Из хроники переяславского дьяконства
- Подробности
- Просмотров: 7389
Иван Павловский. Из хроники переяславского дьяконства.
Публикуется по изданию: Из хроники переяславского дьяконства. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1880. – № 12. – С. 533-546.
Перевод в html-формат и адаптация к современному языку - Борис Тристанов.
— 533 —
Из хроники Переяславского дьяконства.
Повсюдность дьяконского института на Руси упразднена положением 16-го апреля 1869 года. По этому положению "нормальный штат причта каждой самостоятельной приходской церкви полагается: а) из настоятеля и б) одного причетника в звании псаломщика". Дьяконство допускается при церквах в виде исключения. Положение 16 апреля гласит, что "при тех приходских церквах, где будут два штатных псаломщика, или хотя и один, но или прихожане обяжутся содержать в помощь ему вольнонаемных церковников, или сам псаломщик успеет приучить усердствующих из прихожан к клиросному чтению и пению в такой степени, что в этом отношении не может произойти затруднения при отправлении церковного богослужения, предоставляется усмотрению епархиального преосвященного возводить псаломщиков лично в сан диакона, но с тем, чтобы они, оставаясь по прежнему на вакансиях
— 534 —
псаломщиков, не освобождались от исполнения ни одной из соединенных с званием псаломщика обязанностей как по церкви, так и по приходу". Положением "дозволяется также определять к церквам не штатных диаконов, сверх штатных псаломщиков, но только в том случае, когда прихожане от себя назначат таковому диакону достаточные средства содержания, особые от средств содержания штатных членов причта".
Повременная духовная печать в свою пору так отозвалась о дьяконской секуляризация: "отмена особой должности дьякона при церквах приходских бесспорно рациональна... Должность эта, не составляющая существенной необходимости для священно-служения, была обременением для причта в материальном отношении. С отменой же ее средства причта должны увеличиться, а будущие псаломщики, которые лично могут быть возводимы в сан диакона, с успехом будут заменять нынешних дьяконов в отношении к преподаванию в сельских школах, в письмоводстве по церкви и т. п.
Многие говорят, что неимение дьякона при церквах отразится на благолепии священно-служения. Возражение это не имеет силы. И до ныне есть много церквей без дьяконов, даже за-границей, где известная представительность Церкви имеет немаловажное значение в виду окружающего иноверия; однакож никому и в голову не приходит жаловаться там на недостаток благолепия, которое впрочем нисколько и не страдает от недостатка дьякона в данной церкви. Да наконец странно хлопотать о благолепии там, где идет вопрос о существенно необходимом" (Современный Листок, изд. 1869 года, вып. 43).
Тот же орган общественной мысли, за четыре года до отмены дьяконства, держался совершенно противопо-
— 535 —
ложного мнения по тому же самому предмету. Он поставил вопрос — "справедливо ли то, что должность дьякона не необходима?" и отвечал на него в следующих выражениях: "Что она не составляет полной, существенной необходимости ни для совершения таинств, ни для совершения всех других видов богослужения, это неоспоримо, и по этой-то причине есть очень много сельских церквей, при которых дьяконов нет. Но тем не менее мы решительно не желали бы, чтобы должность дьякона была совсем уничтожена при наших сельских церквах. Нужно только найти дьякону дело, которое, кроме участия к священнослужении, делало бы его вполне полезным членом причта; нужно кроме того поставить его в такое отношение к священнику, чтобы соблазна делать он не мог; но пусть эта должность остается, потому что, не будучи существенно необходимой при священно-служении, она все-таки составляет первую степень нашей церковной иерархии; да кроме того и народ наш видит в дьяконском служении черту церковного благолепия, которая ему особенно нравится, и мы на основании самых положительных данных можем утверждать, что он дорожит ею. Нечего говорить еще о другой точке зрения, — о той, вследствие которой церковная практика не может быть так легко меняема, как гражданские порядки и учреждения. Наше православное уважение к церковной практике имеет между прочим то последствие, что в Церкви нашей церковная практика сохранилась со всеми ее обрядами, песнями, богослужебными предметами от самой Глубокой христианской древности, так что даже протестантские исследователи христианских древностей, знакомые с богослужением нашей церкви с удивлением видят в нем не только характер, но и подробности бого-
— 536 —
служения первых веков христианства, и быть может этой черте нашей Церкви суждено быть, по крайней мере на первое время, путеводной звездой, которая приведет к соединению с нею другие христианские исповедания" (Современный Листок, изд. 1865 г., вып. 48).
Сопоставляя эти два радикально противоположные взгляда на одно и тоже дело, приходится сказать: tempora mutantur et opiniones mutantur in illis.
Обращаясь к более надежным указаниям по дьяконскому делу, находим, что дьяконство не имело ни на Востоке, ни в древней России того широкого распространения, которое обыкновенно полагается существовавшим в наличии (Голубинский. "История русской Церкви", первая половина первого тома, Москва, 1880 года, стр. 313). В единоверных православных церквах, как напр. в Буковине, дьяконов в среде белого духовенства в настоящее время вовсе не имеется (Мордвинов: "Православная Церковь в Буковине", Спб. 1874 г.). По свидетельству архимандрита Антонина Капустина, "дьякон вообще редкость на Востоке. Большей частью этих низших сановников церковных можно видеть только при архиерейских кафедрах, обыкновенно весьма молодых, безбрачных, с большим против других образованием, кандидатов не на священство, а на архиерейство" (Поездка в Румелию, Спб. 1879 г., стр. 257).
Применение положения 16-го апреля о дьяконах вызвало на практике довольно много различных разъяснений. Если бы кому пришла охота сделать из них сводку, то составился бы компактный томик. Отмена дьяконства, поверстание дьяконов в состав исправляющих должность псаломщиков отразилось прежде всего неблагоприятным образом на количестве доходов получаемых дьяконами за свою
— 537 —
службу. В 1878 году бывший нижегородский епископ Хрисанф писал, что "ни одна реформа — даже самая благодетельная — не обходится без того, чтобы некоторые отдельные лица более или менее; не пострадали. Что касается дьяконов из числа окончивших курс, которых по преимуществу жаль, то — они кандидаты священства". Вятский преосвященный в 1877 г. писал для сведения и исполнения по епархии: "некоторые дьяконы, состоя на псаломщических вакансиях, отказываются от священно-служения под тем предлогом, что они не состоят на дьяконских вакансиях. Священнику, предлагавшему дьякону сослужить ему, отвечал последний: "я не стану служить, — я псаломщик". Такой ответ обличает в дьяконе неблагопокорливость, упрямство и строптивость характера — качества, совершенно противные его сану. Если не служить, то для чего было принимать сан дьякона, ставить себя, свое вечное спасение в крайне опасное положение по словам вселенского учителя св. Златоуста, во второй молитве пред приобщением св. таин "да не на мнозе удаляяйся (Господи) общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду". Да наконец для чего лишать народ назидания чрез священно-служение, так как священник, особенно имеющий тихий голос, мало или вовсе не слышен народом, когда произносит в алтаре эктении. Тогда только дьякон на псаломщической вакансии должен на клиросе петь и читать, когда некому исполнить в церкви должность псаломщика. Участвовать при совершении богослужения дьяконы обязаны во всяком случае, а служение дьяконское не составляет для них обременения, потому что петь и читать на клиросе не легче служения дьяконского. Совершающаяся, со введением нового штата приходского духовенства, перемена в содержании дьяконов не может служить основанием
— 538 —
к уклонению их от священнослужения: тот же закон, по которому дьяконы перечислены на псаломщические места, дозволяет псаломщиков возводить в сан дьякона, обязывая их в этом случае к священнослужению, но не предоставляя им другого содержания, кроме псаломщического. Подобные перемены по службе не редко случаются и в гражданском ведомстве: закрываются не только отдельные должности, но и целые учреждения, и чиновники оставляются за штатом, с прекращением жалованья. А дьяконы, зачисленные на места псаломщиков, не оставлены без содержания". К этому характерному документу следует добавить, что нестроения, указанные в нем, повторились на Дону, где дьяконы-псаломщики уклонялись от исполнения дьяконских обязанностей даже в двунадесятые праздники. — В нынешнем году последовало довольно выразительное распоряжение нижегородской консистории о "неумалении дьяконского сана" дьяконами, состоящими на вакансиях псаломщиков. Они называли себя "псаломщиками-дьяконами," или просто "псаломщиками". Консистория распорядилась, чтобы дьяковы на псаломщической вакансии назывались дьяконами, а не иным чем, с прибавлением только в нужных случаях — "состоящими на псаломщической вакансии". По местам, как напр., в тамбовской епархии, дьяконам усвоено хотя и официальное, но не совсем понятное, прилагательное "викарный" (Тамбовские Епарх. Ведомости, вып. VI, стр. 172 и 174). Некоторые епархиальные начальства принимали меры к предотвращению безрезонных домогательств дьяконства. Благочинным херсонской епархии вменено в обязанность, чтобы они в свидетельствах своих, под прошениями исправляющих должность псаломщиков, которые просят о рукоположении их в дьяконский сан, означали не только познания, поведение и усер-
— 539 —
дие к службе сих лиц, но и то, достойны ли они этого сана по своим летам, образу жизни и нравственным качествам, и нужны ли дьяконы при тех церквах, при коих они служат, и кто будет исправлять причетнические их обязанности, когда они будут служить в дьяконском сане. — Причтам черниговской епархии предписано, чтобы они с ходатайствами о рукоположении причетников в сан дьякона обращались предварительно в местные благочиннические советы для определения нужды в дьяконе, лучших средств содержания его и достоинства представляемого. — Харьковская консистория в нынешнем году распорядилась по дьяконскому вопросу, как говорится, "на-отрез"; она объявила всем исправляющим должность псаломщика, чтобы они не подавали просьб о возведении их в дьяконский сан, ибо "таковые просьбы не имеют никакого основания".
Таким образом положение дьяконского дела в последнее время показывает, что не мало принято мер к тому, чтобы уменьшить число клириков в дьяконском сане, как признанных почти что лишними в церковном обиходе. Но была пора, когда это дело было поставлено несколько иначе, когда духовная власть была озабочена возможно большим развитием дьяконского института. По этому предмету мы располагаем не лишенными содержательности документами, которые относятся к семисот тридцатым годам переяславской епархии, когда на кафедре ее сидел епископ Арсений Берло. Бывший переяславский кvриарх издал на счет дьяконства следующую грамоту:
Арсений Берло,
Божиею милостью православный епископ
переяславский и бориспольский,
тебе честному наместнику Золотоношскому Василию Петрашевичу,
— 540 —
при благословении Божием и нашем архиерейском, пастырско предлагаем. Известно нам довольно, что во всех великороссийских епархиях древнее установление и применительное причта церковного чиноположение як прежде сего содержано было, так и ныне содержится, в которых не точью в городех и в приходских церквах, но и в сельских приходах, в коих два или три священники при едной церкви зостают, при тех же и диаконы везде имеются. А во многих сельских приходах, хотя где и един священник при церкви обретается, однак и там диакон бывает; в нашей же епархии переяславской не точию при церквах в сельских приходах, но и в городских, где соборныя церкви имеются, дияконов определенных коим весьма быть бы надлежало, не везде имеется. А понеже и в киевской епархии, по примеру великороссийских, дияконы при соборных градских церквах и в сельских довольных приходах действительно содержатся; того ради и мы пастырь, согласуя древнему церкви святой православной восточной установлению и последуя чиноположению, действительно в великороссийских епархиях содержимому, желающе дабы и в нашей переяславской епархии таковый же чин церковного причта, який выше сего ясно изображен был бы отселе в действительном содержании, архиерейско по честности твоей желаем и пильно приказуем, дабы в протопопии золотоношской не токмо в городках сотенных, иде же соборныя церкви именуются, но и во всяческих приходах, в коих но два священника при церквах жительство свое имеют, при тех всех диаконы неотменно устроены были бы, так ради содержания древле-установленного церковного чиноположения, яко и для изящнейшего во священном служении отправления. О чем
— 541 —
честности твоей всеприлежное и неотлагательное надлежит иметь спорение и пильность, чтобы люди к чину к дияконскому во всем удобные тщательным твоим старательством в самой скорости изобретены и нам пастереве представлены были; и тебе честному наместнику золотоношскому, правящему протопопиею золотоношскою Василию Петрашевичу, о выше писанном ведать и в ведомстве своем действительное без отлагательства учинить исполнение. О получении же сего нашего архиерейского указа репортовать в духовную нашу консисторию неукоснительно. Дан с катедры нашей святовознесенской переяславской 1737 года июня 2 дня.
"Звиш именованный Арсений Берло, епископ переяславский и бориспольский".
Имеются некоторые данные к тому, чтобы сказать, что переданное распоряжение епископа было встречено переяславским духовенством неприязненно. На обороте указа об "изобретении" дьяконов, находящегося в нашем распоряжении, какой-то современный протестатор написал такую ремарку: се указ непотребный. Что эта ремарка не являлась субъективным выражением одиночного неудовольствия на предписанную к исполнению меру, — это видно из последовавшего года чрез два после указа о дьяконах распоряжения переяславской духовной администрации по тому же предмету. Распоряжение это имеет характер подтверждения, с примесью внушительного указа. Текст распоряжения следующий: "З духовного епископии переяславской консистору всечестному протопопу золотоношскому Василию предлагается: ясне в Богу преосвященнейшего господина нашего кvр Арсения за подписанием собственныя его преосвященства руки был послан указ: во всей бы епархии при городах при церквах, а по селам где два
— 542 —
священника и довольние приходы имеются были учреждены диаконы. Для отдобы его преосвященства указа некоторые священники достодолжное чиня исполнение к своим церквам приискали диаконов и содержат. А многие таковый архипастырский указ знатно презирая в забвение положили и не токмо диаконов ныне не имеют, но ниже тогда о них старалися; такое же в тое время извинение было от всех произносимо, что многие желают в чин дияконский, только ж не были в присягах на верность ее императорского величества и затем нельзя было их в дияконы постригать; ныне же видимо есть, что так з священнических сынов, яко з дяков довольно годных в дияконы изобрящется, которые уже к присягам были приводимы и записаны в ведение церковниками; того для архиерей Божий изволил повелети сим з духовного консистору ордером подтвердить, дабы по силе прежде посланного преосвященного архипастырского указа (пропуск в документе; — вероятно не вписано нечто в роде следующего: "при церквах были заведены дьяконы и неисполнящий указа"...) плетми наказан будет жестоко. И всечестному протопопу Золотоношскому для ведома и действительного (исполнения) во всей протопопии, где должно быть дьяконам сей ордер духовного консистору распубликовать зараз за получением. Сколько же и при яких именно меских (городских) и сельских церквах ныне имеются и впред имеют быть дьяконы, и при яких и за чим небудут, то обстоятельныя сведения в духовный консистор прислать в самой скорости властию ясне в Богу преосвященного господина архипастыря накрепко приказуется. Дан в катедре Переяславской 1730, года Декабря 18-го дня. — Монастыря Михайловского Переяславского игумен Герман. —
— 543 —
Иеромонах Сильвестр духовник катедры Переяславской. — Иерей Павел Скрипичинский, катедральный писарь".
Таким образом прививка дьяконского института к клиру Переяславской епархии, встретившись с оппозицией, вызвала в видах противодействия крутые меры. Ослушникам епархиального распоряжения нашли нужным пригрозить "плетьми". Эта мера в известной степени должна была предотвратить повадки относиться к архипастырскому указу с "знатным презрением"... Учреждение дьяконов при Переяславских церквах сопровождалось, кроме указанных нестроений, неурядицей в способах содержания дьяконов! Достаточно выразительное свидетельство на этот счет находим в следующем документе:
"Арсений Берло,
Божиею милостью православный епископ
переяславский и бориспольский,
вам, всечестному протопопу Золотоношскому Василию Петрашевичу, честным наместником и пресвитером Божия и нашего архиерейского желающе благословения, пастырско предлагаем: известно нам, что дияконы, где при церквах имеются, не получают доходу, и на якой они кондиции живут, сами о том не ведают; олтарю же служащим от олтаря питатися надлежит. Мы, пастырь, имея во всем смотрение, дабы впредь дьяконы яко служители в деле священническом во всех священнослужениях в церквах за свой труд не были без награждения, сию им определяем кондицию: от бракосочетания, от крещения, от елеосвящения, от погребения, от сорокоустов и панихид, от молебнов, от обеден за усопших и за здоровныя, от посвящения церквей, воды и домов и от всех служений, где
— 544 —
могут дияконы действовать, и что на молитвы прийдется, по примеру настоятельских доходов, четвертую часть дияконам взимать; а поззвонным и приходящим за просфиры доходом дьячки с дияконом по половине имеют делитися. К тому ж настоящий (?) Своему диякону пашни две остачки в год должен дать, где с прихожан берется роковщина; а где не имеется роковщины, то иною кондициею снабжать по возможности своей долженствует — сего почестностям вашим желаем и все наше писание во всей протопопии распубликовать для исполнения пастырско приказуем. Дан с катедры нашей свято-вознесенской Переяславской за подписом руки нашей при печати катедральной 1739 года Октября 30 дня.
"Звиш именованный епископ рукою властною".
Приведенными распоряжениями не исчерпывались заботы епископа Арсения о новоучрежденных в епархиях дияконах. Тогдашнее священство трактовало последних на равне с причетниками, смотрело на них, как на тяглый народ, повинный и исполнению священнических приказаний, хотя бы чрез это низший причет и превращался в священнических батраков. Данные относительно этого предмета изложены в следующей грамоте Арсения:
"Арсений Берло,
Божиею милостью православный епископ
переяславский и бориспольский,
вам, всечестному протопопу Золотоношскому Василию Петрашевичу, честным наместником и всем настоящим пресвитером, нам в духе святом благопослушным сыном, при благословении божием и нашем архиерейском предлагаем. Известно нам пастыреве учинилось, что имеющихся при церквах причетников настоятели к собственной своей работизне и посылкам
— 545 —
так як наемных употребляют, не смотря по нынешних обстоятельствах, что всегда не отступно надлежит быть причетником при церквах, исполняя звание свое, а паче что высоко-торжественные и викториальные дни молебствия и указныя панихиды отправлять, то в отсутствие церковников не воспоследовало бы якое небрежение и остановка довольно им, яко церковным причетником церковного послушания должность радетельно нести. Такожде дияконов и векариев своих настоятели мнят быти яко слуг, не рассуждая, что пресвитеру диякон брат и сослужитель; векарий же во всем настоятелю в администрации божественных священнослужения равен есть: и для того их яко слуг употреблять не надлежит и неприлично, паче же противно пред настоятелем викарию стоять яко рабу. Мы, пастырь, имея о сем наше смотрение — отселе б в нашей епархии таковыя нестроения были искоренены, всем повелеваем церковным причетникам самой токмо церкви прилежати ради благочиния церковного, а для собственных своих посылок и работных своих дел да имеют настоятели особливых, а не церковных слуг; викарии же и дияконы своим настоятелям подобающую только честь и прислушающее повиновение воздавать имеюти; такожде настоятели яко своим со служителем взаимную любовь являти долженствуют. Аще же векарий албо диякон звание свое исполняти не будут, или по себе якое бесчиние покажут, или кто от них досадит своему настоятелеве, таковых настоящему священнику духом кротости наказывать, по правилу св. апостол 56-му: "аще который причетник досадит пресвитеру или диякону, да отлучится; аще не престанет, да извержется"; бити же или штрафовать так протопоп настоящих священников, яко на-
— 546 —
стоятели своих векариев и дияконов, такожде причетников сами собою, отлучать от церквей не имеют власти; но по возможности преступления, аще словесного не послушают наказания, нам пастыреве письменно доносить, которые в нашей духовной консистории за свои вины достойное приимут наказание. О сем всечестному протопопу Золотоношскому Василию, честным наместником и всем пресвитерам ведати и достодолжное исполнение чинить непременно; о сем во всей протопопии распубликовать, дабы неведением не отговаривались; и о получении сего нашего архиерейского приказу в катедру рапортовать почетностям на крепко приказуем. Дан с катедры свято-вознесенской Переяславской при печати и подписи руки нашей 1739 года октября 26-го дня.
"Звиш именованный епископ рукою власною".
Принятые Арсением Берло меры к учреждению в приходах Переяславской епархии дьяконского чина оказались довольно действительными. Дьяконы, бывшие редкими на Переяславщине при Арсении, вспоследствии, благодаря сделанному им почину, распространились довольно обильно в крае. По прежней приходской терминологии церкви до четвертого класса включительно обязательно имели дьяконов; но последние водились и в приходах пятого класса, состоя на причетнических местах. Ко времени издания положения 16-го апреля 1869 года число дьяконов в Полтавской епархии простиралось до 274 человек (Полиевкт: "Сведения о полтавско-переяславской епархии", стр. 12).
И. Павловский.
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |