Из жизни полтавского духовенства (Историко-бытовые очерки)
- Подробности
- Просмотров: 3778
Иван Павловский. Из жизни полтавского духовенства (Историко-бытовые очерки).
Публикуется по изданию: И. Ф. Павловский. Из жизни полтавского духовенства (Историко-бытовые очерки). // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. — 1918. — № 5. — С. 189-191.
Перевод в html-формат и адаптация к современному языку - Борис Тристанов.
— 189 —
Из жизни полтавского духовенства.
(Историко-бытовые очерки).
Помимо организации проповедничества, другим средством для развития религиозного просвещения, служило распространение среди населения книг Священного писания, чем занималось Библейское Общество. Это общество основано в России в 1813 г., в подражание такому же обществу, открытому в Англии в 1804 году методического характера.
В 1818 г. было открыто отделение этого общества в Полтаве. В том же году малороссийский генерал губернатор Н. Г. Репнин обратился с предложением к уездным маршалам об учреждении отделений в уездных городах. Он писал: «Учреждение Библейских Обществ в народах христианских последовало по единой и святой цели распространить чтение Священного писания в полном убеждении, что никакое учение не может быть лучше, как учения праведных и Евангельское Сына Божьего Господа Нашего Иисуса Христа: Оно сообщается ищущим света истины в мертвых письменах Ветхого и Нового Завета и воплощает в сердцах верующих благодать Духа Святого Богу благословившему учредить такое библейское общество в Империи нашей под скипетром богобоязненного Монарха из мужей ревностных и вере и любви Божьей, оно, по обширности пределов государства действует через отделения, учреждаемые в губерниях, а сии через членов своих разносят со смирением Слово Божие в языках». Кн. Репнин, сочувствуя этому обществу, стремился распространить его в крае. Сохранились данные об отделении в Переяславе. Когда Общество было закрыто, то были потребованы отчеты о вырученных деньгах, и в 1839 г. были представлены 251 р. — 43. Продавались: краткий катехизис, богословие христианское, книга «златое» соч. Самуила, раввина иудейского, история Российской иерархии, беседы Евангели-
— 190 —
ста Матвея. В числе книг была почему-то и латинская грамматика. Члены Золотошского Д. Правления сдали протоиерею Даниилу Думитрашко оставшиеся у них книги на 56 р. — 70 к. Славянская Библия продавалась по 6 р. сер., Новый Завет по 2 р. — 70 к. В 1830 г. настоятель полтавского монастыря Гавриил отобрал у известного писателя И. П. Котляревского 717 книг священного писания, бывших в полтавском отделении; хранителем их был поэт. Книги хранились в соборе. 1)
О религиозном настроении населения говорит преосвященный Нафанаил в своем Указе Консистории, касающемся крестного хода в Переяславе. Указ этот говорит о неурядицах в распределении доходов и в то же время о том, с каким усердием население принимает участие в крестном ходе. «Видя, пишет епископ, с каким искренним усердием почитается жителями окрестных и отдаленных мест память св. Страстотерпцев Князей Российских Бориса и Глеба, и какое множество народа посещает во 2 день мая место при реке Альте, где по преданиям пролита вероломным Святополком невинная кровь первого и где в честь обеих Страстотерпцев существует устроенная еще в 17 веке и впоследствии возобновленная Каплица; я по долгу моему, желая с одной стороны доставить крестным на помянутое место ходом, христианское утешение верующим, а с другой предотвратить замеченные в день сей неустройства по благочинию, равно и самые злоупотребления по сбору доходов: кошельковых в пользу церкви и кружечных с пользу духовенства, предлагаю Полтавской Духовной Консистории учинить следующее: 1-е, для отправления 1-го против 2-го мая всенощной, командировать нужное число им в обязанность жителей из Кафедрального собора, поставив им в обязанность отправлять как накануне, так и в самый день праздника и молебны, в пособие приход-
1) Ар. Д. К. 1828 № 255, где помещено дело об этом, помеченное 1839 годом.
— 191 —
скому священнику, который, как известно, по многому числу требующих поклонников, сам отправлять таковых с подобающим месту и случаю благочинием, не успевает. 2 кошельковый сбор внутри Каплицы, предоставить на основании Указа Святейшего Правительствующего Синода в 1826 г., последовавшего в пользу приходской церкви села Демьянец, а внешний в пользу Кафедральной Соборной церкви по тому уважению, что чины оной, отправляясь по неотступному требованию молельщиков в Каплицу с крестным ходом, заимствуют ризницу ее и все прочие потребные к священнослужению вещи. 3-е доброхотные подаяния за те молебны, кои будет отправлять приходский священник, предоставить непосредственно ему, а за отправляемые соборным духовенством обратить в соборную же кружку для общего раздела. 4-е, Наблюдение за благочинием в Каплице и вне оной, равно и за сбором кошельковых и кружечных доходов, в отступлении всякого по оным злоупотребления и самого соблазна, поручить городскому благочинному протоиерею Андрею Крыжановскому местному священно-наместнику Иоанну Евсевскому, и 5-е, так как шествие крестного хода предназнается под моим предстоянием, то известит о сем теперь же Переяславские, градскую и земскую полицию, к зависящему и от них, касательно соблюдения в то время духовного порядка и благочиния, распоряжения". 1) Это распоряжение епископа рисует религиозное настроение населения и заботу о лучшей постановке получения доходов, в чем был, видимо, непорядок.
И. Ф. Павловский.
1) Арх. Д. Конс. 1834 г. № 93.
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |