Меры, предполагавшиеся Сильвестром, епископом полтавским, для подготовки духовенства к учительству в народных школах
- Подробности
- Просмотров: 3953
И. Ф. Павловский. Меры, предполагавшиеся Сильвестром, епископом полтавским, для подготовки духовенства к учительству в народных школах.
Подається за виданням: И. Ф. Павловский. Меры, предполагавшиеся Сильвестром, епископом полтавским, для подготовки духовенства к учительству в народных школах. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. — 1876. — № 20 — С. 766-770.
Переведення в html-формат: Борис Тристанов.
— 766 —
Меры, предполагавшиеся Сильвестром, епископом
полтавским, для подготовки духовенства к учительству
в народных школах.
Непригодность приходского духовенства и семинаристов для преподавательских занятий в народных школах настойчиво доказывалась на страницах газет и журналов, трактовалась в педагогических учреждениях, вотировалась в собраниях земских людей. Этот коллективный, громадных размеров, дебат, эти экспе-
— 767 —
рименты в логомахии не привели, покамест, к положительным результатам. Отрицая состоятельность духовенства для учительствования в народной школе, порицая нерадение, проявляемое к ней, «народолюбцы» не в состоянии изолировать школу от участия духовенства. Не задаемся задачей доказывать состоятельность духовенства для школьной деятельности: это завело бы слишком далеко, да — главное — уже неоднократно было сделано людьми политически и педагогически компетентными, в рядах которых имя графа Л. Н. Толстого стоит высоко (*). В настоящем разе сообщаем мнение одного из полтавских иерархов, соприкасающееся с возникшим в начале теперешнего столетия вопросом о сельской школе. Три четверти века назад, епископ полтавский Сильвестр находил, что его духовенство вполне может несть преподавательские обязанности в приходских школах, и только высказывал заботу об увеличении в среде низшего духовенства людей с большею научною благонадежностью для дела народной школы, могущих быть сотрудниками священников. Таким образом является новый исторический свидетель в пользу участия духовенства в народообразовании. Свидетельство его выражается в форме предложения малороссийской переяславской консистории от 17 августа 1803 года. На основании именного указа, — пишет преосвященный, — данного, Св. Синоду в 24 день генваря о принятии со стороны оного соответственных мер для содействия благоуспешному течению народного просвещения по предварительным правилам, от министра просвещения поднесенным и высочайше утвержденным, — по последовавшему из Св. Синода к нам от 18-го
(*) Отечественные Записки, издан. 1874 года, вып. IX, «О народном образовании».
— 768 —
марта сего года указу представлено в оный от нас мнение, что преподавание во вновь учреждаемых, по тем предварительным правилам, приходских училищах учения во вверенной нам переяславской епархии можно, при распоряжении от надлежащего правительства, поручить священно и церковно-служителям здешней епархии, поставляя самое расположение или размещение к тому способных времени и положению, когда и как расположены будут приходские училища. А при том в оном же мнении положили мы, что как со стороны нашей во вверенной нам епархии соблюдается то, что каждогодно к сентябрю и ведомости от духовных правлений и благочинных присылаются в консисторию о обучающихся российскому письму священно и церковно-служительских детях, и таковые дети в семинарию доставляются, так соблюдено будет и то, чтобы и самые возрастные, при отцах без помещения состоящие, не иначе помещаемы были на причетнические места, как по предварительном в семинарии хотя в начатках арифметических и катехизисе образовании, дабы и таковые, быв помещены в причет, могли употреблены быть по сему предмету хотя под смотрением приходского, — совершеннейше в сих предметах образованного, но по одиночеству в своем служении должности сельского учителя отправлять не могущего, — священника. Для того, дабы исполнить в точности высочайшую волю Е. И. В. и выше писанное, сделанное нами положение, рекомендуем консистории: I, послать во все духовные правления, а по переяславскому повету к благочинным указы и велеть всем, состоящим при приходских церквах диаконам и причетникам, кои не обучены арифметике, катехизису и при том нотному пению, объявить с подтверждением об изучении ими
— 769 —
всего того непременно, дабы можно употребить их с пользой к преподаванию учения в учреждаемых приходских училищах. Буде же кто арифметики, катехизису и нотному пению не обучен и впредь не обучится, о таковом, ни под каким видом не делать никаких представлений о произведении или диакона такового во священнический или причетника в диаконский чин. II. Как многие епархии нашей священно и церковно-служительские дети возрастные проживают при отцах своих без представления их в семинарию к обучению и без определения к причетническим должностям, а тем сами себя и обществу никакой пользы не приносят, то подтвердить отцам их, чтобы они таковых детей своих предварительно доставляли в семинарию для обучения начаткам арифметическим и катехизису и при том нотному пению, а без того не получат они, хотя бы и просили, никаких причетнических мест. III. Как в указе Св. Синода, 1798 года, октября 31 дня состоявшегося, 13 пункта в 6 отделении сказано: «во всех семинариях наблюдать, чтобы все умели исправно читать по церковным книгам и петь при службе Божьей, выходяще из училищ знали бы и устав церковного круга, ибо незнание сего делает великое для учащихся посрамление», — в споспешество же сего имеется при нашей семинарии нотный, чтения и устава церковного класс, и установлена чреда в хождении семинаристов в соборе и в прочие, сверхпраздничные, дни для чтения и познания на самом деле устава церковного, для того семинарскому правлению предписать указом о подтверждении всем высших и низших классов студентам и ученикам, чтобы они, при прохождении прочих наук и непременном и совершенном изучении арифметики и катехизиса, обуча-
— 770 —
лись без изъятия все нотному пению, чтению и уставу церковному. А естли отселе не будет кто либо совершенно того знать, то хотя бы и курс богословии кончил, при прошении о посвящении себя во диаконский или священнический чин, не получит желаемого доколе, возвратясь в семинарию, всему тому не изучится, да не нанесет незнанием своим общего для учащихся посрамления (*).
Что касается третьего пункта Сильвестрова предложения, то теперь трудно наверное сказать, в какой мере выполнялся он, хотя молва гласит, что в старинные годы из семинарии выходили лучшие знатоки церковного устава, чем ныне. Первые два пункта предложения Сильвестра остались без полного применения, между прочим, потому, что предположение об открытии приходских школ не переходило в дело более полустолетия и осуществилось, как известно, в нынешнее царствование.
(*) Указ Полтавского духовного правления благочинному, наместнику Карпу Иваницкому, от 7 октября 1803 года, № 732.
Ив. Павловский.
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |