Грамота Арсения Берло, епископа Переяславского и Бориспольского
- Подробности
- Просмотров: 7890
Иван Павловский. Грамота Арсения Берло, епископа Переяславского и Бориспольского.
Публикуется по изданию: Грамота Арсения Берло, епископа Переяславского и Бориспольского. // Полтавские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1880. – № 5. – С. 225-229.
Перевод в html-формат и адаптация к современному языку - Борис Тристанов.
— 225 —
АРСЕНИЙ БЕРЛО,
Божиею милостью православный епископ
переяславский и бориспольский,
Тебе, всечестному протопопу Золотоношскому Василию Петрашевичу, при благословении Божием и нашем архиерейском пастырско предлагаем. Понеже известно нам, пастиреве, что во многих церквах епархии нашей находятся служебники древняго издания, а ныне заграничние типографиях печатание коих обретается, некоторие неисправления яко проскомидии и прочем отправлении Божественной литургии, идеже приложено того ни в греческих, ни в великороссийских служебниках не обретается. Ведати же требуется, что весь чин церковный принесен в Россию из церкви греческой
— 226 —
и все книги из греческого своду на славянско-российский диалект переведены; то каким чиноположением священнослужения и прочия тайны совершаются в церкви православно-восточной греческой, таким же образом действуются и в церквах епархии великороссийских; а здесь, в епархии нашей, многие священники кроме приложения, (которое) в давних служебниках напечатано, еще из своих служений придают церемонии якто сие наипаче чинить обикли что в-пред выходом с евангелием и во время трисвятого, також и, пред великим входом во время херувимской песни стояще у престола обращаются к народу и кланяются в царских вратах, аки благословение в требующе; сие священному чину весьма неприлично паче это и неблагообразно, понеже и св. Василий Великий в главе 24 о Божественной службе ко пресвитеру возбраняет сия: "потщися о пресвитере, представити себе делателя непостыдна правяща слово истинное до часа, в оно же подобает совершати Божественную службу, и тако предстани со умилением и чистым сердцем святому жертвеннику, не озираяся семо и овамо, но в страсе и трепете небесному царю" и проч. — Також многие иереи пред начинанием Божественной литургии чинят отпуст неизвестно по какому чиноположению и кому; — часовом ли, но тие еще не окончены; литуегии ли, но тая еще не совершается. Да и в служении тояж Божественной литургии ониж иереи егда глоголют: "спаси, Боже, люди своя", благословляют предстоящий народ потиром, дьячки же поют испола эти деспота, чего в Великой России никогда не бывает; того ради мы, пастырь, желающе епархии всякого благочиния и исправлено в церквах святых, дабы в оных священослужение было согласно и сообразно древнему установ-
— 227 —
лению святыя церкви, православно-восточныя церкви греческим (?), как по тому устажовленно и в церквах епархии великороссийских везде неизменно совершается, определяем следующее. 1) Священники все градские и сельские в проскомисании, так и в самом служении Божественной литургии Златоустого, Василия Великого и преждеосвященных отправление действовали бы по чиноположению, изображенному в служебниках, противу своду великороссийского исправно напечатанных, сверх отнюдь ничего не прилагая, а именно: пред начинанием коей либо Божественной литургии отпусту не чинить и пред выходом с евангелием и во время трисвятого, також пред выходом великим во время хирувимской песни идуще от престола к жертвеннику ониж иереи озиратися и предстоящим людем кланятися отселе да не дерзают по выше-изображенному завещанию Василия Великого. 2) Всяк служащий берет при окончании коей либо литургии, егда и глоголет: "Спаси Боже, люди твоя", предстоящих людей потиром да не благословляем, но по изречении Со страхом Божиим да поставляет потир на Св. трапезе и поставив, да обращается к предстоящему народу, глаголюще: "Спаси, Боже, люди твоя, да благословим десною рукою крестообразно. Дьячки же отселе не должны петь испола эти деспота, понеже сие певаемо бывает точию при служении архиерейском, — но поют: "Видихом света истинный". 3) Хотя в служебниках не упомянуто о воспоминании на великом выходе местного архиерея, обаче всем священникам надлежит воспоминать зараз по св. правит. синоде. 4) Прилагается и сие. По неже не известно нам, пастиреве, что дьячки приходских церквей, по совершении Божественной литургии и по прочем бываемом церковном пении многолетствия высо-
— 228 —
комонаршего Его Императорского Величества имени також и Высочайшей фамилии читают тихо, спешно и невыразительне, что делается ими весьма не благополучно; того ради всем при церквах градских и сельских обретающимся дьячкам пастырско поваливаем и наикрепчайше притверждаем, дабы они при литургии, по вечерни, и по утрене и по часех высокомонаршее многолетствие отселе провозглашали согласно, пространно и неспешно, во услышание всем предстоящим. Священники людей должны увещевать, чтобы они по отпусте не выходили из церкви, слушали того же многолетствия до окончания. А ежели из них, дьячков, по сему нашему пастырскому определению (кто) явится не послушным и многолетствия по вышеизображенному пения провозглашать небудет, таковой нещадным наказанием конечно имеет быть штрафован. 5) Служебников из типографии печерской киевской, взяв против своду великороссийского исправлено напечатанных посылается к всечестности твоего 39, а проскомидий 47, якие по церквам протопопии золотоношской роздать без всякого отлагательства, взимая за оные деньги с купы церковной, а именно: за каждый фолиеовый *) служебник по 3 руб., за каждый четвертковый по 2 руб. по 20 коп. за малые служебники, что в четверь листа по рублю и по 50 коп.; а за каждую проскомидию по 10 коп.; не взимая ничего выше определенного числа; и такия деньги собрав прислать в дом наш архиерейский неукоснительно; а прежние служебники, яко и ни есть печати все доединого с церквей собрать, також и проскомидии печатныя давния забрав содержать до нашего архиерейского определения. И тебе, всечестному протопопу золотоношскому Василию Петрашевичу, о выше-писанном ведать и в ведомстве своем действительное и *) in folio [большой формат книги - Т.Б.]
— 229 —
неотложное исполнение учинить. О получении же сего пастырского нашего указа без укоснения рапортовать архиерейско повелеваем. — Дан с катедры свято-вознесенской переясловской 1737 года декабря 3-го дня.
Звиш именований Арсений, епископ переяславский и бориспольский, рукою властною.
Представленный "пастырский указ" может служить в известной мере характеристикой церковно-бытовых порядков в Переяславской епархии полтораста лет тому назад. Эти священники, совершающие при литургии действия, не указанные служебником, — с пением "испола эти деспота"; эти дьячки, втихомолку скрадывающие многолетствие могли появиться в своеобразной среде малорусского населения, недавно тогда вступившего в состав великорусской Империи. Переяславский иерарх, отменяя отступления от богослужебного чина, делает указание на практику, имевшую место в великороссийских епархиях, как более согласную с практикой грековосточной церкви.
Ссылки на эту страницу
1 | Библиография И. Ф. Павловского
[Бібліографія І. Ф. Павловського] |
2 | Павловский, Иван Францевич
[Павловський, Іван Францевич] - список публикаций |