Тихон (Клитин, Павел Семенович)
- Подробности
- Просмотров: 61876
Тихон (в миру Павел Семенович Клитин), сын священника Смоленской губернии (1835 † 5 дек. 1896 г.). По окончании в 1855 г. Смоленской семинарии, был учителем архиерейских певчих. В 1862 г. принял монашество и поступил в Петербургскую Духовную Академию, по окончании которой был назначен 11 сентября 1867 г. бакалавром в Казанскую Дух. Академию по кафедре священного писания. В 1870 г. был утвержден в степени магистра, а в 1875 г. экстраординарного профессора. Был ректором Самарской семинарии до 1882 г., затем оставил учебную службу и был последовательно настоятелем монастырей Черниговского Елецкого, Новгород-северского, был затем недолго цензором. 18 апреля 1892 г. епископ Муромский, викарий Владимирской епархии, отсюда в 1895 г. переведен викарием полтавским. В конце ноября 1896 г. был назначен на Оренбургскую кафедру, но вскоре скончался в Полтаве и погребен в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Покойный отличался необыкновенной добротой и бескорыстием; он все получаемое жалованье раздавал нуждающимся. Одежда его не отличалась ничем от самого бедного монаха и нередко выглядела поношенной, что давало другим возможность ложно говорить о его небрежности и нечистоплотности. По словам одного иерарха, епископ Тихон был по жизни "праведный".
Из его литературных работ известны
Статьи, посвященные писанию, помещены в журнале "Православный Собеседник"
Статья библиографического характера: о вариантах в книгах Нового Завета, в 1870 г. на соч. проф. А. В. Вадковского (б. Антония, митрополита Петербургского) — "о двух посланиях св. апостола Павла к Тимофею", в 1873 г. на соч. проф. Порфирьева — Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях.
В 1874 г. поместил статью "Опыт объяснения книг св. Писания, из записок на книгу "Исход".
Его магистерское сочинение: "Критический разбор книги Ренана: Апостолы".
Его некролог: Церковный Вестник, 1896 г. и Чернговские Епархиальные Ведомости, 1896 № 24 и 1897 № 6.
Очень подробная биография: Полтавские Епархиальные Ведомости, 1896, 23, 1897, № 3 и 4.
См. о нем: Знаменский. История Казанской Академии, вып. II, 189 стр.
Источник:
Павловский И. Ф. Полтавцы: Иерархи, государственные и общественные деятели и благотворители. Полтава, 1914. Стр.24-25
Тихон (Клітін, Павло Семенович) (1835, с. Язвени Юхновського пов. Смоленської губ., Росія – 05.12.1896, м. Полтава) – духовний письменник, церковний діяч, єпископ.
Син священика. Закінчив Смоленську духовну семінарію (1855) і С.-Петербурзьку духовну академію (1867). Бакалавр (1867), магістр (1870), проф. (1875) богослов’я. З 1860 перебував серед братії Ординської Поріцької пустині, 13.08.1862 прийняв чернецтво, 26.09.1862 рукопокладений у ієродиякона, 22.10.1862 – в ієромонаха. Був учителем і регентом півчих Смоленського архієрейського дому (1855–1862), викладачем (з 1875 – екстраординарний проф.) Казанської духовної академії, ректором Самарської семінарії (до 1882). 19.04.1875 уведений у сан архімандрита. Залишивши викладацьку службу, був настоятелем Чернігівського Єлецького (з 28.09.1882), Домницького (з 1885), НовгородСіверського (з 1888) монастирів, членом С.-Петербурзького духовного цензорного комітету. 18.04.1892 хіротонісаний на єпископа Муромського, вікарія Владимирської єпархії. З 30.11.1895 – єпископ Прилуцький, вікарій Полтавської єпархії. Наприкінці лист. 1896 призначений єпископом Оренбурзьким і Уральським, але під час переїзду помер. Похов. у Полтавському Хрестовоздвиженському монастирі. Вирізнявся добротою і безкорисливістю; усе своє жалування роздавав нужденним, був по життю «праведним».
Пр.: Статьи на сочинение проф. А. В. Вадковского: «О двух посланиях св. апостола Павла к Тимофею» // Православный Собеседник. – 1870; О вариантах в книгах Нового Завета // Православный Собеседник. – 1871; Статьи на сочинение проф. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» // Православный Собеседник. – 1873; Опыт объяснения книг Священного Писания из записок на книгу «Исход» // Православный Собеседник. – 1874.
Літ.: Некролог // Церковный Вест. – 1896; Черниговские Епархиальные Ведомости. – 1896. – № 24; ПЕВ.ЧН. – 1897. – №№ 3, 4; Павловский, 1914. – С. 24-25.
Джерело:
Полтавіка. Полтавська енциклопедія. Том 12. Релігія і Церква.— Полтава: «Полтавський літератор», 2009 - http://history-poltava.org.ua
Фото: http://drevo-info.ru
Тихон Клитин — сын священника Смоленской епархии, Еленского уезда, с. Язвена, родился в 1835 г. По окончании курса учения в Смоленской семинарии, со званием студента, в 1855 г., он до 1861 г. состоял при Смоленском архиерейском доме в должности учителя певчих; 13 августа 1862 г. принял пострижение в монашество и в следующем году вступил в С.-Петербургскую духовную академию для продолжения образования. Избранный по окончании курса советом Казанской академии бакалавром по кафедре св. писания, иеромонах Тихон 2 декабря 1870 г. утвержден был здесь в степени магистра богословия; 19 апреля 1875 г. возведен в сан архимандрита и 9 июня того же года назначен ректором Самарской духовной семинарии. Но в 1882 г. архимандрит Тихон оставил духовно-учебную службу и 28 сентября определен был настоятелем Черниговского Елецкого первоклассного монастыря. Отсюда 27 мая 1885 г. переведен был на настоятельство Домницкого второклассного монастыря, с сохранением за ним личной степени настоятеля монастыря первоклассного, и 15 ноября назначен благочинным монастырей Черниговской епархии. В 1888 году, 21 марта, архимандрит Тихон был перемещен на должность настоятеля в Новгород-Северский монастырь и отсюда в 1891 г., 21 февраля, определен старшим членом С.-Петербургского духовно-цензурного комитета. 18 апреля 1892 г. Высочайше повелено ему быть епископом Муромским, викарием Владимирской епархии, и настоятелем Боголюбова монастыря, а хиротонисан 26 апреля в С.-Петербурге, в Александро-Невской лавре. 30 ноября 1895 г. назначен епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии. Прибыл в Полтаву 16 декабря того же года. 15 ноября 1896 г. назначен епископом Оренбургским и Уральским. Скончался в том же году, 5 декабря, в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре и погребен в склепе тамошней Троицкой церкви, рядом с прахом архиепископа Иоанна († 8 июля 1899 г.) (30).
30) О нем: "Киевлянин", 1895 г., № 346 и 1896 г., № 342. "Полтавские Губернские Ведомости", 1895 г., № 220 и 1898 г., № 96. "Полтавские Епарх. Ведомости", 1897 г., ч. н., №№ 3 и 4, стр. 114—227, 155—173.
Источник:
Бучневич В. Е. Записки о Полтаве и ее памятниках. 2-е изд. Исправл. и дополн. Полтава. 1902 г. Стр. 200-201
Тихон (Клитин, Павел) (1835 - 05.12.1896). Русская Православная Церковь, епископ.
Родился в 1835 году в семье священника с. Язвены, Юхновского уезда, Смоленской епархии.
В 1855 году окончил Смоленскую Поречскую духовную семинарию.
15 июля 1860 г. определен в число братии Ордынской Поречской пустыни и был назначен учителем и регентом певчих Смоленского архиерейского дома.
13 августа 1862 года пострижен в монашество, 26 сентября рукоположен во иеродиакона, а 22 октября - во иеромонаха.
В 1863 году поступил в СПБ духовную академию, которую окончил в 1867 году и был назначен и.д. бакалавра Казанской духовной академии.
Был профессором по кафедре Св. Писания.
В 1870 году получил степень магистра богословия.
19 апреля 1875 года возведен в сан архимандрита и 9 июля назначен ректором Самарской семинарии.
С 28 сентября 1882 г. - настоятель Черниговского Елецкого монастыря.
С 27 мая 1885 года переведен в Домницкий монастырь.
С 21 марта 1888 года - настоятель Новгород-Северского Преображенского монастыря.
21 февраля 1891 года назначен членом СПБ духовного цензор. комитета.
26 апреля 1892 года хиротонисан во епископа Муромского, вик. Владимирской епархии.
С 30 ноября 1895 года - епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии.
С 15 ноября 1896 года назначен епископом Оренбургским и Уральским, но не доехав до епархии на пути скончался 5 декабря 1896 года. (В БЭС т.II, стб. 1372 ошибочно указан год кончины 1903-й. См. "Церковн. Ведомости" 1897, № 1).
Духовный писатель.
Преосвященный Тихон светлая личность с истинно христианской душой, он отличался необыкновенной добротой и бескорыстием, так что, по отзыву знавших его, он все получаемое раздавал нуждающимся и сам нередко оставался буквально без копейки. Одежда его ничем не отличалась от самого бедного монаха и нередко выглядела очень поношенной, что давало другим возможность ложно говорить о небрежности и нечистоплотности этого архиерея.
По выражению одного высокого иерарха, Преосвященный Тихон был по жизни "праведный".
Вот что рассказывает житель Иваново-Вознесенска Александр Константинович о благодатной силе молитвы епископа Тихона:
"В 1893 году я был в гор. Владимире у родственников своих, оставшихся после умершего брата моего Ивана Васильевича Константинова.
В воскресный день, 17 июня, отстоял раннюю обедню в кафедральном соборе, а к поздней литургии намеревался идти в женский Княгинин монастырь, где почивают мощи св. мученика Авраамия; там к началу поздней обедни, ждали крестного хода с иконой Боголюбской Божией Матери.
Утро 17 июня выдалось жаркое, тихое... Ни малейшего ветерка. Солнце палило с безоблачного неба. Накануне вечером была такая же погода, и в раскаленном воздухе появилась саранча, летела она в небольшом количестве по одному направлению, на утро же с восходом солнца неслась такой сплошной массой, что на всех наводила страх и трепет. Полет ее был на высоте домов. Саранча - это большая муха, похожая на майского жука, только немного крупнее.
Когда я пришел в женский монастырь, то увидел в ограде множество народа, приблизительно до тысячи человек, и все, снявши шапки, в ужасе смотрели на летевшую тучей саранчу.
Многие набожно крестились, особенно крестьяне, и говорили: "Гнев Божий постиг нас за грехи наши!" Другие с горькими слезами на глазах, дрожащим голосом вторили им: "Вон беда летит, сядет и все пожрет, поля и сады; опять голод будет!"
С таким замиранием сердца и ужасом смотрели все на этот полет саранчи, предвидя в нем большие несчастия и бедствия.
Я поговорил об этом с монахами, просил их помолиться об избавлении города и окрестностей от надвигавшихся бедствий. Мне ответили монахини, что они поймали несколько штук саранчи, решили показать епископу Тихону и просить его святой молитвы.
Вскоре прибыл ожидаемый крестный ход, и владыка Тихон, взглянув на саранчу, начал в соборе монастыря позднюю литургию.
На правом клиросе пел архиерейский хор певчих, а на левом пели монашенки.
Управляемый регентом А.Е. Ставровским, архиерейский хор пел замечательно хорошо, торжественно и стройно. Вот запели "Херувимскую" песнь... Вдруг в соборе потемнело. Я пришел в недоумение: что это значит? Минут через пять слышу глухие раскаты грома, затем раскаты грома усилились, засверкала молния. Я положительно недоумевал: откуда гром? откуда молния?... менее часа назад стояла жара, дышать был нечем и небо было чистое...
Во время причастного стиха вышел из храма, и что же? - буря... дождь льет, как из ведра... молния кругом и гром почти непрерывны... вода разлилась так, что по мостовой идти нельзя...
К двум часам дня все утихло, и солнце снова осветило ликующую и смытую дождем природу... Куда девалась саранча - этот надвигающийся бич?... Никто ее после того не видал.
Труды:
"Статьи (библиографии): на сочинение проф. А.В. Вадковского: "О двух посланиях св. апостола Павла к Тимофею". "Прав. Собес." 1870.
"Статьи на сочинение проф. Порфирьева": "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях". "Прав. Собес." 1873.
"О вариантах в книгах Нового Завета". "Прав. Собес." 1871.
"Опыт объяснения книг Священного Писания из записок на книгу "Исход". "Прав. Собес." 1874.
Источник:
Благотворительный фонд "Русское Православие" - http://www.ortho-rus.ru
Ссылки на эту страницу
1 | Записки о Полтаве и ее памятниках
[Записки про Полтаву та її пам`ятники]. Бучневич Василий Евстафиевич. Полтава. 1902 |
2 | Крестовоздвиженский монастырь
Крестовоздвиженский монастырь |
3 | Личности - К
[Особистості - К] - пункт меню |
4 | Личности - Т
[Особистості - Т] - пункт меню |
5 | Полтавцы: Иерархи, государственные и общественные деятели и благотворители
[Полтавці: Ієрархи, державні і громадські діячі і благодійники] - Павловский Иван Францевич // Полтава: Т-во Печатн. Дела (тип. бывш. Дохмана), 1914 |
6 | Религиозные деятели
[Релігійні діячі] - пункт меню |