Курлов, Павел Григорьевич
- Подробности
- Просмотров: 16384
Курлов, Павел Григорьевич (05.01.1860-07[20].06.1923), шталмейстер Высочайшего Двора, генерал-лейтенант, правый государственный деятель, тов. министра внутренних дел, один из руководителей российских спецслужб, организатор политического сыска.
Из дворян, родился в Новгородской губ. Дед выслужился из солдат до звания генерал-майора, отец — генерал от инфантерии. Как вспоминал позже сам Курлов, "духовным основанием нашей семьи всегда была вера в Бога, любовь и бесконечная преданность Государю". Окончил по первому разряду Николаевское кавалерийское училище (1880) откуда был выпущен прапорщиком в л.-гв. Конно-гренадерский полк (сослуживец А. Д. Протопопова). В 1883 был переведен в Корпус пограничной стражи, а с 1884 служил в С.-Петербурге. Окончив Военно-юридическую академию (1888), продолжал службу в военно-судебном ведомстве в Москве, Костроме, Твери, Одессе, Владимире, Вологде. В мае 1892 вышел в отставку в звании подполковника и поступил на службу в Министерство юстиции. Служил прокурором Вологодского окружного суда, и тов. прокурора Московской судебной палаты (1900-1903).
В 1903 по предложению В. К. Плеве перешел на службу в МВД с последующим назначением курским вице-губернатором. В Курске решительно пресек крестьянские погромы, применяя телесные наказания, за что подвергся травле со страниц революционной и либеральной прессы. С мая 1905 — Минский губернатор. В этой должности также проявил себя как решительный борец с революцией, в результате чего, стал жертвой двух покушений. Первый раз в его дом была брошена бомба, которая тяжело ранила чиновников и охрану из драгун (сам Курлов находился на втором этаже и не пострадал). А 14 янв. 1906 эсерами на него было совершено второе покушение, однако брошенная прямо в Курлова бомба, не взорвавшись, лишь оцарапала ему голову и, не причинив вреда, скатилась по рукаву мундира к ногам губернатора. Как стало известно позже, о готовящемся теракте знали в охранке и доставленную при помощи своего агента бомбу заранее обезвредили, но чтобы не раскрывать своего человека в боевой организации эсеров, дали покушению состояться, не поставив Курлова о нем в известность. Несмотря на свои правые взгляды, Курлов являлся сторонником введения равноправия для евреев, считая, что проводимая правительством политика ограничений нецелесообразна, т. к. лишь озлобляет евреев и революционизирует их. Такая позиция Курлова не встречала поддержки у большинства правых.
В 1906 был назначен членом Совета министра внутренних дел и управляющим Киевской губ. В 1907 пожалован шталмейстером Высочайшего Двора и назначен (14 апр.) и. о. директора департамента полиции, а также начальником Главного тюремного управления (с 26 окт.). В этих должностях выдвинулся как один из наиболее усердных деятелей контрреволюции. 1 янв. 1909 был назначен тов. министра внутренних дел у П. А. Столыпина и командиром Отдельного корпуса жандармов (с 26 марта) с производством в генерал-майоры. В этой должности много сделал для организации работы секретных спецслужб и охраны Императорской Семьи, неоднократно сопровождал Императора Николая II Александровича в поездках по стране и за рубежом. В 1910 был произведен в генерал-лейтенанты.
По поручению Столыпина курировал вопросы, связанные с негласным следствием подрывной деятельности масонских лож в России. Под руководством Курлова готовился специальный доклад о деятельности масонства, который Столыпин собирался представить Царю. Однако после убийства Столыпина в сентябре 1911 Курлов был отставлен с поста тов. министра, а материалы к докладу сданы в архив. Сам же Курлов после убийства Столыпина был обвинен в бездействии и ряде нарушений при принятии мер охраны, однако Государь велел дело прекратить, без всяких для него последствий, собственноручно написав на обратной стороне телеграммы, посланной Курловым в которой последний благодарил за милость и клялся в преданности: "Благодарю. В верности генерала Курлова никогда не сомневался". Однако против Курлова была развернута травля в прессе и Гос. Думе со стороны либерального лагеря и он был вынужден оставить гос. службу.
С началом Первой мировой войны вновь, после личной просьбы к Государю, был возвращен на службу и назначен генерал-губернатором Восточной Пруссии, однако из-за скорого ее оставления русскими войсками Курлов даже не успел прибыть к месту назначения. В к. 1914 был назначен помощником главного начальника Двинского военного округа (ведал контрразведкой и военной цензурой). Занимался в Риге делами по гражданскому управлению Прибалтийского края на правах генерал-губернатора. В 1915 был отчислен в резерв Петроградского военного округа. С осени 1916 — тов. министра внутренних дел Протопопова (без официального назначения) и заведующий делами департамента полиции. 3 дек. 1916 вышел в отставку.
В первые дни Февральской революции был арестован и заключен в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, затем в Выборгскую одиночную тюрьму, откуда в авг. 1917 по болезни сердца был переведен под домашний арест. В авг. 1918, после убийства Володарского, опасаясь репрессий, бежал за границу. В Берлине участвовал в деятельности различных монархических организаций."Я был и остался до сего дня убежденным монархистом <...> единственною, соответствующую характеру русского народа, формою правления может быть только абсолютная монархия", — отмечал Курлов в эмиграции. Похоронен в Берлине на кладбище Тегель.
A .Иванов
Источник:
Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008. - http://www.hrono.info
Всеподданнейший доклад министра внутренних дел П.
А. Столыпина о возложении на генерал-лейтенанта П.
Г. Курлова руководства охраной
во время торжеств в Полтаве
20 мая 1909 г.
Ввиду предстоящих в конце июня сего года торжеств в гор. Полтаве в память двухсотлетия побед, одержанных русскими войсками над шведами, в названный город будут командированы чины дворцовой, С.-Петербургской и Московской полиции. Предполагая объединить высшее руководство охраной на время пребывания Вашего Императорского Величества и августейшей семьи в одном лице, я полагал бы возложить таковое на товарища министра внутренних дел, командующего отдельным корпусом жандармов, в должности шталмейстера, генерал-майора Курлова, с подчинением ему на это время всех без исключения должностных лиц, находящихся и командированных в гор. Полтаву для поддержания порядка и безопасности, но с соблюдением ст. 9 Положения о дворцовом коменданте, Высочайше утвержденного Вашим Императорским Величеством 25 апреля 1906 года.
На приведение сего предположения в исполнение всеподданнейшим долгом поставляю себе испрашивать Высочайшего Императорского Величества соизволение.
Министр внутренних дел, статс-секретарь Столыпин.
Источник:
http://hronos.km.ru/libris/stolypin/19090520.html
Шифртелеграмма и.д. директора департамента полиции Н. П. Зуева товарищу министра внутренних дел П. Г. Курлову о возможном покушении на Николая II во время празднования 200-летия полтавской битвы
[Сведения подобного рода были получены также от Полтавского полицмейстера (апрель 1909 г.) и начальника Харьковского Охранного Отделения (13 мая 1909 г.).]
31/V - 1/VI 1909 г.
Ездивший Париж с Вашего разрешения из Белостока сотрудник максималист “Владимиров” заявил ротмистру Андрееву, что он присутствовал на собрании Парижских социалистов-революционеров максималистов в присутствии Бурцева. Обсуждался вопрос о желательности совершения Цареубийства во время следования ГОСУДАРЯ из Петербурга до Полтавы или во время объезда войск и депутаций учащихся в Полтаве. Сотруднику, который возвращается [в] Белосток, [с] группой, по словам Андреева, предложено заняться подготовкой почвы для предстоящего покушения и стараться попасть лично в число представителей едущих на торжества или же установить соответственные и необходимые связи с таковыми лицами. О необходимости самой тщательной проверки состава воинских команд предполагается сообщить Военному Министру; ротмистру Фуллону предложено, в виду крайней неопределенности сообщения ротмистра Андреева, самым тщательным образом, по прибытии сотрудника, выяснить дальнейшие шаги группы и не упускать ни на одну минуту из наблюдения как самого сотрудника, так и тех лиц, с которыми он войдет в связь. Ротмистру Андрееву телеграфирую о скорейшем доставлении подробных и ясных сведений о личном составе группы с указанием примет и о подробностях задуманного ими плана, а именно кого намерены ввести в какие части, с кем связать. Министру доложено, Дворцовому Коменданту сообщено. № 391.
И. д. Директора Департамента Полиции Н.П. Зуев
ГАРФ. Ф. 102. Ос. Отд. 1909 г. Д.152.
Лл. 127-127 (об).
Источник:
Использованы материалы сайта www.auditorium.ru
Ссылки на эту страницу
1 | Государственные и местные деятели. Управленцы
[Державні та місцеві діячі. Управлінці] - пункт меню |
2 | Личности - К
[Особистості - К] - пункт меню |