Герцовский, Иосиф Львович
- Подробности
- Просмотров: 22777
Герцовський, Йосиф Левович.
Руки человеческие... Они выращивают хлеб и возводят дома, пишут на досках математические формулы и пекут вкусные пироги, растят детей и охраняют землю нашу. Есть люди, руки которых вдохновляли художников, ложились в основу шедевров искусства. В одном из залов Государственной Третьяковской галереи, среди множества больших произведений, бросаются в глаза полотна художника Нестерова, на которых изображены великие медики - экспериментатор и ученый И. П. Павлов, профессор С. С. Юдин. Что привлекло художника? Личности этих людей и... руки - необыкновенные, чуткие и беспощадные, когда надо, ласковые и сильные руки хирургов.
Однажды, когда полтавский колхозный рынок ещё не был покрыт высокими пролётами, и залётные птицы ещё не ворковали под ними, а толпы людей медленно двигались между рядами, уставленными дарами полтавских полей, мужчина небольшого роста, с семитскими чертами лица выбирал яблоки. Та, что стояла по другую сторону прилавка, дородная краснощёкая деваха, очевидо, не очень-то разбиралась в человеческих руках. Последовал её крик:
- Ти, діду, чого мацкаєш цю продукту? Не чіпай! Якщо не наравиться, бери ноги на плечі і тікай звідсіля.
И тут произошло неожиданное: стоявшая неподалёку женщина, подойдя поближе к молодухе, прочла ей такую "лекцию", что, ей-Богу, цвет лица у труженицы прилавка стал меняться от румяного к какому-то бледному. И главный аргумент - руки, те руки покупателя, которые за долгие годы спасли от болезней, от гибели сотни, а может быть, и тысячи страждущих людей. Эти руки, возможно, спасали и близких той хамки-молодухи. Собрались люди, все с большим сочувствием отнеслись к нашему пожилому человеку, а он лишь произнес тихо "спасибо" и, не оборачиваясь, ушёл к себе в больницу, на работу.
Кто он? Чем завоевал любовь и уважение многих полтавчан, тысяч и тысяч раненых в прошедшей страшной войне?
Иосиф Львович Герцовский родился в г. Белостоке Гродненской губернии. С началом 1-й мировой войны семья рабочего суконной фабрики Лейбы Герцовского переезжает в Полтаву, где маленький Иосиф посещает еврейскую школу. Но семья большая, нужно помогать отцу, и он начинает работать на фабрике "Империал" красильщиком, а затем заведует цехом. Большая тяга к знаниям не покидает его, и он оканчивает уже после Октябрьской революции школу для взрослых, а затем и Днепропетровский медицинский институт. В эти годы Иосиф много трудится на ниве народного просвещения. Чудом сохранившаяся "Почётная грамота" с портретами вождей мирового пролетариата в овалах по бокам, выданная Горсанпросом, повествует о большом вкладе, вносимом им в работу культфронта, и призывает "Выше держать знамя ударника!", а заканчивается лозунгом "Да здравствует культурная революция!"
Один лишь год проработал в больнице шахтёрского края молодой врач Герцовский. Его интересовали условия труда шахтёров. Ведь известно, что представители этой нелёгкой профессии болеют чаще, чем другие. Работа на глубине, угольная пыль и другие факторы вызывают профессиональную болезнь - силикоз, а ещё известен высокий травматизм. Учёные даже подсчитали, сколько жизней теряется при добыче этих сотен тонн угля, этого "чёрного золота". Ведь шахтёров погибает в 7 раз больше, чем в любой другой отрасли труда. Внушительные цифры!
Проблемой здоровья шахтёров Иосиф Львович занялся серьёзно. Он спускался в шахту, находился там долгие часы. На гора поднимался вместе с забойщиками, откатчиками, крепёжниками. Лица в угольной пыли, лишь глаза светятся и зубы белеют.
Дивись, - говорили шахтёры, - вже євреї полізли з нами в пекло.
Не успел молодой врач осуществить многое из задуманного - началась Великая Отечественная война.
Сколько времени надо человеку, чтобы стать воином? Может, миг, может, день, а иногда - и всей жизни не хватит.
Уже через месяц после начала войны Иосиф Львович сменил гражданскую одежду на военную. Трудился в военных госпиталях, сначала ординатором, а затем заведовал нейрохирургическим отделением госпиталя, который сопровождал армию на 1-м и 2-м Украинских фронтах. Приходилось отдыхать совсем немного, поток раненых увеличивался. Однажды , - вспоминал Герцовский, - привезли раненого немца. Долг врача был для меня превыше всего. Разум не хотел подчиняться: может, он один из тех, кто замучили его родных и близких, и, тем не менее, сделал всё возможное, чтобы спасти немецкого парня.
В тот миг он спасал не врага - он спасал человека.
Сколько раненых в битве крутой, Сколько их в тесноте медсанбатов Отнимали у смерти слепой Люди в белых халатах...
Для майора медицинской службы И. Л. Герцовского война закончилась в октябре 1945 года в Будапеште. Инвалид, с 17-ю наградами родины, пришел он в Полтавский облздравотдел и отдал секретарю характеристику начальника ЭГ № 3263 т. Елшина: "Герцовский И. Л. проявил себя энергичным, инициативным товарищем, врачом высоких профессиональных качеств, чутким человеком. Любит медицину, повседневно занимается повышением своей квалификации, требователен к себе и к подчиненным, самостоятельно провёл свыше 270 операций на черепе и спинном мозге. Морально устойчив, пользуется авторитетом среди личного состава госпиталя."
Только Иосиф Львович спустился со 2-го этажа по скрипучей металлической лестнице, как с балкона заведующий облздравотделом Лебедев уже окликнул его:
- Товарищ майор, вернитесь, пожалуйста, будете моим заместителем!
В тот же день он был назначен на должность руководителя лечпрофсектора. Но офицеру-медику с таким богатым опытом практической работы тесно было в этих рамках, и он вскоре переводится в областной онкологический диспансер. Работает сначала врачом-онкологом, а затем заведующим хирургическим отделением.
В этом двухэтажном здании из красного кирпича сейчас располагается хирургическое отделение госпиталя инвалидов Отечественной войны, а раньше, ещё до революции, была еврейская больница. Здесь делали операции, лечили, рожали детей, здесь работали и хирурги, и терапевты. Врачи и медсестры в больнице сплошь были евреи. Война унесла множество жизней. Из коллектива еврейской больницы в живых остались единицы: те, кто проживал в Полтаве, были расстреляны фашистами и их прихвостнями, многие ушли на фронт, некоторые успели уехать на Восток, да так и не вернулись в родной город.
С 1949-го собирался новый коллектив больницы, и, что интересно, хотя она уже не была еврейской, персонал, как и раньше, в основном состоял из евреев. Коллегами Иосифа Львовича были главврач Самуил Михайлович Моисеев - "наш профессор", как его называли, Исаак Григорьевич Спектор, Анна Львовна Бродская, Ася Борисовна Каневская, Мария Израилевна Резникова, Рита Михайловна Срагович, Лилия Борисовна Кац, Мария Яковлевна Дымшиц, Тамара Иосифовна Герцовская, Эсфирь Яковлевна Брук и другие.
С болью в сердце вспоминают оставшиеся в живых люди, как в конце сороковых - начале пятидесятых годов в стране началась разнузданная кампания антисемитизма. Получалось так, что и Герцовский, и Спектор, и главврач Моисеев - презренные космополиты. Кое-кто из пациентов боялся идти в больницу, но вера в честность таких людей превозмогала боязнь.
Вспоминает дочь Герцовского Тамара Иосифовна:
"Отец с самого утра и до позднего вечера находился в больнице, оперировал, сам зачастую делал и перевязки, мог и покормить с ложечки тяжелобольного, пошутить с ним, рассказать притчу, которых знал несметное количество. В воскресенье утром он говорил маме: мне нужно на базар - купить творожок, овощи, ещё кое-что. Брал сумочку, доставал деньги из маминого кошелька, тихо, чтобы не разбудить нас, уходил. Проходил час, другой... Наступало время обеда, мама начинала волноваться. Перед тем, как идти искать отца на базаре, она всё же заходила в больницу: пустая сумочка висела в ординаторской, верхняя одежда - рядом, а он в предоперационной мыл руки перед очередным оперативным вмешательством.
Отец был всесторонне развитым человеком, знал иврит и идиш, много читал на родном языке, написал историю еврейского народа, вёл переписку с издателями центральных еврейских журналов по поводу трактовки многих библейских постулатов.
Вы хотели узнать, когда, в какой день, например, наступает Песах, когда Ханука, другие еврейские праздники? Сейчас, в наше время, есть община и в Полтаве; издаются большие и маленькие календари, буклеты, и все желающие могут получить интересующие их сведения. Даже десяток лет назад такого не было. Звонили Иосифу Львовичу. Этот энциклопедически образованный человек, как компьютер, выдавал сразу же нужную информацию. И узнаёшь, что, пока не появилась на небе первая звёздочка, кушать - ни-ни!"
За 42 года работы в полтавском онкодиспансере он побывал во всех больницах области с консультациями.
Этот неутомимый, скромный, чуткий доктор умел расположить к себе людей своей порядочностью, высочайшей квалификацией и чувством искреннего сострадания к больным, желанием помочь им. Уже тяжело больной, он и тогда отдавал всего себя людям. Он был им очень нужен. Его помнят. Значит - жив.
Источник:
В. Чазова, М. Спарбер. Чтобы помнили. - Полтава, АСМИ, 2001. Стр. 33-37.
Ссылки на эту страницу
1 | Врачи и фармацевты
[Лікарі та фармацевти] - пункт меню |
2 | Еврейская больница
Еврейская больница |
3 | Личности - Г
[Особистості - Г] - пункт меню |