К истории Густынского мужского монастыря
- Подробности
- Просмотров: 5715
Иван Павловский. К истории Густынского мужского монастыря.
Публикуется по изданию: К истории Густынского мужского монастыря. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1907. – № 22. – С. 1002-1008.
Перевод в html-формат и адаптация к современному языку - Борис Тристанов.
— 1002 —
К истории Густынского мужского монастыря.
В 1841 г. преосвященный Гедеон, епископ Полтавский, возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом о возобновлении Густынского монастыря, закрытого в 1799 г. В этом ходатайстве изложена цель его. Епископ Гедеон считал его наиболее удобным местом, как находящемся на острове и удаленном от города, куда возможно ссылать священно и церковно-служителей на эпитемию. Два других мужских монастыря епархии, Крестовоздвиженский в Полтаве и Преображенский в Лубнах, преосвященный считал мало годными для этой цели. Помимо этого, епископ Гедеон предполагал, устроить в Густынском монастыре богадельню для престарелых и неспособных к труду священно и церковно-служителей. В этом ходатайстве преосвященный перечисляет и недвижимое имущество, которым владел монастырь в год его закрытия. В виду этих данных и помещаем целиком это ходатайство.
"В Прилукском уезде, Полтавской епархии есть упраздненный Густынский монастырь, который обращен в ружную церковь. Этот монастырь по святыне, по древности своей, по бывшему изяществу зданий и по уважению к нему всей здешней стороны, занимал во время существо-
— 1003 —
вания своего первое место между монастырями Полтавской епархии. Святость сего места освящена пребыванием в нем Святителя и Чудотворца Дмитрия Ростовского, хотя временным, но достойным сохранения в благоговейном уважении к сему месту. Этот монастырь издревле привлекал к себе многих православных христиан, не только из здешней стороны, но и из других отдаленных мест. Там есть чудотворная икона Божьей Матери, от которой все, прибегающие к ней с верой, получают исцеление. Самое уединенное положение места того весьма много способствовало и теперь способствует тому, что там находился монастырь. Он отстоит от города Прилук в семи верстах на острове, вокруг которого протекает река Удай, на обширной долине, опоясываемой горами. Начало сего монастыря и устройство его было таково. Князь Иеремия Михаил Корбут-Вишневецкий (который в 1669 году был избран и коронован королем польским) подарил тот остров вместе с другими угодьями гетьману малороссийских войск Ивану Самойловичу, а сей гетьман соорудил в 1674 году монастырь, с каменной церковью во имя Святые Троицы о двух престолах, украсив его благолепным иконостасом с позолоткой, сделав под ней подземный ход для погребения, где тела некоторых малороссийских вельмож были погребены. Кроме сей церкви, при сем монастыре находится еще 4 церкви каменного здания, выстроенные старанием настоятелей и пособием малороссийских владельцев, именно Св. Апостолов Петра и Павла, 2 — трапезная Успенская, 3 — во имя Святителя Николая, основанная сверху над брамой, под которой проходит въезд в монастырь и 4 во имя св. великомученицы Варвары и при ней недостроенная колокольня. Церковь сия также над сказанной брамой.
Угодия, которыми пользовался Густыно-Троицкий монастырь во время существования своего, остались по описанию следующие: на погосте вокруг большой церкви сад разного фруктового дерева (сим садом пользуются священно-церковнослужители), сад под названием Никольский с лесом до 20 дес., сад наз. шопарский, сад называемый скиток. Главная экономия была, при хуторе Задунайском, называемом дворец, со всеми хозяйственными разного рода обзаведениями и рыболовлей; при сем хуторе была водяная
— 1004 —
мельница; на плотине, идущей из города Прилук к Густыне, было четыре водяных мельницы, на другой плотине, наз. Соговой тоже были две мельницы, которые все по ветхости уничтожены. В селении Валках есть и теперь водяная мельница, в хуторе Переволошанском, тоже есть такая. Монастырские леса были Дуброва до 500 дес., при слободке Монастырской до 100 дес., при Густынском острове, до 70 дес., при хуторе Заудайском в двух местах до 40 дес., при хуторе Лисковском до 20 дес., при хуторе Крослянском до 90 дес., при селении Дейлановке в разных местах до 25 дес. Пахотные и сенокосные земли и крестьяне были при следующих селениях: в Мациевке, в Половой, Валках, Дейлановке, Дедовцах и в деревнях Левках, Дворец, Стрельниках, Будах и Войтиновщине.
Все сии угодья, принадлежащие Густынскому монастырю, по уничтожении его в 1799 г. июня 2 дня, поступили в пользу казны, кроме 33 дес. земли и сада, состоящего на погосте церковном, который в 1831 году июля 21 дня, по указу Святейшего Синода поступил в пользование священно-церковнослужителей Густынской церкви. Из зданий, по упразднении Густынского монастыря, поступивших в ведение священнослужителей остались следующие: все вышепоказанные церкви, с левой стороны большой Троицкой церкви на каменном фундаменте, три деревянные кельи и три чулана близ тех келий, также на каменном фундаменте, две деревянные кельи и шесть чуланов, колокольня на столбах без крыши, большой сарай, двор настоятельский с садом, кругом огорожен, и в саду настоятельская баня.
Из зданий же, которые поступили в ведомство казенной палаты, числятся при церкви Успения Богоматери каменная трапеза и под ней погреб, при церкви святителя Христова Николая, в браме пять кладовых при церкви Великомученицы Варвары, каменный дом о шести комнатах с погребами под церковью, внизу амбар каменный в два этажа, в браме же четыре кладовых, под церковью Святых Апостол Петра и Павла амбар и две кладовых; каменная пекарня, каменная кухня, каменный погреб, настоятельские кельи на каменном фундаменте о 12 комнатах и при них маленькая кухня, и под ними большой
— 1005 —
каменный погреб, близ брамы Николаевской две большие кельи и пять чуланов больших и два маленьких, от сих келий по правую сторону, под одну крышу 10 чуланов, два чуланчика маленьких и две большие кельи; неподалеку от брамы Варваринской большой каменный амбар, на дубовых столбах, большой колодезь с каплицей, два амбара за трапезной церковью, под коими каменный погреб и наконец, близ брамы Варваринской две большие кельи.
Из всех же вышепоказанных церквей и строений церковь Святой Троицы в стенах прочная, но по древности своей требует починки в главах, крыше, в щекотурке внутри и снаружи; каменная церковь Св. Николая требует таковой же починки. Что же касается до церкви Св. Апостолов Петра и Павла, Успения Пресвятыя Богородицы и Св. Великомученицы Варвары, при ней каменного дома и колокольни, то они по древности своей пришли в разрушение и к починке почти уже неспособны, потому что остались только одни стены с большими трещинами. Из домов ныне существует только один, но и сей требует во всем починки, три каменных погреба развалились и ограда во многих местах начала разрушаться и требует починки. Хотя опустошение сего монастыря и значительное, но при дозволении восстановить его, он может быть приведен в устройство. Восстановление сего монастыря необходимо и в сем отношении, в продолжении всего моего управления сей епархией замечаю я великие неудобства по многолюдству ее при отправлении в находящиеся ныне здесь только два второклассные Полтавский Крестовоздвиженский и Лубенский Преображенский монастыри, священно-церковнослужителей на исправление и другого сословия лиц на эпитемию, ибо первый по своей тесноте, бедности и близости к городу не во всем соответствует назначению исправлять таковых эпитемийных, а последний посещается многими богомольцами, где находящиеся на поправлении и под эпитемией люди могут делать нарекание на самый монастырь и где их неисправность может поселять в приходящих охлаждение к священному месту.
И так описанное достоинство бывшего Густынского монастыря и значительность состоящих при нем строений, выгода угодий, польза по епархиальному управлению, побуждают меня ходатайствовать перед Святейшим Правитель-
— 1006 —
ствующим Синодом об открытии вновь означенного монастыря; хотя заштатным с тем, чтобы земля которая прежде принадлежала монастырю и теперь ни у кого не находится во владении, а отдается в наем, была ему возвращена, дабы доходами, получаемыми с оной мог он содержать себя и обеспечить начальное свое поправление. Многие благотворительные люди изъявили, по христианскому чувству, желание оказать помощь, дабы только восстановить его, как священное место, куда и теперь, хотя не в таком числе собирается народ на богомолье, как в древние времена; но верно при открытии монастыря стечение народа будет многочисленное, когда же монастырь приведен будет в устройстве, тогда можно будет там даже поместить богадельню для престарелых бедных и беспомощных священно и церковнослужителей. О чем Святейшему Правительствующему Синоду на благорассмотрение представляя, долг имею ожидать в разрешение указа".
Святейший Синод, получив это ходатайство, предписал Преосвященному войти в сношение с Полтавской палатой государственных имуществ о том, могут ли быть возвращены монастырю прежние его угодья или, по крайней мере, некоторые из них; с целью обеспечения монастыря в будущем, чтобы он не мог требовать от казны пособия. В делах палаты об этом не нашлось сведений и пришлось обратиться к Окружному Начальнику Прилукского уезда и Прилукскому предводителю дворянства. Все земли, бывшие во владении монастыря, были обращены в казну, а с отобранием крестьян у монастыря, перешедших в ведение казны, были розданы этим крестьянам. Пустопорожних мест в Прилукском уезде, по донесению палаты, не было. Всех казенных крестьян по 8 ревизии числилось 4514 д., в пользовании которых, по данным 1837 года было 17224½ десятины, в число последних вошли и земли, принадлежавшие монастырю. Многие из лесных дач перешли в ведение казны.
Монастырь, как известно, был восстановлен, но не удалось ему получить много из своих прежних угодий. В настоящее время, по сведениям податной инспекции, монастырь владеет следующей недвижимостью: земли под погостами и кладбищем 6 д., усадебной — 20 д. 1521 саж.,
— 1007 —
пахотной — 70 д. 138 кв., лесной и сенокосной — 102 д. 685 кв. саж. и неудобной 3 д. 244 кв. саж., всего земли 202 д. 187 кв. саж.
Мнение уездного предводителя о восстановлении монастыря и об имуществе, которым он прежде владел, сообщил Преосвященному в точной копии Полтавский губернатор Аверкиев. Об имуществе он сообщил только, что оно поступило в казенное ведомство, но за то много говорит о значении монастыря. "Древность и важность местоположения бывшего Густыно-Троицкого монастыря уважительна, святость места сего по преданию народному, достойна благоговейному уважению и ныне чтится в развалинах оного. Монастыря сего остались одни руины, жалко смотреть пришельцу на место святое, обезображенное разрушением, простирающемся до полувека. Оставшаяся громада кирпича от огромных видно зданий ужасает приходящего, но святость места, храм Божий с чудной иконой Божьей Матери, уничтожая все страхи, пробуждает и влечет христианина поклониться святому месту. Непостижимый, непостижимое творит!" Предводитель далее увлекается и касается вопроса о происхождении монастыря, при чем замечает, что Преосвященный Гедеон, в своем ходатайстве, вероятно, по неимению сведений, умалчивает о многом. Предводитель сообщает слышанное им от старожилов предание, что основателем монастыря был не князь Вишневецкий, а митрополит Илларион, пришедший из Киева и устроивший здесь "скиток", где и был настоятелем. Во время его настоятельства, князь Корибут Вишневецкий, заблудившись, однажды, на охоте, забрел в в этот скиток, где нашел радушный прием со стороны братии. Из благодарности за этот прием, Вишневецкий, "благоговея святому месту", оказал достаточное пособие, давшее возможность приступить к постройке зданий. Этот основатель скита, Илларион погребен, по преданию, как сообщает тот же предводитель, не в Густынском монастыре, а в Ладынском девичьем, в нарочно им приготовленной пещере, но где именно, неизвестно, место его погребения "сокрыто". Затем он сообщает, что гетман Скоропадский, полковник Горленко, Маркович и др. много жертвовали на монастырь и наделили его деревнями и
— 1008 —
угодьями (Арх. Полт. губернского правления, 1841-1842 г.г. № 2023/285).
И. Фр. Павловский.
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |