концессии" (1906), "Теория еврейского сейма" (1907), "История эмансипации евреев в Швейцарии" (1907), "Странствующий Израиль. Психология еврейства в рассеянии" (1910, перевод на немецкий язык — 1911, на идиш — 1918), "Судьбы еврейского народа. Проблемы еврейской общественности" (1917), "Русская революция и еврейство. Большевизм и иудаизм" (1923), "Что такое иудаизм?" (французское издание, 1930). В "Еврейской жизни" (1905–1906) под псевдонимом Д. Мирон Пасманик напечатал автобиографический роман "История еврейского интеллигента", а в 1926 г. издал мемуары "Революционные годы в Крыму". Пасманик также публиковал работы по медицине в специальных изданиях на немецком и французском языке.
Источник:
Ссылки на эту страницу
1 | Личности - П
[Особистості - П] - пункт меню |
2 | Люди земли Полтавской. Коломеер М. С.
Люди земли Полтавской. Коломеер М. С. |
3 | Общественные деятели
[Громадські діячі] - пункт меню |
4 | Писатели, публицисты, драматурги
[Письменники, публіцисти, драматурги] - пункт меню |
5 | Учились в Полтаве
[Вчилися в Полтаві] - пункт меню |