Церковь св. Захария и Елисаветы в деревне Шляховой Константиноградского уезда
- Подробности
- Просмотров: 8233
Иван Павловский. Церковь св. Захария и Елисаветы в деревне Шляховой Константиноградского уезда.
Публикуется по изданию: Церковь св. Захария и Елисаветы в деревне Шляховой Константиноградского уезда. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1876. – № 6. – С. 214-220.
Перевод в html-формат и адаптация к современному языку - Борис Тристанов.
— 214 —
Церковь св. Захария и Елисаветы в деревне
Шляховой Константиноградского уезда.
Примыкающий к Екатеринославской губернии Константиноградский уезд по свойству почвы, мало-количественности лесов и широко пространственности степей вполне подходит к той отечественной окраине, что зовется Новороссией. В прошлом столетии уезд в церковно административном отношении входил в состав Славенского, потом Новороссийского и затем Екатеринославского епископата; в гражданском отношении уезд составлял часть то Азовской губернии, то Екатеринославского наместничества. Колонизация той части уезда, которая тянется по ту сторону украинской линии, носит, тот же характер, что и в других местностях Новороссии. Она стала правильной и вполне обезопасенной от вредотворных влияний лишь с унич-
— 215 —
тожением Крымского ханства *). На жалованных от казны землях стали возникать поселки; с течением времени они раздвигались, разветвлялись и давали начало новым оседлым пунктам. Часть населения слагалась из великорусского элемента, однодворцев, составлявших до того пограничную; ландмилицию; другая часть жителей принадлежала к малорусским выходцам из не дальних мест, привлеченным в уезд льготами, которые предлагались владельцам земель. С закрепощением пришлого люда, землевладельцы способствовали к увеличению количества поселенных мест в уезде, обосновывая в различных пунктах своих имений хозяйственные заведения. Последние вызывали необходимость иметь при них известное количество рабочих рук. — Под влиянием таких условий возникла и деревня Шляховая. Основание ее надо отнести приблизительно к исходу XVIII столетия. Существованием своим она обязана генерал-майору Алексею Алексеевичу Алымову, который имел жительство в селе Березовке, иначе называемой Алымовке **), и поземельные владения которого, по своей относительной обширности, требовали образования в них нового оседлого жилья, с целью соблюдения экономических интересов при хлебопашестве. Название сей деревни можно выводить из слова шлях-дорога, иногда открытое, свободное для передвижки место. Шляховая, действительно, находится на покатости, открытой со всех сторон. Число дворов в деревне в начале нынешнего столетия не превыша-
*) Дьяков. — Заметки о заселении земель и владении ими в Константиноградском уезде (журнал министерства государствен. имуществ, издан. 1860 года, выпуск VIII, 56-70).
**) Алымов погребен на погосте Циглеровской церкви (в 4 верстах от Березовки).
— 216 —
ло десятка. В приходском отношении Шляховая с самого основания своего принадлежала к церкви с Березовки, находясь от нее на расстоянии пятнадцати верст. С течением времени население Шляховой значительно увеличилось, так что она стала писаться уже не хутором, а деревней и представляла видную часть Березовского прихода. Но далекое пространство, отделявшее Шляховую от Березовки, представляло большие неудобства для сообщений в пору весенних и осенних распутиц по свойству почвы тучного чернозема, который растворяется в месиво непроходимое. Шляховские жители испытывали не маловажные затруднения при выполнении безотложны христианских требоисправлений под влиянием сказанных обстоятельств. Это заставляло шляховцов подумывать о сооружении в пределах своей деревни церкви, но дума осталась бы, вероятно, долго одним предположением, если бы не помогла следующая случайность: в селе Циглеровке Константиноградского уезда в 1869 году графиня Ламберт приступила к подготовлениям для постройки новой каменной церкви на том же погосте, где существовала и прежняя деревянная церковь. С этой целью в доме гр. Ламберт была устроена временная церковь, а старая предположена к съемке. Узнав про это, шляховцы обратились к гр. Ламберт, как к председательнице местного церковноприходского попечительства и своей бывшей помещице *), с заявлением, что они желают приобрести здание циглеровской церкви для переноса в
*) Шляховское имение перешло из рода Алымова к Фамилии гр. Ламберт чрез женитьбу гр. Я. О. Ламберта на дочери майора Н. А. Алымова, Софье Николаевне (по первому мужу жена генерала Бреверн), именем которой названа деревня Софиевка.
— 217 —
свою деревню. В желании сем гр. Ламберт приняла близкое участие. Графиня взнесла за шляховских жителей пятьсот рублей, следовавших с них за церковное здание по оценке оного, и присовокупила к этому денежное пожертвование в сто рублей. Крестьяне деревень Кохановки, Софиевки и других, окружающих Шляховую, испытывавшие затруднения в сношениях с Березовским причтом не в меньшей степени; что и шляховцы, присоединились к ним в вопросе об учреждении в Шляховой церкви. Для покрытия расходов по переносу и постройке церкви, помимо работ натурой, был произведен общественный денежный сбор между жителями названных деревень. Жители Шляховой ассигновали разновременно на сооружение церкви тысячу двести рублей; жители прилежащих деревень шестьсот пятьдесят рублей; двумя помещиками последних деревень пожертвовано сто рублей, сторонних пожертвований собрано до восьмидесяти рублей. Разрешенная епархиальным начальством постройка церкви длилась не долго при внимательном участии со стороны бывшего настоятеля Березовской церкви. В декабре того же 1869 года церковь в Шляховой была уже освящена; ей усвоено значение приписной Березовского прихода.
Церковь находится при въезде в Шляховую на открытой площадке. Она об одной главе, не объемистая по размерам, мало художественная по архитектуре. В одной связи с ней находится колокольня самой скромной высоты. Иконостас обошелся всего шестьсот рублей и, сравнительно с ценой, выполнен состоятельно. Утварь, напрестольные принадлежности, круг богослужебных книг пожертвованы гр. Ламберт на сумму до девятисот рублей. В признательных чувствах за бенефиции графини щляховцы посвятили свой храм
— 218 —
имени св. Захарии и Елизаветы — патронессы жертвовательницы.
Для отправления богослужения в ново построенной церкви иереи села Березовки, которых было два, сначала чередовались между собой по седмично. В 1871 году признано более пригодным, чтобы один из Березовских священников имел постоянное жительство в Шляховой при церкви. Общество шляховских крестьян не замедлило отвести землю под усадьбу для священника и построить на ней дом. В Шляховую перешел из Березовки, состоявший на дьяконском месте, священник Иаков Роговенко.
Церковная библиотека (за выключением богослужебных книг) архив Шляховской церкви пока так не сложны и мало содержательны, что их удобно понести под мышкой.
Не смотря на то, что Шляховская церковь считается приписной к Березовской, размер доходов в ней значительно выше, чем в последней, и цифра прихожан более высока. К Шляховской церкви относится несколько прилежащих деревень. — С 1872 года при церкви стали вестись особые приходо-расходные, метрические и исповедные книги, не зависящие от Березовской церкви. В 1875 году Шляховской церкви выдана и печать ее имени, для употребления в подлежащих случаях, так что зависимость церкви от Березовского настоятеля может быть названа фиктивной.
Население Шляховского прихода слагается из бывших крепостных, ныне собственников. Они не могут считаться в большинстве голутвенными; крепостничество не зашибло здесь способности к осмысленному труду. Относительная высокость заработной платы дает воз-
— 219 —
можность избегать недоимок в взносе налогов, а топографически благоприятные условия, способствующие сподручному сбыту ходкого продукта хлебной биржи — пшеницы, позволяют жить в довольстве.
В пределах Шляховского прихода в деревне Кохановке в 1866 году была заведена народная школа с сторублевым содержанием учителю и с отводом ему общественной квартиры. Школа, прожив на свете год, за переводом учителя в другое место, прекратила свое существование. Возобновлена она лишь в 1875 году, с тем же размером содержания учителю от крестьянского общества. Учителем назначен выслушавший богословский курс семинария П. Я. Роговенко. Немало затруднений выпало на долю этого педагога в Кохановке. Назначенный к месту в сентябре, он нашел школьное помещение в неупорядоченном виде; об учебных книгах и пособиях й помину не было. Застав школу в таком виде, учитель озаботился прежде всего добыть себе учеников. В этих видах он предпринял регулярное посещение деревенских хат, где находились дети, по возрасту годные для поступления в школу. В каждой хате учитель втолковывал хозяевам, что давать ему даром деньги за школу, которой нет, вовсе неразумно, выставлял нынешние преимущества грамотных солдат и т. п., — представлял осязательные доводы для крестьян о необходимости существования школы не по имени только. Результатом учительских посещений было то, что в школу собралось из небольшой деревни до тридцати мальчиков. Для устранения недостатка в учебниках учитель обратился с ходатайством в дирекцию народных школ, которая по мере возможности удовлетворила его представление. — В последнее время крестьяне подумывают об открытии
— 220 —
школы в Шляховой. Необходим толчок, воздействие из образованной среды, чтобы эта дума воплотилась. Пора.
Ив. Павловский.
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |