Помочь сайту

4149 4993 8418 6654

Посещение Преосвященным Нафанаилом I, Епископом Полтавским, церквей благочиния третьего участка Константиноградского уезда

Иван Павловский. Посещение Преосвященным Нафанаилом I, Епископом Полтавским, церквей благочиния третьего участка Константиноградского уезда.

Публикуется по изданию: К материалам для истории Полтавской епархии. Посещение Преосвященным Нафанаилом I, Епископом Полтавским, церквей благочиния третьего участка Константиноградского уезда. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1874. – № 20. - С. 750-762.

Перевод в html-формат и адаптация к современному языку - Борис Тристанов.

750

III.

К материалам для истории Полтавской епархии.

Посещение Преосвященным Нафанаилом I, Епископом
Полтавским, церквей благочиния третьего участка
Константиноградского уезда
1).

В последний десяток лет, Преосвященные Архипастыри наши стали делиться с обществом, — при посредстве провинциальных духовных журналов, епархиальных ведомостей, — своими наблюдениями и действиями при обозрении приходов в епархии. В данном разе почин принадлежит епископам Антонию, бывшему Смоленскому 2), и Леонтию Подольскому 3). Архипастыр-

1) В основу настоящей статьи легли следующие документы из архива благочиния третьего участка Константиноградского уезда:

1. Указ Полтавского духовного правления благочинному Сементовскому от 19 мая 1831 года за № 324.

2. Предложение того же благочинного подведомым священно и церковнослужителям от 27 мая 1831 года за № 104.

3. Другое предложение от 10 июня за № 118.

4. Указ Полтавского духовного правления тому же благочинному от 15 марта 1832 года за № 397.

2) Смоленские епарх. ведомости, 1865 года, № 5.

3) Подольские епарх. ведомости, 1863 года, №№ 14 и 15 — "посещение церквей гор. Летичеба Преосвященным Леонтием". Статья эта, полагать надо, тиснута с разрешения Преосв. Леонтия, или же, по крайней мере, им с авторевизованы помещенные в ней довольно объемистые отрывки из его бесед к духовенству и прихожанам.

751

ские отчеты о состоянии обозренных ими частей епархии 4), имеют веское бытовое и административное значение: будучи весьма характеристичным материалом для определения склада жизни епархиального управления, они вызывают в управляемом духовенстве доверие и симпатию к епархиальной власти и возвышают ее достоинство. Ежели эта власть оглашает свои наблюдения, добытые непосредственным соприкосновением с жизнью клира и духовенства, ежели она делает общеизвестными свои мероприятия, вызванные тем или другим наблюдением, стало быть желает возможно большей производительности тому православному принципу, выражением которого она служит — праву право правити слово истины.

Отнюдь не значит однако, чтобы отчеты иерархов о состоянии епархии, — являются ли они в официальной рамке консисторского циркуляра, или в виде живых литературных статей, — были исключительной принадлежностью только настоящего времени. И прежние Архипастыри не оставляли без внимания тех сведений, которые давал им обзор приходов, и ежели эти сведения лежали под спудом, были известны только консистории да тому благочинию, которое посетил Преосвященный, то в таком разе виновата отнюдь не администрация епископская, а несколько своеобразный по-

4) Отчеты эти не всегда носят прямой заголовок и не всегда пишутся самыми Преосвященными; но сущность не в фразе, а в деле. Думаем никто не станет утверждать, что статьи нашего журнала трактующие о посещении Преосвящ. Иоанном, — Кременчугских единоверческих церквей, не могут быть названы своего рода отчетами.

752

шиб, которым отличалась наша духовная пресса до шестидесятых годов. — Общий характер духовной журналистики старого времени, которую, не обинуясь, без всякого предвзятого взгляда можно назвать "казенной", так как у нас до 1860 года не было ни одного частного духовного издания, — это отрешенность от современной жизни обществ и церкви, от общественно-церковных вопросов своего времени. Казенная журналистика, вместо постановки и разработки жизненных вопросов, красноречиво трактовала о недостатках греко-римского мира и в то же время хранила гробовое молчание о неурядицах в общественной религиозной русской жизни, о вопиющих юридических, материальных и интеллектных нуждах русского духовенства... Видимое дело, что епископские отчеты, касавшиеся живой действительности, не могли иметь места в старых духовных журналах, правильнее нравственно-исторических сборниках статей. Теперь, при ином взгляде на вещи, не безвременно будет явиться на свет Божий старым Архипастырским отчетам о посещении приходов. Один из таких отчетов, касающийся посещения Преосвященным Нафанаилом I, Полтавским, церквей благочиния третьего участка Константиноградского уезда, мы делаем предметом настоящей статьи. Не станем множить словес о значении подобных отчетов в качестве подспорья при разработке местной церковной истории: при всей своей сухости они способны пролить свет на некоторые явления мимошедшей жизни сельского духовенства нашей епархии; — в них, между прочим, воспроизводится с одной стороны поразительная внимательность, с кото-

753

рой относились к своему делу Преосвященные, с другой стороны не менее достославная спустя-рукавность духовенства даже в чисто внешнем содержании храмов.

До 1776 года одна часть настоящей территории Константиноградского уезда в церковно-административном отношении принадлежала к Белгородскому епископству, а другая к Киевской митрополии. С учреждением Словенской епархии, по указу Святейшего Синода от 28 июня 1776 года, эти части вошли в состав ново-сформированной епархии, к которой и принадлежали до 1803 года — время присоединения их к Полтавской. В период, начиная с 1776 по 1831 год, Константиноградский уезд видел ли в пределах своих Преосвященных в качестве церковных ревизоров, — не известно; был ли он осматриваем ими до этого времени, доступные нам архивные данные не дают сведений по этому поводу. В архиве Алексеевской церкви села Циглеровки Константиноградского уезда мы отыскали предложение благочинного Воблого, 1800 года, оповещавшее подведомое ему духовенство о посещении владыки, которое однако же не состоялось. Не лишним считаем привесть это предложение и благочинническое целиком. "Правящего благочинного должность, священника Кирилла Воблого, сел Семеновки, Парасковеи-Староверовки, Власовки, Березовки, Циглеровки, Петровки, Поповки, Натальевки священно и церковнослужителям предложение. К сведению дошло мне, что Пре-

754

освященный епископ Афанасий и кавалер, Ново-Российский и Днепровский, намеревает по своей епархии посещать церкви и в них осматривать благолепие. И как еще довольное время к ожиданию его приезда остается, то чрез сие время благоволите себя приуготовить к знанию катехизиса наизусть и к другим потребным ответам, в церквах ваших, как в ризнице, в сосудах, в книгах и в других вещах была бы опрятность и чистота, а особливо в хранении даров, письменные дела, за мою бытность насылаемые, привесть в порядок, исповедные росписи иметь, разные книги, также опись утвари церковной хранить при делах письменных во всякой исправности, ибо в скором времени ревизовать буду непременно. А буде кто по сему неисправным при ревизии Архипастыря нашего окажется, то о таковом изъясненно будет. Сие вам получив и во исполнение на сем подписався, отсылать друг к другу неудержно, а с последнего места доставить ко мне непременно. Апреля 1800 года № 21".

Причина, вследствие которой епископы Словенские, называвшиеся потом Екатеринославскими, а далее Ново-Российскими, не обозревали части своей епархии, что ныне Константиноградский уезд, нам неведома. Преосвященные же Полтавские могли не бывать в уезде в силу отдаленности его от тогдашнего кафедрального города Переяслава. Преосвященный Нафанаил I был первым епископом Полтавским, взглянувшим на степную окраину своей епархии. 13 мая 1831 года Преосвященный Нафанаил дал Полтавской консистории предложение, в котором, между прочим, значилось:

755

"Предприяв, с Божиим благословением, на основании "духовного регламента" о делах епископов 17 пункта и Архиерейской моей грамоты, посетить церкви, вверенной управлению моему Полтавской епархии, и намеревая учинить выезд мой из Переяслава 13 числа настоящего мая, с приличной для служения в городе Полтаве 27 июня свитой, прямым путем чрез Лубны и Хорол на город Полтаву, куда и предполагаю пребыть, если не ко дню Вознесения Господня, то, по крайней мере, к неделе святых отец и, по отправлении литургии в день пятидесятницы, отправлюсь для обозрения всех церквей в Кобелякском и если будет можно, в Константиноградском поветах и возвращусь опять в Полтаву к 27 июня; отсюда в первых числах июля месяца выеду для обозрения церквей в Полтавском, Зеньковском и Миргородских поветах. По обозрении оных имею возвратиться в последних числах июля чрез Лубны в Переяслав. Предлагаю Полтавской духовной консистории, по первой отходящей почте, об отъезде моем из Переяслава дать знать с прописанием сего всем духовным здешней епархии правлениям и монастырям, с предписанием, чтобы благочинные при проезде моем чрез их ведомства, никаких церемониальных встреч не делали, депутатов и духовников не собирали и по сему случаю не делали бы никаких приуготовлений на счет подведомого духовенства или церквей и в особенности приуготовлений и распоряжений, соединенных с обидою священно и церковно-служителей, под опасением в противном случае строжайшей ответственности и законного взыскания.

756

В конце того же мая о намерении Преосвященного Нафанаила духовенство третьего участка Константиноградского уезда было извещено благочинническим предложением. Наметив маршрут Преосвященного (при чем едвали не преднамеренно перетасовал поветы — "владыка отправится для обозрения всех церквей в Константиноградском и, если можно, в Кобелякском поветах") благочинный сообщал: "предписывается вам, с получения сего, позаботиться по долгу своему в церквах приуготовить, вымыть пол и сколько можно и стены, перечистить все напрестольные вещи, а равно паникадила, лампады, кадильницы самым лучшим и аккуратнейшим образом, поочищать по всем местам паутину, пообмывать и поисправлять окошки, опись иметь в готовности, ризы и все вещи сложить по номерам на ряду, приходо-расходные церковные книги должны быть в свое время записаны и подписаны как должно, а равно и метричные, по форме данной — в готовности; около церкви и в близи ограды поочищать, чтобы сора нигде не было, а равно и в домах, чего и благопристойность всегдашняя того требует и на случай посещения его Преосвященством чьего либо жилища 5). До получения от меня какого (либо) предписания из священно и церковно-служителям, а равно и старостам церковным отнюдь, а особенно в даль из дому не отлучаться. Посылать и по возможности приуготовить нужное и для приема епархиального нашего Архипастыря, а равно и находящихся при нем и отнюдь не на церковную сумму".

5) При чтении этих наставлений невольно приходит на мысль облик попа Сильвестра с его Домостроем...

757

Вслед за этим предложением не замедлило вторичное, в котором благочинный писал: "Преосвященнейший Нафанаил лично мне сего июня третьего числа сказал, что он намеревает непременно быть повете Константиноградском и во всех церквах, состоящих в моем ныне ведении, и не позже 15 числа сего месяца; по сему предписывается вам и пред тем дня за два быть в готовности, а равно и после, до приезда и после посещения не отлучаться никому от церквей и старостам объявить и иметь все в чистоте и опрятности, и наслучай для приема его Преосвященства, хотя не много позаботиться".

Что нашел Преосвященный Нафанаил в благочинии, — ответ на это дает его предложение консистории от 27 июля 1831 года. "Посещая — пишет Преосвященный — в прошедшем июне месяце нижеследующие церкви Константиноградского повета, усмотрел я, что в селе Петровке церковь деревянная во имя Сошествия Святого Духа, не давно подчиненная, но колокольня при ней ветха; причтов два на лицо, священники Павел Михайловский и Иоаков Задорожкин, приходских дворов 214, руги 120 десятин, усадебных же мест и школки нет 6), по причине сего один дьячок и

6) В старину в Малороссии при церквах почти везде бывали так называемые школки, т. е. домики, назначенные собственно для училища, но вместе с тем служившие и квартирами для причетников (Полтавские епарх. ведом. 1863 года, № 10, стр. 394. "Мысли об улучшении быта причетников", протоиерея Н. Думитрашко). Забота Преосвященного Нафанаила о школках, будь она даже простое осведомление о существовании их, должна войти в историю русской народной школы... Вспомним, что Император Александр I,

758

один пономарь нанимают квартиры. Приходские доходы для содержания причта достаточны. Ризница достаточна, но не в порядке, и одни не новые ризы в опись церковную не вписаны, в алтаре жертвенник крайне не благовиден. Дьячок здешний Калинник Попов, был пред сим за пьянство в Архиерейском доме на поправлении, не отстает и ныне от своей привычки. — В селе Циглеровке церковь деревянная во имя Алексея человека Божия; колокольня при ней каменная, ограду же решетчатую на каменном фундаменте начинают делать. Причт один, священник и благочинный Павел Сементовский, дьячок и пономарь на лицо. Приходских дворов 250, руги 120 десятин, школки же и усадебных мест нет, а потому дьячок и пономарь нанимают квартиры. Священник живет в довольно хорошем и выгодном доме, выстроенном экономией помещика, майора Николая Алымова, на его же грунте. Доходы приходские скудны и для содержания причта не достаточны. — В селе Березовке церковь Троицкая деревянная огромная, имеющая в правом от юго-запада угле значительное повреждение до гнилости, также и в сводах, отчего бывает течь; колокольня при ней не благовидная на столбах. Причт один священник

приписывал бунт Семеновского полка влиянию существовавшей в полку школы (Пыпин, "Общественное движение при Александре I" стр. 357), и что почти в год ревизии Преосвященного Нафанаила бывший Министр Народного Просвещения Шишков с академической трибуны вопиял о нецелесообразности возможности даже образования низших народных классов...

759

Григорий Роговенко, дьячок и пономарь на лицо. Приходских дворов 502, руги 120 десятин, школки и усадебных мест нет, живут же священник и причетники в собственных домах, выстроенных на помещичьей земле. Приходские доходы весьма скудны. Иконостас в церкви темен и во многих местах осыпался. В селе Власовке церковь Екатерининская деревянная, весьма красиво на каменном фундаменте иждивением и усердием помещицы, девицы Ходоревской, устроенная, внутри и снаружи благовидно выкрашенная, с таковой-же колокольней и красивой каменной оградой. При ней один причт, приходских дворов 180, руги 120 десятин, школки нет. Священник Михаил Воблый и диакон Дараган живут в довольно выгодных домах, устроенных означенной помещицей, дьячку же и пономарю отводится по ее приказанию тоже выгодная квартира. Внутренность церкви весьма благовидна, иконостас новый, богатый; утварь и ризница такие же. Сверх того, со стороны священно и церковно-служителей объявлено мне, что помещица Ходоревская собственно от себя поддерживает домашнее их благосостояние. В селе Медведовке церковь Николаевская деревянная, в одной связи с колокольней, прочная на каменном фундаменте, крытая железом, но полы в ней нужно переменить; при ней только один священник Василий Воблый, учившийся до богословия и бывший благочинным; дьячок же Ольшанский хотя и есть, но еще в январе месяце отлучился и к должности своей по ныне не является; пономаря нет вовсе. Приходских дворов только 70, руги 120 десятин, школки нет. Священник живет в

760

доме, выстроенном генералом Констандиусом на его же и земле. Приходские доходы скудны, а по сей причине и причетников иметь не можно. В селе Парасковее церковь деревянная во имя Казанской иконы Божией Матери в стенах довольно крепкая, но снаружи требующая обшелевания, что уже и производится. При ней причтов два, приходских дворов 341, все воинские поселяне; руги 120 десятин, усадебной земли три десятины, школки нет; священники Григорий Вениаминов и Михаил Четвериков, также диакон и причетники живут в своих домах. Приходские доходы посредственны. — В селе Староверовке церковь Михайловская деревянная, в стенах крепкая, но требует обшелевания снаружи, починки кровли и переменения крылец; при ней колокольня ветхая, требующая перестройки вновь. Причтов три, приходских дворов 300; руги прежде было в пользовании священно и церковно-служителей 120 десятин, а ныне пользуются они только 60 десятинами, усадебной земли 6 десятин. Школки нет. Живут священники, диакон и причетники в своих домах. Приходские доходы довольно достаточны. Чистота и опрятность не соблюдается, ибо на стенах церковных везде множество пыли, от которой оные, как бы от дыму почернели. Суммы на лицо 232 руб. 31 коп. Из священников Иаков Ярмоленко запрещен в священно-служении. — В селе Кирилполе церковь деревянная Иоанно-Богословская в стенах, хотя и крепкая, но снаружи шелевка и кровля совсем почти обгнили, да и полы в церкви очень ветхи, колокольня тоже ветхая и к разрушению близкая. Причтов два. Приходских дворов 250, руги 36 де-

761

сятин и усадебной земли 3 десятины. Священники Иоанн Черемхович и Иоанн Бобырев, диакон и причетники живут в устроенных экономией графини Разумовской домах; при всем том содержание их, по крайней скудости приходских доходов, бедно. Внутренность сей церкви, как и наружность, бедна, иконостас старый и ризница весьма посредственна. Опись церковному имуществу написана с большими ошибками -особенно в наименовании качества вещей и потому должно оную по надлежащей поверки исправить. — В селе Берестовеньке церковь Покровская деревянная, не давно починенная, прочная, покрыта железом и выкрашена благовидно, но полы нужно в ней переделать, а колокольню, устроенную на столбах и не соответствующую фасаду церкви, уничтожить и на месте оной выстроить новую, приличную. Причтов два, но только священники Максим Сокологорский и Иаков Тимофеев были на лицо, а диакон Правдиковский, оба дьячка и оба пономаря явились уже по обозрении церкви. Приходских дворов 253, руги 60 десятин и усадебной земли три десятины. Школки нет. Живут священно и церковно-служители в своих домах. Приходские доходы достаточны для содержания. — Почему Полтавской духовной консистории предписать Полтавскому духовному правлению, что как села Березовки Троицкая церковь по огромности ее и значительным порчам в главных частях здания не может быть в скорости починена, то по сему предложить г. майору Алымову и зятю его, графу Ламберту, не согласятся ли они устроить в селе Циглеровке одну, огромнее нынешней деревянной, каменную церковь, к которой могли бы быть причис-

762

лены и Березовские прихожане. Если же встретят они в сем затруднение, то пусть постараются привесть помянутую Березовскую церковь в надлежащее устройство немедленной прочной починкой; в противном же случае, упразднив сию последнюю, расчислить прихожан по удобности к другим ближайшим церквам 7). Поелику же в селе Медведовке числится только семьдесят приходских дворов, а в смежном с оным, Парасковее, 341, то часть сего последнего, именно 41 двор, отчислить не коснительно по удобности к первому. А дьячка Ольшанского отыскать из отлучки и поступить с ним по указу Святейшего Синода от 27 сего 1831 года, если не объяснит он к оправданию своему уважительных причин долговременной его отлучки. Благочинному Сементовскому за его усердие и деятельность по службе объявить мою признательность".

Иван Павловский.

Село Циглеровка
Константиноградского уезда.
15-го июня 1874 года.

7) Вместо починки старой церкви в селе Березовке воздвигнута Алымовым новая, в более меньших размерах, существующая до настоящего времени.

 

Ссылки на эту страницу


1 Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського]
2 Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций

Помочь сайту

4149 4993 8418 6654