К портрету князя Николая Григорьевича Репнина
- Подробности
- Просмотров: 13086
Н. С. К портрету князя Николая Григорьевича Репнина.
Публикуется по изданию: Н. С. К портрету князя Николая Григорьевича Репнина // Киевская старина. Ежемесячный исторический журнал. Декабрь 1897 г. Стр. 472-480.
К портрету князя Н. Г. Репнина в формате PDF (779 Kb).
Кн. Николай Григорьевич Репнин.
— 473 —
К портрету князя Николая Григорьевича Репнина.
Прошло уже более пятидесяти лет со дня смерти князя Николая Григорьевича Репнина, этого бескорыстного благородного государственного деятеля, не щадившего ни сил, ни способностей, ни даже личных материальных средств для общественной пользы, а между тем полезная служебная деятельность его не получила еще надлежащей оценки. Мало того, появляющиеся иногда в печати данные для его жизнеописания бывают большей частью ошибочны и, кроме того, иногда представляют в совершенно превратном свете некоторые факты из его жизни и деятельности.
Так как в истории малороссийских казаков князь Николай Григорьевич Репнин занимал видное место, то мы полагали уместным приложить к нашей статьи его портрет и поместить хотя краткие биографические сведения о нем, заимствованные из фамильных документов князей Репниных, за пользование которыми, а равно за любезное разрешение сделать фототипический снимок с портрета мы приносим нашу глубокую признательность его внуку, г. киевскому губернскому предводителю дворянства гофмейстеру князю Николаю Васильевичу Репнину.
Князь Николай Григорьевич родился в 1778 году. Родители его были генерал-адъютант князь Григорий Семенович и статс-дама княгиня Александра Николаевна Волконская. Мать его была урожденная княжна Репнина, дочь одного из замечательнейших государственных людей времени императрицы Екатерины II, генерал-фельдмаршала князя Николая Васильевича Репнина.
Князь Николай Васильевич Репнин был послом в Варшаве, участвовал в войне с турками 1773-1774 гг., за-
— 474 —
ключал в 1774 г. кучук-кайнарджийский мир, в 1778 г. был послом на тешенском конгрессе, предводительствовал русскими войсками во время второй турецкой войны и в 1791 г. одержал блестящую победу над турками под Мачином, за что и был награжден орденом Георгия 1-ой степени; в конце царствования императрицы Екатерины II был генерал-губернатором виленским, гродненским, эстляндским и лифляндским, а при императоре Павле I получил звание генерал-фельдмаршала и был послом в Берлине; в 1798 г. вышел в отставку и 12 мая 1801 г. скончался в Москве 67 лет от роду. От брака с княжной Натальей Александровной Куракиной он имел только трех дочерей, из которых старшая и была княгиня Александра Николаевна Волконская, а так как другие линии рода князей Репниных были беспотомные и со смертью князя Николая Васильевича род пресекся, то император Александр I указом от 12 июня 1801 г. повелел второму сыну князя Григория Семеновича и княгини Александры Николаевны Волконских, князю Николаю Григорьевичу, именоваться князем Репниным, взамен прежней своей фамилии, во внимание к государственным заслугам деда.
Приведем самый указ:
"В ознаменование отличного нашего уважения к воинским и гражданским подвигам покойного генерал-фельдмаршала князя Репнина, в память добродетели его и любви к отечеству, коими в мире и на войне, и на службе, и в уединении, до самого конца жизни своей, был он преисполнен, и в свидетельство, что истинные заслуги никогда не умирают, но, живя в признательности всеобщей, переходят из рода в род, согласно желанию его, ближним его родственникам и нам самим известному, соизволяем, чтобы родной его внук, от дочери его рожденный, полковник князь Николай Волконский принял фамилию его и отныне потомственно именовался князем Репниным. Да род князей Репниных, столь славно отечеству послуживших, с кончиной последнего в оном не угаснет, но, обновясь, пребудет с именем и примером его в незабвенной памяти российского дворянства".
— 475 —
О месторождении и первоначальном воспитании князя Николая Григорьевича мы не нашли никаких сведений. Мать его владела имениями в московской, ярославской, нижегородской, саратовской и костромской губерниях, всего в количестве 2956 душ, и домом в Петербурге; от отца он получил имения в московской и нижегородской, в количестве 1682 душ. Что касается образования, то в формулярном списке его сохранилась следующая запись: "грамоте по российски, по немецки и по французски читать и писать и математики знает".
Князь Николай Григорьевич поступил на службу, будучи 14 лет от роду, 9 октября 1792 года, прапорщиком в лейб-гвардии измайловский полк. Дальнейшую службу он проходил в следующем порядке:
1 Января 1796 г. он произведен в подпоручики, 12 декабря 1796 г. в поручики, 14 апреля 1797 г. переведен в лейб-гвардии гусарский полк, 29 сентября 1797 г. назначен флигель-адъютантом, 25 сентября 1798 г. произведен в штабс-ротмистры, 20 сентября 1799 г. в ротмистры, 27 сентября 1800 г. в полковники, 26 января 1802 г. ему повелено состоять по армии, 17 сентября 1802 г. он был зачислен в кавалергардский полк, 11 сентября 1806 г. уволен от службы по болезни от ран генерал-майором, в декабре 1806 г. нижегородским дворянством избран в уездные командиры земского войска и в кандидаты на должность губернского начальника, 11 ноября 1808 г. вновь принят на службу и ему повелено состоять по армии, 7 января 1809 г. назначен чрезвычайным посланником и полномочным министром при вестфальском королевском дворе, в 1810 г. перемещен на такую же должность при испанском дворе, 15 марта 1812 г. назначен командиром 9-й кавалерийской дивизии, 8 марта 1813 г. назначен генерал-адъютантом, 8 октября 1813 г. назначен генерал-губернатором королевства Саксонии, в каковой должности пробыл до конца 1814 г., 5 марта 1814 г. произведен в генерал-лейтенанты, 22 июля 1816 г. назначен малороссийским военным губернатором и управляющим гражданской частью, в каковой
— 476 —
должности состоял по 1 января 1835 г., 25 июня 1828 г. произведен в генералы-от-кавалерии, 1 января 1835 г. назначен членом государственного совета, 16 июня 1836 г. уволен от службы в отставку.
Из орденов князь Николай Григорьевич имел все русские до св. Александра Невского включительно, в том числе св. Георгия 4-ой и 3-ей степени и много иностранных.
Боевая деятельность князя Николая Григорьевича выразилась в следующем:
В 1795-96 г. г. он числился в составе армии, расположенной в Польше; 6-го июня 1799 г. был переведен в корпус, находившийся под командой генерала Германна. Этот корпус был посажен на суда, входившие в состав эскадры адмирала Ханыкова, в том числе на корабль "Михаил", а потом на английский корабль "Омгейстен", для высадки на берегах Голландии, каковая и произошла 30 августа 1799 г., а затем был целый ряд авангардных дел, закончившихся 8 сентября генеральным сражением при д. Бергоне в алькмаарском округе северной Голландии между русско-английскими и французско-голландскими войсками, при чем первые одержали блестящую победу. После этой победы русский десант был посажен на английском корабли "Сенсибль" для крейсирования вдоль французских берегов и около о. Жерзее до 30 августа 1800 г. В 1805 г. князь Николай Григорьевич участвовал в походе в австрийские владения и в сражении под Аустерлицем 2 декабря 1805 г. был ранен. В 1812 г. князь Репнин состоял в корпусе под начальством графа Витгенштейна и участвовал в сражениях под Клястицами 20 июля, под Свольным 30 июля, под Полоцком 5 и 6 августа, при взятии Полоцка 6 и 7 октября, под Чашниками 20 октября в 1813 г., при преследовании французов за границу, до Данцига, командуя авангардом армии Витгенштейна, он переправился чрез р. Одер у крепости Кюстрин и занял Берлин, вытеснив оттуда и преследуя передовыми отрядами до р. Эльбы корпус французских войск под предводительством вице-короля итальянского, в том же 1813 году, состоя при особе императора Александра I, он участвовал в
— 477 —
сражениях под Дрезденом 14 и 15 августа, под Кульмом 19 августа, под Лейпцигом 4, 6 и 7 октября. В 1814 г. князь Николай Григорьевич, будучи генерал-губернатором королевства Саксонии, командовал на правах отдельного корпусного командира русскими и саксонскими войсками, находившимися в пределах королевства, в 1815 г., состоя при особе императора Александра I, участвовал во втором походе во Францию.
Из вышесказанного мы видим, что князь Николай Григорьевич долее всего занимал пост малороссийского генерал-губернатора, а именно, около двадцати лет. Неудивительно, что он изучил край и нужды всех классов населения во всех подробностях, полюбил Малороссию, считал ее как бы своей родиной и снискал всеобщую любовь и уважение.
Еще более закрепил его связь с Малороссией брак с дочерью министра народного просвещения графа Алексея Кирилловича Разумовского, графиней Варварой Алексеевной, внучкой последнего малороссийского гетмана, графа Кирилла Григорьевича Разумовского, получившей в приданное 5342 души в полтавской губернии, 4553 души в черниговской и дом в Полтаве (кроме того, она владела 4172 душ. в нижегородской губ. и 1837 душ. в костромской.)
По выходе в отставку, князь Николай Григорьевич прожил около десяти лет тяготясь своей бездеятельностью и в огорчении, что его многолетние бескорыстные труды на пользу общественную не нашли справедливой оценки со стороны высшего правительства. Он умер 7 января 1845 г. в м. Яготине пирятинского уезда полтавской губернии и погребен, согласно выраженному им желанию, в Густинском монастыре прилуцкого уезда той же губернии.
И в печати, и в устных преданиях, сохранились различные версии рассказа о причинах выхода его в отставку.
Приведем здесь два отзыва людей, близко к нему стоявших.
Г. Ст. фон-Нос говорит об этом следующее: "мы еще в детстве, живя в центре бывшего управления князя Н. Г. Репнина, слышали о происках и клевете некоей партии на
— 478 —
действия князя. Кто бы мог подумать, что этот видный государственный деятель, горячий патриот, преданнейший слуга престола и отечества был заподозрен и почти обвинен ни более ни менее, как, говоря по нынешнему, в сепаратизме и украинофильстве. И однако это так. И не один князь пострадал от нелепой интриги, но и множество людей ни в чем неповинных. Дело в том, что во время возмущения поляков в 31-м году энергическим и вместе заслуженным доверием Репнин сразу поставил несколько полков казацких. Интрига не усомнилась сию скорость, исправность и чистоту дела очернить особенным, опасным для целости государства влиянием... Государственные заслуги Репнина были, конечно, неизмеримо выше того странного обвинения, каким враги его старались теперь бросить в него, и не оно было ближайшей причиной внезапного удаления его в конце 1834 г. от службы, тут примешались новые обстоятельства: растрата якобы сумм по постройки полтавского института и личное столкновение строгого формалиста Репнина с прибывшим по делу постройки института графом Строгановым" 1)...
И. И. Сердюков, служивший в канцелярии князя Н. Г. Репнина, рассказывает об этом в своих записках 2) следующее:
..."Дела князя Репнина приходили в упадок. Он, бывши еще в 1814 году назначен в Дрезден вице-королем, жил там роскошно, наделал много долгов, поэтому была назначена комиссия или попечительство в Петербурге из графа А. X. Бенкендорфа и д. с. с. Лубяновского. К этому присоединился жандармский донос за недостаток казенных сумм, и князя отозвали в Петербург в члены Государственного Совета. На его место в августе 1835 года прислали графа Строганова, коему и поручено расследование о казенных суммах"...
Главной причиной немилости императора Николая Павловича к князю Николаю Григорьевичу, как видно, была та широкая популярность, которой он пользовался среди всех классов населения Малороссии и причины которой партия са-
1) "Киев. Стар." 1882 г., т. IV, стр. 561 сл.
2) "Киев. Стар." т. IV, стр. 195.
— 479 —
новников, относившаяся вообще несочувственно ко взглядам князя на управление Малороссией и не прощавшая ему его прямодушия, старалась объяснить Государю в опасном для целости государства свете. Особенно беспокоило его противников, а еще более было им на руку, то нравственное влияние, которое он имел на малороссийских казаков, искренно любивших его и готовых исполнять все его веления, о чем упоминает, как мы видели выше, и г. Фон-Нос, в благодарность за его заботы об их благоустройстве 1). Подкапываясь под князя Репнина, противники его выдвигали ему и преемника в лице зятя князя В. П. Кочубея, графа А. Г. Строганова, который, будучи послан в Полтаву для производства расследования о расходовании казенных сумм при постройке полтавского института, о чем подробно рассказывает Сердюков в своих записках, представил все дело в своем докладе Государю в превратном виде. Граф А. Г. Строганов и был малороссийским генерал-губернатором с 12 ноября 1836 г. по 1 января 1840 г.
Два фамильных предания объясняют нам отчасти, почему император Николай Павлович давал веру несправедливым обвинениям, взводимым на князя Репнина его противниками.
Однажды, в бытность князя генерал-губернатором Саксонии, имел проезжать через Дрезден великий князь Николай Павлович. Князь Репнин испросил у императора Александра I на этот случай соответствующих инструкций, при чем повелено было принимать великого князя, с соблюдением всеx правил военной иерархии и дисциплины, не обращая внимания на его высокое звание по рождению, что и было в точности исполнено и не могло, конечно, понравиться юному великому князю.
Князь Николай Григорьевич, глубоко огорченный ссылкой в Сибирь его младшего брата, князя Сергея Григорьевича Волконского,
1) "Родственники рассказывали нам, — читаем в записках Сердюкова — "что он пользовался большим расположением казачьего населения. Был случай в Ромнах, что казаки выпрягли из его кареты лошадей и везли ее сани некоторое время с криками радости".
— 480 —
известного декабриста, не мог присутствовать на короновании императора Николая Павловича. Отсутствие его было, конечно, замечено и истолковано не в его пользу.
Судьбе было угодно, через пятьдесят лет после смерти князя Николая Григорьевича, вознаградить этого благородного государственного деятеля, в лице его потомства, за все испытанные им огорчения, соединив узами брака его единственную правнучку, княгиню Ольгу Николаевну Репнину с правнуком императора Николая Павловича, герцогом Георгием Николаевичем Лейхтенбергским.
Помещенный нами здесь портрет князя Николая Григорьевича относится к 1814 году и принадлежит кисти неизвестного нам, по всей вероятности, немецкого художника. Князь изображен в форме генерал-адъютанта стоящим на знаменитой Брюлевской террасе 1) в Дрездене, им сооруженной и представляющей одну из достопримечательностей города; сзади виден восстановленный им "старый" мост или "мост короля Августа III" через Эльбу.
Кроме этого портрета, который мы выбрали, как изображающий его в самом расцвете его деятельности и почти накануне назначения его малороссийским генерал-губернатором, сохранилось еще несколько портретов князя: 1) 1805 г., эпохи Аустерлица, 2) 1810 г., в бытность его испанским послом, сделанный французской художницей, m-me Hanye, в Париже, в то время, когда Наполеон I удерживал его при себе, находя излишними непосредственные сношения русского двора со своим братом, королем испанским Иосифом Бонапартом, 3) 1830-х годов, исполненный каким то доморощенным художником в Полтаве (не кисти ли юного тогда Шевченка?) и 4) 1841 г., кисти швейцарского художника Hornuny'а, исполненный во время пребывания князя Николая Григорьевича в Швейцарии после отставки.
Н. С.
1) На этом месте был разведен роскошный сад любимым министром короля польского Августа III, графом Брюлем, почему и самая терраса называется Брюлевской. Она тянется вдоль р. Эльбы, к ней ведет от дворцовой площади широкая лестница, украшенная аллегорическими группами, изображающими Ночь, Утро, День и Вечер. Главным фасадом на террасу выходит величественное здание академии художеств.
Ссылки на эту страницу
1 | Автор не указан или подписано инициалами/псевдонимом
[Автор не зазначено або підписано ініціалами / псевдонімом] - пункт меню |
2 | Полтава в публикациях журнала "Киевская старина"
[Полтава в публікаціях журналу "Київська старовина"] |
3 | Указатель книг и статей по названиям
[Покажчик за назвами] - пункт меню |